Международные соглашения защиты иностранных инвестиций

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, октябрь Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений

1. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности

Правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории Российской Федерации регулируются целым комплексом разноотраслевых законодательных и подзаконных актов.
Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г. (с послед. изм. и доп. от 8 декабря 2003 года)- единственный Федеральный закон, полностью посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относится Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.).
Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.
Особое значение придается двусторонним и многосторонним соглашениям в области защиты иностранных инвестиций. Заключение международного соглашения является одной из самых действенных гарантий для иностранного инвестора и служит средством дополнительной защиты его интересов. Это объясняется тем, что правовые нормы, которые содержатся в международных соглашениях, не только имеют прямое действие, но и обладают приоритетом по сравнению с нормами национального права.
Как отмечалось в юридической литературе, до принятия в 60-е годы XX века законов об иностранных инвестициях проблемы, связанные с этим вопросом, обычно решались путем предоставления иностранным лицам дипломатической защиты.
Интенсивное развитие международных экономических отношений после Второй Мировой войны вызвало необходимость принятия специальных норм регулирования иностранных инвестиций и выработки мер по защите прав и интересов частных и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в иностранном государстве.
Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью заключения которых является защита иностранных инвестиций на международном уровне (Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, 1985 г.; Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, 1965 г.); региональные международные договоры (например, в рамках СНГ); а также двусторонние соглашения (о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о содействии капиталовложений).
Среди международных договоров, относящихся к регулированию инвестиций, наиболее распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Заключая такие соглашения, обычно преследуют следующие цели. Во-первых, каждое государство, подписавшее такой договор, приобретает возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве. Во-вторых, для иностранного инвестора, который конечно же несет определенные риски, принципиально важно, что государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии. В особенности — гарантию применения предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от могущих произойти в стране-реципиенте изменений, в том числе и в законодательстве.
Одной из характерных особенностей двусторонних инвестиционных договоров является то обстоятельство, что они заключаются, как правило, экономически и политически неравными партнерами: между экономически развитым государством — экспортером капитала и развивающимся государством, стремящимся привлечь зарубежные капиталовложения. Что касается стран с развитой экономикой, то практика заключения таких соглашений между ними не получила своего развития в связи с общим благоприятным инвестиционным климатом.
Двусторонние межгосударственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций получили распространение за рубежом с конца 1940-х годов. Следуя мировой практике, СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада. Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. Если говорить о крупных странах, то в том же 1989 году ее примеру последовали Великобритания, ФРГ, Канада и Италия. В следующем, 1990 году двусторонние аналогичные договоры были заключены еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрия, Испания, Швейцария, Южная Корея), а также с Китаем и Турцией.
Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами. Форсированное движение СССР по направлению к такой новой форме двустороннего сотрудничества объяснялось не только стремлением скорее влиться на правах равного партнера в мировой экономический интеграционный процесс, но и отсутствием полноценного внутригосударственного инвестиционного законодательства. Первые 14 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений были заключены в тот период, когда страна только вступала в рыночные отношения и не было еще опыта подготовки такого рода двусторонних международных договоров. Этим объясняется наличие разных вариаций в названии, структуре и содержании заключенных в этот период межгосударственных договоров в сфере защиты иностранных инвестиций.
Российская Федерация участвует в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным в Минске 12 декабря 1991 года, Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключенным СССР. Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций Министерство иностранных дел Российской Федерации в декабре 1991 года подписало ноту, в которой подтвердило свое правопреемство по этим договорам.
Второй этап в практике заключения двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций наступил в 1992 году, когда Российская Федерация как самостоятельное государство начинает заключать соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Важнейшими соглашениями, подписанными в 1992 году, стал Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 года, ставшие своего рода новой вехой в создании благоприятных условий для привлечения зарубежных капиталовложений. Второй этап завершился в 1993 году, когда Российской Федерацией были заключены шесть соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений — с Кубой, Болгарией, Грецией и др.
В заключенных в 1992-1993 гг. двусторонних соглашениях можно заметить попытки некоторой унификации международных договоров. Этому способствовало то, что 11 июня 1992 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации 395 О заключении соглашений между правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений . Данным Постановлением Правительство Российской Федерации одобрило в качестве основы для переговоров Типовой проект соглашений. Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года 625 были внесены некоторые изменения и дополнения в Постановление от 11 июня 1992 года. Однако, Постановление РФ от 11 июня 1992 года не могло сразу заработать в полную силу. Неслучайно исследуемые международно-правовые акты, заключенные в 1992-1993 гг., еще свободны от стандартов Типового проекта, одобренного данным Постановлением Правительства РФ, так как к тому моменту их тексты уже прошли согласительные процедуры.
С 1994 года начинается использование Типового проекта Правительства Российской Федерации как основы для переговоров между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (третий этап). За период с 1994 года до 1 января 1999 года Российская Федерация заключила двусторонние международные договоры по защите иностранных инвестиций еще с 18 государствами, в том числе с Чехией, Кувейтом, Индией, Норвегией и т.д. Последней могущественной в инвестиционном отношении страной в этом списке стала Япония.
К настоящему времени Россия является участницей более 50 соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений (в том числе с государствами СНГ), 14 из них подписаны от имени СССР.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений имеют особое значение в условиях известной незавершенности и нестабильности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования. В силу конституционного принципа приоритетного применения правил международных договоров указанные соглашения оказывают непосредственное регулирующее воздействие на соответствующие отношения, позволяя компенсировать недостатки российского законодательства.
Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, в основном отвечают общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций, и охватывают сходный круг вопросов. Тем не менее каждый двусторонний договор Российской Федерации в этой сфере специфичен в том смысле, что он отражает характер инвестиционной политики и законодательство обеих сторон.

Читайте также:  Как вывести биткоины без налогов

Источник

Международные соглашения в области иностранных инвестиций.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Кроме внутреннего законодательство регулирование осуществляется на базе международных договоров.

Осуществляется в следующих формах:

1. Двустороннее соглашение

a. Торговые договоры

В них включают определение правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента(получатель) капитала и объем их прав, в том числе права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий государств-участников, устанавливается режим и предоставляются гарантии иностранной частной собственности на территории государства реципиента капитала; регулируются вопросы налогообложения, в том числе в ряде случаев избежания двойного налогообложения, вопросы вывода капитала и прибыли за границу.

b. Соглашения об иностранных инвестициях

Основной целью появления данных договоров является обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от так называемых политических или некоммерческих рисков. В числе гарантий от некоммерческих рисков называются следующие:

i. гарантия от национализации предприятий с иностранным капиталом

ii. гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли за рубеж

iii. гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов

В договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суду реципиента капитала, а также в международные судебные органы

Читайте также:  Aorus radeon rx 580 8gb майнинг

c. Договоры о налогообложении

С их помощью государства участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Очень часто в них предусматриваются, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению на территории реципиента капитала.

2. Региональные международные договоры

Конвенция СНГ «о защите прав инвесторов» 1997 года.

Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций зарегистрированных на территории договаривающихся сторон и гарантий прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. При этом условия инвестирования и правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществляемыми инвесторов не менее благоприятен, чем условия инвестирования и режим деятельности юридических и физических лиц страны реципиента капитала, за исключением изъятий, которые специально установлены законодательством этой страны и которые не могут иметь дискриминационного характера. Конвенция предусматривает несколько видов гарантий:

i. Защита инвестиций от национализации, реквизиции, от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора

ii. Компенсация за нанесение ущерба инвестору

iii. Гарантия использования доходов получаемых инвестором

iv. Страхование имущества и рисков предприятий с иностранными инвестициями

v. Право на рассмотрение споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиционной деятельности в судах стран-участниц конвенции, в экономическом суде СНГ и (или) в иных международных судах или международных арбитражных судах.

Конвенция предоставляет иностранным инвесторам право на приобретение акций, иных ценных бумаг, вещных прав на землю, иных природных ресурсов, а также права на участие в приватизации

3. Многосторонние международные договоры

a. Вашингтонская конвенция «об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств» от 18 марта 1965 года. В результате вступления в силу данной конвенции был создан международный центр по урегулировании инвестиционных споров. Этот центр предоставляет услуги по примирению сторон и арбитражному разбирательству международных споров, возникающих между государством-участником конвенции с одной стороны, и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства с другой стороны. Юрисдикция центра распространяется на все правовые споры, связанные с инвестициями. При этом должно обязательно соблюдаться условие о согласии страны-реципиента капитала на передачу рассмотрения спора, в данный международный центр. Страна реципиент капитала может потребовать от другой стороны спора чтобы первоначально спор был разрешен в судебном учреждении страны реципиента капитала, а лишь затем передан в международный центр. Международный центр разрешает споры на основе избранного сторонами права. При отсутствии соглашения центр применяет право страны-реципиента капитала и нормы международного права, которые могут быть использованы при разрешении данного спора.

Читайте также:  Rx 580 майнинг версия

b. Сеульская конвенция 1985 года «об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», созданная в соответствии с этим международным договором агентство имеет свои функции заключения договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться иностранные инвестиции стран-участниц конвенции. Агентство имеет двойственную природу – это и страховая компания и одновременно международная организация.

Защита интересов иностранных инвесторов по Сеульской конвенции строится на основе договора страхования, который заключается агентством с иностранным инвестором. После наступления страхового случая и выплату иностранному инвестору агентством компенсации, инвестор передает агентству все права и требования, которые связанны с гарантированным капиталовложением. Условия последующего перехода прав требования оговариваются в договоре страхования. В результате отношения между инвестором и страной реципиента капитала заменяются на отношения между агентством и страной-реципиентом капитала.

Основной целью всех указанных соглашений является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Основная идея Сеульской конвенции предоставление иностранным инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организацией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страховании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране — члене Агентства из других стран — членов Агентства. Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, распространяются:
— на риск, связанный с переводом валюты;
— риск экспроприации или аналогичных мер;
— риск нарушения договора, включая отказ принимающего правительства от договора с держателем гарантии или нарушение такого договора, в определенных Конвенцией случаях;
— риск войны и гражданских беспорядков.

Данный перечень нормативных актов не является исчерпывающим. основную роль в регулировании иностранных инвестиций играет законодательство РФ, которое наиболее полно регулирует формы, порядок привлечения иностранных инвесторов, а также деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Источник

Оцените статью