- Прямые иностранные инвестиции в мире
- Содержание
- Прямые иностранные инвестиции в России
- Прямые иностранные инвестиции в Европе
- 2020: Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США
- Современные тенденции развития международного прямого инвестирования
- Библиографическое описание:
- Тенденции развития мирового рынка прямых инвестиций
Прямые иностранные инвестиции в мире
Содержание
Прямые иностранные инвестиции в России
Прямые иностранные инвестиции в Европе
2020: Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США
По итогам 2020 года Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США. Об этом свидетельствуют данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Прямые иностранные инвестиции включают в себя, например, строительство зарубежными компаниями новых заводов, расширение присутствия в стране или приобретение ими местных компаний.
В 2020 году в китайскую экономику было инвестировано $163 млрд из-за рубежа, что на 4% больше, чем годом ранее, тогда как американская экономика привлекла около $134 млрд (почти вдвое меньше в сравнении с 2019-м). В России иностранные инвестиции уменьшились на 96% — с $32 млрд до $1,1 млрд.
Как отмечает BBC, в США иностранные инвестиции снижаются с 2016 года, когда они достигли максимума ($472 млрд). В Китае же этот показатель непрерывно растет. Еще в 2019 году разрыв между странами был практически двукратным: США получили $251 млрд новых зарубежных инвестиций, а КНР — с $140 млрд.
По прогнозам аналитиков британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), благодаря пандемии коронавируса COVID-19 экономика Китая обгонит американскую в 2028 г. – на пять лет раньше, чем прогнозировалось ранее. Как отмечают аналитики CEBR, Китай гораздо лучше перенес пандемию и экономика страны восстанавливается быстрее, чем американская.
В глобальном масштабе объем иностранных инвестиций в год пандемии снизился на 42% — с $1,5 трлн в 2019 году до $859 млрд по итогам 2020-го. Этот показатель стал наименьшим в XXI веке. Даже в период мирового финансового кризиса объем инвестиций был примерно на 30% выше нынешнего уровня.
По оценкам ЮНКТАД, в Европейском союзе объем привлеченных в 2020 году иностранных инвестиций упал на 71%. В Германии темпы падения достигли 61%. [1]
Источник
Современные тенденции развития международного прямого инвестирования
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 14.12.2019 2019-12-14
Статья просмотрена: 891 раз
Библиографическое описание:
Муталиева, Ф. Х. Современные тенденции развития международного прямого инвестирования / Ф. Х. Муталиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 205-206. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65145/ (дата обращения: 11.06.2021).
Темпы развития современной мировой экономики во многом зависят от динамики вложения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Прямые иностранные инвестиции помимо притока капитала в денежной и товарно-материальной формах, стимулирующего экономический рост, предполагают привлечение передовых технологий, что крайне выгодно для государств-реципиентов ПИИ и является залогом повышения конкурентоспособности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и страны в целом. Данный вид перемещения капитала рассматривается как наименее подверженный колебаниям и в сравнении с портфельными инвестициями более устойчивым к депрессиям и кризисным процессам.
Сфера международного инвестирования демонстрирует снижение потоков прямых иностранных инвестиций уже третий год подряд. В 2018 году этот показатель составил 13 %, приведя к снижению объема ПИИ до уровня в 1,3 трлн. долларов США. Эксперты ЮНКТАД связывают такое падение с масштабной репатриацией прибыли американскими корпорациями, которая наблюдалась в первом полугодии 2018 года и стала результатом налоговых реформ, проведенных в США в конце 2017 года [1].
Существенные изменения претерпела географическая структура прямых иностранных инвестиций в разрезе групп стран. Так, объемы ПИИ, вложенные в 2018 году в экономики развитых государств, достигли своего минимума с 2004 года и сократились более, чем на четверть (27 %). Вложения иностранных инвестиций в Европу вообще сократилось вдвое, что связано с масштабным падением инвестиций в Великобританию на фоне ожидания экономических потерь от Brexit — выхода этой страны из Европейского союза. Не смотря на вновь отложенный срок выхода до 31 января 2020 года [2], инвесторы перестали рассматривать вложения инвестиций в британскую экономику как перспективные.
На фоне развитых стран группа развивающихся государств демонстрирует стабильное, хоть и незначительное увеличение потоков прямых иностранных инвестиций на 2 %. В результате того, что объем ПИИ в развитые страны упал до рекордно низких отметок, произошло перераспределение доли ПИИ, приходящихся на группу развивающихся стран. Так доля глобальных ПИИ в развивающиеся страны от общего объема составила 54 %.
Группа стран с переходной экономикой в 2018 году также демонстрировала снижение притока ПИИ, который снизился до 34 млрд. долларов США (на 28 %). Драйвером такого падения объемов ПИИ стала Российская Федерация. Объемы вложений ПИИ в российскую экономику снизились на 49 %. По итогам 2018 г. Россия входила в топ-20 и по объему накопленных импортированных прямых инвестиций, и по объему экспортированных капиталовложений. В текущем экспорте ПИИ позиции России были еще выше — 13-е место, тогда как из-за двукратного падения показателя текущего импорта ПИИ Россия переместилась на 22-е место, что является одним из худших показателей для страны. Это связано как с затянувшейся санкционной политикой, реализуемой рядом развитых государств, так и в целом не самым лучшим инвестиционным климатом в России [3].
В соответствии с экспертными прогнозными оценками объемы ПИИ в 2019 году в развитых странах будут возрастать по мере того, как начнут минимизироваться последствия налоговой реформы. Ключевым фактором риска, потенциально способным привести к снижению объемов инвестирования в 2019 и последующих годах, являются торговые конфликты, в частности между Китаем и США.
Исследование долгосрочной динамики изменения объемов ПИИ показывает, что при исключении конъюнктурных факторов, таких как нестабильность финансовых потоков и налоговые реформы, в течении последних десяти лет среднегодовой рост ПИИ составил только 1 %, тогда как в период с 2000 по 2007 годы этот показатель равнялся 8 %. До 2000 года рост ПИИ вообще превышал 20 %. Эксперты объясняют это целым комплексом факторов, в частности, повсеместным снижением доходности ПИИ, ухудшением инвестиционного климата и распространением форм инвестиционных вложений, не требующих приобретения дорогостоящих активов. Последнее в существенной мере связано с возрастанием роли нематериальных активов в обеспечении роста международного производства. О данном факте свидетельствуют опережающие темпы роста доходов по лицензионным соглашениям и от торговли услугами.
Так, более одной трети всего частного финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в мировой экономике осуществляется транснациональными компаниями, входящими в список ста крупнейших нефинансовых корпораций. Отраслями, лидирующими по объемам финансирования НИОКР являются фармацевтика и автомобилестроение. При этом отчетливо прослеживается тренд возрастания объемов международного инвестирования во вновь запускаемые проекты в сфере НИОКР.
Ключевым инструментом привлечения ПИИ остаются особые экономические зоны (ОЭЗ), широко представленные как в развитых, так и в развивающихся странах. Динамика увеличения количества ОЭЗ свидетельствует о том, что использование данных географически ограниченных районов для привлечения ПИИ большинство стран мира рассматривает как успешный опыт. Так, на текущий момент в 147 государствах функционирует около 5400 зон, то на 35 % больше, чем пять лет назад. Основываясь на анализе перспективных планов по созданию ОЭЗ можно отметить, что в ближайшее время появятся еще около 500 новых ОЭЗ. Эта тенденция увеличения ОЭЗ является частью новой промышленной политики и механизмом преодоления все возрастающей конкуренции за потоки инвестиционных капиталов.
Таким образом, все перечисленные тенденции характеризуют различные аспекты процессов прямого иностранного инвестирования и во-многом определяют темпы и направления развития современных мирохозяйственных процессов.
Источник
Тенденции развития мирового рынка прямых инвестиций
Их процесс оживления, скорее всего, будет более длительным, нежели ожидалось, что объясняется глобальной экономической неустойчивостью и политической неясностью.
Период оживления ПИИ, скорее всего, будет более длительным, нежели ожидалось, что объясняется глобальной экономической неустойчивостью и политической неясностью. По прогнозам ЮНКТАД в 2013 году потоки ПИИ по-прежнему будут близки к уровню 2012 года с верхним пределом в 1,45 трлн. долларов. В свете восстановления оптимизма и уверенности инвесторов ожидается, что мировые потоки ПИИ достигнут 1,6 трлн. долл. в 2014 году и 1,8 трлн. долл. в 2015 году. Однако все же сохраняются значительные риски, связанные с таким сценарием роста.
Лидируют развивающиеся страны. В 2012 году впервые за все время развивающиеся страны, на которые пришлось 52% глобального притока ПИИ, получили больше ПИИ, чем развитые страны. Это произошло отчасти из-за того, что наибольшее снижение притока ПИИ отмечалось в развитых странах, на которые сейчас приходится лишь 42% его глобального объема. Почти треть мирового вывоза ПИИ также пришлась на развивающиеся страны, обозначив продолжение устойчивой повышательной тенденции.
Отток ПИИ из развитых стран сократился до уровня, близкого куровню 2009 года. В условиях нестабильности экономических перспектив транснациональные корпорации (ТНК) развитых стран по-прежнему придерживались выжидательного подхода к новым инвестициям или освобождались от зарубежных активов вместо того, чтобы значительно расширить свою деятельность на международном уровне. В 2012 году в 22 из 38 развитых стран отмечалось сокращение вывоза ПИИ, которое составило 23% общего сокращения.
По-прежнему вызывает обеспокоенность инвестирование через офшорные финансовые центры (ОФЦ) и специальные финансовые структуры (СФС). Финансовые потоки в ОФЦ по-прежнему приближаются к своему максимальному уровню 2007 года.
Хотя большая часть международных усилий по борьбе с уклонением от уплаты налогов была направлена на ОФЦ, в 2011 году финансовые потоки через СФС были практически в семь раз больше. Увеличивается также количество стран, предлагающих благоприятные налоговые условия для СФС.
Реинвестированные доходы могут быть важным источником финансирования долгосрочных инвестиций. В 2011 году доход от ПИИ составил 1,5 трлн. долл. на их общую сумму 21 трлн. долларов. Норма прибыли ПИИ составила 7% во всем мире, при этом в развивающихся странах (8%) и в странах с переходной экономикой (13%) она была выше, чем в развитых странах (5%). Почти треть дохода от глобальных ПИИ осталась в принимающих странах, а две трети были репатриированы (что составляет в среднем 3,4% платежей по счету текущих операций). Самой высокой доля нераспределенной прибыли была в развивающихся странах, составив 40% дохода от ПИИ, она представляет собой важный источник финансирования.
В 2012 году отмечалось небольшое общее сокращение притока ПИИ в развивающиеся регионы, хотя его снижение наблюдалось не везде. В Африке, которая выбивалась из общей тенденции, ввоз ПИИ увеличился на 5% до 50 млрд. долларов. Этот рост частично был связан с ПИИ в добывающих отраслях, однако увеличиваются и инвестиции в производства по выпуску готовых изделий для потребительского рынка в отрасли услуг. Приток ПИИ в азиатские развивающиеся страны сократился на 7% до 407 млрд. долл., но оставался высоким. В условиях продолжающейся в регионе перестройки географической структуры производства страны с более низким доходом, такие как Вьетнам, Камбоджа и Мьянма, притягивают ПИИ в трудоемкие отрасли. Ввоз ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна сократился на 2% до 244 млрд. долл. из-за спада в центральноамериканских и карибских странах. Этот спад был восполнен ростом на 12% в Южной Америке, где приток ПИИ был связан как с развитием добывающих производств, так и с усилиями по освоению рынков.
Увеличиваются ПИИ в страны со структурно слабой экономикой. Ввоз ПИИ в наименее развитые страны (НРС) достиг рекордно высокого уровня, главным образом благодаря ТНК развивающихся стран, особенно из Индии. Произошел небольшой рост притока ПИИ в не имеющие выхода к морю развивающиеся страны (НВМРС), что было вызвано увеличением их притока в африканские и латиноамериканские НВМРС и некоторые страны Центральной Азии. Второй год подряд наблюдается оживление притока ПИИ в малые островные развивающиеся государства (МОРАГ), которое обусловлено инвестированием в страны, богатые природными ресурсами.
Резко сократился приток ПИИ в развитые страны. В развитых странах объем ввозимых ПИИ существенно уменьшился — на 32% — и достиг уровня 561 млрд. долл., который последний раз отмечался почти десять лет назад. Значительный спад притока ПИИ наблюдался в большинстве развитых стран, в частности в Европейском союзе, на долю которого пришлись две трети сокращения мировых ПИИ.
В странах с переходной экономикой был отмечен относительно небольшой спад. Резкое сокращение международных слияний и приобретений (СиП) привело к уменьшению притока ПИИ в страны с переходной экономикой на 9% до 87 млрд. долл.; из них 51 млрд. долл. было вложено в Российской Федерации, однако значительная часть из них имела российское происхождение.
Тенденции в инвестиционной политике
Процесс разработки национальной инвестиционной политики все больше ориентируется на новые стратегии развития. Большинство государств стремятся привлекать и поощрять иностранные инвестиции в интересах укрепления производственного потенциала и устойчивого развития. В то же время множество стран в настоящее время укрепляют нормы регулирования иностранных инвестиций, шире используя промышленную политику в стратегических секторах,
ужесточая процедуры отбора и мониторинга и тщательно проверяя международные СиП. Сохраняется риск того, что некоторые из этих мер принимаются в протекционистских целях.
Процесс разработки международной инвестиционной политики находится на переходном этапе. К концу 2012 года режим международных инвестиционных соглашений (МИС) состоял из 3 196 договоров. Сейчас страны все чаще отдают предпочтение не двустороннему, а региональному подходу к выработке норм и правил в области МИС и учитывают элементы устойчивого развития. Более 1 300 из сегодняшних 2 857 двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) к концу 2013 года достигнут стадии «прекращения действия в любой момент», что откроет возможность устранения несоответствий и пробелов в многостороннем и многоуровневом режиме МИС и укрепления его аспекта развития.
ЮНКТАД предлагает пять общих путей реформирования международного инвестиционного арбитража. Это является ответом на обсуждение преимуществ и недостатков инвестиционного арбитражного режима, которое вызвано увеличением количества дел и постоянной обеспокоенностью по поводу системных дефектов этого режима. Предлагаются следующие пять вариантов реформирования: поощрение альтернативных средств урегулирования споров, изменение существующей системы УСИГ посредством индивидуальных МИС, ограничение доступа инвесторов к УСИГ, создание апелляционного механизма и учреждение постоянного международного суда по урегулированию инвестиционных споров. Коллективные усилия на многостороннем уровне могут помочь добиться консенсуса в отношении предпочтительного способа действий.
Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития
Для сегодняшней мировой экономики характерно наличие глобальных производственных систем (ГПС), в которых торговля промежуточными товарами и услугами обслуживает фрагментированные и разнесенные между разными странами производственные процессы. ГПС обычно координируются ТНК, а международная торговля полуфабрикатами и готовой продукцией осуществляется в рамках их сетей филиалов, подрядчиков и независимых поставщиков. На ГПС, координируемые ТНК, приходится примерно 80% мировой торговли.
ГПС создают существенный элемент повторного счета в торговле -около 28% или 5 трлн. долл. в общем объеме мирового экспорта на сумму 19 трлн. долл. в 2010 году, — поскольку промежуточные продукты считаются в мировом экспорте несколько раз, хотя должны считаться лишь один раз по добавленной стоимости. Модели торговли в ГПС определяют распределение фактических экономических выгод от торговли между отдельными странами и во многом формируются в соответствии с инвестиционными решениями ТНК. Страны с большим удельным весом ПИИ в сравнении с размером их экономики, как правило, более активно участвуют в ГПС и создают относительно большую отечественную добавленную стоимость в экспортном секторе.
ГПС могут вносить существенный вклад в развитие. В развивающихся странах в рамках глобальных производственных систем создается в среднем около 30% ВВП этих стран против 18% в развитых странах. Существует также позитивная корреляция между участием в ГПС и динамикой душевого ВВП. ГПС оказывают непосредственное экономическое влияние на добавленную стоимость, занятость и прибыль. Для развивающихся стран они также могут быть важным механизмом наращивания производственного потенциала, в том числе за счет распространения технологий и обучения работников, и тем самым открывать возможности долгосрочной модернизации промышленности.
Вместе с тем участие в ГПС связано также с рисками. Вклад ГПС в ВВП может быть ограниченным, если страны удерживают лишь небольшую часть добавленной стоимости, созданной в технологической цепи. Кроме того, распространение технологий, повышение квалификации работников и модернизация происходят не автоматически. Развивающиеся страны сталкиваются с риском того, что им не удастся освоить производства с относительно высокой добавленной стоимостью. Кроме того, экологические и социальные последствия, в том числе в плане условий труда, безопасности и гигиены труда и гарантий занятости, могут быть негативными. Способность ГПС сравнительно легко перебазировать свои производства и возросшая уязвимость для внешних шоков создают дополнительные риски.
Странам следует сделать стратегический выбор: поощрять или не поощрять участие в ГПС. Им необходимо тщательно сопоставить все «за» и «против» участия в ГПС, а также издержки и положительные результаты проактивной политики поощрения ГПС или стратегий развития, ориентированных на ГПС, в зависимости от их конкретной ситуации или обеспеченности факторами производства. Некоторые страны могут решать не поощрять участие в ГПС, у других может не быть такого выбора. На самом деле большинство из них уже в той или иной мере подключены к ГПС. Поощрение участия в ГПС предполагает нацеливание на конкретные сегменты ГПС, т.е. поощрение ГПС может быть избирательным. Кроме того, участие в ГПС — это лишь один из аспектов общей стратегии развития страны.
Важная роль политики в задействовании потенциала ГПС для решения задач развития. В случае, когда страны решают активно поощрять участие в ГПС, директивным органам следует, прежде всего, определить свое место в международном разделении труда, а затем оценить реальные пути развития с помощью встраивания в ГПС для своего стратегического позиционирования. Для получения доступа к ГПС и реализации возможностей модернизации необходим структурированный подход, предполагающий определение конкретного места ГПС в политике промышленного развития (например, развитие тех или иных производств в рамках ГПС); создание условий для роста ГПС в результате формирования благоприятной среды для торговли и инвестиций и создания необходимой инфраструктуры, а также наращивание производственного потенциала местных фирм и повышение уровня подготовки местной рабочей силы. Для уменьшения рисков, связанных с участием в ГПС, эти усилия должны опираться на надежную экологическую, социальную и управленческую основу вместе с усилением регулирования и правоприменения, а также с оказанием поддержки местным фирмам в наращивании потенциала в целях соблюдения нормативных требований.
Кроме того, ЮНКТАД предлагает три конкретные инициативы:
- Синергическая политика и институциональная база торговли и развития. Политика торговли и политика инвестиций часто не связаны друг с другом. В контексте ГПС они могут оказывать друг на друга неожиданное и контрпродуктивное воздействие. В избежание этого директивным органам, в случае необходимости с помощью международных организаций, следует тщательно изучить те инструменты политики, которые одновременно воздействуют на инвестиции и торговлю в рамках ГПС, т.е. торговые меры, влияющие на инвестиции, и инвестиционные меры, влияющие на торговлю. Кроме того, на институциональном уровне для установления торговых и инвестиционных связей в ГПС необходимо более тесное сотрудничество и взаимодействие между учреждениями по поощрению торговли и инвестиций.
- Региональные договоренности о промышленном развитии. Актуальность региональных производственных систем заставляет обратить внимание на значимость регионального сотрудничества. Региональные договоренности о промышленном развитии могли бы включать объединенные в одно целое региональные соглашения о торговле и инвестициях, разделенные на либерализацию и упрощение процедур, а также создающие совместные механизмы и учреждения по поощрению торговли и инвестиций. Они могли бы также быть направлены на создание соседними странами территориально-промышленных комплексов путем совместного финансирования инфраструктуры, необходимой для ГПС, и совместного наращивания производственного потенциала. Для установления таких договоренностей необходимо поддерживать партнерские связи между правительствами в регионе, между правительствами и международными организациями и между государственным и частным секторами.Экологические зоны экспортной переработки (ЗЭД).
- Экологичность становится важным фактором привлечения производств ГПС. ЗЭП стали важными узлами ГПС, давая выгоды для ТНК и поставщиков ГПС. Они также могли бы обеспечивать — в дополнение к некоторым существующим выгодам или вместо них — в больших масштабах усилия в вопросах социальной ответственности корпораций (СОК), с тем чтобы стать катализаторами в деле обеспечения СОК. Директивным органам следует рассмотреть возможность оказания соответствующих услуг, включая техническую помощь в сертификации и отчетности, поддержку в обеспечении безопасности и гигиены труда, а также рекуперацию отходов или использование альтернативных источников энергии, которые могли бы преобразовать СОК в центры передового опыта для ответственной деловой деятельности. Помощь в этом могут оказать международные организации посредством установления контрольных показателей, обмена передовой практикой и программ по укреплению потенциала.
Остановка роста и падение ПИИ в 2012 году
В 2012 году глобальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сократились на 18% до 1,35 трлн. долларов. Это резкое падение резко контрастировало с другими ключевыми экономическими показателями, такими как ВВП, международная торговля и занятость, каждый из которых продемонстрировал положительную динамику роста на мировом уровне. Экономическая неустойчивость и политическая неопределенность в ряде крупных стран заставили инвесторов проявлять осторожность. Кроме того, многие транснациональные корпорации (ТНК) перепрофилировали свои инвестиции за рубежом, в том числе за счет реструктуризации активов, изъятия инвестиций и перебазирования. Оказалось, что путь к подъему ПИИ непрост и может быть более долгим, чем ожидалось.
ЮНКТАД прогнозирует, что в 2013 году ПИИ останутся на уровне, близком уровню 2012 года, с верхним пределом в 1,45 трлн. долл. -этот уровень сопоставим со средними показателями докризисного периода 2005-2007 годов (диаграмма 1). По мере улучшения макроэкономической конъюнктуры и восстановления среднесрочной уверенности инвесторов ТНК смогут конвертировать свои рекордные объемы денежных резервов в новые инвестиции. В этом случае потоки ПИИ могут достичь 1,6 трлн. долл. в 2014 году и 1,8 трлн. долл. в 2015 году. Однако в этом сценарии роста по-прежнему остаются значительные риски. Такие факторы, как структурные уязвимости глобальной финансовой системы, возможное ухудшение макроэкономической конъюнктуры и значительная политическая неопределенность в ключевых областях, влияющих на уверенность инвесторов, могут привести к дальнейшему сокращению потоков ПИИ.
Развивающиеся страны получили больше ПИИ, чем развитые страны
Приток ПИИ в развивающиеся страны оказался намного устойчивее, чем их приток в развитые страны, и в 2012 году, несмотря на его небольшое сокращение (на 4%) до 703 млрд. долл., уступил только рекордному уровню предыдущего года (таблица 1). Он составил рекордных 52% глобального притока ПИИ, впервые превысив приток в развитые страны на 142 млрд. долларов. Мировой рейтинг крупнейших получателей ПИИ также отражает изменения структуры инвестиционных потоков: из 20 крупнейших получателей 9 — развивающиеся страны (диаграмма 2). В региональном разрезе приток в развивающиеся страны Азии и Латинской Америки остался на высоком для многолетнего периода уровне, однако его динамика ослабла. В Африке в 2012 году отмечалось увеличение притока ПИИ в годовом исчислении (таблица 1).
Мировые потоки ПИИ по регионам (2010-2012, млрд. долл. США)
Источник