Международные организации содействия инвестициям

Международные организации содействия инвестициям

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная организация, нацеленная на выработку международных стандартов и рекомендаций по совершенствованию государственной социальной, экономической и экологической политики, поиск путей преодоления проблем и ограничений на пути экономического роста и развития стран.

ОЭСР объединяет большинство развитых и некоторые развивающиеся страны, на долю которых приходится 20% населения планеты и около 55% мирового ВВП.

В 2007 году Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако в 2014 году переговорный процесс был временно приостановлен в связи с политической ситуацией. Сотрудничество России с ОЭСР продолжается в формате технического сотрудничества. Минэкономразвития России совместно с МИДом России выступает координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России с ОЭСР.

Страны-члены ОЭСР и партнеры

К 2020 году количество стран – полноправных участников ОЭСР достигло 37: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. В ближайшее время Коста-Рика станет 38-м членом Организации.

Статус ключевых партнеров ОЭСР имеют Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка, Индонезия.

История создания ОЭСР

Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 году для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.

За годы успешной работы в Европе Организация накопила значительный опыт и компетенции в сфере государственного управления, регуляторных реформ и собрала внушительную базу статистических и эмпирических данных, позволяющих проводить обширный сравнительный анализ и давать рекомендации по имплементации эффективных мер экономической политики. В результате в 1961 году учреждена Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С этого времени состав ее членов продолжает расти.

Структура ОЭСР

Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители от стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет заседает раз в две недели на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР. Постоянно действующим органом ОЭСР, обеспечивающим ее текущую работу, является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (избирается на пятилетний срок).

Под эгидой ОЭСР также функционирует ряд автономных и полуавтономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии, Международный транспортный форум. В ОЭСР также расположен Секретариат Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Цели и задачи ОЭСР

Основной задачей ОЭСР декларируется «содействие осуществлению политики, способствующей улучшению мировых экономических и социальных показателей».

На современном этапе в ОЭСР была отмечена острая необходимость создания принципиально новых подходов и инструментов для достижения целей устойчивого развития и глобального экономического роста, который предполагает:

  • ориентацию на достижение всеобщего благосостояния и сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения;
  • более глубокий анализ финансового сектора и его рисков;
  • проведение в связи с процессом мировой интеграции соответствующего анализа мировой экономики как единой сложной системы;
  • использование на практике более полного анализа, учитывающего протекающие в обществе политические и социальные процессы, их историческую подоплеку и влияние на экономику;
  • развитие системы стратегического планирования.

Направления работы ОЭСР

Сегодня ОЭСР фактически является одним из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. Задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей ОЭСР, однако сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер. К повестке Организации относятся следующие направления работы:

  • Экономическое развитие
  • Сельское хозяйство
  • Химическая безопасность
  • Конкуренция
  • Корпоративное управление
  • Борьба с коррупцией
  • Содействие международному развитию
  • Цифровая трансформация
  • Образование
  • Занятость, трудовые и социальные вопросы
  • Охрана окружающей среды
  • Финансы
  • Здравоохранение
  • Промышленность и предпринимательство
  • Инновации
  • Наука и технологии
  • Пенсии и страхование
  • Инвестиции
  • Государственное управление
  • Развитие городов и регионов
  • Регуляторная политика
  • Налоги
  • Торговля
  • Статистика

Источник

Международные организации содействия инвестициям

Начиная со второй половины XX века возрастает роль межгосударственных организаций в международно-право­вом регулировании инвестиционных отношений, в том числе в разработку и внедрение инноваций. По мнению В. С. Ива­ненко, «международное право стало основываться уже на двух «китах»: нормативно-правовом (договоры и обычаи) и новом — организационно-правовом (международные организации и органы)».

Читайте также:  Снп 500 график доходности

Принятая в рамках Семидесятой сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (далее — Повестка) призва­на стимулировать деятельность, в том числе международных организаций, для достижения семнадцати целей в области устойчивого развития. Содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям провозглашается девятой целью Повестки для дальнейшего стимулирования междуна­родного сотрудничества в целях увеличения технологического потенциала промышленных секторов, поддержки индустриа­лизации развивающихся стран. Достижение указанной цели не представляется возможным без инвестиционного сотруд­ничества государств, которое играет значимую роль в органи­зации процесса развития инновационной сферы и привлече­ния в эту сферу иностранного капитала.

Поскольку современный этап развития международно­правового регулирования инвестиционной деятельности в разработку и внедрение инноваций характеризуется возрас­тающим масштабом сотрудничества международных органи­заций, предлагается в рамках настоящей статьи определить формы и проблемы взаимодействия международных органи­заций в указанной сфере.

Межгосударственная организация осуществляет свою де­ятельность в рамках прав, закрепленных за ней в ее учреди­тельном акте, которые зависят от целей создания международ­ной организации и ее функций. Международная организация создается для выполнения конкретных задач, для чего наделя­ется государствами-учредителями определенной компетенци­ей. «Необходимо различать два аспекта компетенции между­народной организации и ее органов, — отмечает Г. И. Тункин, — предметную компетенцию, определяющую сферу вопросов, подлежащих ведению организации, и юрисдикционную ком­петенцию, определяющую юридическую силу актов организации по отдельным вопросам, входящим в ее предметную компетенцию». Иными словами, под компетенцией следует понимать круг проблем, для разрешения которых создана международная организация, и способность того или иного ее органа принимать решения, обладающие соответствующей юридической силой по вопросам, входящим в предметную сферу деятельности международной организации.

Компетенция международной организации предопреде­ляет формы её деятельности в рамках тех целей, для дости­жения которых она учреждена. Международные организации участвуют в разнообразных видах деятельности. Наиболее типичными формами деятельности международных органи­заций являются: участие в разработке проектов международ­ных договоров, выработка и принятие резолюций, участие в качестве стороны международных договоров, содействие го­сударствам по обмену опытом и информацией в рамках реа­лизации отдельных и совместных программ международных организаций.

Международное регулирование инвестиционной дея­тельности в инновационную сферу на универсальном уровне в основном осуществляется органами и специализированны­ми учреждениями ООН. В то время как организации общей компетенции, в частности, ООН, в своей деятельности по во­просам регулирования инвестиционной деятельности и науч­но-технического сотрудничества ограничиваются преимуще­ственно общими формулировками в своих актах 3 , организации специальной компетенции занимаются именно вопросами промышленного развития, среди последних — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, специ­ализирующаяся на привлечении инвестиций в инновации, повышении инновационного потенциала государств.

Деятельность ЮНИДО, согласно положениям ее Уста­ва, заключается в разработке концепций индустриализации развивающихся стран, расширении международного про­мышленного сотрудничества, предоставлении услуг по регу­лированию, консультированию и техническому развитию в промышленности. Для правосубъектности ЮНИДО характер­ны полномочия публично-правового характера, в частности, Генеральный директор организации наделен полномочиями по заключению соглашений с иными международными орга­низациями (ст. 19 Устава), а Генеральная Конференция ЮНИ­ДО имеет полномочия утверждать тексты конвенций или соглашений по любому вопросу, входящему в компетенцию Организации (ст. 8.3 (d) Устава).

В рамках ЮНИДО разрабатываются программы разви­тия и технического сотрудничества в целях повышения инно­вационного потенциала и обеспечения доступа к передовым технологиям, в которых уделяется особое внимание вопросам инвестиций, технологий и инноваций. Лимская декларация, принятая государствами-членами ЮНИДО 2 декабря 2013 года, заложила основу для нового этапа всеобъемлющего и устойчивого промышленного развития (ISID) и подчеркнула роль индустриализации в качестве движущей силы развития. Для привлечения дополнительных инвестиций в отдельные приоритетные секторы в ЮНИДО разработаны программы партнерства стран. Одним из примеров является созданный в 2013 году в поддержку научно-технического сотрудничества между странами БРИКС проект «Промышленный инноваци­онный клуб» на период 2015-2020 годы, задача которого заклю­чается в содействии внедрению инновационных технологий в деятельность малых и средних предприятий в целях обеспе­чения устойчивого экономического роста в странах БРИКС путем создания условий для формирования технологического партнерства при поддержке ЮНИДО. Промышленный инно­вационный клуб является институцией Центра ЮНИДО в РФ. В рамках поддержки Декларации Саммита БРИКС 2013 года по партнерству БРИКС/Африка для промышленного разви­тия формируются региональные программы Промышленного инновационного клуба, в том числе — привлечение предпри­ятий БРИКС к участию в проектах промышленного развития стран Африки в приоритетных промышленных кластерах: аг­ропромышленность и перерабатывающее производство, «зе­леная экономика» (экотехнологии, изменение климата) и др.

Возможны и иные формы осуществления деятельности межгосударственными организациями. Так, заключение со­глашений международными организациями, а также при­нятие решений по основным вопросам деятельности орга­низации, определяющих поведение ее государств-членов, выделяют в качестве такой формы деятельности международ­ной организации как участие в правотворческом процессе. Н. Б. Крылов в качестве форм правотворческой деятельности международных организаций выделяет: участие в качестве стороны международных договоров, развитие внутреннего права международных организаций, выработку стандартов, обязательных для государств, участие международных орга­низаций в развитии новых форм обычного права. В качестве примера соглашений, заключаемых международными орга­низациями, следует выделить соглашения, затрагивающие вопросы сотрудничества по регулированию передачи техно­логий. Так, Соглашение между ООН и ЮНИДО провозгла­шает сотрудничество ЮНИДО с Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию и Программой развития Организации Объединенных Наций в содействии и облегчении передачи технологии развивающимся странам и между ними (ст. 10). В 2004 году было заключено Соглашение о сотрудничестве между ЮНИДО и ПРООН, направленное на разработку совместных программ технического сотрудни­чества в области развития частного сектора. Вместе с тем, ко­нечная цель данного соглашения не была достигнута: данная программа утратила свою актуальность ввиду осуществления более перспективных проектов в рамках экспериментального проекта «Единство действий Организации Объединенных На­ций» на страновом уровне.

Читайте также:  Показатели финансовой устойчивости инвестиция

Отдельного внимания заслуживает принятие междуна­родными организациями актов как способ участия в между­народной правотворческой деятельности. Международные межгосударственные организации принимают акты, реализа­ция которых вытекает из международной правосубъектности, признанной и закрепленной государствами-учредителями в их учредительных актах, — резолюции, рекомендации, адми­нистративные регламенты.

Следует согласиться с В. П. Талимончик о том, что «при­нятие резолюции международной организации (даже еди­ногласное) не обязательно свидетельствует о признании го­сударствами обязательности резолюции в качестве правовой нормы». Так, согласно п. а, b ст. 5 Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития [9] (далее — ОЭСР) к актам организации относятся решения, являющиеся обяза­тельными для государств-членов, и рекомендации. Решения ОЭСР носят юридически обязывающий характер для всех стран — членов, за исключением тех, которые воздержались от их принятия (п. 2 ст. 6 Конвенции). В частности, Решением Совета ОЭСР от 12 декабря 1961 года приняты Кодекс либе­рализации текущих невидимых операций и Кодекс либера­лизации движения капиталов, регулирующие, в том числе, вопросы прямых иностранных инвестиций и являющиеся обя­зательными для государств — членов ОЭСР. Напротив, Руко­водство по многонациональным предприятиям, принятое 21 июня 1976 года в качестве Приложения к Декларации ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предпри­ятиях, является рекомендацией и содержит необязательные положения, о чем прямо указано во введении к Руководству.

Таким образом, деятельность международных органи­заций определяется ее правосубъектностью, носящей про­изводный от воли их государств-членов характер. Ни одно международно-правовое нормоустановление не может быть учреждено без согласия государств, так как международные организации создаются на основе волеизъявления государств, и международная организация не может выйти за рамки того, на что ее уполномочили государства. Иными словами, для формирования правила поведения международной организа­цией необходимо последующее волеизъявление государств на установление его в качестве международно-правовой нормы.

В подтверждение вышеизложенного можно привести подготовленный Конференцией ООН по торговле и развитию (далее — ЮНКТАД) проект Международного кодекса поведе­ния в области передачи технологий (далее — Кодекс), который определял средства государственного регулирования между­народной передачи технологий, включал положения, которые могут и не должны включаться в договоры о передачи техно­логий [11] . В конечном счете, Кодекс так и остался в статусе про­екта, поскольку не получил поддержки со стороны государств, хотя и сыграл существенную роль в формировании единоо­бразного национального законодательства многих развиваю­щихся государств.

Между тем следует признать, что международные ор­ганизации оказывают значительное влияние на содержание формирующихся норм права и на регулирование инвестици­онных отношений в инновационную деятельность и промыш­ленное развитие государств.

Важно подчеркнуть, что международные межгосудар­ственные организации, выступая в качестве субъектов между­народного права, осуществляют также свою деятельность, вступая в правоотношения с другими международными орга­низациями и интеграционными объединениями государств.

В рамках своей деятельности международные межгосу­дарственные организации сотрудничают по вопросам, вхо­дящим в их компетенцию. Деятельность данного механизма, по мнению Е. А. Шибаевой, «имеет две сферы: внутреннюю и внешнюю». Внутренняя сфера направлена непосредственно на регулирование внутреннего механизма организации, в то время как внешняя сфера представляет собой сотрудничество международных организаций.

Установление взаимоотношений между организациями может основываться, в частности, в таких актах как Меморан­думы о сотрудничестве, Совместные заявления, комплексные обзоры инновационного развития, Международные органи­зации также могут создавать совместно финансируемые пред­приятия.

30 октября 2014 года было подписано Совместное заявле­ние о сотрудничестве между Евразийской экономической ко­миссией (далее — ЕЭК) и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), согласно которо­му одним из направлений деятельности является сотрудни­чество в области инноваций, передачи технологий и обмена знаниями. В настоящий момент в целях реализации Совмест­ного заявления разрабатывается программа инновационно­го развития, трансфера технологий, повышения потенциала поддержки деловой инфраструктуры, промышленных парков и кластеров, а также торгового потенциала и поддержки экс­порта.

Читайте также:  Рампа для чистки клапанов

Предполагается заключение Меморандума о взаимо­пониманиях между ЮНИДО и ОЭСР в целях изучения по­литики и инструментов инновационного развития в регионе Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) для поддержки Секретариата АСЕАН в осуществлении Стратеги­ческого плана по развитию малых и средних предприятий на период до 2025 года.

Обмен опытом и использование одной международной организацией разработанных в рамках другой организации программ также свидетельствует о тесном сотрудничестве международных организаций по вопросам развития иннова­ций и технологического потенциала государств. Так, Комис­сия Организации Объединенных Наций по праву между­народной торговли (далее — ЮНСИТРАЛ) при разработке Руководства для законодательных органов по проектам в об­ласти инфраструктуры, финансируемых из частных источни­ков, принятого 29 июня 2000 г. (далее — Руководство), исполь­зовала материалы Руководящих принципов соглашений по оценке и передаче технологий, принятые в рамках ЮНИДО, о чем неоднократно упоминает в Руководстве и отсылает к Ру­ководящим принципам для ознакомления в целях избегания дублирования регулирования.

В этой связи нельзя не отметить проблему параллельного осуществления деятельности международных организаций по сходным вопросам регулирования инвестиционной деятель­ности в разработку и внедрение инноваций, что при отсут­ствии единой стратегии по содействию регулирования такой деятельности приводит к конкуренции компетенции между­народных организаций. Показательна концепция Дж. Галларотти о том, что международные организации в настоящее время «разрослись», и поэтому приносят больше вреда, чем пользы, что обусловливается как объективными закономер­ностями, заложенными в самой сущности таких организаций, так и конкретными ошибками в управлении ими. Междуна­родные организации, по мнению Дж. Галларотти, часто ока­зываются неспособными регулировать сложные системы и в ряде случаев препятствуют поиску конструктивных решений международных проблем.

Следует согласиться с Дж. Галаротти, что отчасти пробле­ма параллелизма объясняется увеличением числа междуна­родных организаций, включающих в свои повестки дня вопро­сы, касающиеся в той или иной степени создания устойчивой инновационной деятельности и вопросы ее инвестиционной поддержки. В то же время, ограничение деятельности каждой международных организаций в рассматриваемой сфере в рам­ках своей компетенции, разработка совместных программ на базе одной международной организации с привлечением фи­нансирования и консультационной помощи других организа­ций может привести к положительному результату. В качестве международной организации, на базе которой представляется возможным разрабатывать и приводить в действие програм­мы инновационного развития и привлечения иностранных инвестиций, видится ЮНИДО, тогда как в вопросах финанси­рования программ и привлечения иностранных инвестиций в промышленный сектор очевидна роль ОЭСР.

Таким образом, представляется, что сотрудничество го­сударств в области инновационной деятельности следует от­носить к одному из ключевых направлений сотрудничества государств, что способствует экономическому и промышлен­ному развитию. Взаимоотношения государств по вопросам регулирования инвестиций в инновационную деятельность и научно-техническое сотрудничество реализуются посредством деятельности международных организаций, роль которых является неоспоримо значимой. В целом международные ор­ганизации уделяют внимание ряду аспектов промышленного развития государств, включая передачу технологий, инвести­ции в инновации, обмен знаниями.

Представляется, что международные организации явля­ются единственными акторами, которые обеспечивают раз­витие регулирования сотрудничества в области иностранных инвестиций в разработку и внедрение инноваций. При этом в области регламентации инвестиционной и инновационной деятельности международные организации выработали свои специфические формы деятельности, присущие только дан­ной области: принятие программ в рамках своей компетенции. В силу тесных связей, международные организации сотруд­ничают для совместного регулирования вопросов, имеющих приоритетное значение в области иностранных инвестиций в разработку и внедрение инноваций. В тоже время, нельзя не отметить проблему параллелизма, с которой сталкиваются международные организации при совместном регулирова­нии инвестиционной деятельности в разработку и внедрение инноваций. Решение данной проблемы видится в разработ­ке и реализации совместных программ в области промыш­ленного развития с применением подходов, направленных на обеспечение согласованности действий международных организаций, а также заключении соглашений и меморанду­мов о взаимопонимании. Совместная слаженная деятельность международных организаций по вопросу регулирования ино­странных инвестиций в разработку и внедрение инноваций позволяет реализовывать интересы государств в инновацион­ной сфере и содействует экономической интеграции.

АФАНАСЬЕВА Мария Александровна,
аспирант кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета

Источник

Оцените статью