Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ

Насколько важны для развития экономики страны иностранные инвестиции можно хорошо усвоить, если изучить зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.

Обратимся, прежде всего, к Китаю, учитывая, превращение этой страны в 1993 г. во второго в мире после США получателя прямых иностранных инвестиций ПИИ), а в 2002 г. — в лидера по фактическому использованию этих инвестиций [1].

Рассмотрим следующие характеристики реализованные властями этой страны подхода к стимулированию иностранных инвестиций:

1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.

3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций.

Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то, со второй половины 90-х годов ХХ века — предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Пока, однако, посредством такой формы в Китае инвестируется не более 5 % иностранного капитала, тогда как в мире этот показатель достигает 80 %. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфрастуктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки [2].

4. Смена приоритетов форм государственной поддержки процессов привлечения иностранных инвестиций. Так, в 80-е — середине 90-х годов ХХ века для стимулирования объемов и динамики прироста инвестиций государство использовало преференции для иностранных инвесторов, которые включали налоговые льготы и специальные привилегии.

Наиболее распространенные налоговые льготы для предприятий с иностранным капиталом (ПИК) — снижение налога на прибыль и налоговые каникулы [3].

5. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Так, в 1980-х годах ряд занимавших благоприятное географическое положение приморских районов был выделен в экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и, позже, — провинция Хайнань). Они были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем, а перспективе и Тайваня [4].

6. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды [5].

Ориентируясь на пример Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока ПИИ в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранцами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т.д. [7].

Особого внимания заслуживает опыт создания специализированных государственных агентств по координации процесса привлечения и размещения ПИИ. В частности, на созданное в Индии в 1991 г. Бюро по стимулированию иностранного инвестирования возложены обязанности рассмотрения и одобрения проектов с участием ПИИ, а также дальнейшее стимулирование их притока. Оно также получило функции консультанта правительства в определении приоритетных отраслей, требующих привлечения иностранного капитала. Изначально бюро находилось в непосредственном подчинении главы правительства, что подтверждало значение, придававшееся индийскими властями инвестиционному сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Имея широкие полномочия, бюро хорошо зарекомендовало себя в переговорах с иностранными инвесторами. За годы своей деятельности оно получило признание как в Индии, так и за рубежом и доказало жизнеспособность идеи единого государственного органа, занимающегося привлечением зарубежных инвестиций и технологий в приоритетные отрасли национальной экономики. В настоящее время около 90 % всего притока иностранных инвестиций в Индию проходит через бюро, поскольку зарубежные партнеры заинтересованы в предоставляемых им государственных гарантиях. При этом следует особо подчеркнуть, что правительство Индии стремится стимулировать приток ПИИ не только в высокорентабельные и приоритетные отрасли, но и в отсталые районы страны для обеспечения более равномерного географического распределения инвестиций. В рамках этой политики индийские штаты получили большую автономию в решении экономических вопросов и в работе с иностранными партнерами [8].

Примером успешного использования иностранных инвестиций может служить Мексика. Изначально ПИИ в эту страну шли из-за возможности производить там с меньшими издержками (прежде всего из-за более низкой стоимости рабочей силы) товары и услуги, которые потом легко могли быть проданы на самом емком в мире — американском рынке. Территория вдоль мексикано-американской границы быстро превратилась в экспортный плацдарм для множества иностранных компаний, поставлявших продукцию легкой промышленности, а также автомобильные и электронные компоненты в США.

Мексиканские власти, в свою очередь, сумели грамотно воспользоваться своим выгодным географическим положением и создали дополнительные конкурентные преимущества для инвестиций в те секторы, развитие которых в наибольшей степени отвечало долгосрочным интересам страны (легкое машиностроение, потребительские товары, химия и фармацевтика и т.д.). И если первоначально приток ПИИ был сосредоточен в основном в регионах, граничащих с США, то сегодня ПИИ распространяются по всей стране. При этом одним из важных побудительных мотивов стало упрощение экспортных требований и равные конкурентные условия по сравнению с местными производителями.

Ирландия создала благоприятный налоговый климат для развития бизнеса и прибыльного инвестирования. Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов. Субсидии выдаются Агентством промышленного развития (АПР).

Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри ЕС, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности. Второй компонентой формулы успешного развития для Республики Ирландия является ориентация правительства на развитие наукоемких отраслей промышленности и сферы высоких технологий.

Читайте также:  Риск снижения доходности валютный риск

В Италии, в соответствии с Конституцией, иностранные граждане полностью приравнены во всех правах к итальянским гражданам, в том числе и правам по участию в банковских, финансовых, производственных и других компаниях. При этом иностранные граждане могут участвовать в капитале и органах управления даже не находясь на территории Италии (требуется заверенная копия иностранного паспорта, с указанием места жительства иностранца на родине, и необходимо получить номер итальянского налогового кода).

Основным требованием для регистрации иностранных компаний в Италии является установление минимально допустимого размера их уставного капитала: для акционерного общества — 100 тыс. евро, для обществ с ограниченной ответственностью — 10 тыс. евро (это же правило существует и для итальянских компаний).

Инвестиционный климат Франции оценивается как недостаточно благоприятный. Это связано с довольно высоким уровнем совокупного налогового бремени. Также сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций оказывают массовые протесты, вызванные приобретением зарубежными собственниками крупной французской фирмы. Иностранные капиталовложения в стратегически важные отрасли требуют особого разрешения.

Во Франции одним из главных преимуществ для привлечения иностранных инвесторов являются активно поддерживаемые правительством кластеры. Цель французской политики кластеров – стимулирование синтеза между частными компаниями, исследовательскими центрами и университетами в целях создания инновационных партнерских проектов в конкретном регионе. Также одним из элементов государственной поддержки инвестиций в области научно-технического прогресса является создание особых технологических зон — технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, необходимо при разработке законов максимально учитывать опыт других стран, рекомендации и требования международных организаций, регулирующих привлечение иностранных инвестиций.

В этой связи, главной задачей государственной инвестиционной политики Казахстана является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

1. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. — 2004. — № 3. — С.7.

2. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. — 2004. — № 3. — С. 9.

3. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре. — Указ. работа. — С.9.

4. Политика Китая в области иностранных инвестиций. Техноконсалт, М., 2000. — С. 48.

5. Карлусов В. Государственная поддержка предпринимательства в условиях вступления Китая в ВТО // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 3. — С. 25.

6. http //www.china.org.cn/95-zong/huihuang/6.htm

7. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // Инвестиции в России. — 2004. — № 12. — С.19-23.

8. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Экономист, 2004. — С. 9-12.

Источник

Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций

Мировой опыт свидетельствует о том, что многие стра­ны весьма осторожно использовали фактор привлечения ино­странных инвестиций. Так, Япония, например, с самого на­чала строго контролировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы она затрачивала

на закупку иностранных лицензий для создания своей пере­довой технической экспортной базы. До сих пор объём пря­мых иностранных инвестиций в Японии невелик, привлече­ние иностранного капитала происходит медленно. Следует подчеркнуть ещё одно обстоятельство. Усилия по привлече­нию прямых иностранных инвестиций могут быть потраче­ны впустую, если не будет обеспечено их эффективное на­роднохозяйственное использование. В конце 1990-х гг., по данным торгово-промышленной палаты России, две трети зарубежных инвестиций задействованы в финансовых спе­куляциях, и только треть направляется в промышленность. При этом используются они не на модернизацию производ­ства, а на приобретение акций и вкладов в уставных капи­талах, что обеспечивает зарубежным компаниям контроль за финансовыми потоками российских предприятий.

В стране постепенно формируется модель, сочетающая в себе отрицательные черты долговой и высокорисковой экономики, что подрывает основы инвестиционного процесса и может поставить страну в положение инвестиционного банкротства. В России реализовался свой, особый, путь пе­рехода к рынку, который, с одной стороны, представлял гибрид «рецептов международного валютного фонда» и дру­гих либеральных рецептов, с другой — сохранял некото­рые «советские институты хозяйствования». Такой способ реформирования получил название «движение без карты».

Поэтому необходим строгий контроль со стороны госу­дарства, а также доброжелательная политика для поддер­жки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связа­ны стратегические экономические интересы.

Привлечение иностранного капитала связано напрямую с инвестиционным кризисом, преодоление которого приоб­ретает особую важность как в текущем, так и стратегичес­ком аспектах. Текущая потребность в инвестициях связа­на с крайней изношенностью оборудования. В целом по стране износ основных производственных фондов состав­ляет 40,4 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергети-

ке — более 50, в нефтепереработке — 75, в газоперера­ботке — 80 %. Если доля полностью изношенных основ­ных фондов в целом по стране равна 12,5%, то в подо­траслях ТЭК она колеблется от 22 до 38 % . К 2006 г. вы­работали ресурс 17 % мощностей электростанций России, около 25 % оборудования электрических подстанций так­же достигло предельного срока службы. За последнее деся­тилетие XX в. ввод новых и замещающих генерирующих мощностей сократился в 3 раза, электросетевых объек­тов — почти в 5 раз. Ближайшие годы станут критичес­кими с точки зрения обновления оборудования в электро­энергетике. В стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации эко­номики, и прежде всего достижения устойчивого экономи­ческого роста и повышения конкурентоспособности отече­ственного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный пово­рот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологических инновацион-ноёмких обрабатывающих отраслей.

Россия, являясь крупнейшей страной с переходной эко­номикой, относится экспертами Всемирного банка к «воз­никающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономичес­ких реформ, наша страна активно привлекает иностран­ный капитал. За прошедший период отмечаются принци­пиальные изменения в масштабах и формах участия стра­ны в международном движении капитала: устранены идео­логические ограничения на привлечение зарубежных капи­талов, созданы правовая и законодательная основы иност­ранного инвестирования, определён механизм регулирова­ния иностранных капиталовложений на федеральном и ре­гиональном уровнях.

Читайте также:  Тинькофф инвестиции как пройти по ссылке

Однако следует признать, что в сложных условиях пе­рехода к рыночной экономике надежды, возлагаемые на иностранные инвестиции, не оправдались.

1.3 Место иностранных инвестиций в России

В России сложилось двухсекторное общество, где раз­ные слои живут по совершенно разным правилам и зако­нам. В нём чётко не зафиксированы права собственности, мало стимулов осуществлять инвестиции и технологичес­кие нововведения, где неизбежен большой масштаб оттока капитала. Это система, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни и исключены из активной деятельности. Как следствие — рост теневой экономики, падение сбора налогов и череда эконо­мических кризисов. В условиях такого капитализма успе­хи отдельных предприятий не могут компенсировать недо­статки системы в целом, которые в результате привели к экономическому кризису 1998 г.

Тем не менее хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны и важны. Среди существу­ющих в России основных форм собственности видное место занимают смешанная (с иностранным участием) и чисто иностранная. На их долю приходится свыше 20 % основно­го капитала промышленности.

Исследования показывают, что на совместных и иност­ранных предприятиях показатели эффективности производ­ства — производительность труда, фондоотдача — выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это свя­зано с использованием более современной технологии и обо­рудования, методов управления, подбора и расстановки кад­ров, с финансовой «прозрачностью» и, соответственно, со значительно более низким уровнем коррупции и злоупот­реблений, чем в среднем в промышленности. Поэтому при оценке роли и места иностранных инвестиций важно ис­пользовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели.

Россия существенно отличается от других государств по масштабам экономики и специализации по сложности ре­шаемых проблем. Это влияет на объёмы, динамику и струк-

туру привлекаемых инвестиций. Для России характерна чётко выраженная неравномерность в динамике, отрасле­вой и региональной направленности иностранных инвести­ций. За последние годы, в 2003-2005 гг., отмечается суще­ственный рост притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с низким посткризисным уровнем пре­дыдущих лет. В результате Россия опередила другие стра­ны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по годовым притокам ПИИ и догнала ведущие из них по их накоплен­ному объёму. Однако современное положение России не сви­детельствует об укреплении позиций на мировом рынке ка­питалов, отмечается существенное отставание от других «возникающих рынков», и особенно от Китая. Пока при­ток иностранного капитала в Россию не соответствует по­требностям национальной экономики, потенциал страны в области привлечения ПИИ остаётся нереализованным. Со­гласно оценкам ЮНКТАД, Россия относится к группе стран с высоким потенциалом привлечения ПИИ и их низким притоком.

Неблагоприятной остаётся и видовая структура привле­каемых в страну инвестиций. Доля кредитов всех видов в их составе в 2003-2005 гг. превышала 80 %, низкой оста­ётся доля вложений в основной капитал — всего 5 % в 2005 г. Это приводит к тому, что корпоративный внешний долг становится всё более серьёзной проблемой, связанной с его погашением и обслуживанием.

Наиболее предпочтительными для России, бесспорно, являются прямые иностранные инвестиции. Но их нынеш­няя доля в годовом притоке иностранного капитала очень низка. Так, в 2005 г. она составила 23,3 %.

Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в России, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное и рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,9 % инвестиций; во вторичном секто­ре, (обрабатывающая промышленность) — 25,2%; в третич-

КАМСКО0 ГОСУДАРСТВЕННОЙ 1

ном секторе (сфера услуг и наукоёмкие технологии) — око­ло 50 %.

Таким образом, доля инвестиций из-за рубежа, привле­каемых в первичный сектор экономики, остаётся значитель­но выше, а во вторичный и третичный — заметно ниже среднемировых показателей.

1.4 Отраслевая структура иностранных инвестиций

Остановимся подробнее на отраслевой структуре иност­ранных инвестиций. В 2005 г. по доле их в накопленном объё­ме лидировали: промышленность — 44,5%; оптовая и роз­ничная торговля — 25,9; операции с недвижимым имуще­ством — 9,3. Далее следовали транспорт и связь — 9, финан­совая деятельность — 5,1. Заметно отставали сельское, лес­ное и рыбное хозяйство — 0,8, строительство — 0,6, произ­водство и распределение электроэнергии, газа и воды — 0,5, здравоохранение и социальные услуги — 0,1.

Основная масса притока иностранного капитала направ­ляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материально­го производства получает около половины годового объёма инвестиций. Тем не менее реальный сектор остаётся хрони­чески недоинвестированным, отмечается старение его про­изводственного аппарата.

Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сфе­ры услуг, продвижению реформ, становлению более пере­довой отраслевой структуры экономики России.

Значительную долю зарубежных капиталовложений осу­ществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по срав­нению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно от­нести возможность экономии на масштабах и общем управ­лении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квали­фицированной рабочей силы, низкие трансграничные из-

держки транспорта, связи и координации всех внутрифир­менных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоёмких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.

Анализируя отраслевое распределение иностранных ин­вестиций в промышленность, необходимо подчеркнуть со­хранение устойчивого приоритета ТЭК, металлургического комплекса, на долю которых в 2004 г. приходилось около 70 % иностранных инвестиций. Крайне неудовлетворительно положение дел с инвестированием машиностроительного комплекса и отраслей высоких технологий.

Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что свя­зано с краткосрочными интересами иностранных вкладчи­ков. Растёт приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтя­ная промышленность лидирует по привлечению иностран­ного капитала, общий объём инвестиций в её развитие ос­таётся недостаточным, положение дел ухудшается. Серьёз­ную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.

Помимо сложных отраслевых проблем привлечения иностранных инвестиций существуют не менее сложные региональные проблемы.

В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учёта региональных факто­ров и условий в социально-экономическом развитии стра­ны, проведения исследований на мезоуровне, имеющем от­раслевой и региональный аспекты.

Читайте также:  Фонд инвестиций строительных проектов

Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочны­ми интересами зарубежных инвесторов. Иностранные ин­весторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивова-

ренной, табачной промышленности, тогда как в машино­строение зарубежных инвесторов не допускают.

Рассматривая особенности иностранного инвестирования в регионы России, нельзя не отметить существования пред­приятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическими стадиями производства товара или услу­ги с производителями, расположенными в других странах. Разделение производственного процесса развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяй­ственном пространстве. Участники такого транснациональ­ного производственного процесса, находясь в разных стра­нах или на разных континентах, действуют согласованно над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким обра­зом, сформировался специфический тип международного разделения труда — международное разделение производ­ственного процесса (МРПП). В мировой научной литерату­ре этот феномен получил название «аутсорсинг», «фраг­ментация производств», «промежуточная торговля», «вер­тикальная специализация» и др. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, на­ходящихся в двух или более странах.

Характерной для региональной структуры иностран­ных инвестиций в России является высокая концентра­ция иностранного капитала в столичных городах-мегопо-лисах и прилегающих к ним областях, в центральных рай­онах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточ­ных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

В 2005 г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 47,6 % их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ включающий Тюменскую об­ласть, — 17,4%. На третьем месте находится Дальневос­точный округ — 12,5 %. Далее в порядке убывания следу-

ют федеральные округи: Сибирский — 7,7; Северо-Запад­ный — 7,1; Приволжский — 6; Южный — 1,7%.

Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает боль­ше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская эко­номическая зона страны. В восточном регионе 80 % инос­транных капиталовложений поступает в несколько экспорт­но ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую об­ласть, Красноярский край, республику Саха (Якутия).

Наряду с этим, 12 российских регионов вообще не полу­чили иностранных инвестиций. Такое положение дел сви­детельствует о необходимости государственного регулиро­вания и проведения региональной инвестиционной полити­ки. Основными центрами притяжения иностранных капи­талов, как показывают исследования, являются крупные городские агломерации — Москва, Санкт-Петербург, Ека­теринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает зарубежных инвесторов.

Тем не менее, в современных условиях для России су­ществуют большие возможности для эффективного вхож­дения в мировую экономику. Процесс интеграции российс­кой экономики в мировое хозяйство предполагает достиже­ние согласия по четырём основным направлениям: свобода движения товаров, капиталов, рабочей силы и научно-тех­нических знаний. Западные партнёры в условиях энергети­ческого и сырьевого кризиса в основном проявляют инте­рес к масштабному инвестиционному участию в разработке и транспортировке российских нефтегазовых и других при­родных ресурсов. Принципиально и Россия заинтересована в разработке новых месторождений и закреплении надёж­ных рынков сбыта для своей продукции. Но в современных условиях, когда существует перспектива поставок энерго­сырьевых ресурсов из других стран, у России возникает потребность внедрения и других форм хозяйственного вза­имодействия. Речь идёт о создании международных класте-

ров отраслей и предприятий, которые в состоянии обеспе­чить во взаимодействии с иностранными партнёрами ос­новные этапы производственной логистики.

По оценке западных экспертов, важнейшими предпосыл­ками успешного функционирования кластеров являются: удобное геостратегическое положение; наличие поблизости крупных производственных, образовательных и исследова­тельских центров; активное развитие транспортной и ком­муникационной инфраструктуры; участие иностранного финансового и предпринимательского капитала; благопри­ятная традиционная промышленная специализация регио­на; масштабная налоговая и финансовая государственная поддержка.

В российской экономике этот процесс находится в на­чальной стадии формирования. Прежде всего отмечается активное формирование нефтегазовых кластеров. Основ­ной целью России здесь является модернизация отечествен­ной нефтегазовой сырьевой ниши и превращение её в мно­гоотраслевой индустриальный промышленный комплекс с законченным производственным циклом, включающим добычу, транспортировку, более высокую степень перера­ботки, выпуск технологически передовой продукции на ос­нове автоматизации, механизации, применения передовой электроники. Формирование российского нефтегазового кластера активно осуществляется в рамках проекта «Сахалин-П». Альянс иностранных компаний во главе с англо-голландским концерном Royal Dutch/Shell на пер­вом этапе обеспечил разработку ресурсов в важнейшем гео­стратегическом месте, с выходом на растущий азиатский рынок, создал необходимую транспортную инфраструкту­ру. Второй этап включает строительство крупнейшего в мире завода по снижению природного газа — стоимость 2 млрд. долл., с активным привлечением российских фирм — Химэнерго, НИПИГАЗ. Другим примером явля­ется новый российско-британский нефтяной альянс ТНК — ВР с объёмом сделки 6,75 млрд. долл., ориентированный

на совместную разработку, транспортировку нефти и со­здание значительных перерабатывающих мощностей в России и за рубежом. Создание этих кластеров ориентиру­ется на нидерландскую модель «индустриального транзи­та», сформировавшуюся на основе иностранного участия. При этом важна не столько совместная добыча и даже транспортировка, а необходимо создание единых произ­водственных мощностей более высокого передела (нефте­переработка — нефтехимия — биотехнология) в националь­ной экономике.

Перспективными являются формирование и развитие российско-британского кластера алюминиевой промышлен­ности в рамках альянса СУАЛ-Fleming Family с объёмом иностранного участия до 450 млн. долл. В его состав долж­ны войти зарубежные месторождения иностранных парт­нёров, тем самым предполагается снизить зависимость рос­сийских производств от конъюнктуры на алюминиевом рынке.

Возникли и успешно функционируют кластеры в пи­щевой промышленности. Это молочно-иогуртовые комп­лексы в Подмосковье совместно с французской компанией Danon, голландской Kampina, германской Ehrmann; комп­лекс по производству шоколада в г. Самаре совместно со швейцарской фирмой Nestle.

Кластер бытовой электроники активно формируется в г. Новокузнецке. Здесь создаётся система малых и сред­них специализированных фирм вокруг итальянского про­изводителя холодильников компании Merloni (торговая марка Stinol).

Начинается функционирование мебельного кластера шведского концерна IKEA, в состав которого планируется включить ряд российских мебельных фабрик и леспромхо­зов. Кластерный альянс сможет обеспечить надёжный вы­ход на мировые рынки десяткам российских производите­лей на базе производственно-инвестиционного сотрудниче­ства со шведской IKEA.

Источник

Оцените статью