Мировой опыт привлечения прямых иностранных инвестиций
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ
Насколько важны для развития экономики страны иностранные инвестиции можно хорошо усвоить, если изучить зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций.
Обратимся, прежде всего, к Китаю, учитывая, превращение этой страны в 1993 г. во второго в мире после США получателя прямых иностранных инвестиций ПИИ), а в 2002 г. — в лидера по фактическому использованию этих инвестиций [1].
Рассмотрим следующие характеристики реализованные властями этой страны подхода к стимулированию иностранных инвестиций:
1. Обеспечение политической стабильности, преемственности и предсказуемости экономической политики государства.
3. Повышение уровня разнообразия форм использования иностранных инвестиций.
Если в начале реформ основной формой являлись совместные предприятия, то, со второй половины 90-х годов ХХ века — предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. Широко используемый транснациональными компаниями развитых стран способ инвестирования путем слияния и поглощения в Китае до присоединения в ВТО не применялся. Сейчас барьеры постепенно снимаются. Пока, однако, посредством такой формы в Китае инвестируется не более 5 % иностранного капитала, тогда как в мире этот показатель достигает 80 %. Другой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфрастуктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки [2].
4. Смена приоритетов форм государственной поддержки процессов привлечения иностранных инвестиций. Так, в 80-е — середине 90-х годов ХХ века для стимулирования объемов и динамики прироста инвестиций государство использовало преференции для иностранных инвесторов, которые включали налоговые льготы и специальные привилегии.
Наиболее распространенные налоговые льготы для предприятий с иностранным капиталом (ПИК) — снижение налога на прибыль и налоговые каникулы [3].
5. Концентрация иностранных инвестиций в регионах, представляющих повышенный интерес для самого государства и зарубежных участников. Так, в 1980-х годах ряд занимавших благоприятное географическое положение приморских районов был выделен в экономические зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и, позже, — провинция Хайнань). Они были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем, а перспективе и Тайваня [4].
6. Децентрализация государственных полномочий по поддержке процессов привлечения иностранных инвестиций. Обеспечение экономической самостоятельности властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления явились важной движущей силой их развития. Так, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды [5].
Ориентируясь на пример Китая, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика также реализуют политику, направленную на увеличение притока ПИИ в приоритетные отрасли и регионы. С этой целью они начали осуществлять последовательную либерализацию внешней торговли и экономики, в том числе закрепили за иностранцами право приобретать контрольные пакеты акций в секторах, которые ранее были закрытыми: в автомобилестроении, электронике, металлургии, пищевой промышленности, производстве товаров широкого потребления и т.д. [7].
Особого внимания заслуживает опыт создания специализированных государственных агентств по координации процесса привлечения и размещения ПИИ. В частности, на созданное в Индии в 1991 г. Бюро по стимулированию иностранного инвестирования возложены обязанности рассмотрения и одобрения проектов с участием ПИИ, а также дальнейшее стимулирование их притока. Оно также получило функции консультанта правительства в определении приоритетных отраслей, требующих привлечения иностранного капитала. Изначально бюро находилось в непосредственном подчинении главы правительства, что подтверждало значение, придававшееся индийскими властями инвестиционному сотрудничеству с зарубежными партнерами.
Имея широкие полномочия, бюро хорошо зарекомендовало себя в переговорах с иностранными инвесторами. За годы своей деятельности оно получило признание как в Индии, так и за рубежом и доказало жизнеспособность идеи единого государственного органа, занимающегося привлечением зарубежных инвестиций и технологий в приоритетные отрасли национальной экономики. В настоящее время около 90 % всего притока иностранных инвестиций в Индию проходит через бюро, поскольку зарубежные партнеры заинтересованы в предоставляемых им государственных гарантиях. При этом следует особо подчеркнуть, что правительство Индии стремится стимулировать приток ПИИ не только в высокорентабельные и приоритетные отрасли, но и в отсталые районы страны для обеспечения более равномерного географического распределения инвестиций. В рамках этой политики индийские штаты получили большую автономию в решении экономических вопросов и в работе с иностранными партнерами [8].
Примером успешного использования иностранных инвестиций может служить Мексика. Изначально ПИИ в эту страну шли из-за возможности производить там с меньшими издержками (прежде всего из-за более низкой стоимости рабочей силы) товары и услуги, которые потом легко могли быть проданы на самом емком в мире — американском рынке. Территория вдоль мексикано-американской границы быстро превратилась в экспортный плацдарм для множества иностранных компаний, поставлявших продукцию легкой промышленности, а также автомобильные и электронные компоненты в США.
Мексиканские власти, в свою очередь, сумели грамотно воспользоваться своим выгодным географическим положением и создали дополнительные конкурентные преимущества для инвестиций в те секторы, развитие которых в наибольшей степени отвечало долгосрочным интересам страны (легкое машиностроение, потребительские товары, химия и фармацевтика и т.д.). И если первоначально приток ПИИ был сосредоточен в основном в регионах, граничащих с США, то сегодня ПИИ распространяются по всей стране. При этом одним из важных побудительных мотивов стало упрощение экспортных требований и равные конкурентные условия по сравнению с местными производителями.
Ирландия создала благоприятный налоговый климат для развития бизнеса и прибыльного инвестирования. Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Финансовая поддержка со стороны государства осуществляется в форме грантов, выдаваемых по решению ряда специализированных государственных органов. Субсидии выдаются Агентством промышленного развития (АПР).
Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри ЕС, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности. Второй компонентой формулы успешного развития для Республики Ирландия является ориентация правительства на развитие наукоемких отраслей промышленности и сферы высоких технологий.
В Италии, в соответствии с Конституцией, иностранные граждане полностью приравнены во всех правах к итальянским гражданам, в том числе и правам по участию в банковских, финансовых, производственных и других компаниях. При этом иностранные граждане могут участвовать в капитале и органах управления даже не находясь на территории Италии (требуется заверенная копия иностранного паспорта, с указанием места жительства иностранца на родине, и необходимо получить номер итальянского налогового кода).
Основным требованием для регистрации иностранных компаний в Италии является установление минимально допустимого размера их уставного капитала: для акционерного общества — 100 тыс. евро, для обществ с ограниченной ответственностью — 10 тыс. евро (это же правило существует и для итальянских компаний).
Инвестиционный климат Франции оценивается как недостаточно благоприятный. Это связано с довольно высоким уровнем совокупного налогового бремени. Также сдерживающее влияние на массовый приток прямых иностранных инвестиций оказывают массовые протесты, вызванные приобретением зарубежными собственниками крупной французской фирмы. Иностранные капиталовложения в стратегически важные отрасли требуют особого разрешения.
Во Франции одним из главных преимуществ для привлечения иностранных инвесторов являются активно поддерживаемые правительством кластеры. Цель французской политики кластеров – стимулирование синтеза между частными компаниями, исследовательскими центрами и университетами в целях создания инновационных партнерских проектов в конкретном регионе. Также одним из элементов государственной поддержки инвестиций в области научно-технического прогресса является создание особых технологических зон — технопарков, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.
Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, необходимо при разработке законов максимально учитывать опыт других стран, рекомендации и требования международных организаций, регулирующих привлечение иностранных инвестиций.
В этой связи, главной задачей государственной инвестиционной политики Казахстана является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.
1. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. — 2004. — № 3. — С.7.
2. Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. — 2004. — № 3. — С. 9.
3. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре. — Указ. работа. — С.9.
4. Политика Китая в области иностранных инвестиций. Техноконсалт, М., 2000. — С. 48.
5. Карлусов В. Государственная поддержка предпринимательства в условиях вступления Китая в ВТО // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 3. — С. 25.
6. http //www.china.org.cn/95-zong/huihuang/6.htm
7. Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // Инвестиции в России. — 2004. — № 12. — С.19-23.
8. Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Экономист, 2004. — С. 9-12.
Источник
Мировой опыт привлечения иностранных инвестиций
Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали фактор привлечения иностранных инвестиций. Так, Япония, например, с самого начала строго контролировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы она затрачивала
на закупку иностранных лицензий для создания своей передовой технической экспортной базы. До сих пор объём прямых иностранных инвестиций в Японии невелик, привлечение иностранного капитала происходит медленно. Следует подчеркнуть ещё одно обстоятельство. Усилия по привлечению прямых иностранных инвестиций могут быть потрачены впустую, если не будет обеспечено их эффективное народнохозяйственное использование. В конце 1990-х гг., по данным торгово-промышленной палаты России, две трети зарубежных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, и только треть направляется в промышленность. При этом используются они не на модернизацию производства, а на приобретение акций и вкладов в уставных капиталах, что обеспечивает зарубежным компаниям контроль за финансовыми потоками российских предприятий.
В стране постепенно формируется модель, сочетающая в себе отрицательные черты долговой и высокорисковой экономики, что подрывает основы инвестиционного процесса и может поставить страну в положение инвестиционного банкротства. В России реализовался свой, особый, путь перехода к рынку, который, с одной стороны, представлял гибрид «рецептов международного валютного фонда» и других либеральных рецептов, с другой — сохранял некоторые «советские институты хозяйствования». Такой способ реформирования получил название «движение без карты».
Поэтому необходим строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы.
Привлечение иностранного капитала связано напрямую с инвестиционным кризисом, преодоление которого приобретает особую важность как в текущем, так и стратегическом аспектах. Текущая потребность в инвестициях связана с крайней изношенностью оборудования. В целом по стране износ основных производственных фондов составляет 40,4 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергети-
ке — более 50, в нефтепереработке — 75, в газопереработке — 80 %. Если доля полностью изношенных основных фондов в целом по стране равна 12,5%, то в подотраслях ТЭК она колеблется от 22 до 38 % . К 2006 г. выработали ресурс 17 % мощностей электростанций России, около 25 % оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы. За последнее десятилетие XX в. ввод новых и замещающих генерирующих мощностей сократился в 3 раза, электросетевых объектов — почти в 5 раз. Ближайшие годы станут критическими с точки зрения обновления оборудования в электроэнергетике. В стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики, и прежде всего достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологических инновацион-ноёмких обрабатывающих отраслей.
Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены идеологические ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определён механизм регулирования иностранных капиталовложений на федеральном и региональном уровнях.
Однако следует признать, что в сложных условиях перехода к рыночной экономике надежды, возлагаемые на иностранные инвестиции, не оправдались.
1.3 Место иностранных инвестиций в России
В России сложилось двухсекторное общество, где разные слои живут по совершенно разным правилам и законам. В нём чётко не зафиксированы права собственности, мало стимулов осуществлять инвестиции и технологические нововведения, где неизбежен большой масштаб оттока капитала. Это система, при которой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни и исключены из активной деятельности. Как следствие — рост теневой экономики, падение сбора налогов и череда экономических кризисов. В условиях такого капитализма успехи отдельных предприятий не могут компенсировать недостатки системы в целом, которые в результате привели к экономическому кризису 1998 г.
Тем не менее хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны и важны. Среди существующих в России основных форм собственности видное место занимают смешанная (с иностранным участием) и чисто иностранная. На их долю приходится свыше 20 % основного капитала промышленности.
Исследования показывают, что на совместных и иностранных предприятиях показатели эффективности производства — производительность труда, фондоотдача — выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это связано с использованием более современной технологии и оборудования, методов управления, подбора и расстановки кадров, с финансовой «прозрачностью» и, соответственно, со значительно более низким уровнем коррупции и злоупотреблений, чем в среднем в промышленности. Поэтому при оценке роли и места иностранных инвестиций важно использовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели.
Россия существенно отличается от других государств по масштабам экономики и специализации по сложности решаемых проблем. Это влияет на объёмы, динамику и струк-
туру привлекаемых инвестиций. Для России характерна чётко выраженная неравномерность в динамике, отраслевой и региональной направленности иностранных инвестиций. За последние годы, в 2003-2005 гг., отмечается существенный рост притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с низким посткризисным уровнем предыдущих лет. В результате Россия опередила другие страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по годовым притокам ПИИ и догнала ведущие из них по их накопленному объёму. Однако современное положение России не свидетельствует об укреплении позиций на мировом рынке капиталов, отмечается существенное отставание от других «возникающих рынков», и особенно от Китая. Пока приток иностранного капитала в Россию не соответствует потребностям национальной экономики, потенциал страны в области привлечения ПИИ остаётся нереализованным. Согласно оценкам ЮНКТАД, Россия относится к группе стран с высоким потенциалом привлечения ПИИ и их низким притоком.
Неблагоприятной остаётся и видовая структура привлекаемых в страну инвестиций. Доля кредитов всех видов в их составе в 2003-2005 гг. превышала 80 %, низкой остаётся доля вложений в основной капитал — всего 5 % в 2005 г. Это приводит к тому, что корпоративный внешний долг становится всё более серьёзной проблемой, связанной с его погашением и обслуживанием.
Наиболее предпочтительными для России, бесспорно, являются прямые иностранные инвестиции. Но их нынешняя доля в годовом притоке иностранного капитала очень низка. Так, в 2005 г. она составила 23,3 %.
Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в России, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное и рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,9 % инвестиций; во вторичном секторе, (обрабатывающая промышленность) — 25,2%; в третич-
КАМСКО0 ГОСУДАРСТВЕННОЙ 1
ном секторе (сфера услуг и наукоёмкие технологии) — около 50 %.
Таким образом, доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, остаётся значительно выше, а во вторичный и третичный — заметно ниже среднемировых показателей.
1.4 Отраслевая структура иностранных инвестиций
Остановимся подробнее на отраслевой структуре иностранных инвестиций. В 2005 г. по доле их в накопленном объёме лидировали: промышленность — 44,5%; оптовая и розничная торговля — 25,9; операции с недвижимым имуществом — 9,3. Далее следовали транспорт и связь — 9, финансовая деятельность — 5,1. Заметно отставали сельское, лесное и рыбное хозяйство — 0,8, строительство — 0,6, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 0,5, здравоохранение и социальные услуги — 0,1.
Основная масса притока иностранного капитала направляется в торгово-финансовый сектор. Сфера материального производства получает около половины годового объёма инвестиций. Тем не менее реальный сектор остаётся хронически недоинвестированным, отмечается старение его производственного аппарата.
Однако преимущественное инвестирование рыночной и финансовой инфраструктуры способствует укреплению сферы услуг, продвижению реформ, становлению более передовой отраслевой структуры экономики России.
Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные из-
держки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоёмких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК.
Анализируя отраслевое распределение иностранных инвестиций в промышленность, необходимо подчеркнуть сохранение устойчивого приоритета ТЭК, металлургического комплекса, на долю которых в 2004 г. приходилось около 70 % иностранных инвестиций. Крайне неудовлетворительно положение дел с инвестированием машиностроительного комплекса и отраслей высоких технологий.
Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков. Растёт приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объём инвестиций в её развитие остаётся недостаточным, положение дел ухудшается. Серьёзную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли.
Помимо сложных отраслевых проблем привлечения иностранных инвестиций существуют не менее сложные региональные проблемы.
В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учёта региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведения исследований на мезоуровне, имеющем отраслевой и региональный аспекты.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям промышленности во многом определяется краткосрочными интересами зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы заняли ведущие позиции в кондитерской, пивова-
ренной, табачной промышленности, тогда как в машиностроение зарубежных инвесторов не допускают.
Рассматривая особенности иностранного инвестирования в регионы России, нельзя не отметить существования предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическими стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение производственного процесса развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованно над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда — международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название «аутсорсинг», «фрагментация производств», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация» и др. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.
Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегопо-лисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.
В 2005 г. доля иностранных инвестиций, поступивших на территорию Центрального федерального округа (ЦФО), достигла 47,6 % их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ включающий Тюменскую область, — 17,4%. На третьем месте находится Дальневосточный округ — 12,5 %. Далее в порядке убывания следу-
ют федеральные округи: Сибирский — 7,7; Северо-Западный — 7,1; Приволжский — 6; Южный — 1,7%.
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80 % иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно ориентированных сырьевых регионов — Тюменскую область, Красноярский край, республику Саха (Якутия).
Наряду с этим, 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики. Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как показывают исследования, являются крупные городские агломерации — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает зарубежных инвесторов.
Тем не менее, в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику. Процесс интеграции российской экономики в мировое хозяйство предполагает достижение согласия по четырём основным направлениям: свобода движения товаров, капиталов, рабочей силы и научно-технических знаний. Западные партнёры в условиях энергетического и сырьевого кризиса в основном проявляют интерес к масштабному инвестиционному участию в разработке и транспортировке российских нефтегазовых и других природных ресурсов. Принципиально и Россия заинтересована в разработке новых месторождений и закреплении надёжных рынков сбыта для своей продукции. Но в современных условиях, когда существует перспектива поставок энергосырьевых ресурсов из других стран, у России возникает потребность внедрения и других форм хозяйственного взаимодействия. Речь идёт о создании международных класте-
ров отраслей и предприятий, которые в состоянии обеспечить во взаимодействии с иностранными партнёрами основные этапы производственной логистики.
По оценке западных экспертов, важнейшими предпосылками успешного функционирования кластеров являются: удобное геостратегическое положение; наличие поблизости крупных производственных, образовательных и исследовательских центров; активное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры; участие иностранного финансового и предпринимательского капитала; благоприятная традиционная промышленная специализация региона; масштабная налоговая и финансовая государственная поддержка.
В российской экономике этот процесс находится в начальной стадии формирования. Прежде всего отмечается активное формирование нефтегазовых кластеров. Основной целью России здесь является модернизация отечественной нефтегазовой сырьевой ниши и превращение её в многоотраслевой индустриальный промышленный комплекс с законченным производственным циклом, включающим добычу, транспортировку, более высокую степень переработки, выпуск технологически передовой продукции на основе автоматизации, механизации, применения передовой электроники. Формирование российского нефтегазового кластера активно осуществляется в рамках проекта «Сахалин-П». Альянс иностранных компаний во главе с англо-голландским концерном Royal Dutch/Shell на первом этапе обеспечил разработку ресурсов в важнейшем геостратегическом месте, с выходом на растущий азиатский рынок, создал необходимую транспортную инфраструктуру. Второй этап включает строительство крупнейшего в мире завода по снижению природного газа — стоимость 2 млрд. долл., с активным привлечением российских фирм — Химэнерго, НИПИГАЗ. Другим примером является новый российско-британский нефтяной альянс ТНК — ВР с объёмом сделки 6,75 млрд. долл., ориентированный
на совместную разработку, транспортировку нефти и создание значительных перерабатывающих мощностей в России и за рубежом. Создание этих кластеров ориентируется на нидерландскую модель «индустриального транзита», сформировавшуюся на основе иностранного участия. При этом важна не столько совместная добыча и даже транспортировка, а необходимо создание единых производственных мощностей более высокого передела (нефтепереработка — нефтехимия — биотехнология) в национальной экономике.
Перспективными являются формирование и развитие российско-британского кластера алюминиевой промышленности в рамках альянса СУАЛ-Fleming Family с объёмом иностранного участия до 450 млн. долл. В его состав должны войти зарубежные месторождения иностранных партнёров, тем самым предполагается снизить зависимость российских производств от конъюнктуры на алюминиевом рынке.
Возникли и успешно функционируют кластеры в пищевой промышленности. Это молочно-иогуртовые комплексы в Подмосковье совместно с французской компанией Danon, голландской Kampina, германской Ehrmann; комплекс по производству шоколада в г. Самаре совместно со швейцарской фирмой Nestle.
Кластер бытовой электроники активно формируется в г. Новокузнецке. Здесь создаётся система малых и средних специализированных фирм вокруг итальянского производителя холодильников компании Merloni (торговая марка Stinol).
Начинается функционирование мебельного кластера шведского концерна IKEA, в состав которого планируется включить ряд российских мебельных фабрик и леспромхозов. Кластерный альянс сможет обеспечить надёжный выход на мировые рынки десяткам российских производителей на базе производственно-инвестиционного сотрудничества со шведской IKEA.
Источник