Федеральный закон о государственной поддержке изобразительного искусства Российской Федерации
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Изобразительное искусство занимает важное место в жизни общества, имеет огромное значение для социальной сферы, что определяется его образной силой, создающей визуальный образ реальности, влияющий на самовосприятие, самосознание общества.
Изобразительное искусство Российской Федерации (далее – изобразительное искусство) традиционно включает живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, искусствознание и является неотъемлемой частью многонациональной культуры и искусства нашей страны.
Изобразительное искусство должно развиваться и сохраняться при поддержке государства.
Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы деятельности государства по сохранению и развитию изобразительного искусства и устанавливает порядок государственной поддержки изобразительного искусства.
Под государственной поддержкой изобразительного искусства понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области культуры в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности творческих объединений в сфере изобразительного искусства, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию художников в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Принципы государственной политики в области изобразительного искусства.
Государственная политика в области изобразительного искусства основана на следующих принципах:
1) признание изобразительного искусства областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, социально-экономической и информационной базы;
2) ответственность государства за сохранение культурно-исторического наследия и развитие всех видов изобразительного искусства;
3) создание населению условий для доступа к произведениям изобразительного искусства и массового культуросообразного художественного образования как условия для развития изобразительного искусства.
Статья 2. Законодательство о государственной поддержке изобразительного искусства.
1. Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке изобразительного искусства состоит из настоящего Федерального закона, основывающегося на положениях Конституции Российской Федерации и Основах законодательства Российской Федерации о культуре и являющегося частью законодательства Российской Федерации о культуре.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
1) изобразительное искусство — специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; родовое понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры. К изобразительному искусству традиционно относятся декоративно-прикладное искусство и искусствознание.
2) творческая деятельность в области изобразительного искусства (далее — творческая деятельность) — деятельность по созданию произведений изобразительного искусства во всем многообразии его видов, художественных техник и художественных материалов;
3) художник — физическое лицо, осуществляющее творческую деятельность в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров (контрактов) или обнародовавшее свое произведение изобразительного искусства без заключения трудовых или гражданско-правовых договоров;
4) профессиональный художник — художник, творческая деятельность которого является регулярной, обладает профессиональным уровнем мастерства и признаваема таковым экспертным сообществом, а также является для него средством существования.
4) творческий союз художников — общественная организация художников одного или нескольких видов изобразительного искусства, создаваемая на основании индивидуального членства для защиты трудовых, социальных прав, интеллектуальной собственности и профессиональных интересов своих членов, оказания помощи в создании и улучшении условий их творческой деятельности.
5) организации, осуществляющие свою деятельность в области изобразительного искусства – некоммерческие организации, созданные на основании Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» или Федерального закона от 01.01.2001 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в организационно-правовой форме общественных организаций или фондов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или научные цели в области изобразительного искусства.
6) творческий проект в области изобразительного искусства – имеющий культурное, художественное и социальное значение проект, целью которого может являться:
— создание образов современной и исторической России, современного мира и его истории средствами изобразительного искусства;
— поддержка молодых художников;
— развитие центральных и сети региональных художественных музеев и пополнение их экспозиций и фондов произведениями изобразительного искусства современных авторов;
— сохранение и развитие образовательных учреждений в области изобразительного искусства,
— развитие профессионального художественного образования и сохранение российской классической школы изобразительного искусства, понимаемой как особое национальное достояние, выражающее своеобразие национальной культуры;
— поддержка массового приобщения к изобразительному искусству в системе общего образования, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественных вкусов как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории зрителей;
— обеспечение доступности общего художественного образования и сохранение непрерывности художественного образования
— иная деятельность, направленная на сохранение и развитие российской школы изобразительного искусства.
Инициаторами творческих проектов могут выступать художники, творческие союзы художников и организации, осуществляющие свою деятельность в области изобразительного искусства.
ГЛАВА II. ХУДОЖНИКИ И ИХ ПРАВА
Статья 4. Статус художника
1. Статус художника в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет художественное образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении или не имеющее такого образования, но работы которого получили профессиональное и общественное признание.
2. Художнику может быть присвоена квалификационная категория(разряд). Квалификационная категория(разряд) художнику в области изобразительного искусства присваивает аттестационная комиссия, в состав которой входят представители Российской академии художеств, российских творческих союзов художников, имеющих отделения не менее чем в половине регионов Российской Федерации и представители Федерального органа исполнительной власти в области культуры и искусства.
В субъектах Российской Федерации аттестационные комиссии формируются из представителей соответствующих региональных структур. Аттестационная комиссия может быть создана одна для нескольких регионов.
3. Порядок аттестации художников и присвоения им квалификационной категории(разряда) определяется Положением о порядке получения квалификационных категорий(разрядов) художниками, осуществляющими творческую деятельности в области изобразительного искусства, которое утверждается Федеральным органом исполнительной власти в области культуры и искусства по представлению Российской академии художеств и творческих союзов художников.
4. Квалификационная категория(разряд) художника учитывается при участии в конкурсе на получение государственного заказа, при вознаграждении художника, при предоставлении помещений в качестве индивидуальных творческих студий (мастерских) и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Творческая деятельность художника
1. Художник имеет право осуществлять творческую деятельность в рамках трудового договора (контракта), гражданско-правового договора, а также имеет право обнародовать свои произведения без заключения договора.
2. Творческая деятельность художника не является предпринимательской деятельностью и не требует от художника регистрации.
Статья 6. Вознаграждение художника
1.Выплата вознаграждения художнику не может быть меньше установленного Правительством Российской Федерации минимального размера авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного искусства.
2. Государственные расценки на произведения изобразительного искусства должны учитывать квалификационную категории(разряд) художника. К оценке произведения изобразительного искусства может быть привлечен оценщик(оценочная организация), осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
3. Творческие союзы художников имеет право на установление расценок на произведение изобразительного искусства для упорядочивания отношений художника и приобретателя произведения изобразительного искусства.
С этой целью в Творческих союзах художников могут создаваться экспертно-закупочные комиссии, которые выполняют функции посредника при заключении договора между автором(художником) и приобретателем произведения изобразительного искусства.
Статья 7. Интеллектуальная собственность художников
1. Интеллектуальную собственность художников составляют исключительные права на результаты их творческой деятельности, являющиеся объектами авторского права.
2. Переуступка имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности(произведения изобразительного искусства) оформляется договором.
Статья 8. Творческие объединения(союзы) художников
1. В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные а также международные творческие объединения(союзы) художников.
2.Межрегиональные, региональные, а также международные творческие союзы художников создаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
3. Членство в творческом союзе может быть только индивидуальным.
Требования, предъявляемые уставом творческого союза к вступающим в союз, не должны ущемлять имущественные, авторские и иные права граждан, должны содействовать объединению художников, стимулировать их профессиональный и творческий рост.
Статья 9. Право художников на доступ в организации культуры
1.Художники вправе безвозмездно пользоваться открытыми фондами государственных и муниципальных библиотек, музеев, архивов, выставочных залов и других организаций культуры.
2. Хранение в государственных и муниципальных архивах и музеях личных архивов творческих работников производится на безвозмездной основе с обеспечением беспрепятственного и безвозмездного доступа к ним владельцев архивов и их правопреемников.
3. Находящиеся на хранении в государственных и муниципальных архивах и музеях личные архивы художников включаются в фонды этих архивов и музеев и к ним обеспечивается доступ представителей творческих и иных профессий в соответствии с установленным порядком.
Глава III. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную поддержку изобразительного искусства Российской Федерации
1. Полномочия по осуществлению государственной поддержки изобразительного искусства возлагаются на Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства. Основными направлениями деятельности Федерального органа исполнительной власти в области культуры и искусства в целях государственной поддержки изобразительного искусства являются:
— разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов в области изобразительного искусства;
— разработка и реализация федеральных программ в области культуры и искусства в части, относящейся к сохранению и развитию изобразительного искусства;
— участие в разработке федерального бюджета в части расходов на изобразительное искусство;
— участие в разработке единых государственных расценок на произведения изобразительного искусства;
— координация развития инфраструктуры изобразительного искусства;
— развитие учебной базы изобразительного искусства, в том числе создание новых учебных заведений;
— развитие международных связей в области изобразительного искусства;
— участие в выставках, совещаниях, конференциях и других мероприятиях.
Статья 11. Государственная поддержка изобразительного искусства
1. Формами государственной поддержки изобразительного искусства являются:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в области изобразительного искусства;
принятие федеральных целевых программ в области культуры и искусства, с включение в них подпрограмм, направленных на развитие и сохранение традиций российской школы изобразительного искусства;
частичное государственное финансирование создания произведений изобразительного искусства, продолжающие традиции российской школы изобразительного искусства;
создание благоприятных экономических и социальных условий художникам для осуществления творческой деятельности.
Основные меры государственной поддержки изобразительного искусства направлены на:
создание новых произведений изобразительного искусства и вовлечение их в гражданский оборот;
сохранение и развитие традиций российской школы изобразительного искусства;
создание населению условий для доступа к произведениям изобразительного искусства
поддержка и развитие общего (массового) художественного образования в общеобразовательных учреждениях и художественно-педагогической подготовки кадров;
проведение выставок произведений изобразительного искусства;
участие в международных выставках изобразительного искусства и других культурных мероприятиях;
поддержку молодых художников, продолжающих традиции российской школы изобразительного искусства;
развитие российского рынка предметов изобразительного искусства;
развитие производственно-творческой базы изобразительного искусства, в том числе путем осуществления инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
сохранение и развитие системы образовательных учреждений в области изобразительного искусства.
— обеспечение доступности общего (массового) художественного образования и сохранение непрерывности художественного образования
Творческие союзы художников другие организации в области изобразительного искусства, а также профессиональные художники, не являющиеся членами творческих объединений, с учетом квалификационной категории(разряда), имеют право на получение государственной поддержки.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки изобразительного искусства.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Статья 12. Условия и порядок государственного финансирования создания произведений изобразительного искусства
1. Одной из форм государственной поддержки изобразительного искусства является государственное финансирование путем размещения государственного заказа на создание произведений изобразительного искусства и закупку уже созданных произведений.
2. Государственное финансирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области культуры и искусства или иным, уполномоченным на то лицом, путем выделения авторам произведений изобразительного искусства, заказ или отбор которых осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.01.01 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», средств в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на изобразительное искусство на соответствующий финансовый год.
3. При размещение государственного заказа на создание или приобретение произведений изобразительного искусства помимо конкурса, предусмотренного Федеральным законом от 01.01.01 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», должен проводиться творческий конкурс.
4. При строительстве гражданских общественных объектов имеющих государственное или муниципальное финансирование в общей смете, включая проектирование объекта, 2 % от общей сметной стоимости объекта должно быть предусмотрено на художественное оформление.
Статья 13. Государственное финансирование творческих проектов в области изобразительного искусства
1.Решение о государственной поддержке творческих проектов в области изобразительного искусства принимается федеральным органом исполнительной власти в области культуры совместно с Российской академией художеств и общероссийскими творческими союзами художников по результатам конкурса указанных проектов.
2. Творческий проект в области изобразительного искусства должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности по реализации проекта.
3. Государственное финансирование творческих проектов в области изобразительного искусства, как правило, не может превышать 75 процентов сметной стоимости его реализации.
4. В исключительных случаях с учетом социальной, художественной, культурной и культурно-исторической значимости творческого проекта в области изобразительного искусства, федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства принимает решение о государственном финансировании такого проекта в размере до 100 процентов сметной стоимости его реализации.
5. Государственное финансирование реализации творческих проектов в области изобразительного искусства осуществляется на основе государственного контракта, заключаемого с художником, с руководителем соответствующего творческого союза художников или организации, осуществляющей деятельность в области изобразительного искусства, являющихся инициаторами творческого проекта.
Государственный контракт заключается в соответствии с Федеральным законом Федеральным законом от 01.01.01 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» либо путем предоставления субсидий из федерального бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Статья 14. Государственное финансирование выставочной деятельности
1.Государственное финансирование выставочной деятельности осуществляется с целью пропаганды российского изобразительного искусства, сохранению традиций российского изобразительного искусства его перспективных направлений, а так же создания населению условий для доступа к произведениям изобразительного искусства.
2. Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства финансирует проведение ежегодных общероссийских выставок произведений изобразительного искусства в крупнейших выставочных залах городов России.
3. Отбор работ для участия в таких выставках осуществляется комиссией, формируемой Федеральным органом исполнительной власти в области культуры и искусства совместно с Российской академией художеств и творческими союзами художников.
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКОВ
Статья 15. Особенности налогообложения художников
1. Налогообложение профессиональных художников производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При налогообложении профессиональных художников, осуществляющих творческую деятельность по договорам авторского заказа, из суммы авторского вознаграждения исключаются документально подтвержденные затраты на создание произведения изобразительного искусства(себестоимость произведения).
3. Для целей налогообложения из доходов, полученных профессиональным художником в результате обнародования и первой продажи оригинала созданного им произведения изобразительного искусства на основании гражданско-правовых договоров, исключаются документально подтвержденные затраты на создание этого произведения изобразительного искусства.
4. При отсутствии документального подтверждения затрат на создание произведения из сумм полученных вознаграждений исключаются расходы в размере 40 процентов от суммы дохода.
Статья 16. Социальное, пенсионное и медицинское обеспечение и страхование художников 1. Художники подлежат обязательному государственному социальному, медицинскому, пенсионному обеспечению и страхованию.
2. В случае осуществления художником творческой деятельности по всем видам авторского договора уплата страховых взносов производится другой стороной гражданско-правового договора, если эта сторона является юридическим лицом.
3. Социальное, пенсионное и медицинское страхование художников, реализующих созданные произведения изобразительного искусства по договорам купли-продажи, производятся ими самостоятельно в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Обеспечение условий творческой деятельности профессиональных художников
1. Профессиональным художникам предоставляются помещения в качестве индивидуальных творческих студий (мастерских) в порядке, устанавливаемом органами государственной власти или органами местного самоуправления.
2. Индивидуальные творческие студии(мастерские) являются специально оборудованными и обустроенными нежилыми помещениями для творческой работы художников по созданию произведений изобразительного искусства.
3. В целях обеспечения условий для творчества, индивидуальные творческие студии(мастерские), передаются художникам органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации и не могут быть перепрофилированы.
4. Профессиональные художники не имеющие индивидуальных творческих студий мастерских (ателье, студий) и использующие для осуществления своей творческой деятельности часть занимаемых ими жилых помещений, имеют право включать в договор социального найма дополнительно к социальной номе жилья до 30 квадратных метров включительно.
5. Профессиональным художникам и Творческим союзам художников, являющимся собственниками специально оборудованных строений, помещений, включая жилые помещения, использующим их под индивидуальные творческие студии(мастерские), могут предоставляться льготы на оплату коммунальных платежей в размере 50% от действующих в данной местности.
7. Общегосударственная значимость вопросов развития и сохранения изобразительного искусства Российской Федерации требует расширения его производственно – творческой базы, включающей:
— строительство новых творческих студий(мастерских);
— строительство и реконструкцию творческих дач;
— строительство и реконструкцию художественных учебных заведений;
— строительство картинных галерей и выставочных залов.
В связи с этим творческие союзы художников и организации, осуществляющие свою деятельность в области изобразительного искусства могут разрабатывать соответствующие инвестиционные проекты федерального, межрегионального и регионального значения, осуществление которых предусмотрено на условиях государственно-частного партнерства, и обращаться за предоставлением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в порядке, установленном российским законодательством.
Статья 18. Участие профессиональных художников в приватизации государственных и муниципальных организаций культуры
1.Профессиональные художники, произведения которых использовались на основе договоров государственными и муниципальными организациями культуры для получения дохода, при приватизации данных организаций пользуются правами членов их трудовых коллективов.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Вступление в силу и порядок действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Статья 4.настоящего закона вступает в силу с 1 июля 2012года.
Источник