Международные соглашения по вопросам иностранных инвестиций

Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:

1) двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;

2) региональные инструменты регулирования;

3) многосторонние соглашения.

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:

1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;

2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.

В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:

  • национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
  • режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.

В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».

Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

Читайте также:  Срок окупаемости единовременных затрат по проекту это

Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.

Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.

Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).

Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.

В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е гг. прошлого столетия. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.

Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:

1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г. Его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;

2) Международную ассоциацию развития (МАР), созданную в 1960 г. с целью оказания помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.;

3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;

4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.

В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.

Источник

Международные соглашения в области иностранных инвестиций.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Читайте также:  Сколько будет майнить 2070 super

Кроме внутреннего законодательство регулирование осуществляется на базе международных договоров.

Осуществляется в следующих формах:

1. Двустороннее соглашение

a. Торговые договоры

В них включают определение правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента(получатель) капитала и объем их прав, в том числе права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий государств-участников, устанавливается режим и предоставляются гарантии иностранной частной собственности на территории государства реципиента капитала; регулируются вопросы налогообложения, в том числе в ряде случаев избежания двойного налогообложения, вопросы вывода капитала и прибыли за границу.

b. Соглашения об иностранных инвестициях

Основной целью появления данных договоров является обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от так называемых политических или некоммерческих рисков. В числе гарантий от некоммерческих рисков называются следующие:

i. гарантия от национализации предприятий с иностранным капиталом

ii. гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли за рубеж

iii. гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов

В договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суду реципиента капитала, а также в международные судебные органы

c. Договоры о налогообложении

С их помощью государства участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Очень часто в них предусматриваются, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению на территории реципиента капитала.

2. Региональные международные договоры

Конвенция СНГ «о защите прав инвесторов» 1997 года.

Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций зарегистрированных на территории договаривающихся сторон и гарантий прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. При этом условия инвестирования и правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществляемыми инвесторов не менее благоприятен, чем условия инвестирования и режим деятельности юридических и физических лиц страны реципиента капитала, за исключением изъятий, которые специально установлены законодательством этой страны и которые не могут иметь дискриминационного характера. Конвенция предусматривает несколько видов гарантий:

i. Защита инвестиций от национализации, реквизиции, от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора

ii. Компенсация за нанесение ущерба инвестору

iii. Гарантия использования доходов получаемых инвестором

iv. Страхование имущества и рисков предприятий с иностранными инвестициями

v. Право на рассмотрение споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиционной деятельности в судах стран-участниц конвенции, в экономическом суде СНГ и (или) в иных международных судах или международных арбитражных судах.

Конвенция предоставляет иностранным инвесторам право на приобретение акций, иных ценных бумаг, вещных прав на землю, иных природных ресурсов, а также права на участие в приватизации

Читайте также:  Какие проводки при инвестиции

3. Многосторонние международные договоры

a. Вашингтонская конвенция «об урегулировании инвестиционных споров между государствами и национальными субъектами права иных государств» от 18 марта 1965 года. В результате вступления в силу данной конвенции был создан международный центр по урегулировании инвестиционных споров. Этот центр предоставляет услуги по примирению сторон и арбитражному разбирательству международных споров, возникающих между государством-участником конвенции с одной стороны, и физическим или юридическим лицом другого договаривающегося государства с другой стороны. Юрисдикция центра распространяется на все правовые споры, связанные с инвестициями. При этом должно обязательно соблюдаться условие о согласии страны-реципиента капитала на передачу рассмотрения спора, в данный международный центр. Страна реципиент капитала может потребовать от другой стороны спора чтобы первоначально спор был разрешен в судебном учреждении страны реципиента капитала, а лишь затем передан в международный центр. Международный центр разрешает споры на основе избранного сторонами права. При отсутствии соглашения центр применяет право страны-реципиента капитала и нормы международного права, которые могут быть использованы при разрешении данного спора.

b. Сеульская конвенция 1985 года «об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», созданная в соответствии с этим международным договором агентство имеет свои функции заключения договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергаться иностранные инвестиции стран-участниц конвенции. Агентство имеет двойственную природу – это и страховая компания и одновременно международная организация.

Защита интересов иностранных инвесторов по Сеульской конвенции строится на основе договора страхования, который заключается агентством с иностранным инвестором. После наступления страхового случая и выплату иностранному инвестору агентством компенсации, инвестор передает агентству все права и требования, которые связанны с гарантированным капиталовложением. Условия последующего перехода прав требования оговариваются в договоре страхования. В результате отношения между инвестором и страной реципиента капитала заменяются на отношения между агентством и страной-реципиентом капитала.

Основной целью всех указанных соглашений является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Основная идея Сеульской конвенции предоставление иностранным инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организацией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страховании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране — члене Агентства из других стран — членов Агентства. Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, распространяются:
— на риск, связанный с переводом валюты;
— риск экспроприации или аналогичных мер;
— риск нарушения договора, включая отказ принимающего правительства от договора с держателем гарантии или нарушение такого договора, в определенных Конвенцией случаях;
— риск войны и гражданских беспорядков.

Данный перечень нормативных актов не является исчерпывающим. основную роль в регулировании иностранных инвестиций играет законодательство РФ, которое наиболее полно регулирует формы, порядок привлечения иностранных инвесторов, а также деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Источник

Оцените статью