История потребительской кооперации в России
Потребительская кооперация в России начала развиваться в 60-е гг. ХIХ в. Возникавшие в этот период потребительские кооперативы делились на две группы: зависимые и независимые. Первые основывали владельцы заводов, они же возглавляли и финансировали кооперативы. Первым независимым потребительским кооперативом в России стало основанное в 1864 г. на Петровском заводе общество для борьбы с местными торговцами, продававшими мясо по высоким ценам. Одним из организаторов его был декабрист И.И. Горбачевский.
До 1890 г. в России было зарегестрировано 234 потребительских общества, но треть из них фактически не работала. В 1897 г. действовало уже 307 потребительских кооперативов, объединявших 55,3 тыс. членов.
Создание потребительских кооперативов ускорилось после принятия российским правительством 13 мая 1897 г. Нормального устава потребительских обществ. В соответствии с ним право регистрации потребительских кооперативов было передано от Министерства внутренних дел губернаторам, что значительно упростило соответствующие процедуры.
Первая мировая война способствовала росту потребительской кооперации, использовавшейся государством в условиях нараставшего дефицита товаров в качестве инструмента снабжения населения. В 1915 г. царское правительство поручило потребительской кооперации распределение нормированных продовольственных товаров, главным образом, сахара и соли. Доля товарооборота потребкооперации в общем товарообороте страны по основным нормированным продуктам питания и товарам первой необходимости достигала 46%. На 1 января 1918 г. в стране существовало 35 тыс. потребительских обществ с 11,55 млн пайщиков. В марте 1917 г. Московский союз потребительских обществ был преобразован в Центральный союз потребительских обществ России (Центросоюз).
Вместе с тем стремительный рост кооперативов в этот период скорее был искусственным. Выделение кооперативным организациям центральными и местными государственными органами фондов нормированных товаров по твердым ценам привлекли в потребительские кооперативы миллионы людей с единственной целью — отоварить карточки.
После Февральской революции 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло первый в России универсальный кооперативный закон — «О кооперативных товариществах и их союзах». Он охватывал все важнейшие аспекты функционирования кооперации, разрешал регистрировать уставы в окружных судах, создавать различные кооперативные союзы, вести культурно-просветительную деятельность. Продолжило создание кооперативного законодательства Временное правительство 21 июня 1917 г. принятием Закона «О регистрации товариществ, обществ и союзов» и 1 августа 1917 г. — закона «О съездах представителей кооперативных учреждений».
Временное правительство — высший исполнительно-распорядительный орган, сформированный в ходе Февральской революции после отречения императора Николая II Временным комитетом членов Государственной думы.
К началу 1918 г. в систему Центросоюза кроме основной торговой отрасли входили (по неполным данным) 78 мельниц, 41 пекарня, 40 кузниц, 26 мыловаренных и 25 кожевенных заводов, 25 маслобоен, 16 лесопильных, 7 чугунолитейных и 2 сахарных завода, 17 кондитерских и 4 табачные фабрики, 19 заводов сельскохозяйственных машин.
Таким образом, к концу первого большого этапа своего развития (с 1860-х гг. по 1917 г.) российская потребительская кооперация имела весьма широкую сеть организаций и предприятий, игравших существенную роль в социально-экономической жизни страны.
С установлением советской власти большевики использовали аппарат потребительской кооперации с двоякой целью. С одной стороны, в условиях нараставших экономических трудностей по примеру царского правительства и правительств других стран Европы, участвовавших в Первой мировой войне, советская власть попыталась превратить сложившуюся систему потребительских кооперативов в аппарат по нормированному снабжению населения. С другой стороны, исходя из задач создания бесклассового общества, в котором вместо товарно-денежных отношений будет налажен прямой продуктообмен между производителями и потребителями, городом и деревней, большевики решили сделать потребкооперацию инструментом построения такой системы.
Эти цели нашли отражение в двух декретах Совнаркома: от 10 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативных организациях» и от 16 марта 1919 г. «О потребительских коммунах». Данные документы положили начало огосударствлению и фактической ликвидации потребительской кооперации.
В соответствии с декретом от 10 апреля 1918 г. потребительские общества должны были обслуживать все население в районе своей деятельности, ставилась задача скорейшего кооперирования всех трудящихся. Кооперация должны была, прежде всего, заниматься распределением продуктов по указанию органов советской власти.
В марте 1919 г. состоялся VIII съезд Российской коммунистической партии (большевиков). Принятая им новая программа партии предусматривала окончательную замену товарно-денежных отношений и торговли прямым планомерным распределением продуктов. Важная роль в этом отводилась потребительской кооперации. В соответствии с декретом СНК от 16 марта 1919 г. ее работа коренным образом перестраивалась:
– все потребительские кооперативы в городах и волостях объединялись в одну организацию единое потребительское общество (ЕПО), включавшее сеть лавок-магазинов;
– каждый гражданин, желавший что-либо получить в кооперативных организациях должен был стать членом местного кооператива;
– вступительные и паевые взносы отменялись;
– потребительская кооперация переводилась на централизованное государственное снабжение и финансирование;
– сохранялись выборные органы кооперации, но фактически все ее звенья полностью подчинялись государству в лице Народного комиссара продовольствия, представители которого вводились в состав правлений территориальных союзов ЕПО с правом вето (отмены любых решений).
Поскольку значительная часть правления Центросоюза отнеслась к этим переменам резко негативно, 3 апреля 1919 г. СНК принял постановление, подписанное В.И. Лениным, об обновлении состава правления. В него был введен ряд видных большевиков: О.Ю. Шмидт (математик, будущий полярный исследователь и автор одной из научных гипотез о происхождении Солнечной системы), А.М. Лежава, Н.Л. Мещеряков, П.Л. Войков. В июле 1920 г. на собрании уполномоченных Центросоюза в состав его правления были избраны только члены РКП(б).
Использование аппарата потребительской кооперации для распределения продовольственных и промышленных товаров первой необходимости позволило большевикам обеспечить определенный устойчивый минимум снабжения населения городов и тем самым удержаться у власти.
С введением новой экономической политики, декретом СНК от 7 апреля 1921 г. потребительская кооперация выводилась из подчинения Наркомпроду. Поскольку продолжало действовать нормированное снабжение, обязательность и бесплатность членства сохранялась. Вместе с тем внутри ЕПО разрешалась организация добровольных потребительских обществ, которые могли обменивать выдаваемые их членам на фабриках промтовары на сельскохозяйственные продукты.
Важную роль в возрождении подлинных принципов потребкооперации сыграло постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома СССР от 28 декабря 1923 г. «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства». Отменялась обязательная приписка граждан к единым потребительским обществам, вступление в члены потребительских обществ и выход из них становились добровольными, восстанавливалось обязательное внесение вступительных и паевых взносов.
Советская власть в период нэпа рассматривала потребкооперацию, прежде всего, как некапиталистическую организацию, средство борьбы с частным предпринимательством. В конкурентной борьбе с последним потребительская кооперация опиралась на поддержку государства, состоявшую в предоставлении льготных и безвозвратных кредитов и низких налогах. В отношении же частных торговцев проводилась политика вытеснения, в основном административными методами. Поддержка государства позволяла потребительской кооперации продавать товары по ценам ниже, чем в частной торговле. В сентябре 1924 г. на промышленные товары они были ниже на 10,2%, на продовольственные — на 5,5%, в сентябре 1926 г. цены потребительской кооперации были ниже в среднем на 30-40%. Вместе с тем даже официальные издания в 1920-е гг. писали о более низком качестве работы кооперативной торговли по сравнению с частной. Кооперативные магазины критиковали за скудный ассортимент, низкое качество обслуживания, растраты и хищения.
Несмотря на успехи потребительской кооперации в первой половине 1920-х гг., она заметно отставала от довоенного (1914 г.) уровня по размерам торговой сети. К концу 1926 г. количество предприятий торговли составляло лишь 59% от зарегистрированных в 1913 г.
В первой половине 1920-х гг. расширилась сфера деятельности потребительской кооперации, она включала также заготовки и общественное питание. На ее долю приходилось 35% закупок зерна и льна, 40% — шерсти, 80% — хлопка, 90% — сахарной свеклы. С этого же времени усиливалась привязка потребкооперации к государственному сектору. Это проявлялось в расширении системы предварительных заказов товаров у государственных предприятий. Если в 1925/1926 хозяйственном году система потребкооперации получила по таким заказам 30,7% товаров, то в 1927/1928 г. — 96,1%. Покупка товаров у частных предпринимателей вначале только осуждалась, а с конца 1920-х гг. кооператоров за это стали наказывать.
В конце 1920-х гг. руководство СССР отказалось от нэпа и взяло курс на ускорение индустриализации. В связи с большими инвестициями в развитие промышленности пришлось ограничить потребление населения. С 1925 г. по 1935 г. действовала карточная система снабжения населения городов. Начавшись с хлеба, нормированное распределение было распространено и на другие продукты (сахар, мясо, масло, чай), а с середины 1931 г. — и на промышленные товары. В распределении товаров значительная роль отводилась потребительской кооперации. Многие городские потребительские общества были ликвидированы, а вместо них на предприятиях и в учреждениях создавались закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие продуктами по карточкам только работников своих учреждений и предприятий. При ЗРК существовали не только магазины, но и столовые.
Вначале карточки выдавали организации потребительской кооперации, с 1931 г. — исполкомы местных Советов, а с 1933 г. — администрации предприятий и учреждений. Таким образом, ЗР и ЗРК не были кооперативами в собственном смысле слова, а существовали как придаток государственной системы централизованного распределения.
Постепенно к концу 1920-х гг. установились командные методы руководства потребкооперацией времен «военного коммунизма». В 1930 г. по указанию ЦК ВКП(б) Рабоче-крестьянской инспекцией была организована проверка и «чистка» кооперативного аппарата. В результате только из Центросоюза было уволено 546 квалифицированных работников. На их место пришли коммунисты, рекомендованные ЦК партии и местными партийными организациями из числа рабочих, крестьян, актива сельских советов, как правило, малограмотные и не имевшие опыта работы в кооперативах.
Осенью 1935 г. карточная система была отменена, в городах к тому времени вместо ЗРК и ЗР сложилась система государственных торговых организаций — ведомственных отделов рабочего снабжения (ОРС), а также магазинов, столовых и ресторанов, подчиненных Народному комиссариату торговли.
29 сентября 1935 г. Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление «О работе потребительской кооперации в деревне». В нем отмечались недостатки сельской потребкооперации: скудный ассортимент в лавках сельпо, многие лавки существовали только формально, растраты и убыточность многих сельпо, недостаточное участие пайщиков в разрешении основных вопросов работы сельпо. В городах потребкооперация также потеряла свое значение вследствие развития государственной торговли и системы рабочего снабжения. В силу этого было решено передать оставшуюся в городах торговую сеть потребкооперации Народному комиссариату торговли, а производственные предприятия — промышленным комиссариатам.
В годы последней предвоенной пятилетки значительная часть сельпо и райпотребсоюзов работали с убытками, что в определенной мере было следствием низкой заинтересованности пайщиков. Чтобы изменить такое положение, в масштабах системы потребительской кооперации СССР была разработана программа ее дальнейшего развития, укрепления материально-технической базы, принят Примерный устав потребительского общества, в котором внимание акцентировалось на демократических принципах организации кооперативов.
К концу 1940 г. потребительская кооперация СССР располагала 227,6 тыс. розничных торговых предприятий, 17,5 тыс. предприятий общественного питания, 26,5 тыс. хлебопекарен, 10,8 тыс. других производственных предприятий.
В годы Великой отечественной войны потребительская кооперация перестроила свою работу. Для удовлетворения потребностей населения, кооперация, кроме фондов, выделявшихся в централизованном порядке, привлекала значительное количество местных ресурсов, проводя заготовки сельскохозяйственных продуктов и сырья, шефствовала над госпиталями, занималась трудоустройством инвалидов войны. За работу по поставкам продовольствия Красной армии, заготовку сырья для оборонной промышленности, обслуживание населения в тяжелых условиях военного времени Президиум Верховного Совета СССР в 1944 г. наградил орденами и медалями свыше 600 работников потребительской кооперации.
Особое место в истории советской потребительской кооперации занимает период с ноября 1946 г. по август 1949 г., когда в соответствии с Постановлением правительства от 9 ноября 1946 г. «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями» потребительские общества получили более широкие возможности работать в городах, а также право закупать и продавать товары не по твердым государственным ценам, а по ценам, складывавшимся на рынке. Фактически это означало, что в условиях командной экономики в целях улучшения снабжения населения разрушенной войной страны правительство взяло на вооружение методы рыночной экономики.
После издания постановления в городах и рабочих поселках стали открываться кооперативные магазины, ларьки и киоски по торговле сельхозпродуктами. На 1 июля 1949 г. таковых в целом по СССР было 12809. Фактически же потребительская кооперация начала торговлю по рыночным ценам еще с марта 1946 г., когда стали открываться так называемые коммерческие чайные.
Кооперативные организации проводили закупки мяса и мясопродуктов, птицы, жиров, молока и молочных продуктов, овощей и фруктов, зерна, муки, круп в колхозах и у крестьян после выполнения ими обязательств по сдаче этих продуктов государству. Рыба, дичь, ягоды, грибы, вина закупались у колхозов и крестьян без ограничений. Использование механизма свободных цен позволило значительно активизировать объемы заготовок: в 1947 г. было закуплено больше, чем в 1940 г. овощей — на 57%, фруктов — в 2,9 раза, меда — в 4,2 раза.
Во многом благодаря потребительской кооперации в большинстве промышленных центров снизились цены на продукты на колхозных рынках. В 1948 г. рыночные цены на мясо снизились по сравнению с предыдущим годом более, чем вдвое, на яйца — в полтора-два раза, на картофель — в два-три раза. Увеличение рыночного предложения продовольственных товаров позволило в декабре 1947 г. отменить введенную в начале войны карточную систему снабжения.
Таким образом, советская власть во второй раз использовала рыночные механизмы для восстановления разрушенной экономики. Это противоречило ее идеологическим установкам, отрицавшим свободный рынок. Кроме того, в ходе реализации программы продаж и закупок по рыночным ценам выявилось противоречие между государственным регулированием, действующей законодательной базой и реальной практикой.
По мере восстановления народного хозяйства государство оказалось в состоянии обеспечить более или менее сносный уровень снабжения жителей городов и без широкого применения рыночных механизмов, путем централизованного регулирования. В связи с этим, а также для того, чтобы сохранить всеобъемлющий контроль государственно-бюрократического аппарата над экономикой, было признано целесообразным отменить закупку и продажу товаров по рыночным ценам и одновременно прекратить торговую деятельность потребительской кооперации в городах. В 1947 г., как и в 1935 г., Министерству торговли СССР была передана торговая розничная сеть и предприятия общественного питания потребкооперации со всеми товарно-материальными ценностями, инвентарем и оборудованием в 496 городах и рабочих поселках. С 20 августа 1949 г. были отменены также закупки сельскохозяйственных продуктов кооперативными организациями по ценам, складывавшимся на рынке.
После этого на основные сельскохозяйственные продукты государством были установлены предельные закупочные цены, сниженные вдвое против действовавших ранее. Сельскохозяйственную продукцию организации потребкооперации продавали по ценам не выше розничных в государственной торговле. В ряде случаев предельные закупочные цены были даже ниже себестоимости продуктов в колхозах. В результате по предельным закупочным ценам в 1950 г. было закуплено картофеля в 3 раза, яиц — в 2 раза меньше, чем в 1948 г.
Положение изменилось после сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС, когда был взят курс на повышение государственных закупочных цен. В последующие десятилетия государство хотя и устанавливало в административном порядке уровень закупочных цен для предприятий и организаций потребительской кооперации, но не допускало их необоснованного занижения. В 1956 г. потребительской кооперации была передана заготовка шерсти, кожевенного сырья, пушнины, каракуля, металлического лома, которой раньше занимались государственные организации. Однако в 1957 г. государству потребкооперацией были переданы предприятия бытового обслуживания (швейные и сапожные мастерские, парикмахерские, фотоателье, прачечные, бани и т.д.), а также около 1 тыс. гостиниц.
Последние десятилетия советской потребительской кооперации, пожалуй, самый противоречивый этап в ее развитии. С одной стороны, продолжался рост товарооборота, открывались новые магазины и предприятия общественного питания. С другой стороны, продолжало оставаться низким по сравнению с городом качество обслуживания, около половины товаров сельские жители приобретали в городах, через потребкооперацию реализовывалось лишь около трети излишков продукции личных подсобных хозяйств. За 1980-1990 гг. рентабельность розничной торговли снизилась с 1,49% до 1,02%.
Большие надежды возлагались на принятый в мае 1988 г. Закон «О кооперации в СССР». Основными сферами деятельности потребительской кооперации он определял торговлю, общественное питание, заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья, производство продуктов питания и непродовольственных товаров, оказание бытовых услуг. Этот закон предоставлял кооперативным предприятиям значительные полномочия в определении стратегии и тактики хозяйственной деятельности. В октябре 1989 г. в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми цены на товары, закупаемые потребкооперацией по импорту, не могли превышать установленные для аналогичных товаров в государственной торговле. В июне 1990 г. был принят еще один закон об изменениях и дополнениях к Закону «О кооперации в СССР». Советам всех уровней было дано право устанавливать приоритеты в развитии кооперации.
Источник