- Целеполагание для ребёнка: как научить школьника ставить цели
- Как привлечь ребёнка к целеполаганию
- Целеполагание для младших школьников — карта желаний
- Целеполагание для подростков — метод SMART
- Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка
- Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка
- Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние
- Совет 4. Начинайте с малого
- Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели
- Совет 6. Будьте примером
- Схема характеристики класса материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание для ребёнка: как научить школьника ставить цели
Рассказываем, как целеполагание помогает детям преодолевать трудности, рационально оценивать ситуацию, составлять план и следовать ему шаг за шагом.
Как привлечь ребёнка к целеполаганию
- умение планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач,
- способность нахождения оптимальных решений,
- умение правильно формулировать цели и достигать их.
Эти навыки незаменимы не только для успешной учёбы и работы, ещё они могут помочь человеку справиться с любой жизненной ситуацией и указать путь к воплощению даже самой дерзкой мечты.
Правильная постановка цели — первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы — что, как и в какой последовательности нужно сделать и как правильно расставить приоритеты.
Представляем два популярных приёма привлечения детей к целеполаганию. Первая подойдёт детям младшего школьного возраста, вторая будет актуальна ребятам постарше.
Целеполагание для младших школьников — карта желаний
Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой.
Затем попросите его ответить на следующие вопросы:
- Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
- Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог.
- Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку.
Понять, что цель — «та самая», несложно. Если разговор о ней заставляет взгляд ребёнка загореться — вы на правильном пути.
Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.
Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире.
Целеполагание для подростков — метод SMART
Метод целеполагания SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребёнка достигать целей и исследовать их.
SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, отражающих важнейшие критерии любой цели.
Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:
- Specific (конкретная). Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать?
- Measurable (измеримая). Как вы поймёте, что ваша цель достигнута?
- Attainable (достижимая). Что вам необходимо для достижения цели? Что у вас уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
- Relevant (уместная). Насколько ваша цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?
- Time-bound (ограниченная по времени). В какие сроки ваша цель должна быть достигнута?
Рассмотрим метод на практике. Например, школьник хочет пересдать контрольную по биологии.
S. Результат — успешная пересдача контрольной. Исполнитель — я. Дома и на уроках.
M. Получу за контрольную «отлично» или «хорошо».
А. Мне необходимы знания по теме «простейшие организмы». Я уже знаю, какие виды к ним относятся, но плохо разбираюсь в их строении. Я могу найти эту информацию в интернете. Также мне нужна помощь преподавателя, чтобы разобраться с тем, как они питаются и размножаются. Я уже подготовил вопросы и готов задать их учителю.
R. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы уделить подготовке к контрольной больше времени, я могу один раз пропустить занятие в секции.
Т. Дедлайн — следующая пятница.
Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению.
SMART и другие методы в «Домашней школе Фоксфорда» используют в своей работе наставники. Они помогают ребятам научиться самоорганизации и управлению своим временем, делятся эффективными приёмами обучения и всегда готовы поддержать стремления своих подопечных.
«Целеполагание — это такой же навык, как иностранный язык или математика. Чтобы начать им пользоваться, нужны время и практика. Не стоит постоянно говорить о целеполагании и принуждать ребёнка делать всё в соответствии с какими-либо методами — у подростков это может вызвать отторжение. Лучшее, что может сделать родитель, — аккуратно внедрять принципы целеполагания в семью и включать ребёнка в семейное планирование. Например, обсуждать с ним, куда поедем в отпуск, что будем делать на каникулах, как проведём воскресенье, что надо купить в магазине и так далее. А также поощрять его, когда он сам собирается что-то спланировать, и конечно, подавать пример.
Наставник восьмиклассников Мария Ванина
Вот несколько советов от наших наставников, как объяснить ребёнку важность целеполагания и придать ему уверенности в своих силах.
Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка
Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений — всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил пятёрку в четверти или накопил денег на игру.
Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:
- Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?
- Как часто вспоминал о ней?
- Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?
- Был ли ты уверен, что у тебя получится?
Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.
Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка
Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать подростку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы.
Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.
Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние
Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития.
Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:
- Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) — это зона актуального развития.
- В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) — это зона ближайшего развития.
- Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) — это зона дальнейшего развития.
Совет 4. Начинайте с малого
Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.
Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.
Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели
Дети порой остро реагируют на неудачи, и это нормально. Не стоит призывать ребёнка взять себя в руки: фразы вроде «главное — не победа, а участие» не работают.
Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался, — обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат.
Побудьте с рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам — его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.
Совет 6. Будьте примером
Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.
Поделитесь своим опытом: какие неудачи в детстве переживали вы и как вам удалось с ними справиться.
Источник
Схема характеристики класса
материал на тему
Как можно составить характеристику класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_harakteristiki_klassnogo_kollektiva.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема характеристики классного коллектива
1. Состав класса по возрасту:
2. Состав класса по полу: девочки (девушки) _____________, мальчики (юноши)
3. Неполные семьи (количество человек)
4. Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)
5. Характеристика деятельности класса:
а) Какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите)
б) Могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности
в) Мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремление выделится, получение поощрения
6. Характеристика взаимоотношений:
а) Количество микрогрупп: из 2 человек……, из 3 человек……. и т.д.
б) Количество микрогрупп в классе, включающих только девочек(девушек)-……;только мальчиков (юношей)…..; и тех и других-……
в) Какие основания для объединения в дружеские микрогруппы………………………….
г) Характер отношений между группами……………………………………………………
д) Краткая характеристика наиболее авторитетных групп(характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей нормы поведения)……………………………………
е) Краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив………………………………………………………………………………………
ж) Количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе)…………………………………………………………………………………………
з) Есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы , кружки, трудовые бригады ,другие группы (какие)……………………………………………………………………….
и) Какие нормы ,ценности главенствуют в классе…………………………………………….
к) Каковы традиции класса…………………………………………………………………….. л) Какие конфликты наиболее часто встречаются в классе, их причины, способы разрешений……………………………………………………………………………………
м)Какой тон ,настрой преобладает в классе………………………………………………….
а) Осознает ли класс себя единым целым……………………………………………………
б) В каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях учавствуют учаащиеся класса (кружки,секции,студии).
в) Какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные.
г ) Каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами,с младшими,со старшими.
д) В какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса.
Схема характеристики классного коллектива
1. Состав класса
Познавательный уровень, развитие учащихся
Работоспособность и успеваемость учащихся
Общественное лицо класса (имеется ли актив, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений, сознательность учащихся и т.д.)
2. Сплоченность класса
Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера? Как учащиеся относятся друг к другу? Как они относятся к делам класса?
Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе и вне ее? Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно?
Дружат ли мальчики и девочки? Защищают ли мальчики девочек?
Защищают ли ребята членов своего коллектива вообще?
Нет ли в классе круговой поруки? Если есть, то в чем выражается?
Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса? Болеют ли за свой коллектив?
При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно?
3. Организованность класса
Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел?
Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять?
Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел)?
Подчиняются ли они распоряжениям уполномоченных лиц?
4. Общественное мнение в классе
Какие поступки своих товарищей одобряют, какие — осуждают?
Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение?
Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и что они делают?
Критика и самокритика в классе
5. Характер товарищеских связей в коллективе
Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа?
Где дружат учащиеся: только в школе или и вне ее?
Внимательны ли они к товарищам, стараются ли им помочь, в чем проявляется эта помощь?
Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли они видеть в них недостатки?
Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?
Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками?
Официальный (выборный) и фактический актив.
Имеет ли актив авторитет?
Выполняются ли распоряжения актива класса?
Как относятся активисты к товарищам по классу?
Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?
Живут ли общественные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса? Уважают ли их в классе?
7. Связь классного коллектива с общешкольным.
Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах?
Вносятся ли в классе предложения об улучшении жизни школы?
Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические)?
Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнование, совместные дела)?
Как участвует класс в общешкольных мероприятиях?
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения классного коллектива?
Как использовать классный коллектив для воздействия на отдельных учащихся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная схема характеристики классного коллектива.
Материал поможет учителям и воспитателям в составлении характеристики учащихся.
Примерная схема характеристики учащегося.
Как быстро и правильно составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива.
Данная схема поможет классному руководителю качественно написать характеристику на учащегося.
Источник