Может ли теплоснабжающая организация устанавливать свои тарифы

Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения

ГАРАНТ:

Статья 11 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 г.

Статья 11. Способы установления тарифов в сфере теплоснабжения

1. Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа.

2. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа.

Информация об изменениях:

Статья 11 дополнена частью 2.1 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

2.1. В ценовых зонах теплоснабжения тарифы на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, формируемые с учетом долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера), включенных в концессионное соглашение или договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются органом регулирования в виде двухставочного тарифа.

3. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили:

1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок;

2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Источник

Правовые аспекты свободного ценообразования в теплоснабжении

Как известно, цены в договоре теплоснабжения и поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (далее – договоры теплоснабжения) могут в отдельных случаях определяться соглашением сторон договора. Такая возможность, в частности, установлена частью 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190) применительно к ценам на:

тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей [1].

До недавнего времени право сторон договора на свободную цену нельзя было признать абсолютным, поскольку часть 2.1 статьи 8 Закона № 190 ограничивала возможность определения ее размера верхним пределом тарифа, утвержденного органами регулирования.

В соответствии с положением части 2.2 статьи 8 Закона № 190 указанное ограничение отменено с 1 января 2018 года.

В связи с этим важно учитывать, что договоры теплоснабжения, будучи разновидностью договора энергоснабжения, отнесены пунктом 1 статьи 426 ГК РФ к категории публичных договоров. Данное обстоятельство обусловливает необходимость соответствия договоров теплоснабжения основным требованиям, предъявляемым законом к категории публичных договоров.

Читайте также:  Охрана территории предприятия своими силами

В свете реализуемого нерегулируемого ценообразования в теплоснабжении особую актуальность в этих условиях приобретает положение пункта 2 статьи 426 ГК РФ, согласно которому в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Концентрация нашего внимания именно на этом положении обусловлена двумя факторами: во-первых, неоднозначностью его формулировки, а во-вторых, возможными правовыми последствиями его несоблюдения [2].

Указанные причины объясняют потребность в прояснении сути нормы пункта 2 статьи 426 ГК РФ.

Решению поставленной задачи препятствует, на наш взгляд, отсутствие законодательного определения таких значимых (для целей корректного применения пункта 2 статьи 426 ГК РФ) понятий как «одинаковая цена» и «категория потребителей», что оставляет без очевидных ответов следующие важные вопросы:

1) требует ли норма абсолютной формальной идентичности цены и, как результат, запрещает ее дифференциацию в отношении потребителей одной категории или, в определенных случаях, «уникальная» цена все же допустима;

2) каковы критерии определения категорий потребителей, в отношении которых необходимо соблюдение предписания об одинаковой цене.

Обозначенная неопределенность может провоцировать произвольное правоприменение, в связи с чем нельзя исключать возможность его развития по сценарию буквального (ограничительного) прочтения пункта 2 статьи 426 ГК РФ, свидетельствующего о якобы принципиальном запрете на согласование сторонами индивидуализированной цены.

Вместе с тем, такая интерпретация представляется нам ошибочной и оторванной от реальных целевых ориентиров нормы.

Блокируя сторонам договора возможность определения комфортных для себя ценовых условий, буквальное прочтение пункта 2 статьи 426 ГК РФ, помимо очевидного игнорирования гражданско-правовых принципов свободы договора и беспрепятственной реализации гражданских прав, дискредитирует и саму идею нерегулируемого ценообразования, подрывает основы рыночных отношений в отрасли, снижает ее инвестиционную привлекательность.

Все это определяет необходимость осмысления нормы в системной взаимосвязи ее буквы и актуального юридического контекста.

Такая установка в сочетании с потребностью гармонизации применения положений гражданского законодательства с вышеприведенными правовыми принципами и задачей защиты интересов слабой стороны правоотношения могут свидетельствовать об отнесении к целям анализируемой нормы не формальную идентичность договорных условий о цене, а предотвращение ценовой дискриминации приобретателя энергии.

Для выявления же более четких рамок соблюдения пункта 2 статьи 426 ГК РФ следует обратиться к определению термина «дискриминация», под которым в антимонопольном законодательстве понимаются такие условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами [3].

Из этого следует, что выполнение условий ценовой недискриминации может определяться равенством положения потребителей одной категории при урегулировании цены с поставщиком энергии.

В свою очередь, достижение равенства положения видится в подчиненности процессов формирования цены единым правилам, основанным на общедоступности информации о порядке (принципах, методиках) формирования цены, единообразном и повсеместном применении такого порядка.

Игнорирование же этих правил с высокой долей вероятности может быть признано дискриминационным, то есть не соответствующим требованиям пункта 2 статьи 426 ГК РФ [4].

Использование ценовой недискриминации в качестве ценностного ориентира анализируемой нормы абсолютно оправданно и при поиске критериев категорирования потребителей, в отношении которых требуется соблюдение требования о равенстве их положения при определении цены.

И здесь предотвращение дискриминации может быть обеспечено применением максимально гибкой системы категорирования, учитывающей любые возможные индивидуализирующие аспекты теплоснабжения: технические, финансово-экономические, социальные и др.

Иной подход, в частности основанный на поиске исчерпывающего перечня критериев группирования потребителей по категориям, представляется нам малооправданным, поскольку сопряжен с риском игнорирования индивидуальных особенностей теплоснабжения при формировании цены договора.

В заключение хотелось бы отметить, что повышение правовой определенности и правоохранительного эффекта нормы пункта 2 статьи 426 ГК РФ требует законодательного уточнения ее актуальной редакции.

В качестве целевой можно, в частности, предложить следующую формулировку:

«В публичном договоре цена товаров, работ или услуг определяется сторонами договора с учетом индивидуальных особенностей их взаимоотношений и на основании единых правил, обеспечивающих недискриминационное (равное) положение потребителей.».

Читайте также:  Mts тариф свой бизнес

До момента уточнения формулировки сторонам договора теплоснабжения следует учитывать высокую вероятность полярного восприятия правоприменителем содержащегося в пункте 2 статьи 426 ГК РФ нормативного посыла.

[1] Между тем, в силу части 2.2 статьи 8 ФЗ № 190 по-прежнему сохраняется ценовое регулирование на: (а) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, реализуемые в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; (б) тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, производимые с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час; (в) тепловую энергию, реализуемую конкретному потребителю в условиях, когда объем ее поставки данному потребителю за 2017 год составил менее пятидесяти тысяч гигакалорий.

[2] Так, например, в силу прямого предписания пункта 5 статьи 426 ГК РФ, нарушение пункта 2 указанной статьи влечет за собой ничтожность соответствующего условия договора о цене. Невыполнение требований пункта 2 статьи 426 ГК РФ может быть при определенных обстоятельствах расценено и в качестве нарушения продавцом энергии запрета злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке в форме создания дискриминационных условий (статья 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[3] Пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[4] Например, очевидным нарушением пункта 2 статьи 426 ГК РФ следует признать непредоставление потребителю «А» скидки к цене (по причине прямого отказа в ее предоставлении либо сокрытия информации о возможности ее получения), ранее предоставленной потребителю «Б», относящемуся к одной с потребителем «А» категории. В данном случае налицо ценовая дискриминация потребителя «А».

Источник

Тонкости теплоснабжающей деятельности

Вопрос:

Основным видом деятельности нашего ИП является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. ИП владеет собственной котельной, которая построена им на земельном участке, находящимся в общей долевой собственности с двумя физическими лицами (в дальнейшем потребители) с долей собственности 1/3 у каждого.

Котельная изначально используется в составе собственных сушильных камер (сушильный комплекс для сушки пиломатериалов), которые сдаются в аренду стороннему ИП. Недавно котельную стали использовать для отопления офисного здания, которое также является собственностью у тех же физических лиц (по 1/3). В здании располагаются организации и ИП всех троих собственников.

Внутренние тепловые сети едины и потребители вынуждены пользоваться теплом вырабатываемым нашим ИП. В этой связи в соответствии с ФЗ-190:

1. Мы являемся теплоснабжающей организацией?

2. Обязаны ли мы вступать в СРО?

3. Попадаем ли мы под регулирование тарифов?

4. Как возмещать понесенные расходы на содержание котельной и выработку тепла в части отопления помещений потребителей? В расходы на содержание котельной идет полная себестоимость, от зарплаты операторов котельной до материалов (дрова), теплоносителя, и электроэнергии.

5. Как грамотно заключить договоры на возмещение издержек по отоплению? Возможно ли включить эти затраты в сумму арендной платы для арендатора ИП сушильного комплекса с последующим перевыставлением уже им затрат на отопление конечным потребителям? Заранее благодарим!

На вопросы отвечают юристы: Юридического агентство «ЮС КОГЕНС»

С точки зрения закона

Ответ:

1. Является ли ИП, владеющий котельной и осуществляющий отопление здания, теплоснабжающей организаций?

Да. Отметим, что в законе «О теплоснабжении» (далее – закон) (пункт 11 статьи 2) указано, кто является теплоснабжающей организацией. Это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии, теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). Поэтому, ИП, владеющий котельной на любом законном основании (собственность, аренда и др) и осуществляющий продажу произведенной тепловой энергии другим лицам, является теплоснабжающей организацией.

Читайте также:  Открыть ферму коров бизнес план

Как мы поняли из вашего обращения, в настоящий момент котельная используется одновременно и как сушильный комплекс для сушки пиломатериалов, и как объект теплоснабжения. Если как объект теплоснабжения его использует ИП собственник – он является теплоснабжающей организацией. Если такая эксплуатация котельной осуществляется арендатором – значит, теплоснабжающей организацией является он.

2. Обязана ли теплоснабжающая организация вступать в СРО?

Нет, в законе содержится норма, позволяющая теплоснабжающим организациям самостоятельно определиться, вступать в СРО или нет. Никаких ограничений в деятельности невступление в СРО не влечет.

3. Попадает ли ваша теплоснабжающая организация под государственное регулирование тарифов на теплоснабжение?

Нет, если мощность источника тепловой энергии (котла) составляет менее 10 Гкал/ч и (или) поставки потребителю тепловой энергии осуществляются в объеме менее 50000 Гкал (согласно пункту 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075. Данное положение действует с 01.01.2019). В этом случае цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Но следует отметить: если реализация тепловой энергии и (или) теплоносителя производится для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению или заключено концессионное соглашение, объектом которого являются объекты теплоснабжения, государственное регулирование тарифов сохраняется, даже если деятельность теплоснабжающей организации соответствует критериям свободы от установления цен «сверху», указанным в предыдущем абзаце.

4. Как возмещать понесенные расходы на содержание котельной и выработку тепла в части отопления помещений потребителей? В расходы на содержание котельной идет полная себестоимость, от зарплаты операторов котельной до материалов (дрова), теплоносителя, и электроэнергии.

Если государственное регулирование тарифов на вас не распространяется — заключать с потребителями договоры теплоснабжения и в их стоимость включать указанные расходы.

Пока договоров нет, можно обратиться в суд с заявлением о взыскании с потребителей неосновательного обогащения в размере произведенных на отопление расходов. Как показывает судебная практика, такие иски суды удовлетворяют. Главное, документально обосновать все понесенные расходы – например, выплата зарплаты операторам котельной подтверждается платежными поручениями или квитанциями к приходным кассовым ордерам, расчетными листками; покупка дров, теплоносителя — договорами поставки, товарными накладными, платежными поручениями, квитанциями к приходным кассовым ордерам, актами сверок с поставщиком, авансовыми отчетами; оплата электроэнергии – квитанциями об оплате, чеками, платежными поручениями и т.д.

Но простого перечисления всех расходов мало — важно, чтобы расходы соответствовали действительной мощности котла отопления и объему дров, необходимых для отопления. В случае отсутствия таковых сведений по делу может быть проведена судебная экспертиза (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.07.2018 N Ф09-2543/18 по делу N А76-21581/2016).

5. Как грамотно заключить договоры на возмещение издержек по отоплению?

В данном случае требуется заключение договора теплоснабжения, а не договора на возмещение издержек по отоплению, и в его цене учесть все понесенные расходы. Если тариф на теплоснабжение устанавливается государством (региональной энергетической комиссией), возможность возмещения расходов, размер которых превышает тариф, отсутствует.

Чтобы договор действовал эффективно и защищал ваши права, можно обратиться за помощью к юристу или самостоятельно подготовить его с учетом всех требований, предъявляемых к такому соглашению законом «О теплоснабжении» и Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в частности, раздел III «Существенные условия договора теплоснабжения»).

6. Возможно ли включить эти затраты в арендную плату для арендатора ИП сушильного комплекса, чтобы расчет по таким затратам с конечными потребителями осуществлялся арендатором?

Да, если стоимость аренды источника тепловой энергии (котла) входит в состав арендной платы, и только в части аренды для расположения котельной. В таком случае в договоре аренды можно предусмотреть обязанность арендатора осуществлять теплоснабжение, заключать договоры теплоснабжения с потребителями.

Источник

Оцените статью