Может ли глава администрации иметь свой бизнес

Прокурор разъясняет — Прокуратура Курской области

Прокурор разъясняет

Отвечает заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Виктория Ковалева:

Законодательством о противодействии коррупции главам муниципальных образований запрещено участвовать в управлении коммерческой организацией, а также заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Нарушение данных запретов влечет досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования.

Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг как лично, так и через доверенных лиц.

Сложившаяся судебная практика учредительство в коммерческой организации к предпринимательству не относит. Поэтому, сам по себе факт учредительства в коммерческой организации не свидетельствует о нарушении запрета заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем, характер осуществляемой юридическим лицом деятельности и роль учредителей в его управлении, возможность возникновения конфликта интересов могут свидетельствовать о нарушениях названных запретов.

Таким образом, глава муниципального образования может быть учредителем юридического лица, однако не вправе управлять им. В случае возможности возникновения конфликта интересов глава муниципального образования обязан передать акции, доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций в доверительное управление.

Прокуратура
Курской области

Прокуратура Курской области

15 октября 2018, 10:52

Может ли глава муниципального образования заниматься предпринимательской деятельностью и быть учредителем юридического лица?

Отвечает заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Виктория Ковалева:

Законодательством о противодействии коррупции главам муниципальных образований запрещено участвовать в управлении коммерческой организацией, а также заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Нарушение данных запретов влечет досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования.

Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг как лично, так и через доверенных лиц.

Сложившаяся судебная практика учредительство в коммерческой организации к предпринимательству не относит. Поэтому, сам по себе факт учредительства в коммерческой организации не свидетельствует о нарушении запрета заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем, характер осуществляемой юридическим лицом деятельности и роль учредителей в его управлении, возможность возникновения конфликта интересов могут свидетельствовать о нарушениях названных запретов.

Таким образом, глава муниципального образования может быть учредителем юридического лица, однако не вправе управлять им. В случае возможности возникновения конфликта интересов глава муниципального образования обязан передать акции, доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций в доверительное управление.

Источник

Вопрос по назначению главы сельского поселения и деятельности ИП

Добрый день! Гражданину, имеющему ИП, осуществляющему (аквакультуру) рыбоводство,имеющему в аренде рыбоводный участок (собственник Федеральное агенство по рыболовству), предложили стать главой сельского поселения. Можно ли ему в данном случае не прекращая ИП стать главой сельского поселения?

Задача в этом вопросе такая: индивидуальный предприниматель заключил договор на 10 лет с Федеральным агентством по рыболовству по аренде водоема. Сейчас, если он прекратит своё ИП, то можно ли каким-нибудь образом передать полномочия по оставшемуся сроку аренды этого водоёма, другому юр лицу, на усмотрение этого предпринимателя, без проведения торгов? Т е может ли этот предприниматель передать право аренды водоема другому юр лицу на своё усмотрениние? Копию договора прилагаю

Должность главы поселения на постоянной основе? То есть зарплату глава получает? Если нет, то ограничений нет (см. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности

3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления;

Читайте также:  Профессионал своего дела сочинение рассуждение

Можно ли ему в данном случае не прекращая ИП стать главой сельского поселения?

Согласно ст. 14 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ, муниципальный служащий не может заниматься предпринимательской деятельностью.

может ли этот предприниматель передать право аренды водоема другому юр лицу на своё усмотрениние?

Из п. 7.1 договора следует, что уступка прав третьим лицам не допускается, соответственно передать право аренды по своему усмотрению нельзя.

Работаю в ОМСу. Ответ, однозначно НЕТ.

Согласно пункту 9. статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации -Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

На моей практике встречаются ИП желающие, попробовать себя в роли главы МО. Для этого достаточно подать заявление в налоговую инспекцию о прекращении ИП и пройти известную процедуру избрания. Свой бизнес на период работы, как правило, переоформляют на родственников. Будут вопросы — пишите.Удачи)

Глава сельского поселение является муниципальным служащим и не может осуществлять предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п. 3 ч. 1 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 N 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.

Читайте также:  Крепление птф газель бизнес своими руками

Глава МО не является муниципальным служащим, но замещает муниципальную должность как выборное должностное лицо!

Глава муниципального образования может руководить местной администрацией в соответствии с Уставом сельского поселения, с которым заключается контракт.

Например, в Ивановской области глава муниципального образования является одновременно главой местной администрации, соответственно, он является муниципальным служащим.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018)
Статья 37. Местная администрация
1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.

Согласно ст. 2 Закона Краснодарского края от 08 июня 2007 года N 1243-КЗ «О РЕЕСТРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ И РЕЕСТРЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления используются следующие наименования должностей муниципальной службы:

первый заместитель главы администрации (первый заместитель главы муниципального образования);

заместитель главы администрации (заместитель главы муниципального образования).

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (п.2 ст. 6 №25-ФЗ)

Источник

Бизнесмен в губернаторстве

Главный принцип: государственный человек должен четко отделять свой интерес от служебного. В наши времена это тем более актуально, что на высокие государственные посты нередко приходят богатые люди, состоявшиеся в бизнесе. Очень важно, чтобы они сумели провести четкую грань между своим коммерческим прошлым и государственным настоящим.

Примеров можно привести немало. Скажем, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в должности главы региона работает с 29 мая 2012 года. До этого, как сообщает пресса, он возглавлял ООО «Управляющая компания «Истлэнд». В активах группы компаний «Истлэнд» пароходство, авиакомпания, гостиницы и другие бизнесы. Поэтому не стало сенсацией, когда весной 2013 года, по итогам ежегодной кампании по декларированию доходов, Сергей Ерощенко вошел в число самых богатых губернаторов России. Как сообщала пресса, в 2012 году он, согласно декларации, заработал почти 127 миллионов рублей.

Читайте также:  Быть юристом или открыть свой бизнес

Нет ничего плохого в том, что успешные люди приходят на госслужбу. Предполагается, они принесут с собой опыт и свежие идеи, что будет полезно для государства. Но высокопоставленные люди обязаны помнить, что их прошлый бизнес дальше должен жить сам по себе. Если фактически родные чиновнику компании начинают процветать на вверенной ему в управление территории, это всегда выглядит подозрительно, какие бы объяснения по этому поводу ни звучали.

В свете этого трудно оставить без внимания публикации, появившиеся в последнее время по поводу государственных контрактов и субсидий, которые вдруг стали получать в Иркутской области компании, входящие в холдинг «Истлэнд». Скажем, по данным СМИ, «ради возрождения местной авиации» из регионального бюджета было выделено более 88 миллионов рублей для закупки самолетов частной авиакомпании «Ангара», являющейся структурным подразделением «Истлэнда». Еще почти на 150 миллионов рублей эта же компания получила субсидий на перевозку людей в малодоступные районы. При этом из отчета правительства Иркутской области узнаем, что за прошлый год авиакомпанией перевезено 1588 пассажиров. Пресса подсчитала: перевозка одного пассажира фактически обошлась бюджету области почти в 100 тысяч рублей (не считая стоимости билетов).

А другая структура компании «Истлэнд» — Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП) — одержала победу в госторгах по реконструкции причалов Сахюрта и Ольхона на 201 миллион рублей и на строительство современного грузопассажирского парома стоимостью 252 миллиона рублей. Правда, как пишет пресса, за всю свою историю ВСРП никогда целенаправленно не занималось реконструкцией причалов и строительством паромов.

Можно ли в данной истории говорить о конфликте интересов, возникшем у губернатора? Верховный суд России в своем обзоре определяет конфликт интересов как «противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призвание служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. )». Из примеров становится ясно, что в основном речь идет о ситуациях, когда либо сам служащий, либо его родственники имеют бизнес, и служащий этот бизнес проверяет или размещает у него заказы.

Спасает ли в подобных случаях формальное дистанцирование чиновника от своих бывших компаний, когда акции, скажем, передаются в доверительное управление? Возможно. Но тогда, наверное, стоит принять закон, запрещающий подобным компаниям работать там, где управляет чиновник. Это было бы хорошей профилактикой конфликта интересов. Тем более что выдвижение миллионеров на высокие посты не всегда себя оправдывает. Может, дело в том, что некоторые руководители все-таки излишне отвлекаются на свои прошлые детища?

Так, до сих пор непонятна судьба известного иркутского недостроя Ледового дворца, подрядчиком строительства которого было ООО Спецстрой-7. По данным СМИ его учредителем являлся нынешний губернатор. Сейчас предприятие в стадии банкротства, а финансированием строительства арены заинтересовались в Следственном комитете РФ.

Конечно, насколько эффективен в целом губернатор Сергей Ерощенко, сейчас говорить, наверное, рано. Недавно пресс-служба администрации Иркутской области отрапортовала, что, согласно ежегодному докладу об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, подготовленном Минрегионом России, Иркутская область в 2013 году улучшила показатели эффективности органов власти и поднялась на девять пунктов в рейтинге регионов. Сейчас область занимает 58-е место по эффективности власти.

По данным региональной администрации, в докладе отмечены областные программы по повышению инвестиционной привлекательности и снижению административных барьеров. При этом местные чиновники не упомянули о других положениях доклада. Скажем, о том, что Иркутская область попала в шестерку регионов, где зафиксировано снижение реальных располагаемых доходов населения. А миграционный отток превысил естественный прирост населения, число жителей в области сократилось.

Кстати, и ситуация с лесными пожарами настолько вышла из-под контроля, что пришлось вмешиваться федеральному министру. Поэтому скорее всего вполне резонно задаться вопросом, не отвлекают ли некоторые «не чужие» предприятия внимание областного руководства от решения насущных проблем в масштабе региона.

Источник

Оцените статью