- Процедура организации и оформления группы компаний
- Понятие группы компаний и законодательное обоснование
- Преимущества групп компаний
- Недостатки групп компаний
- Особенности организации группы компаний
- В каких случаях актуально создание группы компаний?
- Документооборот внутри групп компаний
- Рекомендации к оптимизации документооборота
- Слияние и поглощение компаний
- Что означает процедура слияния и поглощения?
- Разновидности слияния и поглощения компаний
- Цели слияния
- Преимущества и недостатки поглощения
- Алгоритм слияния компаний (основные этапы)
- Необходимые документы для проведения слияния
Процедура организации и оформления группы компаний
Группа компаний – одна из форм существования ЮЛ, отличающаяся своими преимуществами и недостатками. Предполагает особый порядок организации.
Как выявить и учесть общие экономические интересы группы компаний (участников холдинга) при совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность?
Понятие группы компаний и законодательное обоснование
В законе отсутствует понятие «группа компаний». Ранее оно содержалось в законе «О финансово-промышленных группах», однако действовал он до 2007 года. Был отменен в связи с необходимостью прекращения чрезмерного государственного регулирования. На данный момент к группам компаний применимы следующие законы:
- Глава 3.1. «Консолидированные группы налогоплательщиков». Данная глава может применяться весьма ограничено. Связано это с тем, что она регулирует только налогообложение и касается крупных организаций с общим объемом выручки от 100 миллиардов рублей.
- ФЗ «О конкуренции». В нем речь идет об аффилированных лицах. То есть о тех лицах, которые могут воздействовать на работу организации. Это понятие близко к понятию групп компаний, однако оно не является эквивалентным.
Группа компаний и холдинг – это разные понятия. Под холдингом понимают совокупность организаций, где головная компания имеет полномочия на управление дочерними фирмами. Понятие группы компаний в законе отсутствует. Однако сделать вывод о содержании термина можно из сложившейся практики. Группа компаний – это несколько ЮЛ, которые добровольно признают себя группой. У всех организаций, входящих в группу, есть общий круг владельцев.
Преимущества групп компаний
Организации довольно часто объединяются в группы. Связано это со следующими преимуществами этой юридической формы:
- Экономия на закупках. Закупки у поставщиков в большом объеме предполагают получение скидок.
- Отстаивание общих интересов. Участники группы получают возможность лоббировать общие интересы в государственных органах.
- Увеличение управляемости. Большой компанией очень сложно управлять. Проще разделить ее на ряд компаний и назначить в каждой своего управляющего.
- Успешная работа по каждому направлению. Группа компаний позволяет разделить зоны ответственности. К примеру, одна компания занимается транспортировками, другая – рекламой.
- Возможность привлечения менеджеров высокого профессионального уровня. Для управления крупной компанией можно пригласить топ-менеджера. Однако большой организацией очень сложно управлять. Проще разделить фирму на ряд компаний, каждой из которой будет управлять профессиональный менеджер.
- Осуществление оперативного управления. Опыт показывает, что в крупной компании все решения принимаются и реализуются очень медленно. Деление организации на части позволит повысить оперативность.
- Повышение качества продукции. Крупная компания, разделенная на части, как правило, обладает всеми ресурсами для производства продукта за счет самодостаточной системы. Группа организаций занимается и изготовлением товара, и его транспортировкой, и рекламой. Все это позволяет увеличить конкурентоспособность компании.
- Согласованная работа. Все компании придерживаются общей финансовой и инвестиционной политики. Это увеличивает эффективность предпринимательской деятельности.
- Увеличение лояльности со стороны контрагентов. Разделение компаний позволяет создать имидж крупной и влиятельной структуры. Это позволит привлечь новых партнеров, инвесторов.
- Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет работать с низкой эффективностью, это не окажет значительного влияния на остальные организации.
Организация групп компаний – это вовсе не гарантия получения всех перечисленных преимуществ. Оценить все достоинства этой правовой формы можно только при правильной организации и грамотном управлении.
Вопрос: Внутри группы компаний есть необходимость передачи имущества от материнской организации (АО) в пользу дочерней (100%-ное участие) без изменения размера уставного капитала. Закупка оборудования для реализации нового глобального проекта на территории нескольких регионов РФ осуществляется через материнскую компанию, которая распределяет его между дочерними обществами, задействованными в реализации данного проекта. Какие правовые конструкции можно использовать при передаче оборудования? Как они влияют на учет и налогообложение?
Посмотреть ответ
Недостатки групп компаний
Группа компаний – форма, обладающая несомненными преимуществами. Но у нее есть и недостатки:
- Отсутствие конкуренции внутри группы, что может привести к нерентабельности отдельных производств и снижению эффективности.
- Усложненность иерархической структуры, бюрократия.
- Различное налогообложение для каждой из компаний, что предполагает определенные неудобства.
Еще один из очевидных недостатков – отсутствие законодательного регулирования. В нормативных актах не содержится даже понятия «группы компаний». Тем более в законе ничего не говорится о порядке организации рассматриваемой структуры.
Особенности организации группы компаний
Порядок организации не установлен нормативными актами. По этой причине группу компаний юридически оформлять не требуется. Разделение организаций устанавливается исключительно внутренними документами. Их нужно сформировать и утвердить внутри компании. Законодательство позволяет формировать дочерние общества. Это организации, которые с одной стороны являются автономными, а с другой – управляются головным офисом.
То есть первый шаг к созданию групп компаний – формирование зависимых компаний. Сделать это можно несколькими способами:
- Созданием дочерних организаций.
- Приобретением контрольного пакета акций другой компании.
- Заключением договора о совместной деятельности.
Второй шаг – разработка внутренних актов. Они будут регулировать порядок управления, особенности взаимодействия между компаниями.
В каких случаях актуально создание группы компаний?
Создание группы компаний – не всегда наилучшее решение. Разделять большую организацию имеет смысл только в том случае, если на это есть действительная необходимость:
- Компания слишком большая, ей сложно управлять.
- Организация работает сразу по нескольким направлениям: реклама, транспортировка и прочее.
Объединение в группу компаний – это, как правило, способ упростить управление. Все объединенные организации должны быть связаны между собой для согласованной работы.
Документооборот внутри групп компаний
Разрозненная структура компаний предполагает усложнение документооборота. На эту часть работы нужно обратить особое внимание. Существует два варианта организации документооборота:
- Разделение зоны ответственности. В этом случае компания будет отвечать за одну часть документооборота (к примеру, регистрация документов, контроль над их исполнением), другая – за оставшуюся (например, учет документации).
- Собственная система документооборота в каждой компании. В этом варианте каждая организация имеет свое делопроизводство.
Первый вариант актуален в том случае, если дочерние компании возникли из одной головной организации. То есть они тесно связаны друг с другом. Второй вариант подходит для разрозненных компаний, которые были объединены в группу.
Рекомендации к оптимизации документооборота
Документооборот можно оптимизировать. Для этого нужно соблюсти следующие требования:
- Формирование общей инструкции по делопроизводству.
- Организация в каждой компании своей службы делопроизводства. Численность ее зависит от размера компании.
- Установление правил движения документационных потоков между компаниями, входящими в группу.
Для передачи сведений между компаниями может использоваться электронная переписка. Для передачи важных документов следует обратиться к службе курьерской доставки.
Источник
Слияние и поглощение компаний
Для создания единой структуры и объединения нескольких компаний в один бизнес законодательными актами предусмотрена процедура реорганизации, которая проводится в форме слияния либо поглощения. На международном рынке такие сделки называются сделками M&A, в результате которых бизнес выходит на качественно новый уровень.
В рамках сопровождения сделок M&A мы:
- Разработаем стратегию проведения;
- Найдем и проведем оценку целей для слияния или поглощения, подберем объект для сделки;
- Проведем Due Diligence – комплексное исследование компании, выступающей в качестве объекта сделки M&A;
- Оценим активы и ее бизнес;
- Займемся подготовкой документов по сделке и ее реализацией, на связи будет команда правового консалтинга;
- Проведем мониторинг и оценим результаты по сделке.
Что означает процедура слияния и поглощения?
Слияние или поглощение – одни из форм реорганизации бизнеса. При слиянии образовывается новая компания из двух других, здесь возможны два варианта: компании объединяются в одну новую и полностью прекращают свое существование либо происходит слияние активов двух разных компаний, сами фирмы после проведения процедуры не ликвидируются.
При поглощении юрлицо, заинтересованное в покупке нового бизнеса, приобретает более трети долей в уставном капитале поглощаемой компании, которая продолжает свое развитие до тех пор, пока у нее есть другие акционеры. Часто поглощение может преобразоваться в слияние.
Кроме того, в российском законодательстве есть вариант присоединения, и в данном случае все присоединяемые юрлица прекращают свой бизнес и отдают его развитие новой компании, которая и выступила инициатором такого вида реорганизации.
Разновидности слияния и поглощения компаний
Выделяют несколько видов слияния и поглощения:
- Горизонтальное, в котором происходит слияние двух одинаковых фирм с одинаковым бизнесом. Такой процесс снижает конкуренцию на рынке.
- Вертикальное, в котором компании занимаются бизнесом в одной отрасли и имеют схожую специализацию. Обычно это приводит к появлению новой монополии.
- В результате смешанного слияния происходит объединение компаний из разных отраслей.
К поглощению относится присоединение, в ходе которого одна компания покупает основную долю в уставном капитале другой компании.
Цели слияния
При слиянии у нового юрлица уже имеются конкретные права и обязанности, которые компания получила от каждого участника этой процедуры. Иногда слияние выступает в качестве альтернативы ликвидации.
Но при грамотном ведении слияния это отличный инструмент для развития бизнеса, в результате которого объединяются активы предприятий и распределяются доли их учредителей в новой компании.
Слияние фирм дает:
- Дополнение уже имеющихся активов сливающихся компаний;
- Финансовую экономию за счет снижения затрат;
- Снижение конкуренции на рынке.
- Можно рассматривать как альтернативу банкротству, особенно в период кризиса.
Преимущества и недостатки поглощения
В результате поглощения у новой компании:
- Растут позиции на рынке за счет выхода в новые регионы (в том случае, ели она поглощает юрлица из других регионов), увеличивается спектр услуг и клиентская база.
- Происходит объединение технологий, персонала и ресурсов, что положительно влияет на бизнес.
- Возникает необходимость в более строгом контроле за действиями поглощаемых компаний.
Однако у процесса поглощения есть и недостатки:
- Часто возникают конфликты среди учредителей;
- Высокие затраты на реализацию процедуры;
- Потеря выгодных клиентов и качества сервиса;
- Возникает риск ухода квалифицированных сотрудников, изменение внутрикорпоративной культуры.
Алгоритм слияния компаний (основные этапы)
В среднем сроки слияния компании – от 3 до 12 месяцев и за это время нужно учесть интересы не только владельцев реорганизуемых юрлиц, но и их кредиторов, клиентов, разобраться с налогами и бухгалтерским учетом, погасить задолженность внебюджетным фондам.
- Собственники предприятий принимают решение об их слиянии. Местоположение на процесс слияния не влияет, такую процедуру могут провести компании, находящиеся в совершенно разных регионах. После переговорной стадии стороны заключают соглашение о реорганизации путем слияния.
Решение о подписании такого соглашения компании принимают независимо друг от друга, обычно учредители подписывают специальный протокол, который выносится на повестку дня внеочередного собрания владельцев. В протоколе фиксируются предложения учредителей и акционеров по созданию специальной комиссии, которая и занимается слиянием или поглощением, устанавливается порядок передачи имущества юрлиц, его прав и обязанностей.
Если долги вовремя не оплатить, кредиторы могут заявить об их предварительном погашении после публикации сообщения о проводимом слиянии в «Вестнике государственной регистрации» — это специальный журнал, в котором юрлица и предприниматели сообщают о реорганизации, ликвидации и банкротстве. Иначе задолженность по обязательствам оформляется на вновь создаваемую компанию.
Необходимые документы для проведения слияния
Каждая процедура требует подготовки своего пакета документов для подачи в регистрирующий орган. Для слияния нужно сделать:
- Заявление о регистрации новой компании по форме №Р12001;
- Учредительные документы (если подаете их по почте или лично, то готовьте два экземпляра, одного будет достаточно для оформления слияния в электронной форме);
- Квитанция по оплате госпошлины;
- Копии публикаций в «Вестнике государственной регистрации», которые сообщают кредиторам о слиянии либо письма в их адрес;
- Договор о слиянии в одном экземпляре.
В договоре о присоединении указывают порядок и сроки проведения совместного общего собрания участников, и конкретные изменения в учредительных документах компании, к которой присоединяют новое юрлицо. При отсутствии возможности провести совместное собрание нужно это указывать в договоре.
Кроме того, в договор включают сведения о наименованиях присоединяемых фирм, а также на каких условиях они входят в новый бизнес:
- Размер уставного капитала юрлица, к которому присоединяют компании;
- Конкретные действия для каждой из них и сроки;
- Размер долей присоединяемых компаний.
Подать документы в регистрирующий орган можно почтой, через МФЦ, нотариуса либо через сайт налоговой, но у заявителя должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись.
Документы подаются в налоговую по месту нахождения юрлица, к которому присоединяют новые фирмы.
Получить новые документы можно через 6 рабочих дней лично или по доверенности.
Источник