Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций
1.2 Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций
В последние годы США и ведущие государства ЕС прилагают всё больше усилий, чтобы добиться многостороннего соглашения по инвестициям, которое не позволит союзным им странам ограничивать инвестиционную деятельность транснациональных корпораций и, возможно, портфельных инвесторов. Считается, что противники такой политики пытаются воспротивиться ходу истории, ибо, по мнению либералов, экономика не может развиваться без свободной торговли и инвестиционной деятельности.
Ретроспективный анализ показывает, что эта позиция не столь уж корректна: эталонные для либералов США, Великобритания, Франция, Германия, из малых стран — Финляндия, Южная Корея, Тайвань и другие ныне преуспевающие национальные экономики не использовали политику свободных инвестиций до той поры, пока не перешли определённый рубеж экономического развития.
После 1950-х годов, когда Европа столкнулась с потоками американских, а впоследствии и японских инвестиций, использовалось множество механизмов; чтобы гарантировать, что национальные интересы не будут ущемлены. Формальные механизмы включали валютный контроль и ограничения иностранных инвестиций в важнейших секторах, в первую очередь это оборона и сфера культуры. На неформальном уровне для контроля иностранных инвестиций использовались механизмы типа преференций госпредприятиям, запретов на «перехват власти» и «добровольных ограничений» транснациональных корпораций. Например, в Великобритании начиная с 70-х годов прошлого века было заключено множество частных соглашений, применяемых в основном для вытеснения японских и прочих азиатских компаний, связанных с автомобильным производством и гражданской электроникой.
Следует признать, что такие методы ограничения нежелательных иностранных инвестиций требуют сотрудничества между политической и экономической элитами общества в рамках демократических процедур.
В США, для того чтобы иностранные инвестиции не привели к потере национального контроля над важнейшими секторами экономики, со времён завоевания независимости до середины XX века, когда страна стала крупнейшей мировой экономической державой, было принято большое количество федеральных и местных ограничительных законов, которые концентрировались на секторах: финансы, кораблестроение и добыча натуральных ресурсов.
С первых дней независимости правительства многих штатов блокировали или запрещали иностранные инвестиции в землю; настроения против владения землей иностранцами только усиливались, подстёгнутые безумием земельных спекуляций на новых территориях в 80-е годы позапрошлого века.
К иностранным инвестициям в горнодобывающую промышленность отношение было менее враждебным, но всё же не позитивным. Федеральные законы последней трети XIX века отдавали права на добычу полезных ископаемых лишь гражданам и компаниям США. Однако все эти законы не были эффективны, так как было сложно проверить фактическую принадлежность добывающих компаний и землевладельцев. В результате, например, крупнейшие нефтяные корпорации США транснациональны .
Обратимся к практике Финляндии. Это случай экономического чуда прошлого столетия. До начала XX века страна была одной из самых бедных в Европе; сегодня она — одна из самых богатых. Внушительный экономический рост построен на основе режима безжалостных ограничений иностранных инвестиций, возможно, самых жёстких в развитом мире.
Ещё в 1851 году был принят закон, обязывающий любого иностранца, за исключением представителей российской аристократии, получать разрешение от царя (Финляндия была Великим княжеством на правах личной унии) на то, чтобы иметь в собственности землю. Далее последовал закон, который требовал от иностранцев наличия лицензии на разработку горнорудных земель, запрещал им заниматься банковским бизнесом, строительством железных дорог. После отделения от России ограничения на иностранные инвестиции были лишь усилены. Либерализация иностранных инвестиций произошла только в 1993 году в рамках подготовки страны к вступлению в ЕС.
Другой пример — Ирландия — хрестоматийный случай для правоверных рыночников. Только здесь успешная экономика была построена на основе изначально либеральной политики по отношению к иностранным инвестициям. Главными стимулирующими механизмами были:
– режим предоставления капиталовложений, который требовал лишь, чтобы фирмы-получатели были интернационально конкурентоспособными;
– освобождение от налога на прибыль, заработанную от экспортной продажи (отменён в 1991 году); меры по сокращению регионального неравенства; ускоренная амортизация инвестиций в развивающиеся районы; сооружение промышленных зон в бедных областях за счёт правительства.
Исходный либерализм Ирландии объяснялся тем, что в стартовый период там практически не было национального промышленного капитала, а безработица была, и, главное, в большом объёме поступали капиталы этнических ирландцев — граждан США. Ограничивать их было нелогично и чревато политическими последствиями.
Весьма либеральный, но с плотным государственным мониторингом режим для иностранного капитала был принят в Республике Корея.
Одновременно были поставлены цели: увеличение инвестиций, рост занятости, улучшение платёжного баланса, ограничение импорта и экспорта филиалов, снятие неэффективности из-за неконкурентной рыночной структуры, обмен технологиями и на этой основе — обновление промышленности. Предусматривалось также противодействие влиянию транснациональных корпораций (TNC) на формирование политики. В итоге относительно жёсткого государственного регулирования Южная Корея стала экономическим «тигром» с либеральной экономикой.
Примерно та же политика обеспечила экономический успех Республике Китай на Тайване.
Итак, опыт США, Англии, Франции, Финляндии, стран Восточной Азии показывает, что на стадии роста до конца прошлого века эти государства вовсе не проводили либеральную политику по отношению к иностранным инвестициям. Мало того, вначале эта политика почти всегда была запретительной для иностранного капитала в отношении земли и природных ресурсов. То есть либерализм как идеология побеждает только тогда, когда страна осознает себя развитой и уверена в конкурентоспособности национальной экономики.
В завершение приведём пример тоталитарно-религиозного регулирования иностранных инвестиций в Исламской Республике Иран, где действуют следующие правила:
1. Иностранный капитал не пользуется поддержкой и защитой закона, если он:
– привлекается в те отрасли народного хозяйства, где запрещена деятельность частных национальных компаний (критерии не обозначены);
– влечёт за собой возникновение какого-либо монопольного права или особых привилегий;
– не является полностью частным, и в нём участвует иностранное государство и его правительство. В этих случаях капитал подлежит выводу из экономической системы Ирана с компенсацией.
2. Не разрешается привлечение иностранного капитала в сферу услуг, в торговый сектор и банковскую систему, создание предприятий со 100-процентным иностранным капиталом.
3. Формы, виды и цели деятельности не должны противоречить нормам ислама.
Предложения отечественных экономистов по расширительному толкованию стратегических ограничений иностранного капитала вполне адекватны практике Ирана, что вполне понятно, имея в виду некоторые параллели экономической ситуации: Иран занимает второе, после России место по запасам газа и входит в десятку нефтедобывающих стран. Наличествуют также демографические ассоциации и общности исторического опыта.
В стратегиях государственного протекционизма имеются и различия. В таблице представлены (для сравнения) оценочные показатели правового режима инвестиционной деятельности европейских стран, России и Ирана. (см. Таблица 1 в Приложении).
Источник
Передовой зарубежный опыт государственного регулирования иностранных инвестиции
В мировой практике системы государственного управления деятельности инвесторов нерезидентов на национальном уровне (национальные системы приема капитала) опираются на 3 ключевых элемента среди которых правовое поле, задающие контур и формат режима инвестирования, широкий спектр мер ограничивающих или стимулирующих приток зарубежных вложении, а так же специально уполномоченные органы в области международного инвестиционного сотрудничества.
В странах с развитыми рыночными экономиками иностранные инвестиции регулируются главным образом местными законами, нормативно-правовыми актами и административными процедурами. Базисные положения этих документов в абсолютном большинстве наиболее богатых государств носит схожий характер, что же касается различий, то они проявляются в некоторых в общем и целом несущественных деталях. Главенствующий принцип на котором зиждется инвестиционное законодательство этих стран заключается в том что на иностранные физические и юридические лица осуществляющие хозяйственную деятельность распространяются правовые нормы применяемы в отношении отечественных инвесторов, именно по этой причине в подобных государствах отсутствуют специализированные законодательные акты для зарубежных компании, поскольку в условиях зрелой стабильно функционирующей экономике было бы не справедливо некорректно и не целесообразно вводить особый режим и что пожалуй наиболее важно дополнительные преференции (льготы) для нерезидентов. Таким образом, правовое пространство наиболее развитых стран мира ориентировано преимущественно на либерализацию трансграничных перемещении капитала, а так же формирование атмосферы максимального благоприятствования для хозяйственной деятельности как национальных так и иностранных инвесторов. Впрочем в развитых странах местные законы могут содержать определенные ограничения применительно к более частным вопросам правоспособности экономических агентов зарубежного происхождения в особенности это касается масштабов их участия в уставных фондах корпорации реципиентов, а так же замещение руководящих постов в органах управления фирм. Например, правовое поле Швейцарии и Испании предусматривает верхний предел удельного веса иностранных вложений в акционерный капитал компании вновь создаваемых или приобретаемых на территории этих стран.
Напротив, в государствах с развивающимися рынками существуют специализированные законодательные акты в области зарубежных инвестиции их разработка инициируется властными элитами и деловым сообществом в период реформ и нестабильности для того чтобы с одной стороны создать условия и предпосылки для становления комфортного и лояльного климата для иностранных инвесторов как ключевого фактора их привлечения в отечественную экономику, с другой обеспечить защиту местных производителей.
В настоящее время тематические инвестиционные кодексы приняты и успешно функционируют в 51 государстве 28 из которых расположено на территории Африки, 9 Азии, 8 Латинской Америке, 6 Восточной Европы.
Кроме того, для практического воплощения целевых ориентиров и установок инвестиционной политики во многих государствах мира образуются специальные агентства по зарубежным капиталовложениям, общая численность которых превышает 400 единиц.
США. Необходимо отметить, что США являются одновременно и ведущими донорами и крупнейшими реципиентами иностранных инвестиции, вследствие чего проблема налаживания адекватного администрирования транснациональных потоков финансовых ресурсов приобретает в данном случае особую актуальность данного решения. Несмотря на незыблемый характер либеральных ценностей, в частности принципов открытого рынка и свободной конкуренции регулирующая роль государства в сфере международного инвестиционного сотрудничества в США достаточно велика. Главной особенностью законодательного каркаса системы государственного управления в этой стране можно считать отсутствие единого нормативного акта регламентирующего все аспекты правового режима для зарубежных компании. Нормативно-правовые основы функционирования инвесторов нерезидентов в США образует широкое многообразие федеральных законов связанных с регулированием их хозяйственной деятельности в различных отраслях и кластерах экономики, общая численность документов такого рода принятых в период с 1890-2007г достигает 36 единиц при этом есть основание полагать, что этот перечень уже в самом ближайшем будущем пополниться новыми законотворческими инициативами. Среди них отдельного упоминания заслуживает закон об иностранных инвестициях и национальной безопасности утвержденным Президентом США менее 3 лет назад, устанавливающий ограничения на доступ иностранных корпорации к стратегических технологиям и инфраструктуре, основным энергетическим активам, секторам обеспечивающим долгосрочные потребности в материальных ресурсах, а так же предприятиям находящимся под контролем зарубежных правительств. Речь в данном случае идет о том что компании с иностранным капиталом имеют право владеть угольными шахтами и нефтепромыслами на федеральных землях только при наличии аналогичных возможностей для американских предпринимателей в системе происхождения инвестиции. (режим взаимного предоставления прав). Кроме того закон предусматривает ряд ограничений для хозяйствующих субъектов находящиеся под зарубежным контролем на деятельность по добыче полезных ископаемых, в авиационном и водном сообщении, энергетическом комплексе, а так же в банковской и страховой сферах. Помимо этого данный нормативно-правовой акт вводит так же ряд дискриминационных запретительных мер по отношениям инвесторам тех стран не участвующим в борьбе с терроризмом или имеющих не совершенные системы экспортного контроля. В США образован специальный орган по мониторингу и надзору за зарубежными капиталовложениями так называемы комитет по иностранным инвестициям. Этот институт представляет собой межведомственную совещательную организацию наделенную правами рассматривать условия крупных сделок из области международного инвестирования способных оказать существенное влияние на национальные интересы США, в частности комитет может ввести мораторий на процессы расширения и углубления трансграничных инвестиционных связей, несущих в себе потенциальную угрозу для экономики этой страны. Президент США в праве блокировать операции направленные на привлечение прямых иностранных инвестиции осуществление которых сопряжено с утратой контроля отечественными экономическими агентами над теми или иными производственными активами. Таким образом несмотря на декларируемую либеральную ориентацию национальной системы приемы капитала государственные структуры США располагают арсеналом инструментов «ручного» управления, позволяющих при необходимости осуществлять отсев и выбраковку нежелательных вложений из других стран.
Великобритания.Правовое пространство Великобритании также не содержит единого закона обеспечивающего регулирование всех аспектов деятельности инвесторов нерезидентов. Общая численность нормативно-правовых актов затрагивающих финансовую, налоговую и банковскую сферу, правила ведения бизнеса в целом и конкретных отраслях экономики вплотную приближается к отметке 20 единиц. Ключевую роль среди этого многообразия ключевых документов играет кодекс (1895) «о компании» основополагающие положения к которому в полной мерей согласовываются с аналогичными требованиями условиями и установками закрепленными законодательством государств. Для осуществления зарубежных капиталовложении в экономику Великобритании не требуется спец разрешения при этом инвесторы могут ограничится открытием филиала или отделения не регистрируя самостоятельное юр лицо на территории данной страны. Для реализации подобной административной процедуры корпорация реципиент должна представить в месячный срок в бюро регистрации соответствующее заявление заверенное копией учредительных документов сведения о фамилиях, адресах и гражданстве топ-менеджеров, а так же список доверителей из числа подданных соединенного королевства. Несмотря на кажущуюся простату и либеральный характер такого подхода инвестиционные сделки нередко блокируется компетентными органами гос власти а некоторые из них становится предметом антитрестовских расследовании в соответствии с актом о честной торговой практики 1973 года. Более того на некоторые отрасли и сектора экономики Великобритании распространяется режим государственной монополии при этом за отечественными предпринимателями зарезервированы железно-дорожный транспорт, связь, почта, водо- и газоснабжение. Что касается авиа перевозок то в этой сфере хозяйственной деятельности не резидентов возможно лишь под национальном контролем. Кроме того зарубежные капиталовложения в сферу страхования возможно лишь при выполнении ранее упоминавшегося принципа взаимности согласно которому британские подданные должны обладать правом приобретения иностранных инвестиции.
ФРГ.Германия занимает одну из центральных мест в глобальных инвестиционных процессах. При этом ФРГ отсутствуют уполномоченные властные институты в сфере иностранных инвестиции а так же спец фед и земельные законы чье правоприминение распространяете исключительно на инвесторов нерезидентов. Правовой базис привлечения заруб капитоловложении. Осущ валютных операции, и движение капитала на тер страны в целом задаются двумя законодательных акта о внешних эконом связях и о кредитах принятые в 1961 и в 1976. Кроме того отдельные положения и нормы иностранных инвестиции зафиксированы в ряде других законов общей юрисдикции затрагивающих различные аспекты функционирования хоз субъектов, первый из этих док акт о договоре страхования был утверждён в 1908г а последний – германское торговое уложение в 1987. В ФРГ не существует весомых ограничений для притока зарубежного капитала, хотя в некоторых отраслях и кластерах экономики предусмотрен особый порядок размещения который является более сложным с общепринятым. В частности экономическая деят в пищевой медицинской и фармацевтической промышленности, в транспортной сфере, банковском, страховом, гостиничным и ресторанном бизнесе подлежит обязательному лицензированию, вместе с тем процедура получения подобной административной разрешительной документации идентичны для отеч предприятии и компании с иностранным капиталом. Что касается государственного сектора экономики ФРГ то за ним зарезервированы телефонная связь, некоторые виды почтовых услуг, железно-дорожный и речной транспорт, а так же теле- и радиовещание. Законодательство германии предусмотрен широкий спектр фискальных льгот и преференции инвестиционного характера. Например вновь образованные фирмы в течении первого года своей деятельности вносят лишь 25% причитающихся к уплате сумм налога на прибыль, во второй год половину и только с третьего года они начинаются выполнять обязательства перед бюджетной системой в полном объеме. На протяжении последних 20 лет прошедших с объединением Германии ее центр правительство поддерживает корпорации открывающие производство в депрессивных отстающих районов преимущественно в ГДР в этой связи значительная часть налоговых послаблении предоставляется в рамках программы по подъему востока при этом предприятий дислоцирующие в этом районе выдаются льготные кредиты и ссуды. Обсуждаемы преференции распространятся на отечественные и зарубежные компании так что режим максимального благоприятствования затрагивает все категории инвесторов способствующих догоняющему развитию восточно-германских земель.
Таким образом, немецкая модель регулирования зарубежного капиталовложения вполне типична для государств со зрелыми рынками, а ее главной чертой следует считать явный акцент на сглаживание и выравнивание территориальных диспропорции между различными регионами страны.
Франция.Франция выступает родоначальницей идеологии дирижимзма то есть активного вмешательства государства в экономику в противовес либертрианской. Поэтому власть полномочия связанные с администрированиям трансграничных переводов капитала возложены на нац банк и мин экономики при этом все прямые иностр инвестиции подлежать обяз декларированию в компетентных гос структурах. Соответствующий документ содержит подобные сведения об инвесторые нерезиденте в том числе бух баланс, отчет о прибылях и убытках за последние 3 года, инфа о форме вложении, описание их мотивов а также прогнозные показатели эконом бюджетной и финансовой инвестиции заруб проектов. При этом корпорация реципиент должна указать посредника во Франции после чего служба по ин инвестт опираясь на рез анализов эти материалов дает положительный или отрицательный ответ, кроме того во многих ситуациях возникающих при создании и расширении филиалов зарубежных компании увеличение их доли в уставном капитале французских обществ приобретение доп активов акции, то есть проще говоря в абсолютном большинстве случаев по мимо декларации требуется еще и предварительное разрешение. Кроме того законодательство франции содержит ряд запрет мер в отношении вложении привносимых извне в некоторые стратегический важные отрасли экономики к числу которых относят здравохранине общ безоп производство и торговля оружием, более того деять корп с заруб капиталом существенным образом ограничено в сх добывающей промышленности, сбыте нефти и нефтепродкутов, атомной энергетики, транспортном комплексе, страховом банковском и издательстком деле, а так же социально-быт сфере, что касатеся режима гос монополии то она распростр на выпуск взрывчатых веществ, спичек, добыча твердого топлева, и жд транспорт, добыча газового топлива. Вместе с тем правовое поле франс республики предусм шир многообраз льгот и стимулов для инвест нерезидент осущ вложение призванные способствовать поддержке и росту занятости а также улучшение условии труда, импорта замещения и наращивания экспорта за пределами евросоюза, повышение эффективности местной обраб промыш, внедрением процеесных и продукт инновации, ресурсо и энерго сбережении, выполние последующей коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Эти преференции носят многомерный характер и могут обретать форму субсидии займов налоговых послаблении, прав ускоренной амортизации, а так же бесплатное обучение промышленно-производственного и инженерно-технического персонала. Властные полномочия связанные с оказанием данной формы поддержки дилигированы нескольким уполномоченным государственным стуруктурам, а именно нац агентством по созданию предприятии, содействию научного иследовании, экономическому развиитю, а так же органам мсу.
1. Передовой зарубежный опыт гос регулирования прямых иностранных инвестиции (США, Великобритании, Германии, Франции и др одной стане)
Источник