Мультипликатор государственных расходов инвестиций налоговый мультипликатор

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом[10], который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где mg ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где mT ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Читайте также:  Комитет по инвестициям цель

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Источник

Мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор

При изменении правительственных расходов получается мультипликативный (множительный) эффект — цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб — фермер купил сапоги и т.п.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государст-венных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу:

Мyg = ΔВНП / ΔG
ΔВНП = Мyg х ΔG

Если в нашем примере прирост госрасходов = 10, а прирост ВНП составил 20, то это значит, что Мyg = 2. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 рубля. Зная величину Мyg, можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок, раздувания (урезания) социальных программ. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным спад национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов. Дело в том, что располагаемый доход складывается, как известно, из двух элементов — потребления и сбережения. А потому снижение потребления зависит от предельной склонности к потреблению. Например, если МРС = 3/4, то увеличение налогов на 20 млрд. руб. приведет к сокращению потребления (совокупного спроса, ВНП) на 15 млрд. руб.

Читайте также:  Привлечь инвестиции иностранных государств

Таким образом, налоговый мультипликатор зависит от МРС, а значит, для того, чтобы прогнозировать последствия увеличения налогов (сокращения совокупного спроса), необходимо умножить прирост налоговых поступлений на МРС и взять результат со знаком минус (-20 млрд. руб. х 3/4= -15 млрд. руб.).

Как видим, налоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы. Причина: госзакупки — целая составляющая совокупных расходов (С+I+G). И если они возрастают на 20 млрд. руб., то график совокупных расходов сдвигается вверх на полные 20 млрд. руб. Налоги же воздействуют на совокупные расходы косвенно (они непосредственное влияют лишь на располагаемый доход, а его влияние на изменение потребления и совокупного спроса зависит от МРС). Если увеличиваются налоги, то в соответствии с основным психологически законом Кейнса сокращается не только (и даже не столько) потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений, проедание их).

Если налоги возрастают на 20 млрд. руб., то совокупные расходы сокращаются при МРС=3/4 на 15 млрд. руб. И при Мyg = 2 ВНП снижается на 30 млрд. руб. Для компенсации этого негативного эффекта необходимо увеличение государственных закупок всего на 30/2 = 15 млрд. руб. Но если одновременно и налоги, и государственные закупки увеличиваются на одинаковую величину (20 млрд. руб.), то в соответствии с так называемым мультиплика-тором сбалансированного бюджета ВНП возрастет.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Понятие мультипликатора. Виды мультипликаторов. Мультипликатор инвестиций, гос. расходов, налоговый мультипликатор.

Под мультипликатором понимается коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Мультипликатор — это число, на которое должно быть умножено изменение в инвестициях, чтобы получить представление об ожидаемом изменении дохода.

· мультипликатор денежного предложения

· мультипликатор инвестиционных расходов

· мультипликатор правительственных расходов

· мультипликатор потребительских расходов

· мультипликатор чистых налогов

· мультипликатор автономных налогов

· мультипликатор сбалансированного бюджета

· мультипликатор внешней торговли

Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):

(49.1)

где K– мультипликатор инвестиций.

Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги.

Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

Читайте также:  Msi rx 470 8gb gaming x майнинг

Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

Понятие экономических циклов, причины циклического развития экономики.

Экономический цикл – это промежуток времени между одинаковыми экономическими конъюнктурами, т.е. время от одного состояния экономики до другого, которые условно одинаковы.

Подходы к объяснению циклического развития:

1) Экзогенный,- влияние внешних факторов: политические потрясения, базисные нововведения, динамика численности, населения, открытие крупных месторождений полезных ископаемых, крупные стихийные бедствия;

2) Эндогеный – влияние внутренних: несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост — подъем);

3) Синтез экзо- и эндогенного подходов.

Цикл и его фазы.

Экономический цикл – это промежуток времени между одинаковыми экономическими конъюнктурами, т.е. время от одного состояния экономики до другого, которые условно одинаковы.

1) I фаза – ПИК, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»;

2) 2 фаза – СПАД. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису;

3) 3 фаза – КРИЗИС. Экономика находится в состоянии рецессивного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы;

4) 4 фаза – ОЖИВЛЕНИЕ ИЛИ ПОДЪЕМ. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Источник

Оцените статью