- Информационно-аналитические материалы Государственной Думы
- АО, 2005, октябрь Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений
- Международные договоры защите инвестиций
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Навигация
- О двусторонних соглашениях Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Информационно-аналитические материалы Государственной Думы
АО, 2005, октябрь Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений
1. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности
Правоотношения по поводу иностранных инвестиций на территории Российской Федерации регулируются целым комплексом разноотраслевых законодательных и подзаконных актов.
Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации от 9 июля 1999 г. (с послед. изм. и доп. от 8 декабря 2003 года)- единственный Федеральный закон, полностью посвященный регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Все прочие федеральные законы могут быть отнесены к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия правовых норм, устанавливающих специфическое материально-правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом. К таковым, в частности, относится Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г.).
Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право дополнительного урегулирования иностранных инвестиций.
Особое значение придается двусторонним и многосторонним соглашениям в области защиты иностранных инвестиций. Заключение международного соглашения является одной из самых действенных гарантий для иностранного инвестора и служит средством дополнительной защиты его интересов. Это объясняется тем, что правовые нормы, которые содержатся в международных соглашениях, не только имеют прямое действие, но и обладают приоритетом по сравнению с нормами национального права.
Как отмечалось в юридической литературе, до принятия в 60-е годы XX века законов об иностранных инвестициях проблемы, связанные с этим вопросом, обычно решались путем предоставления иностранным лицам дипломатической защиты.
Интенсивное развитие международных экономических отношений после Второй Мировой войны вызвало необходимость принятия специальных норм регулирования иностранных инвестиций и выработки мер по защите прав и интересов частных и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в иностранном государстве.
Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью заключения которых является защита иностранных инвестиций на международном уровне (Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, 1985 г.; Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, 1965 г.); региональные международные договоры (например, в рамках СНГ); а также двусторонние соглашения (о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о содействии капиталовложений).
Среди международных договоров, относящихся к регулированию инвестиций, наиболее распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Заключая такие соглашения, обычно преследуют следующие цели. Во-первых, каждое государство, подписавшее такой договор, приобретает возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц в другом государстве. Во-вторых, для иностранного инвестора, который конечно же несет определенные риски, принципиально важно, что государство, принимающее капиталы, предоставляет ему надлежащую защиту и гарантии. В особенности — гарантию применения предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от могущих произойти в стране-реципиенте изменений, в том числе и в законодательстве.
Одной из характерных особенностей двусторонних инвестиционных договоров является то обстоятельство, что они заключаются, как правило, экономически и политически неравными партнерами: между экономически развитым государством — экспортером капитала и развивающимся государством, стремящимся привлечь зарубежные капиталовложения. Что касается стран с развитой экономикой, то практика заключения таких соглашений между ними не получила своего развития в связи с общим благоприятным инвестиционным климатом.
Двусторонние межгосударственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций получили распространение за рубежом с конца 1940-х годов. Следуя мировой практике, СССР приступил к заключению двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций в самом конце 80-х годов прошлого столетия, когда начали складываться основы рыночной экономики. В течение 1989 г. Советский Союз заключил соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с восемью экономически развитыми государствами Запада. Первым партнером СССР в сфере взаимной защиты иностранных инвестиций стала Финляндия. Если говорить о крупных странах, то в том же 1989 году ее примеру последовали Великобритания, ФРГ, Канада и Италия. В следующем, 1990 году двусторонние аналогичные договоры были заключены еще с четырьмя экономически развитыми государствами (Австрия, Испания, Швейцария, Южная Корея), а также с Китаем и Турцией.
Таким образом, 1989-1990 годы можно назвать первоначальным этапом международно-договорного закрепления инвестиционных отношений с другими государствами. Форсированное движение СССР по направлению к такой новой форме двустороннего сотрудничества объяснялось не только стремлением скорее влиться на правах равного партнера в мировой экономический интеграционный процесс, но и отсутствием полноценного внутригосударственного инвестиционного законодательства. Первые 14 соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений были заключены в тот период, когда страна только вступала в рыночные отношения и не было еще опыта подготовки такого рода двусторонних международных договоров. Этим объясняется наличие разных вариаций в названии, структуре и содержании заключенных в этот период межгосударственных договоров в сфере защиты иностранных инвестиций.
Российская Федерация участвует в двусторонних международных соглашениях о защите иностранных инвестиций как правопреемница бывшего СССР. В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств, подписанным в Минске 12 декабря 1991 года, Россия принимает на себя права и обязанности по международным договорам, заключенным СССР. Специально в отношении двусторонних соглашений о защите иностранных инвестиций Министерство иностранных дел Российской Федерации в декабре 1991 года подписало ноту, в которой подтвердило свое правопреемство по этим договорам.
Второй этап в практике заключения двусторонних международных договоров по гарантиям иностранных инвестиций наступил в 1992 году, когда Российская Федерация как самостоятельное государство начинает заключать соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Важнейшими соглашениями, подписанными в 1992 году, стал Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17 июня 1992 года и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о содействии капиталовложениям от 3 апреля 1992 года, ставшие своего рода новой вехой в создании благоприятных условий для привлечения зарубежных капиталовложений. Второй этап завершился в 1993 году, когда Российской Федерацией были заключены шесть соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений — с Кубой, Болгарией, Грецией и др.
В заключенных в 1992-1993 гг. двусторонних соглашениях можно заметить попытки некоторой унификации международных договоров. Этому способствовало то, что 11 июня 1992 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации 395 О заключении соглашений между правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений . Данным Постановлением Правительство Российской Федерации одобрило в качестве основы для переговоров Типовой проект соглашений. Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года 625 были внесены некоторые изменения и дополнения в Постановление от 11 июня 1992 года. Однако, Постановление РФ от 11 июня 1992 года не могло сразу заработать в полную силу. Неслучайно исследуемые международно-правовые акты, заключенные в 1992-1993 гг., еще свободны от стандартов Типового проекта, одобренного данным Постановлением Правительства РФ, так как к тому моменту их тексты уже прошли согласительные процедуры.
С 1994 года начинается использование Типового проекта Правительства Российской Федерации как основы для переговоров между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (третий этап). За период с 1994 года до 1 января 1999 года Российская Федерация заключила двусторонние международные договоры по защите иностранных инвестиций еще с 18 государствами, в том числе с Чехией, Кувейтом, Индией, Норвегией и т.д. Последней могущественной в инвестиционном отношении страной в этом списке стала Япония.
К настоящему времени Россия является участницей более 50 соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите капиталовложений (в том числе с государствами СНГ), 14 из них подписаны от имени СССР.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений имеют особое значение в условиях известной незавершенности и нестабильности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования. В силу конституционного принципа приоритетного применения правил международных договоров указанные соглашения оказывают непосредственное регулирующее воздействие на соответствующие отношения, позволяя компенсировать недостатки российского законодательства.
Соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, в основном отвечают общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций, и охватывают сходный круг вопросов. Тем не менее каждый двусторонний договор Российской Федерации в этой сфере специфичен в том смысле, что он отражает характер инвестиционной политики и законодательство обеих сторон.
Источник
Международные договоры защите инвестиций
Департамент торговых переговоров координирует работу федеральных органов исполнительной власти по заключению договоров Российской Федерации по вопросам инвестиций.
На данный момент Российской Федерацией заключено 82 двусторонних соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
До 2016 года переговоры по таким соглашениям проводились на основании типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 456. 30 сентября 2016 года было утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций». В соответствии с данным постановлением соглашения по вопросам инвестиций должны заключаться исходя из экономической целесообразности и особенностей регулирования инвестиционных вопросов на каждом конкретном рынке.
В целом двусторонние инвестиционные соглашения предусматривают определенный набор гарантий и инструментов защиты прав инвесторов. Так, соглашениями по общему правилу запрещается дискриминация иностранных инвесторов (посредством предоставления им режима наибольшего благоприятствования). Также соглашениями предусматривается предоставление национального режима, однако такой режим, по общему правилу, может быть ограничен в случаях, предусмотренных законодательством принимающего государства.
Соглашениями устанавливается обязанность государств компенсировать инвесторам убытки, если такие убытки вызваны действиями государств. С точки зрения соглашений такие действия могут квалифицироваться в качестве экспроприации активов инвестора. Экспроприация бывает прямой (следствием является лишения инвестора его прав в отношении капиталовложений) или косвенной (к примеру, формальное сохранение инвестором своих прав в отношении капиталовложениями при фактической потере инвестора возможности свободно распоряжаться или управлять ими).
Наиболее действенным инструментом защиты инвестором своих прав являются механизмы по урегулированию споров с государством, принимающим капиталовложения. Так, в случае ущемления прав российских инвесторов на иностранных рынках, инвесторы имеют возможность использовать инструмент международных арбитражей.
Соглашения предусматривают перечень различных арбитражей, в которые инвесторы имеют право обратиться для защиты своих прав. Набор таких арбитражей является индивидуальным для каждого соглашения, однако подавляющее большинство из них содержит, к примеру, возможность передачи споров на рассмотрение арбитража adhoc, создаваемого и функционирующего на основании правил ЮНСИТРАЛ.
Международные арбитражи являются международными инстанциями, независимыми от государств, решения которых обязательны для исполнения такими государствами. Вопросы приведения таких решений в исполнение регулируются Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Источник
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
О двусторонних соглашениях Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Привлечение иностранного капитала в российскую экономику является одним из приоритетных направлений реализации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Наращивание инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционного климата в стране во многом зависят от совершенствования законодательной базы и инвестиционной политики, направленных на защиту прав и интересов как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений России с основными торгово-экономическими партнерами осуществляется на основе межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Государства, заключающие такие соглашения, во-первых, приобретают возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц на территории другого государства–подписанта и, во-вторых, гарантируют применение предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от возможных изменений, в том числе в сфере законодательства, в стране-реципиенте.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, как правило, заключаются государствами на основе утвержденных ими проектов типовых соглашений, которые содержат определенный стандартный перечень гарантий защиты иностранных инвесторов. Типовые соглашения позволяют обеспечить единообразие их содержания, однако не исключают внесения в них изменений и дополнений при наличии письменного взаимного согласия сторон.
Подобные типовые соглашения разработаны в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах и в некоторых других странах.
Российская Федерация при заключении такого рода соглашений также руководствуется типовым соглашением, утвержденным постановлением Правительства от 9 июня 2001 г. № 456 (в редакции постановлений Правительства от 11 апреля 2002 г. № 229, от 17 декабря 2010 г. № 1037), которое заменило ранее действовавшее типовое соглашение, утвержденное постановлением Правительства от 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 1995 г.).
Новое типовое соглашение учитывает требования ВТО и содержит ряд важных положений, касающихся механизма разрешения инвестиционных споров.
Другим его главным отличием является ужесточение положений статьи, связанной с режимом капиталовложений. В частности, в ней предусматривается сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима (НР) в отношении инвестиций инвесторов государства другой договаривающейся стороны при условии, что такие изъятия не применяются и не вводятся на дискриминационной основе по сравнению с режимом, применяемым или вводимым в отношении инвестиций инвесторов любого третьего государства.
Кроме того, ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на инвестиции инвесторов государства другой договаривающей стороны преимущества, которые она предоставляет инвестициям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
Отдельным положением в новой редакции предусмотрены ограничения применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и НР. Предоставляемый Россией режим не может быть лучше, чем тот, который наша страна готова предоставить в рамках обязательств по ВТО, включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле и услугами (ГАТС). Однако по завершении переговорного процесса о присоединении России к ВТО нашей стране удалось зафиксировать в «Списке изъятий из статьи II (РНБ)» ГАТС «меру в отношении инвестиционной деятельности и имеющейся защиты инвестиций» во всех секторах сферы торговли услугами, что отражено в «Протоколе от 16 декабря 2011 г. о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Это означает, что Россия, включив такую оговорку, выполнит все обязательства по имеющимся двусторонним межправительственным соглашениям и соглашениям, которые могут быть заключены в будущем, о взаимной защите и поощрении инвестиций.
Действующая модель типового соглашения в основном отвечает общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций. Вместе с тем ряд стран настаивает на включении в проекты соглашений статей, содержащих положения о РНБ и НР без изъятий, что создает определенные трудности при проведении переговоров.
По состоянию на 1 марта 2016 г. действуют 80 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Российской стороной выполнены внутригосударственные процедуры в отношении 68 соглашений, вступили в силу 63 соглашения.
МИД России активно взаимодействует с Минэкономразвития России, оказывая в рамках своей компетенции необходимое содействие в проведении переговоров с зарубежными странами о заключении указанных соглашений.
Источник