Понятие международного инвестиционного рынка
Международный инвестиционный рынок – это сложный глобальный механизм распределения потоков инвестирования в мировой экономике. Он сформировался и развивается на основе совокупного взаимодействия рынков инвестиций разных стран, происходящих в условиях нарастающей экономической глобализации.
Сущность и структура
Чтобы в полной мере понять роль и значение международного рынка инвестиций, необходимо знать его фактическую структуру. В этом смысле рассматриваемый механизм ничем не отличается от положения дел внутри любой страны. Отличен только глобальный общемировой масштаб данного экономического феномена.
Итак, международный рынок инвестирования включает в себя три самостоятельных элемента, на которых денежные средства вкладываются:
- в реальные инвестиционные объекты;
- в инновации;
- в финансы.
Международный сегмент вложений в объекты реального инвестирования связан с куплей-продажей недвижимости, земли, станков, кораблей, месторождений природных ресурсов, предметов искусства и так далее.
Инновационный сегмент имеет дело с интеллектуальными и научными вложениями. Здесь речь может идти про патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки и прочее.
Финансовый сегмент чаще всего связан с торговлей национальными валютами и различными разновидностями ценных бумаг.
Естественно, что рынок международных инвестиций может нормально функционировать лишь во взаимодействии со всеми перечисленными выше сегментами. В общем в настоящее время его можно охарактеризовать с помощью постоянно идущих процессов дифференциации и диверсификации его различных структурных элементов.
Основные субъекты
Субъектами на международном рынке инвестиций, как правило, выступают:
- суверенные страны;
- некоммерческие организации;
- государственные и частные компании;
- физические лица.
Естественно, фактическая возможность осуществлять инвестиции на территории иностранного государства всегда определяется соответствующими законами и подзаконными актами. Иногда национальные правительства сознательно ограничивают доступ внешних инвесторов в те или иные отрасли экономики. Например, может быть принят закон, в соответствии с которым вкладывать деньги в разработку месторождений полезных ископаемых могут исключительно внутренние инвесторы.
На сегодняшний день большую часть иностранных вложений осуществляют гигантские транснациональные корпорации. Они представляют собой форму организации групп компаний, которые имеют собственные финансовые интересы на территории всего земного шара.
Подобные корпорации могут существовать в виде:
- транснациональных компаний;
- многонациональных компаний.
В первом случае головное структурное подразделение корпорации имеет капитал, который был сформирован за счет капитала всего одного государства. В то же самое время ее филиалы располагаются в различных странах.
Во втором случае головное структурное подразделение имеет капитал, который сформирован из капиталов нескольких государств. При этом филиалы данной финансовой или производственной структуры также располагаются по всему миру.
Тенденции развития
Существует ряд трендов, определяющих основные направления развития международного инвестиционного рынка. Важнейшим из них можно считать то обстоятельство, что национальные правительства большинства государств проводят политику, связанную с либерализацией международного инвестиционного пространства.
Такие действия во многом значительно облегчают процессы перемещения международных капиталов. Дополнительно этому способствует выработка единых правил и норм, которые определяют государственные подходы к регулированию происходящих процессов инвестирования.
Источниками подобных правил могут быть двухсторонние или же многосторонние межгосударственные, региональные соглашения, связанные с защитой и поощрением финансовых вложений. Действующим примером такого инструментария международного инвестиционного рынка могут считаться нормы Всемирной торговой организации (ВТО).
Источник
Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций
Глобальный рейтинг стран и территорий мира по уровню прямых иностранных инвестиций в номинальном (абсолютном) значении, выраженном в долларах США в текущих ценах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование: | Прямые иностранные инвестиции / Foreign Direct Investment. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематика исследования: | Страны и регионыЭкономическое развитие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направление исследования: | Экономика Изучение экономических процессов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отрасль исследования: | Управление Экономический анализ Финансовый анализ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы исследования: | Системный анализ Сравнительный анализ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Периодичность исследования: | Регулярно (ежегодно). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация исследования: |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт исследования: | http://worldbank.org/ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее исследование: | The World Bank: Foreign Direct Investment 2019. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией World Bank Development Research Group. Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 10.03.2021. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента инвестиций, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли. В методологии Международного валютного фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, указывается, что иностранные инвестиции могут считаться прямыми иностранными инвестициями в том случае, если они подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними. На практике, однако, в некоторых странах доля в 10% в уставном капитале инвестируемого предприятия считается недостаточным для установления эффективного контроля над управлением или демонстрации долговременной заинтересованности инвестора. Таким образом, прямые иностранные инвестиции в целом должны быть достаточно крупными и долгосрочными для того, чтобы позволить иностранному инвестору установить эффективный контроль над управлением инвестируемым предприятием и обеспечить его долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия. При этом длительный срок капиталовложений в рамках ПИИ ограничивает для инвесторов возможности быстрого ухода с рынка и тем самым усиливает к ним интерес стран-импортёров ПИИ. Во многих странах реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала регулируется законодательно, а в структуре исполнительной власти, как правило, присутствует государственный орган, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в области инвестиций. Основным стимулом интенсивного развития международного инвестиционного процесса является необходимость крупного бизнеса повышать свою конкурентоспособность на международном уровне посредством расширения деятельности на новых рынках, рационализации производства, снижения издержек, диверсификации рисков и получения доступа к ресурсам и стратегическим активам в экономиках разных государств. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются международные компании и финансовые группы. Основу данных о ПИИ в экономиках разных государств составляют периодические выпуски статистических отчётов серий «Balance of Payments Statistics» Международного валютного фонда, «World Development Indicators» Всемирного банка, «World Investment Report» Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также ежегодные экономические отчёты национальных статистических институтов, данные из которых аккумулируются указанными международными организациями. Результаты исследованияЭта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по размеру прямых иностранных инвестиций (ПИИ), произведённых в их экономику в течение указанного года. В качестве источника информации о размерах ПИИ выступает база данных Всемирного банка «Показатели мирового развития» (World Development Indicators). В рейтинговой таблице представлен перечень экономик с подтверждённой оценкой ПИИ по номинальному (абсолютному) значению, выраженному в долларах США в текущих ценах (без поправки на инфляцию). Отрицательные значения показателя ПИИ некоторых экономик означают, что экспорт инвестиций опережает их импорт, или отток инвестиций из экономики превышает их приток в экономику. Текущие данные представлены по состоянию на 2018 год (опубликованы в 2019 году). Источник Мировой рынок иностранных инвестиций
Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору. В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования: 1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг – непосредственно в предприятия). 2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). 3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям. Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой корпорацией, либо установление над ней фактического контроля. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала корпорации. Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общем объеме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%). Анализ показывает, что значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до второй мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а внутри нее – в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых инвестиций даже превышает их отток. Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками акций. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений). На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так, высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных инвесторов, особенно японских. В 70-80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привело к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем увеличился с 10 млрд. долл. в 1960 г. до 2 395 в конце 80 гг. Основная доля этих сумм приходится на межбанковские операции. В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на денежный рынок и рынок собственно капиталов. 1. Денежный рынок – рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных средств. 2. Рынок капиталов – рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в основном при выпуске и приобретении ценных бумаг. В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование, заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.
Рассмотрим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации и ее корпораций для иностранных кредиторов. Сегодня, в силу развития глобальных коммуникационных систем происходит процесс повсеместной интеграции. Упрощение процедур перевода и перетока финансовых ресурсов, возможность контроля финансовых потоков в режиме реального времени позволяет различным странам и организациям осуществлять инвестиции, не взирая на расстояния. В этой связи, главными факторами, влияющими на инвестиционный процесс, становятся экономические и правовые условия, составляющие внешнее окружение потока инвестиций. В 1997 г. общемировой приток только прямых иностранных инвестиций оценивался в 370 млрд. долл. Как правило, главным их источником являются транснациональные корпорации (ТНК). Сто наиболее крупных в мире по размерам иностранных активов ТНК владеют через свои иностранные филиалы почти 2 трлн. долл., контролируя, по экспертным оценкам, пятую часть глобальных зарубежных активов (табл. 9). Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами (по данным за 1995 г.)
В число 100 крупнейших ТНК также входят две корпорации из развивающихся стран – это корейская «Daewoo Corporation» (11,9 млрд. долл.) и венесуэльская «Petroleos de Venezuela SA» (6,8 млрд. долл.). Нужно заметить, что «Daewoo Corporation» второй год подряд возглавляет список 50 крупнейших ТНК, базирующихся в развивающихся странах. Наиболее активны в вывозе капитала ТНК электронной промышленности. За ними идут корпорации автомобильной и химической промышленности. Не отстают и фирмы нефтяной и горнодобывающей промышленности. Иностранные инвесторы предвидят резкое увеличение инвестиций в инфраструктуру, системы распределения, нефинансовые услуги, автомобильную промышленность при замедлении роста капиталовложений в секторах финансовых услуг и недвижимости. За период 1991-1996 гг. законодательное регулирование инвестиционного процесса претерпело в общей сложности 599 изменений, примерно 95% из них преследовали цель либерализации. В большинстве своем они касались предоставления доступа в отрасли, ранее закрытые для иностранных инвестиций, упрощения процедур и введения мер стимулирования. Тенденция к дальнейшей либерализации продолжает развиваться. В последние годы из общего числа изменений, внесенных в инвестиционные режимы, 34% касались расширения стимулирования, 25% – либерализации условий деятельности, 4% – ослабления контроля, 4% – предоставления дополнительных гарантий, 7% – либерализации правил, регулирующих вопросы иностранной собственности, и либерализации отраслевого регулирования, 7% – упрощения процедур утверждения проектов и 8% – расширения арсенала мер содействия, помимо стимулирования. Стремление правительств содействовать осуществлению иностранных инвестиций находит отражение и в резком увеличении числа двусторонних инвестиционных договоров о защите и поощрении инвестиций. Изменился состав партнеров этих договоров. Если прежде практически всегда одним из партнеров являлась развитая страна (на конец 80-х гг. развитые страны участвовали в 83% всех заключенных договоров), то в 1996 г. этот показатель составлял уже 62%. Договоры о защите и поощрении инвестиций стали заключать между собой страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, развивающиеся страны. Инвестиции развитых стран за границей постоянно растут. На инвестиционной арене развитых стран доминируют США, почти в два раза опережая Великобританию, вторую крупнейшую страну базирования инвестиционных ресурсов. Страны ЕС все шире осуществляют инвестиции за пределами Западной Европы, главным образом в Северной Америке, развивающихся странах Азии и, в меньшей степени, в Центральной и Восточной Европе (табл. 10). Интересно отметить, что не самая большая страна Европы – Нидерланды, стоит на шестом месте в мире по вывозу инвестиционных ресурсов (в 1996 г. они составили свыше 20 млрд. долл.). Наибольшие вложения они делают в Чехии, Венгрии, Польше. Но развитие программ продолжается. Экономический кризис в Японии не позволяет надеяться на скорое возвращение японских корпораций в число лидеров по объемам зарубежных инвестиций. Продолжающееся падение курса иены по отношению к доллару происходит во многом из-за кризиса в Юго-восточной Азии, в экономику стран которой Япония инвестировала большую часть своих ресурсов. Доля крупнейших ТНК в общем вывозе прямых иностранных инвестиций в 1995 г.,%
В 1996 г. их сумма достигла 23 млрд. долл. Максимальный показатель составлял в период 1989-1991 гг. 41 млрд. долл. В связи с кризисом в азиатских странах – партнерах Японии, в последнее время наблюдается стремительный рост японских вложений в экономику Бразилии. Однако следует заметить, что иностранные инвестиции направляются прежде всего в промышленно развитые страны. Например, США является не только крупнейшим поставщиком инвестиций, но и принимающей инвестиции страной, опережая Китай – второй крупнейший получатель инвестиций. В значительной степени это относится и к европейским странам (за исключением Германии и Италии). Все больше прямых инвестиций идет в развивающиеся страны. В 1996г. они получили иностранных инвестиций на сумму в 129 млрд. долл. и вложили за границей 51 млрд. долл. Удельный вес этой группы стран в общемировом импорте инвестиций повысился до 37% (рис. 24). Крупнейшим получателем инвестиций в развивающихся странах является, как уже говорилось, Китай – 42 млрд. долл. Успех Китая объясняется главным образом его огромным и расширяющимся внутренним рынком, «мягкой эволюцией», проведением оптимальных макроэкономических реформ и принятием мер по поощрению инвестиций практически во всех провинциях. За ним следуют Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины. Удельный вес Западной Азии в общем объеме инвестиций, поступающих в развивающиеся страны, снизился с 30% в первой половине 80-х гг. до 2% в первой половине 90-х гг. Такое падение в значительной степени объясняется сокращением притока инвестиций в нефтедобывающие страны: Саудовскую Аравию, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, которые благодаря эффективному использованию прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сами превратились в инвестиционных доноров. То же самое произошло и с Гонконгом, экспортировавшим в 1996 г. 27 млрд. долл., а получившим 2,5 млрд. долл. Заметно увеличились потоки инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В последние годы здесь был зафиксирован самый высокий прирост инвестиций среди всех развивающихся стран. Суммарные инвестиции достигли 39 млрд. долл. Этому способствовали кардинальные изменения режимов ПИИ в регионе в сторону либерализации.
Огромную роль сыграло создание МЕРКОСУР – интеграционного объединения Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая при особом ассоциированном статусе в нем Чили и Боливии. Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР) является одной из крупнейших региональных экономических группировок мира. По размерам и потенциалу это второй после ЕС таможенный союз и третья экономическая группировка (после ЕС и САЗСТ – североамериканской зоны свободной торговли). В январе 1994 г. члены МЕРКОСУР приняли протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций, в соответствии с которым обязались предоставлять друг другу не менее благоприятный, чем национальный, инвестиционный режим. На страны Латинской Америки и Карибского бассейна приходится около 30% всех инвестиций, поступающих в развивающиеся страны. Доля Африки в притоке инвестиций в развивающиеся страны уменьшилась в 1991-1996 гг. по сравнению с 1986-1990 гг. более чем вдвое. Снижение удельного веса африканских стран в притоке ПИИ вызвано, в частности, такими факторами, как политическая нестабильность, вооруженные конфликты, низкий уровень собственной инвестиционной активности, частые смены курса при проведении экономической политики, затрудняющие для деловых кругов оценку ожидаемых рисков, прибыли и прогнозируемого экономического будущего. В отдельных африканских странах тысячи людей на всех этапах осуществления инвестиционного проекта ждут взяток. Созидательная и эффективная экономическая деятельность в таких условиях становится невозможной. Рис. 25. Иностранные инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы, млрд. долл. И, наконец, Восточная Европа. Приток иностранных инвестиций в страны Восточной Европы сокращается, что отчасти связанно с завершением приватизации в Польше, Венгрии и Чехии. На эти страны приходилось около двух третей общего объема поступающих в регион инвестиций. Россия все еще занимает скромное место, но обладает большими неиспользованными преимуществами (рис. 25). Осенью 1997 г. Европейской экономической комиссией ООН во взаимодействии с Консультативной службой по иностранным инвестициям Мирового Банка был проведен международный Форум, посвященный перспективам содействия прямым зарубежным инвестициям в страны с переходной экономикой. Форум проходил в Швейцарии (Женева, Дворец Наций – штаб квартира ЕЭС). Выводы Форума по содействию притоку прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой сводятся к следующему: à необходимо совершенствовать правовую базу инвестиционной деятельности в стране, уделив особое внимание гарантиям инвестору, стремясь гармонизировать ее с канонами мирового законодательства (деятельность правительственных органов); à целесообразно интенсифицировать работу агентств по привлечению иностранных инвестиций, основываясь на эффективности, системности, компетентности, с целью максимального привлечения капитала в национальную экономику (деятельность агентств по иностранным инвестициям); à должен быть привлечен интеллект национальных производителей-экспортеров (деятельность национальной экономической элиты); à необходимы системные работы по созданию достойного инвестиционного имиджа страны (все организации и частные лица, задействованные в инвестиционном процессе). В инвестиционных программах задействованы огромные капиталы. И какая-то степень коррупции здесь неизбежна. Однако отмывание денег и взятки в инвестиционных процессах сегодня приняли такие масштабы, что могут дестабилизировать экономику и финансы в мировом масштабе. По данным МВФ, за 1996 г. на взятки и отмывание денег в мире ушло около 5 млрд. долл. Безусловно, никакая ТНК в ущерб себе работать не будет, и поэтому все взятки закладываются в стоимость проекта, из-за чего она возрастает, по экспертным оценкам, на 25-30%. В этом случае одновременно возрастает внешняя задолженность принимающей стороны, а время прохождения проекта увеличивается из-за коррупции на 40%. Источник |