Многостороннее регулирование иностранных инвестиций
В настоящее время в мире сложилась многоуровневая система регулирования процесса иностранного инвестирования. Наивысшим уровнем регулирования являются международные соглашения, которые определяют ряд вопросов глобального характера, затрагивающих интересы всех участников инвестиционного процесса.
Участниками МИС выступают национальные правительства и иногда – межправительственные экономические организации (например, ВТО, ОЭСР, МОТ и др.).
Регулирование инвестиционной деятельности на международном уровне обеспечивают следующие источники:
1. Нормативные акты ООН, среди которых следует отметить резолюцию 824 (IX) Генеральной ассамблеи ООН «О международном притоке частного капитала для экономического развития малоразвитых стран», в тексте которой содержатся следующие важные положения:
1. привлечение ИИ для разработки природных богатств и развития технических навыков;
2. добровольное инвестирование в целях сокращения потребности в иностранной валюте;
3. расширения экономической деятельности страны-реципиента;
4. совершенствование внутренней политики, законодательства и административной практики по вопросам налогового обложения;
5. недискриминации в отношении иностранных инвестиций;
6. свободы ввоза инвесторами средств производства;
7. обеспечение свободы перевода прибылей и репатриации капиталов
8. предоставление информации о действующих законах и правилах, касающихся иностранных инвесторов.
2. Многосторонние международные соглашения по регулированию инвестиций. Здесь следует отметить следующие нормативные документы:
А.Конвенция «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», подписанная в Вашингтоне в 1965 году.
Вашингтонская конвенция предлагает для включения в международные инвестиционные соглашения оговорки следующего смыслового содержания:
1. принятие юрисдикции Центра как договаривающимися сторонами, так и инвесторами сторон, в том числе включая ограничение, таким образом, защиты исполнения инвестиционного соглашения;
2. отказ от использования других средств разрешения споров;
3. отказ от дипломатической защиты, в том числе инвестора, не согласившегося подчиниться юрисдикции Центра;
4. отказ от прав суброгации;
5. обязательство назначения государственного уполномоченного органа для участия в процедурах, предусматриваемых Конвенцией;
6. принятие сторонами инвестиционного соглашения обязательства оформить участие в Конвенции.
Основной задачей этой Конвенции является создание механизма международного арбитража по рассмотрению инвестиционных споров с тем, чтобы изъять такие споры из юрисдикции национальных органов стран-участниц для обеспечения защиты иностранных инвестиций.
Б. Сеульская Конвенция о создании международной системы страхования иностранных инвестиций подписанной в 1985 г. В результате подписания данного документа была основано Многостороннего Агентства по Гарантиям Инвестиций (МАГИ — Multilateral Investment Guarantee Agency).
МАГИ осуществляет страхование иностранных инвестиций от следующих видов некоммерческих рисков:
1. ограничение перевода прибылей в иностранную валюту и ограничение перевода прибылей иностранных инвесторов за границу (страхование от девальвации валют исключается);
2. экспроприация или аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением (для страхования этого вида риска имеются определенные оговорки);
3. ограничение в доступе к судебным средствам защиты прав иностранного инвестора, в том числе и необоснованная задержка в рассмотрении спора или принятие арбитражным органом заведомо невыполнимого решения;
4. любые военные действия или гражданские беспорядки.
По совместному заявлению инвестора и принимающей капиталовложение страны, решением органов МИГА в гарантию могут быть включены дополнительно согласованные некоммерческие риски такие как:
1. ограничения на перевод валюты
2. экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения
3. нарушения договоров
4. война или гражданские беспорядке.
Гарантии МАГИ распространяются также на случаи бездействия национальных правительств в ситуациях, когда их вмешательство было необходимо. Вместе с тем предусмотрены различные оговорки. Предельная сумма, гарантируемая по одному проекту – 50 млн. долларов. Типовой страховой полис МАГИ, гарантирующий инвестиции в течение 15 лет, может быть продлен до 20 лет. При этом необходимо доказать, что убытки возникли вследствие дискриминационной политики страны, а не общеэкономических мер регулирования экономики.
Гарантии предоставляются только на случай рисков, возникающих в развивающихся странах – членах МАГИ. Объектом гарантий являются прямые иностранные инвестиции.
Агентство должно также способствовать устранению барьеров на пути движения капиталов, в том числе подписанию одно- и многосторонних соглашений по стимулированию ПИИ, урегулированию споров между инвесторами и принимающими странами.
В связи с возрастанием роли транснациональных корпораций в последнее время особую роль начинают играть документы, касающиеся регулирования их деятельности на национальных рынках, которые получили названия — «кодексы поведения ТНК». Фактически они устанавливают правила для транснациональных корпораций, соблюдение которых обеспечивает баланс интересов транснациональной корпорации и принимающей страны.
Базовыми принципами являются следующие: 1) ТНК должны соблюдать законы и нормы административной практики принимающих государств; 2) ТНК должны вносить вклад в достижение целей, поставленных принимающим государством в плане своего развития. В настоящее время в ООН проводится работа над тремя основными кодексами поведения ТНК.
l. Универсальный кодекс, охватывающий все стороны деятельности транснациональных корпораций. Его разработкой занимается Экономический и социальный совет ООН (ECOSOS).
В универсальном кодексе транснациональным корпорациям предписано идти навстречу местному правительству во всех вопросах, в частности в вопросах участия в акционерном капитале, участия местных специалистов в управлении корпорациями, улучшения состояния платежного баланса принимающей страны. При ценообразовании ТНК должны использовать цены, связанные с открытым рынком. Транснациональные корпораций должны использовать экологически безопасные технологии и информировать потребителей о характеристиках товаров, представляющих опасность для здоровья. В политической жизни ТНК обязаны придерживаться политики невмешательства как в межгосударственные отношения, так й во внутриполитические дела принимающих стран.
2.Кодекс поведения в сфере передачи технологий. Разрабатывается в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В соответствии с данным кодексом продавцы технологий должны предусматривать максимальную возможность использования местных ресурсов; предоставление услуг в ходе внедрения технологии; поэлементное разделение технологии в случае запроса покупателя. Осуждается навязывание транснациональными корпорациями при продаже технологий условий ее эксплуатации, а также условий, касающихся выбора персонала, цен на производимую продукцию, сбыта продукции, закупки товаров и т.п. Таким образом, этот документ определяет основные неприемлемые формы и методы антиконкурентного поведения предприятий в международной торговле.
3.Свод принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Также разрабатывается в рамках Конференции ООН по торговле и развитию. Этот кодекс касается сферы конкурентных отношений. Под ограничительной деловой практикой понимаются методы и действия государственных и частных предприятий, направленные на ограничение (препятствие) доступа на рынки других компаний, и другие действия, которые косвенным образом ограничивают конкуренцию. Данный кодекс — это своего рода документ антитрестовского законодательства в международном масштабе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
§3. Многостороннее международно-правовое регулирование иностранных инвестиций
Многостороннее регулирование иностранных инвестиций начало складываться после второй мировой войны, тогда как первые попытки к заключению многосторонней конвенции в этой области были предприняты еще ранее. Так, в 1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью заключения международной многосторонней конвенции по обращению с иностранцами и их собственностью. По смыслу положений проекта, иностранцам и их собственности должен был предоставляться правовой режим, более благоприятный, чем национальный. В 1965 г. была принята Вашингтонская конвенция «0 порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», в соответствии с которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД).
Вашингтонская конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г., по состоянию на сентябрь 2001 г. ее подписали 149 государств1 (в том числе Республика Казахстан, для которой она вступила в силу 21 октября 2000 г.). Из 149 подписавших государств
ратифицировали данный договор — 134, соответственно 15
государств подписали, но не ратифицировали конвенцию (для сравнения можно привести такие цифры: в 1996 г. Вашингтонскую Конвенцию подписали 139 государств, из них 120 государств ратифицировали этот договор[384] [385]). Конвенция исключает обращение за разрешением споров в национальные суды сторон и ссылки на государственный суверенитет. В практике ИКСИД защита вещных прав иностранного инвестора осуществляется путем толкования коллизионных норм с применением автономной квалификации (осуществляемой независимо от материальных норм внутреннего права, на основе обобщения понятий разнонациональных систем)[386]. При этом Конвенцией предусматривается уникальная в практике мирового коммерческого арбитража система внутреннего контроля: проигравшая дело сторона вправе обратиться к
Генеральному секретарю ИКСИД с ходатайством об аннулировании решения (требование это может быть основано только на строго определенных основаниях, прежде всего процессуальных нарушениях, и для его рассмотрения создается специальный комитет, который вправе отменить решение полностью или частично1).
В октябре 1985 г. на сессии МБРР в Сеуле была подписана Конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» (Сеульская конвенция), которая обеспечивает гарантии соблюдения международных соглашений и договоренностей в инвестиционной сфере. В соответствии с положениями этой конвенции Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) является юридическим лицом и имеет право заключать договоры (контракты); приобретать и продавать имущество (движимое и недвижимое); и т.п. Основная задача МАГИ — стимулировать поток инвестиций между странами- членами и, особенно, в развивающиеся страны, дополняя, таким образом, деятельность МБРР, МФК и других международных финансовых учреждений. Для достижения этой цели МАГИ: предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран- членов; проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними; пользуется такими другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для достижения этой цели[387] [388]. Сеульская конвенция вступила в силу в апреле 1988 г. (после ратификации 21 государством и внесения средств в размере не менее одной трети уставного капитала), сегодня в МАГИ участвуют около 150 государств[389].
Среди многосторонних договоров, регулирующих иностранные инвестиции, особое место занимает Договор к Энергетической хартии, подписанный в Лиссабоне в 1994 г., основное назначение которого заключается в поощрении инвестиций в энергетической сфере, в создании условий для обеспечения свободы доступа к энергетическим рынкам и свободы транзита энергетических ресурсов. Наряду с созданием энергетического сообщества и оформлением взаимодействия и интеграции в мировую экономику, предполагается, что страна-участник договора станет членом ряда международных организаций. В отечественной литературе отмечается, что подписание Договора к Энергетической хартии в полной мере согласуется с интересами РК, хотя имеются и негативные моменты — договор полностью направлен на защиту прав инвесторов, и Казахстану как принимающему государству пришлось поступиться частью своих прав, сознательно пойти на ограничение суверенитета, в частности, на отказ от судебного иммунитета; с тем чтобы усилить гарантии иностранным инвесторам путем надлежащей защиты их от посягательства государственных чиновников1. Соответственно, особенностью этого договора является то, что Казахстан изначально выступает в качестве принимающей стороны для инвесторов стран-участниц договора.
Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ВТО также приобретает многосторонний характер (учитывая, что на сегодня членами ВТО являются 140 государств мира). В частности, регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с помощью трех основных актов — Соглашения о мерах в отношении инвестиций в сфере торговли (ТРИМС), Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС) и Соглашением об относящихся к торговле аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС)1. Основное значение ТРИМС состоит в том, что оно запрещает использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на осуществление иностранных инвестиций, противоречащие принципу национального режима и принципу запрещения количественных ограничений[392] [393]. Среди таких мер особо можно выделить требования, предъявляемые к предприятиям с иностранным участием, об использовании определенной части национальных товаров в производстве и об обязательном экспорте фиксированной части производимой продукции. В соответствии с положениями ТРИМС для устранения подобных мер предоставляются различные сроки для развитых стран и для развивающихся: для первых — в течение 2-х лет с даты вступления ТРИМС в силу, а для вторых — в течение 5-ти лет. Фактически ТРИМС является основой для дальнейшего развития правовых норм, регулирующих режим размещения прямых иностранных инвестиций[394].
В 1995 г. в рамках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР — международная организация, представляющая интересы развитых стран и созданная в 1961 г., учредила два постоянных комитета: Комитет по международным транснациональным корпорациям и Комитет по движению капитала и скрытым операциям) начались переговоры по созданию Многостороннего соглашения по инвестициям. В период с сентября 1995 г. до начала 1997 г. переговорный процесс носил сугубо технический характер; с 1997 г. разработка положений данного соглашения находилась под возрастающим вниманием неправительственных организаций и других заинтересованных сторон[395]. В 1998 г. разработанный проект соглашения был утвержден министрами стран-участниц Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, и представлен для обсуждения.
Многостороннее соглашение по инвестициям, по замыслу его разработчиков, закрепляет широкий многосторонний механизм регулирования международных инвестиционных отношений, основанный на соблюдении принципов либерализации инвестиционных режимов, защиты инвестиций и разрешения инвестиционных споров. Проект основывается на положениях, обеспечивающих безопасность иностранным инвесторам и их инвестициям, а также устанавливающих унифицированное регулирование их деятельности, что, в свою очередь, внесло бы высокую степень предсказуемости в правоотношениях между основными участниками капиталовложений1. К числу достоинств данного проекта можно отнести следующие: 1) предусматривается, что положения соглашения могут применяться в отношении всех инвесторов без исключения; 2) понятие «инвестиции» определено достаточно широко и охватывает любую иностранную частную собственность во всех ее проявлениях. Предположительно Многостороннее соглашение по инвестициям будет открыто для подписания всем государствам-участникам Организации по экономическому сотрудничеству и Европейского Союза, а также для присоединения всем заинтересованным государствам, не являющимся членами указанных международных организаций, но готовым выполнять обязательства, предусмотренные в соглашении[396] [397]. Несмотря на то, что процесс согласования основных положений, а затем принятия и ратификации Многостороннего соглашения по инвестициям странами-участницами окажется, скорее всего, делом долгим, представляется, что это будет серьезный шаг в деле многостороннего урегулирования международных инвестиционных отношений.
Таким образом, международно-правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется на трех уровнях, а именно: двустороннее, региональное и многостороннее
Источник