Мото как идея для бизнеса

Мототакси: по стопам четырехколесных агрегаторов

Средний чек поездки

Выручка за сезон

Службы мототакси стали очень популярны в азиатских мегаполисах, но можно ли организовать подобную услугу в России? Поговорим подробнее о преимуществах и недостатках этой идеи и посчитаем цифры, на которые можно рассчитывать.

Бурлящая жизнь азиатских мегаполисов на сегодняшний день уже немыслима без мототакси. Снующие в плотном городском потоке моторикши давно стали привычными атрибутами крупных населенных пунктов Китая, Таиланда и Сингапура, позволяя местным жителям и туристам недорого и быстро добраться из одной точки населенного пункта в другой.

А вот в России мототакси пока не снискало такой популярности, тем не менее небольшие компании, предлагающие подобные услуги, на рынке все же появляются. В связи с этим у некоторых предпринимателей возникает вопрос — стоит ли пробовать свои силы в нише «мотоизвоза», насколько она может быть рентабельной и что ждет этот бизнес в ближайшие годы. А потому в сегодняшнем материале мы поподробнее коснемся этой интересной темы.

Преимущества и недостатки услуги

Первый неоспоримый козырь «мототаксиста» в борьбе за сердца и кошельки клиентов — возможность практически не зависеть от городских пробок. Юркий мототранспорт способен протиснуться практически в любое свободное пространство в междурядье, а потому при использовании двухколесного такси риск опоздать на важную встречу, мероприятие или в аэропорт стремится к нулю.

Второй «жирный» плюс услуги — острые ощущения, которые дарит езда на мощном 600-кубовом байке или «литре». Разгон за 2-3 секунды от нуля до сотни, сочный рев выхлопа. неудивительно, что в России мототакси используется действительно чаще как аттракцион для выработки адреналина, нежели средство трансфера из точки А в пункт Б. Многие пользуются услугой чтобы «проветриться» после тяжелой рабочей недели или наполнить яркими красками корпоративное мероприятие.

Если бы мы говорили про страны Юго-Восточной Азии, к преимуществам мототакси можно было бы добавить и невысокую цену. Например, в Паттайе или Бангкоке средняя стоимость поездки на двухколесном транспорте составляет порядка 20 бат (около 40 рублей по курсу на начало 2020 года), в то время как аналогичная поездка на машине обойдется уже минимум в 250 бат (примерно 510 рублей).

Однако у нас все немного по другому — средний чек на услуги «мототакси» в Москве составляет порядка 3000 рублей. Вызвано это и редкостью услуги, и составом техники (в отличие от непритязательных азиатских клиентов у российских покупателей в почете куда более мощные и дорогие байки), и запросами целевой аудитории.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Впрочем, хватает у мототакси и минусов — таких, как повышенная травмоопасность и привязка к погодным условиям. С первым все еще более-менее понятно — все российские поставщики услуг предлагают хорошую экипировку и мотошлем, да и возить вас будет скорее всего человек, не первый сезон сидящий «в седле» и отдающий себе отчет, что на его ответственности жизнь другого человека. А вот с погодой не поспоришь — заработать можно будет только в теплую и сухую погоду. Потому открывать такой вид бизнеса мы советуем в первую очередь на юге страны — например, в курортных городах черноморского побережья.

Конкурентные преимущества

«Чем я лучше остальных?» — резонный вопрос, который задаст себе в первую очередь предприниматель, решивший попробовать свои силы в сфере мототакси. Действительно, мало того, что на сегодняшний день емкость рынка двухколесных пассажирских перевозок не такая уж большая, так еще и конкуренты не дремлют. Идей и форматов здесь можно придумать множество, сделав ставку, например, на экзотику и организовав мотоизвоз на моторикшах наподобие сервисов в азиатских городах, либо пойти по пути небезызвестных агрегаторов из автомобильного сегмента. Действительно, почему бы не создать в первую очередь удобное и доступное многим пользователям приложение наподобие Uber или Яндекс.Такси? Тем более, только задумайтесь, на сегодняшний день агрегатора для мототакси в России попросту нет! И это при том, что для сравнения в той же Поднебесной существует не одно мобильное приложение, позволяющее вызвать себе мотоизвозчика.

Однако не спешите потирать руки в предвкушении гонораров Трэвиса Каланика — все не так просто. Перефразируя советскую классику мультфильмов, мототакси в России «странный предмет» — потребность в агрегаторе есть, а законодательной базы нет.

То есть лицензировать в такси двухколесное транспортное средство в России. попросту невозможно! Впрочем, как часто бывает у нас в стране, есть и обходные пути по части юридических аспектов — сервис можно продвигать не как такси, а как прогулки на мотоциклах.

На чем удастся сэкономить

Запуск мобильной платформы для пользователей мототакси позволит сэкономить на существенной статье расходов — непосредственно закупке двухколесного транспорта. Судите сами — стоимость среднекубатурного спортбайка Honda CBR650 R 2019 года сейчас стартует с отметки в 778 000 рублей, городской нейкед NC 750S той же марки обойдется почти в 600 000 рублей. Можно конечно сэкономить и закупить «китайцев» по ценам в 3-5 раз ниже, но на сколько сезонов хватит их ресурса?

А потому не жадничаем и даем возможность заработать другим владельцам «железных коней», забирая себе процент с заказа.

Оптимальным на старте бизнеса видится комиссия агрегатора в размере 10% с заказа. То есть при среднем чеке в 3000 рублей за поездку на мотоцикле, вы можете получать 300 рублей.

Как быть с безопасностью и рисками

Все мы понимаем, что езда на мотоциклах сопряжена с повышенными факторами риска. А потому нелишним будет заключить постоянный договор со страховой компанией, предусматривающий выплаты клиентам либо их ближайшим родственникам в случае аварии, повлекшей за собой нанесение вреда здоровью или гибель пассажира. В любом случае каждая поезда должна проходить строго в шлеме, наколенниках и налокотниках.

Читайте также:  1с своя конфигурация для фирмы

Необходимо составить четкий список требований и к самим пассажирам. Например, мототакси следует отказывать в поездках клиентам в состоянии алкогольного опьянения — малейшее неосторожное движение на скорости, и аварии будет не избежать даже с опытным пилотом за рулем.

Разработка сайта и приложения: общие рекомендации

Итак, начинаем разработку технической части нашего проекта. Сайт с описанием тарифов, ключевых преимуществ, ссылкой на приложение, а также его оптимизация в поисковых системах обойдутся примерно в 20 000 рублей.

Мобильное приложение рекомендуем заказывать у подрядчиков, имеющих опыт в создании похожих кейсов — например, делавших проекты для привычных такси или многочисленных «шерингов». Стоимость разработки приложения для мототакси на базе Android и iOS может варьироваться от 100 до 400 тысяч рублей и выше. Чтобы не «спускать» большую часть бюджета на разработку программного обеспечения с нуля, рекомендуем сделать редизайн готового проекта «четырехколесного» такси. Это позволит вам сэкономить не только деньги, но и время — «допилить» типовой проект такси вам смогут всего за какую-то неделю.

Для хранения информации понадобится покупка сервера, однако мы рекомендуем на первое время взять в аренду готовый облачный сервис у провайдера, предлагающего свои услуги в этой сфере. Этой обойдется намного дешевле на первых порах, чем брать готовое «железо» — порядка 10-15 000 рублей в месяц.

Маркетинг: как лучше распределить бюджет

Мы рекомендуем вести агрессивную маркетинговую политику в соцсетях — ведь согласно проведенным маркетинговым исследованиям, типичный клиент российского мототакси имеет возраст от 20 до 35 лет и дружит с цифровыми технологиями в принципе.

Ориентировочный бюджет — порядка 50 000 рублей на каждую из соцсетей. Если задаться целью охвата VK, Instagram и Facebook – выйдет 150 000 рублей на SMM. Немало, но именно соцсети должны дать наибольший приток лидов в первое время. Далее должен сработать эффект «сарафанного радио» — довольные услугой мототакси клиенты будут рекомендовать ваш сервис своим друзьям, родственникам и знакомым.

А вот на столь популярные в последнее время среди поставщиков услуг рекламные кампании в Яндекс.Директ и Google Adwards тратиться особо не стоит. Дело в том, что количество поисковых запросов по тематике «мототакси» и «поездки на мотоциклах» не так уж много, при этом стоимость клика и показа в этой нише довольно высокая. Помните, вы не рекламируете услугу, вы формируете спрос на неё!

Помимо привычных инструментов рекламы, можно воспользоваться продвижением через популярных блогеров, формирующих мнение молодой целевой аудитории.

Еще один интересный факт о маркетинге, почерпнутый из аналитики китайских агрегаторов — доля лояльных клиентов в мототакси оказывается очень высока. Большинство клиентов, обратившихся за услугой в первый раз, остаются верны традиции и в дальнейшем. То есть сформировав единожды базу довольных лояльных клиентов, можно «снимать сливки» потом довольно продолжительный период времени.

Персонал службы мототакси

Фактически, чтобы закрывать текущие задачи проекта мототакси, понадобится не такое уж большое количество сотрудников. Это:

администратор, следящий за выполнением бизнес-процессов и решающий периодические проблемные ситуации (в первое время его функционал можете выполнять вы сами как основатель проекта),

маркетолог, ведущий онлайн рекламную компанию по соцсетям,

сотрудники колл-центра. Их нанимать последних в штат вовсе не обязательно — достаточно воспользоваться услугами многочисленных компаний, предлагающих прием и обработку телефонных звонков по аутсорсингу.

Стоит также на начальном этапе сформировать пул мотоциклистов-исполнителей заказов. Для их поиска можно обратиться в ряд мотоклубов вашего города — наверняка найдется немало энтузиастов, желающих подзаработать на своем увлечении. В дальнейшем с ростом узнаваемости сервиса, вопрос с поиском «кадров» отпадет сам собой — люди сами будут скачивать приложение и подключаться к работе агрегатора.

Также нелишним будет запустить партнерскую программу с другими компаниями, оказывающими услуги в сфере мототакси. Не все согласятся, однако самые дальновидные понимают, что дружить с конкурентами надо — в дальнейшем это поможет совместными усилиями «закрывать» свои текущие заказы и получать от «коллег по цеху» новые.

Не забывайте о том, что клиенты могут быть разные, и их потребности соответственно тоже. Потому важно предложить различный спектр мотоциклов — это должны быть не только спортбайки для «отжига» со светофоров, но и комфортные по части посадки городские и туристические модели.

Вы представляете себе опаздывающего на самолет солидного дядьку в костюме, который будет вынужден скрючиться в позе эмбриона на каком-нибудь Kawasaki Ninga? И наоборот, студентам, жаждущим адреналина, не понравится, если прокатить с ветерком их приедет размеренный круизер.

При этом администратору стоит обязательно проводить вводный инструктаж новых мотоциклистов, который призван выявить их степень навыков в езде и обучить нюансам работы с приложением и клиентами.

Дополнительный доход мототакси

Агрегатор, работающий в сфере мототакси, сможет предоставлять услуги не только по пассажирским перевозкам — можно задействовать скутеристов и мотоциклистов в качестве курьеров. Желающих сотрудничать, уверены, будет немало.

В списке потенциальных партнеров могут быть предприятия быстрого питания — от пиццерий до бургерных, желающих отдать на аутсорс вопрос с доставкой еды на дом. Сейчас на этом поприще хорошо себя чувствуют Delivery Club, и Яндекс.Еда, но почему бы не потягаться с монстрами рынка благодаря наличию своей хорошей базы курьеров и более доступным ценам?

Еще одно поле деятельности — сотрудничество со службами экспресс-доставки. Для многих компаний это ниши, от DHL до TNT, остается актуальным вопрос с курьерами для доставки почтовых отправлений и посылок в загруженные пробками центры мегаполисов. Вопрос не только в скорости, но и в проблемах с парковкой — думаем, многие частенько видели, как курьеры на фургонах вынуждены бросать свой транспорт на «аварийках» где попало, отчаявшись искать свободное место в радиусе пешей доступности. Введение соответствующего тарифа по доставке поможет вам привлечь новых клиентов и расширить сферу деятельности.

Читайте также:  Свой бизнес по выращиванию табака

Финансовые показатели

Итак, на первоначальном этапе основные затраты будет складываться из трех составляющих — это вложения, связанные с открытием компании, затраты на разработку IT-решений и затраты на маркетинг.

Источник

Свой бизнес: продажа мотоциклов

Не в пример автобизнесу, рынок мототехники сейчас находится на подъеме, а потому, если есть желание развиваться в этом направлении и финансовые возможности, продажа мотоциклов станет отличной нишей для бизнеса.

Официальная статистика продаж новых автомобилей в России за минувший 2019 год, обнародованная недавно Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ), не внушает оптимизма. Общая тенденция для большинства производителей — падение спроса и, как следствие, сокращение объемов продаж. В среднем по итогу года рынок просел на 2%, однако у ряда автомобильных марок потери еще выше. К примеру продажи Honda упали на 64% по сравнению с восемнадцатым годом, ушедший из России Ford недосчитался 43%, плохи дела у большинства «китайцев»…

А вот в сегменте мотоциклов на этом фоне ситуация намного более радужная. Итоги года будут известны чуть позже, однако данные агентства Автостат по итогу трех кварталов 2019 года говорят о том, что рынок мототехники переживает настоящий бум — плюс 38,7 процентов! В десятке марок мотоциклов, хорошо продававшихся в России — и сравнительно дорогие BMW, и китайские бренды — такие как Racer, Motoland и Kayo.

В связи с этим, для предпринимателей, решивших открыть свой бизнес по продаже техники, реализация мотоциклов может оказаться даже более перспективным делом, чем более распространенный формат автосалонов. В сегодняшнем материале предлагаем более подробно рассмотреть нюансы продажи мотоциклов.

Какой формат бизнеса выбрать

Для начала необходимо определиться с сегментом мототехники, в котором вы будет работать.

Официальный дилер. Некоторые салоны работают в качестве официальных дилеров известных марок. Несмотря на ряд некоторых преимуществ (эксклюзивные права в регионе, обучение персонала, поддержка с поставкой запчастей для сервиса), у такого формата есть и определенный минус — внушительный порог для входа в бизнес. Производители, как правило, жестко регламентируют размеры и дизайн помещения под мотосалон, наличие необходимых стоков продукции на складе и стандарты работы отделов продаж и сервиса.

Продажа мототехники c пробегом — еще одно направление «двухколесного» бизнеса, которое можно развивать. Спрос на бывшие в употребление экземпляры сопоставим с ажиотажем на новые мотоциклы, при этом требует куда меньше затрат на старте. Многие начинают с банальной площадки на открытом воздухе и простенького ангара, со временем раскручиваясь до внушительного бизнеса с хорошими объемами продаж.

Кастом-ателье. Особняком в продаже мотоциклов стоят кастом-ателье — эти ребята не продают технику в больших объемах, а специализируются скорее на реализации эксклюзивных проектов. Такой формат бизнеса больше близок к тюнингу, хотя далеко не всегда мотоциклы делаются под какого-либо конкретного клиента. В последние годы толчком к развитию кастомного направления продаж послужил рост интереса потенциальных покупателей к таким типам мотоциклов, как кафе-рейсеры и скремблеры. Это «железные кони», стилизованные под ретро, которые делаются на базе популярных классических моделей.

Сегодня мы рассмотрим модель развития бизнеса по продаже мотоциклов на примере дилерства недорогого китайского бренда и реализации подержанной техники.

Старт бизнеса

Для открытия собственного салона, занимающегося продажей мотоциклов, необходимо зарегистрировать ООО со следующим кодом по классификатору ОКВЭД:

45.40. Торговля мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями; техническое обслуживание и ремонт мотоциклов.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Для организации салона по продаже мотоциклов подойдет крытое помещение площадью от 200-300 квадратных метров, расположенное рядом с основными транспортными магистралями города.

Закупка мотоциклов для дальнейшей реализации

Для формирования стоков мотосалона необходимо заключить договор с компанией-импортером. Крайне желательно иметь весь модельный ряд выбранного вами бренда в наличии для демонстрации клиентам и тест-драйва. Если речь идет о китайском мотопроме, большинство техники будет представлено в бюджетном сегменте — стоимость новых мотоциклов в зависимости от класса составит в среднем от 100 до 300 тысяч рублей.

С подержанной техникой вести дела чуть сложнее — придется либо договариваться с отделами трейд-ин крупных федеральных сетей, либо озадачиться поиском поставщиков в других странах. В зависимости от брендов это могут быть государства на юге Европы или Япония.

Идеальный вариант — если получится найти своего представителя в выбранном вам регионе, чтобы он мог вживую осматривать мотоциклы перед их покупкой и доставкой в Россию. Тем не менее, крупные современные аукционы позволяют практически полностью избежать подводных камней при покупке мотоциклов — особенно этим славится Страна восходящего солнца. Японцы довольно щепетильны в оценке мототехники, выставляемой на продажу. При этом, в базе данных аукциона будет представлена вся официально доступная информация по техобслуживанию, авариям и сервисным интервалам выбранного мотоцикла.

Продажа подержанных мотоциклов как бизнес выгодна еще и тем, что размер наценки будет выше, чем на новые аппараты. Если при продаже нового байка вы заработаете свою комиссию в среднем в размере 10%, то на бывшем мото с пробегом можно получить 20% и выше.

Перед закупкой мотоциклов внимательно ознакомьтесь с условиями поставки мотоциклов согласно международным правилам Инкотермс (EXW, CIF и т.д.), чтобы четко понимать, кто за что будет отвечать при транспортировке и таможенном оформлении техники.

Байки с пробегом из Японии, как правило, везут в морских контейнерах до российских портов, после чего перегружают на грузовые авто и везут в пункт назначения. С Европой все обычно проще — мотоциклы грузят на прицеп или в фуру, которая доставит их напрямую до вашего склада. Наиболее популярные страны для импорта — это солнечная Италия, Германия с ее ровными автобанами, а также подкупающая близким расположением Беларусь, через которую проходит львиная доля ввозимой мототехники.

Читайте также:  Построй свой бизнес 2021

Сопутствующие направления

Продажа экипировки. При продаже мотоциклов большинство салонов предлагает приобрести экипировку (шлемы, «черепахи», перчатки, специализированную экипировку). Такую продукцию можно как заказывать напрямую из Китая через интернет-магазины, так и покупать у оптовых импортеров в Москве. На первое время можно ограничиться закупок экипировки на 300 тысяч рублей, средняя наценка в зависимости от бренда составит от 20 до 50%.

СТО. Не обойтись и без СТО для мотоциклов — мотоцикл как и любой другой высокотехнологичный требует качественного и своевременного обслуживания как минимум раз в год, в начале мотосезона. Для этого придется поддерживать хотя бы минимально необходимое количество запчастей и расходников в наличии.

Кредит и трейд-ин. При открытии салона по продаже мотоциклов будут всегда востребованы такие услуги, как кредит и трейд-ин. Первая позволит купить байк, не располагая сразу всей необходимой суммой), вторая — прямо у вас обменять старый мотоцикл на более современный и мощный.

При поиске банков-партнеров для мотокредитования необходимо учитывать тот факт, что с двухколесной техникой согласны работать далеко не все игроки финансового рынка. По сравнению с традиционным автокредитованием риски в этом сегменте выше. При продаже мотоцикла в кредит вы получите свою комиссию от банка за приведенного клиента. Страховка при покупке байка в кредит обязательна — обычно эту услугу предлагают «в довесок» сами банки, однако при желании вы можете заключить догвор и со страховыми компаниями.

Последнее особенно актуально для тех, кто «в седле» недавно — многие покупают для начала простенькие модели до 200 кубов, а спустя сезон-два обязательно пересаживаются на варианты помощнее — с двигателями по 400, 600 кубов и выше. С учетом того, что средний срок продажи мотоцикла куда выше, чем обычного легкового авто, это существенно упростит обмен вашим клиентам, а вам позволит заработать на этом. Стоимость выкупа мотоцикла при сдаче в трейд-ин обычно минимум процентов на 20% ниже рынка — примерно такую маржу вы сможете заработать, продав через некоторое время сданный в салон аппарат.

Продажи и маркетинг

Двухколесная техника — товар, который покупают зачастую на эмоциях и в стремлении получить новые ощущения от вождения. А потому без приветливого, грамотного обученного и профессионального отдела продаж не обойтись. Большой плюс работы с официальными производителями — возможности стажировки сотрудников, занимающихся продажами и маркетингом, в представительстве.

Для упорядочивания обращений в мотосалон рекомендуем в обязательном порядке внедрить CRM. Это не будет сильно затратно на фоне других инвестиций в бизнес, при этом позволит систематизировать поток лидов и облегчить работу как отделу продаж, так и руководителю. Стоимость CRM для мотосалона составит порядка 25-30 000 рублей.

Затраты на онлайн-продвижение следующие:

Сайт (10 000 — 15 000 рублей);

Запуск в сети контекстных рекламных кампаний “Директ” и Adwords (20 000 руб.);

Ведение тематических групп вашего бизнеса в соцсетях (на оплату удаленному сотруднику SMM можно тратить порядка 5000 руб. в мес.);

Реклама на тематических мотофорумах региона (порядка 10 000 рублей);

Затраты на оффлайн-рекламу;

Размещение баннеров на рекламных конструкциях и щитах в городе (30 000 руб.);

Изготовление вывески: 50 000 рублей;

Разработка и печать POS-материалов (брошюры с описанием модельного ряда, флаеры с презентацией услуг по кредитованию и т.д.).

Не лишним будет заключить партнерскую программу с автошколами, предоставляющими услуги по обучению категории «А». большая часть учеников является потенциальными клиентами салона, а потому по согласованию с партнерами можно провести так называемый День открытых дверей.

Во время мероприятия можно презентовать модельный ряд, имеющийся в наличии, рассказать о преимуществах и недостатках тех или иных мотоциклов — какие лучше подойдут новичкам. Желательно подготовить раздаточный материал с контактами вашего салона, чтобы заинтересованные клиенты могли после получения заветной корочки связаться с вами, пройти тест-драйв мотоциклов и приобрести приглянувшийся вариант.

Персонал мотосалона

Штат салона по продаже мотоциклов состоит обычно минимум из 10 человек.

  • Управляющий салона контролирует работу сотрудников, занимается их обучением и решением административных вопросов. На эту должность необходим человек с опытом работы в мотобизнесе от 3 лет, поскольку сфера довольно специфическая. В KPI руководителя салона будут входить показатели по выполнению плана продаж по выручке, маржинальности, количеству проданной техники, выполнения плана продаж по аксессуарам и услугам сервиса, а также по оборачиваемости склада.
  • Отдел продаж состоит из 3-4 человек, каждый из которых специализируется на определенном направлении — это продажа новых мотоциклов представленного бренда, реализация подержанной техники и продажа аксессуаров. В команду можно набирать как специалистов с опытом работы в мотобизнесе, так и новичков, желающих развиваться в этой сфере. Большая часть заработной платы сотрудников отдела продаж состоит из процентов либо фиксированной суммы за проданную технику и аксессуары.
  • Эксперт по закупке — это сотрудник, ответственный за тщательную проверку мототехники при ее сдаче в трейд-ин либо при поступлении на склад. В его задачи входит проверка на возможные аварии, неисправности, а также диагностика на предмет замены расходных материалов. Если мотоцикл требует определенных вложений, лучше довести его до идеального состояния в салоне и продать дороже, чем делать существенную скидку за недостатки покупателю.
  • Кредитный специалист занимается предоставлением финансовых услуг, а также реализацией страховых продуктов.
  • Сотрудники мотосервиса. В обязанности сотрудников сервиса (техников) входит не только ремонт и обслуживание мотоциклов, но и поддержание имеющейся в наличии техники в надлежащем состоянии, а также проведение предпродажной подготовки (мойка, полировка, замена по согласованию с руководителем необходимых расходных материалов.

Финансовые показатели

Пришло время перейти непосредственно к расчетам.

Источник

Оцените статью