- Концепции государственного регулирования инвестиций
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
- Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности
- Формы регулирования инвестиционной деятельности
- Создание благоприятных экономических условий
- Прямое участие государства в инвестиционной деятельности
- Иные методы регулирования
- Роль государства в инвестиционном процессе
- Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
- Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность
Концепции государственного регулирования инвестиций
Существует следующие теоретические концепции регулирования инвестиций:
1. Кейнсианство 2. Монетаризм 3. Теория экономики предложения 4. Структурализм
5. Современная система экономического регулирования
В соответствии с кейнсианской доктриной инвестиционный спрос является важнейшей составляющей, определяющей динамику валового национального продукта.
Логика кейнсианской модели состоит в следующем. Согласно кейнсианским рекомендациям с целью стимулирования инвестиций государство увеличивает предложение денег. При сохраняющемся спросе на деньги рынок отвечает на данное воздействие снижением ставки процента. Изменения на денежном рынке дают толчок к реакции инвестиционного рынка: уменьшение ссудного процента приводит к росту инвестиций вследствие удешевления кредита и повышения курса ценных бумаг. При повышении вложений в производство возрастает объем национального продукта, увеличивается масса дохода, на который прирост инвестиций (чистых) оказывает мультиплицирующий эффект. Таким образом, краткосрочное воздействие государства приводит к стимулированию роста инвестиций и производства. Однако рыночный механизм, отвечая на повысившийся уровень дохода и соответствующее повышение спроса на деньги, увеличивает ставку процента, что блокирует инвестиции.
Таким образом, рыночный механизм, отреагировав на государственное вмешательство, в конечном счете гасит первоначальный импульс. Это значит, что в долгосрочной перспективе ставка процента слабо подвержена регулирующему воздействию. Политика дальнейшего наращивания денежной массы приводит не только к инфляционному финансированию, но и к бесконечной эластичности спроса на деньги по проценту. В результате экономика попадает в ликвидную ловушку, описанную Д. Робертсоном. Дальнейшее наращивание денежной массы не даст эффекта, так как ставка процента не опустится ниже определенного минимума. В этой ситуации инвестиционный рынок не получит импульса от денежного, что приведет к блокированию инвестиций, спаду производства.
Поскольку денежно-кредитная политика оказывается недействительной, кейнсианская модель предполагает использование фискальной политики для стабилизации экономики, в частности увеличение государственных расходов. Эта мера может оказать стимулирующее действие на инвестиционный спрос, однако приведет к увеличению дефицита госбюджета. Попытка его финансирования инфляционным способом — за счет займов на кредитном рынке может усилить рыночное неравновесие.
Во-первых, она приведет к оттоку денежных средств с рынка частных инвестиций в государственные обязательства, являющиеся более надежными, в результате чего сбережения будут направлены на покрытие дефицита государственного бюджета, а не инвестиционного спроса фирм, определяющего инвестиционный процесс в рыночной экономике. Во-вторых, нехватка денежных средств на рынке ссудного капитала обусловит рост ставок банковского кредита, снижение курса ценных бумаг, что также уменьшает инвестиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде кейнсианские рекомендации недостаточно эффективны. Кроме того, рассмотренному механизму присущи и внутренние противоречия.
В отличие от кейнсианской теории монетаризм предполагает, что дискретная политика государства по манипулированию денежным предложением препятствует функционированию рыночной экономики, которая обладает высокой степенью стабильности. Постоянное вмешательство государственных органов управления приводит к искажению рыночной конъюнктуры, лишает хозяйствующие субъекты экономических ориентиров. Регулирование инвестиций посредством воздействия на процентную ставку вызывает нарушение механизма саморегулирования, ведет к резким колебаниям денежной массы в обращении, росту инфляции. Поэтому для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка.
Регулирование величины и темпов роста денежной массы осуществляется методом таргетирования, предполагающего установление целевых ориентиров роста денежных агрегатов, на предстоящий период исходя из ожидаемого повышения производственного потенциала и роста цен в течение таргетируемого периода, а также учет количественных параметров денежной массы в действиях всех участников рынка.
Стабилизация цен, нивелирование инфляционной компоненты в результате политики таргетирования ведет к стимулированию конкуренций. В этих условиях происходит восстановление механизма равновесных цен, ориентирующих инвестора на вложение в более прибыльные сферы инвестиционной деятельности.
3. Теория экономики предложения
Акцент на необходимость поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к всемерному стимулированию предложения, частного предпринимательства, является ключевой идеей не только монетаризма, но и теории экономики предложения. При наличии общих позиций монетаризм и теория экономики предложения имеют ряд существенных разногласий. Монетаристы также выступают за налоговое стимулирование, однако не за счет сохранения бюджетного дефицита, минимизация которого ставится ими во главу угла. Таким образом, авторы теории предложения, отрицая кейнсианские идеи о бюджетном дефицитном финансировании, по существу, возвращаются к ним в модифицированном виде: не как к активному инструменту стимулирования экономической деятельности, а как к возможному результату.
Кроме указанных концепций государственного регулирования в мировой практике используются рекомендации и других экономических направлений. Так, в развивающихся странах, имеющих долгосрочный опыт высокой инфляции, сформировались теории структурной инфляции.
В них рассматривается такой вариант инфляции, которая протекает как динамический процесс, вызванный диспропорциями между различными сферами и отраслями производства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, низкой подвижностью факторов производства, негибкостью цен. Механизм инфляции связывается со структурой спроса, перемещение которого в условиях индустриализации стимулирует сдвиги в производстве и потреблении, вызывает повышение цен, а затем и рост массы денег в обращении. Структуралисты считают, что для сдерживания инфляции использования только денежного, ценового и финансового регулирования не достаточно, необходимы прежде всего изменения в структуре экономики на базе стимулирования сбалансированного экономического роста, ликвидации диспропорций, эластичности предложения и цен.
32.Инвестиционная политика, её сущность и роль в современных условиях
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых органами государственной власти, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи методов прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование предполагает изменение нормативной базы, осуществление инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование это создание условий различного характера для повышения эффективности функционирования инвестиций.
Цель инвестиционной политики это реализация стратегического плана, экономического и социального развития страны. Но в любом случаи конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившиеся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:
— выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства
— обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции
— поддержка развития малого и среднего бизнеса
— поддержка развитие экспортных производств
— обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики страны
— реализация программы жилищного строительства в стране и другие задачи.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации.
Он должен включать в себя:
1. Выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций
2. Определение органов ответственных за реализацию инвестиционной политики и сроков
3. Создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования инвестиционного рынка
4. Создание благоприятных условий для привлечений инвестиций
Кроме государственной различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, т.к. она должна создавать правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
— экономической и социальной политикой проводимой в регионе
— величиной имеющегося производственного потенциала
— географическим местом нахождением
— привлекательность региона для иностранных инвестиций и другими факторами.
Под отраслевой инвестиционной политикой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборотную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение научно-технического прогресса и динамизм развитие экономики страны на ближайшую перспективу.
Инвестиционная политика предприятия должна вытекать из стратегических целей его бизнес-плана и в конечном итоге должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия сегодня и в будущим.
Источник
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ
Для того, чтобы инвесторы не боялись финансировать проекты, государство должно гарантировать сохранность инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ, как и в любой другой стране, осуществляется на основе принятого законодательства.
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности
В российской Федерации такое регулирование основывается на следующей законодательной базе:
- «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (с изм. и доп.);
- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (с изм. и доп.).
Государственное регулирование в инвестиционной деятельности осуществляется на основе этих двух законов.
Совет! Так как законодательство постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с требованиями времени, то изучение нормативно-правовых актов стоит начинать, проверив актуальность имеющейся версии. Сделать это можно, воспользовавшись услугами специальных сайтов, таких как консультант-плюс.
Россия, как и другие страны, пытается активно привлекать иностранные инвестиции, поэтому государственное регулирование иностранных инвестиций является приоритетным направлением и находится в зоне постоянного внимания Правительства (см. ФЗ об иностранных инвестициях в Российской Федерации: законодательное регулирование).
На данный момент в России создана правовая база, включающая более 30 нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимоотношения субъектов предпринимательства в области:
- налогообложения;
- использования иностранных инвестиций;
- конкурсным процедурам в области централизованного размещения инвестиционных ресурсов и др.
Формы регулирования инвестиционной деятельности
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности удобно разбить на три блока, как показано на рисунке.
Каждый из блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Рассмотрим поподробнее каждый блок.
Создание благоприятных экономических условий
Инвестирование возможно только в том случае, когда инвестор видит, что его финансовые средства принесут прибыль. В каком случае это возможно?
Государственные органы власти, заинтересованные в увеличении инвестиций, должны обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и инвесторов и использовать следующие методы инвестиционного государственного регулирования:
- предоставление налоговых льгот инвесторам;
- гибкая амортизационная политика;
- создание условий для использования свободных средств населения и организаций;
- возможность использования залоговых схем при кредитовании;
- стимулирование развития лизинговых схем;
- создание условия для формирования инвесторами собственных фондов развития;
- возможность переоценки основных средств на темп инфляции;
- возможность льготного использования природных ресурсов и земли при определенных условиях;
- эффективная система антимонопольного регулирования;
- создание институтов объективной рейтинговой оценки в помощь инвесторам.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности
В этом блоке государственное регулирование в инвестиционной сфере осуществляется в виде:
- разработки и финансирования за счет федерального бюджета инвестиционных проектов, для реализации как российскими предпринимателями, а также и при участии иностранных инвесторов;
- государственных гарантий по проектам, финансируемым из госбюджета;
- предоставление на конкурсной основе средств из региональных и федерального бюджетов;
- выпуск ценных бумаг для финансирования отдельных проектов;
- заключения на состязательной основе концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами;
- возобновления финансирования законсервированных по каким-то причинам объектов, находящихся в государственной собственности;
Иные методы регулирования
Необходимость государственного регулирования инвестиционной деятельности проявляется в следующих действиях государства:
- организация экспертизы инвестиционных проектов;
- защита интересов субъектов инвестиционной деятельности как отечественных, так и иностранных.
Совет! Инвестору стоит изучить организации, оказывающие содействие инвесторам, так как часто их помощь бывает действительно полезной. Например, для проведения экспертизы качества проектов важна компетенция и квалификация экспертов. Поэтому велика вероятность, что квалифицированный специалист работает именно в такой организации.
Роль государства в инвестиционном процессе
Роль государства в социально-экономическом развитии обычно возрастает в периоды кризисов и снижается в периоды расцвета.
Именно государство обеспечивает соблюдение законности и стимулирует экономическое развитие, которое не возможно без таких действий со стороны государства, как:
- взвешенная экономическая и структурная политика;
- государственная поддержка предприятий различных форм собственности;
- инвестиционная политика;
- создание благоприятных инвестиционных условий для страны, региона, отдельного предприятия.
Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными и региональными органами управления.
Результативность их деятельности обусловлена тремя факторами:
- политической стабильностью;
- высоким уровнем профессионализма сотрудников, занимающихся осуществлением инвестиционной политики;
- качеством институтов содействия инвестиционному процессу.
Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности велика, а успех регулирования во многом зависит от его нацеленности на решение социальных целей и задач.
Государственное регулирование инвестиционного процесса представляет собой сложный механизм, состоящий из:
- целей;
- субъектов;
- объектов;
- средств регулирования.
Государственное и отраслевое регулирование инвестиционной деятельности
осуществляется при помощи двух видов методов:
- прямого воздействия;
- косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия реализуются посредством использования следующих инструментов регулирования:
- правового;
- административного;
- экономического.
Например, государственное регулирование инвестиционного проекта заключается в разработке и утверждении проекта, определении источников его финансирования, проведения экспертизы качества, определение источников финансирования. Все эти действия проводятся в рамках метода прямого воздействия.
Методы косвенного регулирования делятся на:
- активно-структурные;
- инструменты бюджетно-налоговой политики;
- инструменты денежно-кредитной политики.
С другой стороны, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться при помощи административных и экономических методов.
Что такое: инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность
В экономической литературе часто применяются понятия инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. Инвестиционная привлекательность это государственное регулирование всех процессов, прямо или косвенно связанных с инвестированием, которое ведет или к притоку или к оттоку инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционного климата заключается в развитии инвестиционного потенциала и регулировании инвестиционных рисков.
Роль государства в регулировании инвестиционного процесса заключается в следующем:
- государство выступает в качестве главного, фундаментального системообразующего фактора, так как разрабатывает и следит за использованием нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, определяет общую стратегию развития инвестиционного рынка и правила поведения участников;
- государство само является субъектом инвестиционной деятельности, так как финансирует многие проекты и получает прибыль от инвестиций.
Таким образом, именно государство создает оптимальные условия для осуществления инвестиционного процесса. Создаваемая нормативно –правовая база, налоговая система, система поддержки предпринимателей, судебная система, отношение к незыблемости частной собственности, — все это влияет на объем инвестиций, поступающий в экономику.
Совет! Не стоит отказываться от помощи специалистов, особенно, если инвестор планирует финансировать дорогостоящие проекты или проекты в других странах. Часто опыт специалиста помогает избежать финансовых потерь.
Источник