Международные инвестиции это государственные займы

Частные и государственные инвестиции как виды иностранных инвестиций

Существуют разнообразные формы иностранных инвестиций. Например, они могут классифицироваться на частные и государственные инвестиции. Каждый вид имеет свои особенности, которые мы подробно рассмотрим.

Особенности частных инвестиций

Частные вложения – это инвестиции, предоставляемые компаниями, организациями и физическими лицами одного государства субъектам другого. Особенность современных инвестиционных отношений заключается в их сложности и многообразности, поэтому зачастую отношения между странами напрямую связаны с отношениями их физических лиц.

Иногда встречается конструкция отношений повышенной сложности, при которой материальные обязательства страны-должника по займам удовлетворяются за счет определенной части либо полной стоимости имущественных прав частных инвесторов в государстве должника. Примером может служить предоставление прав на разработку природных ресурсов.

Свойства государственных инвестиций

Под государственными инвестициями понимают бюджетные денежные средства, направляемые в другие государства либо получаемые оттуда через правительство или по его решению, а также с помощью межправительственных организаций. Они представляют собой государственные гранты, ссуды, займы, помощь, при этом важное значение имеет заключение межправительственного соглашения.

К государственным инвестициям причисляются кредиты Международного валютного фонда и иных международных организаций. Важно понимать, что здесь должны быть отношения между государствами, регулируемые посредством заключения международных соглашений. К ним применяются нормы международного права. Также допускаются диагональные отношения, при которых группа частных банков открывает заем правительству другой страны.

Виды иностранных инвестиций

В межправительственных договорах и законодательных актах зачастую обозначается приблизительный перечень инвестиций. Вообще, вложения распространяются на все многообразие разновидностей имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор вкладывает на территории другого государства.

В зависимости от характера использования частные и иностранные зарубежные инвестиции можно классифицировать на:

— ссудные инвестиции – платой за предоставление заемных средств выступает процент. Здесь могут быть займы как из частных, так и государственных источников;

— предпринимательские инвестиции – такие вложения косвенно либо непосредственно направляются в производство, они связаны с получением определенного объема прав, вознаграждение предоставляется в виде дивидендов. Зачастую в таком виде инвестиций используется частный капитал.

Заграничные капиталовложения в зависимости от сроков размещения разделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные:

— краткосрочные – обычно предоставляются сроком до 3 лет;

— среднесрочные – срок их предоставления составляет 3-15 лет;

— долгосрочные – они предоставляются сроком свыше 15 лет. К таким инвестициям относятся предпринимательские капиталовложения, которые предоставляются в виде портфельных и прямых инвестиций (свойственно частным вложениям), государственные и частные инвестиции могут предполагать размещение ссудного капитала.

Прямые инвестиции бывают двух видов:

— трансконтитентальные – они предполагают лучшие рыночные условия, при которых можно с производственного комплекса экспортировать продукцию сразу на рынок другого государства или даже континента. В этом случае расходы не играют значительной роли, главное в них – нахождение на рынке. Разница в затратах на изготовление продукции в сравнении с головной компанией – не такой важный фактор размещения производства на этом континенте. Производственные расходы являются решающим фактором при определении государства на этом континенте, в котором планируется создание новых производственных мощностей;

— транснациональные – под ними понимают прямые инвестиции, главным образом осуществляемые в соседнее государство. Их целью является сокращение расходов в сравнении с материнской компанией.

В зависимости от целей инвестиции разделяют на прямые и портфельные. Поговорим о них подробнее.

Отличительные характеристики прямых инвестиций

Прямые капиталовложения являются основной формой экспорта частного капитала, которая обеспечивает установление контроля и предоставляет право на прямое распоряжение компанией из другой страны. Денежные средства вкладываются на долгосрочной основе.

Международный валютный фонд дал следующее определение прямым инвестициям – это вложения, при которых иностранным собственником принадлежит 25% и выше уставного капитала АО.

В соответствии с американским законодательством при прямых инвестициях доля должна составлять не менее 10%, в Евросоюзе полагают – не менее 20%, а в Австралии, Канаде и Новой Зеландии прямыми капиталовложениями считаются те, которые составляют от 50% уставного капитала компании.

Прямым инвестициям свойственны следующие особенности:

— больший размер и риск в сравнении с портфельными инвестициями;

— у иностранных инвесторов обычно нет возможности быстро выйти из рынка;

— более продолжительный срок инвестиций.

Особенности портфельных инвестиций

Под портфельными инвестициями понимаются капитальные вложения, при которых организация имеет долю вложений ниже уровня, который требуется для прямых инвестиций. Они не позволяют контролировать предприятия, расположенные в других странах. Инвестор может лишь рассчитывать на получение части прибыли компании в виде дивидендов.

Иногда даже портфельные инвестиции позволяют международным корпорациям осуществлять контроль над предприятиями в других странах. Это может происходить по двум причинам. Первая – наличие дополнительных обязательств, оговоренных в соглашении, которые ограничивают самостоятельность иностранной компании. Это могут быть договоры на техобслуживание и маркетинговые услуги, а также лицензионные соглашения. Вторая – ввиду существенной распыленности ценных бумаг предприятия среди инвесторов.

Читайте также:  Сколько майнит 1060 3гб

Увеличение значимости портфельных вложений объясняется возможностью осуществления спекулятивных операций, этом способствуют следующие факторы – уменьшение ограничений на допуск иностранных предприятий на различных крупных фондовых биржах, интернационализации деятельности фондовых бирж, увеличение международных операций банков с ценными бумагами ПФ и иных сберегательных организаций.

Отдельную группу инвестиций составляют депозиты банков и международные займы.

Источник

Международные инвестиционные кредиты

Используя классификацию международных инвестиций Платежного баланса, в остаточную группу под названием «Прочие инвестиции» включены остальные типы движения капитала между странами, не включенные в прямые и портфельные инвестиции. К ним относятся кредиты, ссуды, наличные деньги и депозиты и т.д.

Особо в данной группе инвестиций выделяются кредитные иностранные инвестиции, которые представляют собой кредиты иностранных банков, международных корпораций, правительств отдельных государств, международных финансовых организаций, а также частных лиц и компаний для финансирования инвестиционных проектов в стране-реципиенте. Отличительными особенностями такого вида международного кредитования являются долгосрочность кредита и его назначение. Кредитные иностранные инвестиции — это те виды кредитования, которые направляются в реальный сектор экономики страны-реципиента и ведут к росту активов в принимающей капитал экономике.

Основными международными кредиторами являются международные финансовые организации, такие как Международный Валютный фонд и Группа Всемирного Банка. Однако не все кредитные механизмы данных организаций являются инвестиционными.

Международный Валютный Фонд использует в своей деятельности три основные группы кредитования: обычные и специальные кредитные механизмы, а также механизмы льготного кредитования

Среди действующих кредитных механизмовМВФ те виды, которые классифицируются как обычные (резервная транша, кредитная транша, механизм стэнд-бай) направляются на урегулирование проблем платежного баланса, или на урегулирование платежного неравновесия. Они служат исключительно для осуществления монетарной политики, поэтому их нельзя считать инвестиционными кредитами. Тем не менее, среди обычных инструментов кредитования МВФ есть механизм расширенного кредитования, в соответствии с которым предоставляются ресурсы на длитель­ный период и в больших объемах для целей реформирования эко­номик стран-членов. Расширенное кредитование осуществляется для сти­мулирования реализации стабилизационных прог­рамм в развивающихся странах и государствах с пе­реходной экономикой с предоставлением на срок от трех до четырех лет.

В группе механизмов льготного кредитования МВФинвестиционным можно считать механизм экономического роста и борьбы с бедностью для стран с низким уровнем доходов на душу населения. Данный вид также как и механизм расширенного кредитования является среднесрочным, то есть предоставляется на три года с процентной ставкой 0,5 % в год. Однако может быть продлен на срок до 10 лет с отсрочкой платежа в течение 5,5 года.

Третья группа кредитных механизмов МВФ под названием специальных займов не содержит инвестиционных кредитов вообще и состоит из следующих кредитных механизмов:

финансирование дополнительных резервов, предназначенного для предоставления финансовой помощи в исключительных случаях проблем платежного баланса в результа­те неожиданной и разрушительной потери доступа на мировой финансовый рынок;

механизм чрезвычайных кредитных линий. Используется для краткосрочного финансирования стран в исключительных случаях неравновесия пла­тежного баланса, вызванного проблемами нестабиль­ности финансового рынка и является превентивным механизмом для недопуще­ния распространения кризиса на другие страны;

механизм компенсационного финансирования предоставляет краткосрочные ресурсы для стран, испытывающих по не зависящим от них причинам временные трудности, связанные с падением доходов от экспорта или увеличением импортных цен на зер­но;

механизм экстренной помощи создан для оказания финансовой помощи странам, испытывающим проблемы с платежным балансом в результате стихийных бедствий;

механизм экстренного финансирования создан для финан­совой поддержки стран, столкнувшихся с кризисом внешних расчетов. Данный механизм позволяет при­нимать оперативные решения о предоставлении не­обходимых ресурсов стране-заемщику.

Второй крупный международный финансовый институт — Всемирный Банк — содержит значительное количество различных типов кредитных механизмов, среди которых можно выделить авансовые, инвестиционные займы, системные займы на структурную перестройку и новые механизмы.

Рассмотрим ниже содержание и структуру перечисленных механизмов.

Авансовые займы предоставляются для подготовки проектов финансовой и технической помощи на этапе подготовки крупных займов: для выбора объектов, опреде­ления объема работ, подготовки технической документа­ции, обучения специалистов.

Инвестиционные займы. предназначены для создания материальной инфраструктуры как инструмента воздей­ствия на качество и уровень жизни населения. Большая часть кредитных ресурсов Всемирного банка направляется на инвестиционные проекты, предусматривающие модер­низацию, усовершенствование, техническое переоснаще­ние отрасли или элемента ее инфрастуктуры. Данная груп­па займов подразделяется на следующие виды:

специальные инвестиционные займы, которые предоставляются для создания новых производственных возможностей и формирования экономической, социальной и институци­ональной инфраструктуры;

займы развития и поддержания секторов экономики;

чрезвычайные займы на восстановление экономики страны-реципиента после кризисов, войн, стихийных бедствий;

Читайте также:  Грин кард за инвестиции

займы технической помощи;

адаптационные программные займы;

опытно-инновационные займы, сумма кредита по которым со­ставляет не более 5 млн. долл. на поддержку неболь­ших эффективных программ;

корректируемая программа заимствований — является сочетанием небольших займов по поддержке реали­зации долгосрочных программ развития.

Системные займы на структурную перестройку представляют собой проекты, осуществляемые, как правило, во взаимодействии программами стабилизации МВФ и предоставляются в виде серии траншей (частей общего объема займа) по мере осуществления структурной перестройки. Такие займы подразделяются на следующие виды:

— структурного регулирования, или на поддержку транс­формации экономической политики и осуществле­ния институциональных реформ;

— структурной перестройки сектора, то есть на поддержание всесторонних реформ в политике наиболее важных секторов экономики;

— реабилитационные займы, направленные на поддержку государст­венной политики реформирования частного сектора, где необходимы срочные инвестиции;

— займы на снижение задолженности и обслуживания долга, предназначенные для помощи странам с наиболее высоким уровнем внешнего долга.

Группа Всемирногобанка является очень крупной организацией и включает в себя 5 специали­зированных институтов, три из которых являются финансовыми учреждениями и различаются по функциям и качественному содержанию кредитных механизмов, в том числе инвестиционных.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1944 г. — самое крупное из пяти подразделений Группы Всемирного банка. МБРР предлагает льготные условия предоставления займов, в среднем под 6% годовых на срок от 15 до 20 лет, с пятилетней отсрочкой выплаты, в течение которой получатель займа платит лишь проценты по зай­му. МБРР обычно финансирует только часть стоимости проекта, не более 70—80% от общей суммы.

В ряде стран Всемирный банк также учредил гаран­тии частичного риска для покрытия некоммерческого риска по многим небольшим и средним торговым и инвес­тиционным договорам. Они охватывают займы на при­обретение оборудования, экспортные соглашения, лизинг или аналогичные сделки совместных предприятий. Важ­ность гарантий частичного кредитного риска состоит в том, что они эффективно регулируют ресурсы Всемирного банка и делают возможным более существенное софинансирование на привлекательных условиях с повышенной рыночной дисциплиной.

Международная ассоциация развития (MAP), созданная в 1960 г., предоставляет самые выгодные кредиты, предназначенные для финансирования развития только наименее развитых стран мира с годо­вым доходом на душу населения не более 835 долл. в год. MAP способствует повышению темпов роста и снижению уровня бедности, используя беспроцентные займы, предоставляет техническую помощь и консультиро­вание по вопросам экономической политики. Кредиты MAP составляют одну четвертую всего заимствования Всемирного банка. Заемщики выплачивают комиссионные в размере менее 1 % от суммы займа на покрытие административных расходов. Срок погашения наступает через 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом.

Международная финансовая корпорация (МФК), созда­нная в 1956 г., основное внимание уделяет развитию частного предпринимательства и стимулированию притока частных иностранных инвестиций. МФК не требует правительст­венных гарантий при предоставлении кредитов, поэтому кредитует только высокорентабельные предприятия под рыночный процент в среднем сроком на 7—8 лет. МФК предос­тавляет также долгосрочные финансовые ресурсы в форме кре­дитов или инвестиций в акционерный капитал с участием в капитале, не превышающем 35 %.

Инвестиционный климат

Иностранные инвесторы, движимые своими интере­сами и реально оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала, рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской деятельности в стране, которая заинтересована в привлече­нии иностранного капитала.

Иностранного инвестора, прежде всего, инте­ресует инвестиционный климат, т.е. вся совокупность условий приема и функционирования иностранного ка­питала.

Степень привлекательности страны-реципиента, ее инвестиционный климат определяются иностранным инвестором по определенным факто­рам, в число которых входят: политическая и экономическая стабильность, географическое положение, состояние ресурсов в стране, уровень развития инфраструктуры, взаимоотношения с мировым сообществом, социальные и культурные особенности страны и другие.

Если большинство факторов отражают положительные тенденции в стране, то инве­стиционный климат оценивается как благоприятный. В противном случае, в зависимости от количества положительных факторов, инвестиционный климат будет считаться неблагоприятным и даже рискованным.

Благоприятный инвестиционный климат страны называют инвестиционной привлекательностью, которая представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в страну, исходя из присущих ей инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих рисков. Уровень инвестиционной привлекательности страны, таким образом, выступает как интегральный показатель инвестиционного потенциала и рисков страны.

Инвестиционный потенциал страны складывается из состояния отдельных накопленных факторов производства, или частных потенциалов: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, трудового, институционального, финансового инновационного.

Риски иностранного инвестирования представляют собой вероятность (угрозу) финансовых потерь, недополучения доходов от инвестиций или появления дополнительных инвестиционных расходов как следствие вложения капитала в экономику другой страны. То есть, риск – это противоположная сторона благоприятного инвестиционного климата, измеряемая вероятностью возникновения потерь при вложении средств иностранными физическими и юридическими лицами.

Читайте также:  P106 090 6gb майнинг

Риски иностранного инвестирования можно подразделить на три группы по источникам их происхождения. Первая группа – это систематические (внешние по отношению к экономике-реципиенту) риски, связанные с мировыми изменениями цен, динамики роста, формата деятельности международных финансовых организаций. Вторая группа объединяет риски, характерные для каждой страны-реципиента иностранных инвестиций и состоят из различных факторов на уровне страны, регионов, отраслей и предприятий – партнеров. Третья группа – это корпоративные риски.

Иностранный инвестор, принимая решение о вложениях капитала в новые рынки за рубежом, интересуется и оценивает состояние специфических рисков страны-реципиента. При этом анализируется, прежде всего, уровень некоммерческого инвестиционного риска, который рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

— экономического (тенденции в экономическом развитии страны);

— финансового (степень сбалансированности финансовой системы государства);

— политического (соотношение политических сил, авторитетность власти);

— социального (уровень социальной напряженности);

— экологического (уровень загрязнения окружающей среды);

— криминального (уровень преступности с учетом тяжести преступлений);

Иностранного инвестора интересует также уровень инвестиционного риска отдельного региона, в который направляются капиталовложения. При этом иностранный инвестор принимает во внимание: стабильность местной экономики, отсутствие высокой инфляции, адекватное отношение к инвестированию региональных и местных властей, отсутствие произвольного и изменчивого административного регулирования, возможность свободного перемещения прибыли из региона, возможность свободного отзыва инвестиций из страны (продажа оборудования, ликвидация предприятия).

Отраслевой риск оценивается иностранным инвестором, исходя из преобладающих отношений собственности и степени монополизма в отрасли, состояния спроса, финансового положения и технологического уровня развития, воздействия на природную среду и социально-политического климата на предприятиях отрасли, степени влияния профсоюзов.

Инвестиционный потенциал отрасли анализируется инвестором на основе доходности продаж, активов, собственных средств и доходности инвестированного капитала. Принимается также во внимание макроэкономический мультипликатор изменения роста ВВП при увеличении инвестиций в отрасль на единицу.

Международный опыт показывает, что в зависимости от страны происхождения капитала и сектора его приложения инвестором принимаются во внимание различные факторы инвестиционного климата.

Например, Торговая палата США в результате исследования выяснила, что американские ТНК руководствуются следующими критериями для принятия решения об инвестировании: емкость и динамика местного рынка; его доступность; качество местной рабочей силы (стоимость, квалификация, трудовая дисциплина); уровень валютного риска; торговая политика; степень защиты прав интеллектуальной собственности; степень и направления государственного регулирования; политическая стабильность; развитость инфраструктуры и сферы услуг, макроэкономическая политика.

По материалам ЮНКТАД, на решения транснациональных компаний инвестировать за рубежом оказывают влияние условия принимающей страны, которые можно подразделить на три группы.

Первая группа – это институциональные рамки политики привлечения ПИИ, которые составляют: экономическая, политическая и социальная стабильность; система взаимоотношений с иностранными филиалами; порядок вхождения компании на рынок и правила ее деятельности, включая репатриацию прибыли; политика в отношении функционирования и формирования структуры рынков (особенно важна конкурентная политика и политика в области слияний и поглощений); международные торговые и инвестиционные соглашения; политика приватизации; торговая политика, налоговая политика; система урегулирования споров.

Вторая группа условий принимающей страны, оказывающих влияние на решения иностранного инвестора – это экономические детерминанты, которые для разного типа инвестиций – различны. Для инвестиций, направленных на поиск новых рынков, важны: размер рынка и доход на душу населения, рост рынка, доступ к региональным и глобальным рынкам, характерные для страны предпочтения потребителя, структура рынков принимающей страны.

Для инвестиций, ищущих ресурсы, необходимо наличие в принимающей стране: сырья; дешевого труда низкой квалификации; квалифицированной рабочей силы; технологических, новаторских и других созданных активов (например, фирменных знаков), воплощенных как в людях, так и в фирмах и кластерах; физическая инфраструктура (порты, дороги, власть, телекоммуникации).

Для инвестиций, направленных на поиск эффективности производства, первостепенную важность представляют: стоимость средств и активов для повышения производительности труда; стоимость сделок (в отношении разрешений, плат, лицензий, времени, прозрачности, бюрократия); другие затраты вхождения на рынок, например, транспортные и коммуникационные затраты за пределами и внутри экономики принимающей страны, стоимость деталей и других промежуточных компонентов; членство в региональных интеграционных соглашениях, способствующее учреждению региональных корпоративных сетей.

Третий тип детерминант иностранных инвестиций складывается из специальных мероприятий содействия инвестированию в принимающей капитал стране. Совокупность таких мероприятий называют политикой привлечения иностранных инвестиций. Среди них: продвижение инвестиций на собственных рынок (включая создание имиджа страны, инструменты генерирования инвестиций и систему услуг по содействию инвестициям); инвестиционные стимулы; социальные преимущества (двуязычные школы, качество жизни, и т.д.); после — инвестиционные услуги.

Таким образом, приток иностранных инвестиций жестко детерминирован условиями, которые в экономической литературе определяются термином «инвестиционный климат».

Источник

Оцените статью