Многостороннее регулирование иностранных инвестиций
В настоящее время в мире сложилась многоуровневая система регулирования процесса иностранного инвестирования. Наивысшим уровнем регулирования являются международные соглашения, которые определяют ряд вопросов глобального характера, затрагивающих интересы всех участников инвестиционного процесса.
Участниками МИС выступают национальные правительства и иногда – межправительственные экономические организации (например, ВТО, ОЭСР, МОТ и др.).
Регулирование инвестиционной деятельности на международном уровне обеспечивают следующие источники:
1. Нормативные акты ООН, среди которых следует отметить резолюцию 824 (IX) Генеральной ассамблеи ООН «О международном притоке частного капитала для экономического развития малоразвитых стран», в тексте которой содержатся следующие важные положения:
1. привлечение ИИ для разработки природных богатств и развития технических навыков;
2. добровольное инвестирование в целях сокращения потребности в иностранной валюте;
3. расширения экономической деятельности страны-реципиента;
4. совершенствование внутренней политики, законодательства и административной практики по вопросам налогового обложения;
5. недискриминации в отношении иностранных инвестиций;
6. свободы ввоза инвесторами средств производства;
7. обеспечение свободы перевода прибылей и репатриации капиталов
8. предоставление информации о действующих законах и правилах, касающихся иностранных инвесторов.
2. Многосторонние международные соглашения по регулированию инвестиций. Здесь следует отметить следующие нормативные документы:
А.Конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», подписанная в Вашингтоне в 1965 году.
Вашингтонская конвенция предлагает для включения в международные инвестиционные соглашения оговорки следующего смыслового содержания:
1. принятие юрисдикции Центра как договаривающимися сторонами, так и инвесторами сторон, в том числе включая ограничение, таким образом, защиты исполнения инвестиционного соглашения;
2. отказ от использования других средств разрешения споров;
3. отказ от дипломатической защиты, в том числе инвестора, не согласившегося подчиниться юрисдикции Центра;
4. отказ от прав суброгации;
5. обязательство назначения государственного уполномоченного органа для участия в процедурах, предусматриваемых Конвенцией;
6. принятие сторонами инвестиционного соглашения обязательства оформить участие в Конвенции.
Основной задачей этой Конвенции является создание механизма международного арбитража по рассмотрению инвестиционных споров с тем, чтобы изъять такие споры из юрисдикции национальных органов стран-участниц для обеспечения защиты иностранных инвестиций.
Б. Сеульская Конвенция о создании международной системы страхования иностранных инвестиций подписанной в 1985 г. В результате подписания данного документа была основано Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций (МАГИ — Multilateral Investment Guarantee Agency).
МАГИ осуществляет страхование иностранных инвестиций от следующих видов некоммерческих рисков:
1. ограничение перевода прибылей в иностранную валюту и ограничение перевода прибылей иностранных инвесторов за границу (страхование от девальвации валют исключается);
2. экспроприация или аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением (для страхования этого вида риска имеются определенные оговорки);
3. ограничение в доступе к судебным средствам защиты прав иностранного инвестора, в том числе и необоснованная задержка в рассмотрении спора или принятие арбитражным органом заведомо невыполнимого решения;
4. любые военные действия или гражданские беспорядки.
По совместному заявлению инвестора и принимающей капиталовложение страны, решением органов МИГА в гарантию могут быть включены дополнительно согласованные некоммерческие риски такие как:
1. ограничения на перевод валюты
2. экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения
3. нарушения договоров
4. война или гражданские беспорядке.
Гарантии МАГИ распространяются также на случаи бездействия национальных правительств в ситуациях, когда их вмешательство было необходимо. Вместе с тем предусмотрены различные оговорки. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту – 50 млн. долларов. Типовой страховой полис МАГИ, гарантирующий инвестиции в течение 15 лет, может быть продлен до 20 лет. При этом необходимо доказать, что убытки возникли вследствие дискриминационной политики страны, а не общеэкономических мер регулирования экономики.
Гарантии предоставляются только на случай рисков, возникающих в развивающихся странах – членах МАГИ. Объектом гарантий являются прямые иностранные инвестиции.
Агентство должно также способствовать устранению барьеров на пути движения капиталов, в том числе подписанию одно- и многосторонних соглашений по стимулированию ПИИ, урегулированию споров между инвесторами и принимающими странами.
В связи с возрастанием роли транснациональных корпораций в последнее время особую роль начинают играть документы, касающиеся регулирования их деятельности на национальных рынках, которые получили названия — «кодексы поведения ТНК». Фактически они устанавливают правила для транснациональных корпораций, соблюдение которых обеспечивает баланс интересов транснациональной корпорации и принимающей страны.
Базовыми принципами являются следующие: 1) ТНК должны соблюдать законы и нормы административной практики принимающих государств; 2) ТНК должны вносить вклад в достижение целей, поставленных принимающим государством в плане своего развития. В настоящее время в ООН проводится работа над тремя основными кодексами поведения ТНК.
l. Универсальный кодекс, охватывающий все стороны деятельности транснациональных корпораций. Его разработкой занимается Экономический и социальный совет ООН (ECOSOS).
В универсальном кодексе транснациональным корпорациям предписано идти навстречу местному правительству во всех вопросах, в частности в вопросах участия в акционерном капитале, участия местных специалистов в управлении корпорациями, улучшения состояния платежного баланса принимающей страны. При ценообразовании ТНК должны использовать цены, связанные с открытым рынком. Транснациональные корпораций должны использовать экологически безопасные технологии и информировать потребителей о характеристиках товаров, представляющих опасность для здоровья. В политической жизни ТНК обязаны придерживаться политики невмешательства как в межгосударственные отношения, так й во внутриполитические дела принимающих стран.
2.Кодекс поведения в сфере передачи технологий. Разрабатывается в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В соответствии с данным кодексом продавцы технологий должны предусматривать максимальную возможность использования местных ресурсов; предоставление услуг в ходе внедрения технологии; поэлементное разделение технологии в случае запроса покупателя. Осуждается навязывание транснациональными корпорациями при продаже технологий условий ее эксплуатации, а также условий, касающихся выбора персонала, цен на производимую продукцию, сбыта продукции, закупки товаров и т.п. Таким образом, этот документ определяет основные неприемлемые формы и методы антиконкурентного поведения предприятий в международной торговле.
3.Свод принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Также разрабатывается в рамках Конференции ООН по торговле и развитию. Этот кодекс касается сферы конкурентных отношений. Под ограничительной деловой практикой понимаются методы и действия государственных и частных предприятий, направленные на ограничение (препятствие) доступа на рынки других компаний, и другие действия, которые косвенным образом ограничивают конкуренцию. Данный кодекс — это своего рода документ антитрестовского законодательства в международном масштабе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Многостороннее регулирование иностранных инвестиций
Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.
В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80е годы. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.
В 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Хартию экономических прав и обязанностей государств», в которой:
— утверждалось право всех стран свободно осуществлять полный и постоянный суверенитет над своим богатством и над экономической деятельностью;
— было зафиксировано, что каждое государство имеет право регулировать иностранные инвестиции в соответствии с национальными законами и правилами, целями и приоритетами;
— подчеркивалось, что ни одна страна не может быть принуждена к предоставлению преференциального режима для иностранных инвесторов;
— устанавливалось право принимающих государств осуществлять контроль за деятельностью транснациональных компаний (ТНК) и принятия мер к тому, чтобы эта деятельность соответствовала правилам, законам и регулированию принимающих стран, а также целям их социальноэкономической политики;
— указывалось на необходимость разрешать спорные вопросы, связанные с иностранными инвестициями, мирным путем.
В середине 80х годов был принят «Свод многосторонних согласованных равноправных принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой», в котором содержался ряд положений, которые призваны были укрепить позиции развивающихся стран в отношениях с иностранными ТНК и их филиалами.
Конечно, все документы ООН и ее организаций по вопросам иностранных инвестиций не имеют обязательного характера. Кроме того, некоторые из них принимались при прямом противодействии или воздержании развитых стран — главных экспортеров капитала, что объясняется их стремлением защитить интересы западных инвесторов. Например, по этой причине безрезультатно закончились многолетние переговоры о разработке и принятии «Кодекса поведения транснациональных компаний», который призван был создать условия для равноправного сотрудничества между принимающими (в основном развивающимися) странами и ТНК, установить определенные нормы поведения иностранных инвесторов в области соблюдения национального суверенитета и национальных интересов принимающих стран.
Однако даже обсуждение всех этих проблем в рамках международных организаций, безусловно, способствовало лучшему осмыслению и пониманию проблем, связанных с использованием иностранных инвестиций в современных условиях на базе взаимной выгоды и с должным учетом как интересов инвесторов, так и национальных интересов принимающих стран, которые в прошлом сплошь и рядом игнорировались либо учитывались в недостаточной степени.
Важно отметить и то, что названные выше документы и другие резолюции ООН по инвестиционным вопросам имели и важное моральнополитическое значение, поскольку содействовали формированию мирового общественного мнения по вопросам прямых иностранных инвестиций и выработке нового подхода к оценке их роли в развитии отдельных стран и мирового хозяйства в целом.
Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:
1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г.; его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;
2) Международную ассоциацию развития (МАР), созданную в 1960 г.
3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;
4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), иногда для его обозначения используется перевод английской аббревиатуры МИГА.
В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.
В середине 80х годов в рамках Всемирного байка был разработан, а затем и принят «Проект основных положений конвенции об учреждении Многостороннего агентства гарантирования инвестиций (МАГИ)», призванного страховать иностранные прямые инвестиции в развивающихся странах от некоммерческих рисков. Идея создания такого агентства возникла еще в 50х годах и не раз обсуждалась в рамках МБРР. Эта конвенция явилась первым международноправовым документом, который па международном уровне стал предоставлять инвесторам гарантии защиты от некоммерческих рисков.
В настоящее время к Конвенции присоединилось более 120 стран. МАГИ предлагает четыре вида страхования:
— страхование от неконвертируемости валюты, защищающее иностранного инвестора от убытков, связанных с невозможностью конвер
тировать полученную в принимающей стране валюту для ее перевода на территорию страныинвестора;
— страхование от экспроприации, защищающее иностранного инвестора от последствий действий правительства принимающей страны, которое может урезать или аннулировать право инвестора на владение застрахованными инвестициями или его право осуществлять контроль над ними;
— страхование от войн и беспорядков, защищающее иностранного инвестора от убытков, связанных с военными действиями или беспорядками, нарушающими нормальную деятельность этого предприятия;
— страхование от нарушения договора, защищающее иностранного инвестора от убытков, связанных с его неспособностью добиться исполнения судебного или арбитражного решения, вынесенного в отношении принимающей страны, расторгшей или нарушившей договор об инвестициях на ее территории.
В ходе рассмотрения в МАГИ заявок о страховании инвестиций предлагаемые проекты подвергаются тщательной проверке.
Со времени создания МАГИ в 1988 г. были предоставлены гарантии на сумму в 13,5 млрд долл. для инвестиционных проектов в 85 развивающихся странах. Эти гарантии защищают инвестиции от рисков неконвертируемости валюты и ограничений на перевод средств за границу, военных действий и гражданских волнений (включая акты терроризма и саботажа), экспроприации и нарушения договорных обязательств. По состоянию на 30 июня 2004 г. общая сумма действующих гарантий МАГИ составляла 5,2 млрд долл. Проекты, поддерживаемые МАГИ, обеспечивают создание рабочих мест в принимающих странах, приобретение работниками необходимых навыков и получение правительствами налоговых поступлений.
МАГИ предоставляет гарантии только тем инвесторам, которые соответствуют установленным им социальным и экологическим стандартам, считающимся самыми высокими в мире. МАГИ обеспечивает защиту инвесторов от действий правительств, представляющих угрозу для инвестиций. В елучае возникновения спора МАГИ вводит в действие сбою программу посредничества в урегулировании споров, помогая правительствам и инвесторам уладить разногласия, не прибегая при этом к дорогостоящим процедурам арбитража. Данная программа преследует две цели: она обеспечивает непрерывность инвестиций и помогает странам сохранить репутацию надежных объектов инвестирования. Уникальная возможность МАГИ действовать в качестве своего рода непредвзятого брокера укрепляет уверенность инвесторов в надежности и безопасности инвестирования средств в развивающиеся страны.
В середине 90х годов были предприняты попытки разработать многосторонние инвестиционные соглашения в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) — преемницы ГАТТ, главной целью которой является дальнейшее укрепление многосторонней торговой системы и ее расширение на новые сферы международных экономических отношений. Вопрос о включении в сферу деятельности ГАТТ регулирования прямых иностранных инвестиций был поставлен еще в ходе «уругвайского раунда» торговых переговоров, в результате которого и было принято решение о создании ВТО. Эта инициатива, исходившая от ЕС, вызвала неоднозначную реакцию со стороны не только развивающихся, но и развитых стран. Развивающиеся государства опасались, что в рамках многосторонней организации, каковой является ВТО, им могут быть навязаны невыгодные для них решения о либерализации режима доступа иностранного капитала. В результате вопросы регулирования иностранных инвестиций не были включены в повестку дня «уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ. Однако проблема не была полностью снята с рассмотрения и перешла по «наследству» к ВТО.
Но и в ходе «уругвайского раунда» были приняты некоторые соглашения, в которых затрагивались и инвестиционные вопросы. Одним из них было соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. С целью «поощрения расширения и постепенной либерализации мировой торговли и облегчения движения инвестиций через национальные границы» и учитывая тот факт, что некоторые меры в области инвестиций могут нарушить свободу конкуренции в мировой торговле, в этом соглашении перечислен список мер в области инвестиций, которые участники соглашения обязались устранить в течение двух лет с момента вступления соглашения з силу. Для развивающихся стран этот срок установлен в пять лет, кроме того, им представлен ряд исключений.
Вопросы осуществления иностранных инвестиций были также включены в Общее (генеральное) соглашение о торговле услугами (оно известно под сокращением ГАТС). В начале 1997 г. завершены переговоры о торговле услугами связи. Участниками нового соглашения стали 69 стран, на долю которых приходится 90% мировой торговли услугами связи. Страны, подписавшие соглашение, взяли на себя обязательство открыть (хотя и в разной степени) свои национальные рынки связи для внешней конкуренции и для доступа иностранного капитала. Соглашение охватывает телефонные переговоры, передачу данных, телекс, факсимильную связь, частные лизинговые каналы, спутниковую и мобильную телефонную связь, пейджинговые операции. Ожидается, что стоимость международных телефонных переговоров в результате этого соглашения может снизиться на 80%.
В конце 1996 г. на первой министерской сессии ВТО, в которой приняли участие министры 128 стран, было принято решение включить в программу деятельности ВТО изучение вопросов о взаимосвязи между мировой торговлей и инвестициями. Нельзя исключить и того, что в будущем ВТО может вернуться к идее о заключении специального многостороннего соглашения по вопросам иностранных инвестиций.
Источник