Международные соглашения, регулирующие иностранные инвестиции
Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. Вместе с тем в последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций. Неслучайно в последние годы быстро растет численность разнообразных соглашений по инвестиционным вопросам. Эти соглашения различаются между собой по составу участников, кругу затрагиваемых вопросов и охватываемым отраслям. Разумеется, заключение таких соглашений еще не позволяет утверждать, что в мире уже создана международно-правовая база для иностранных инвестиций. Однако факт ее постепенного формирования бесспорен. В состав формирующейся базы могут быть включены:
1) двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
2) региональные инструменты регулирования;
3) многосторонние соглашения.
По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:
1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;
2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время в мире насчитывается около 1160 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, две трети которых были заключены в 1990-х гг. В подавляющем большинстве случаев их участниками являются, с одной стороны, развитые страны — главные экспортеры капитала, и с другой — развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.
Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций — соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих перед сторонами в ходе инвестиционного процесса.
В преамбуле таких соглашений, как правило, фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества. Далее в соглашении констатируется, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством страны приложения капитала, т.е. принимающей страны. Им гарантируется полная и безусловная правовая защита. Кроме того, иностранным инвестициям может предоставляться:
- национальный режим, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями);
- режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами из третьих стран.
В последние годы все чаще используется и еще одна более широкая формулировка — предоставление иностранным инвесторам «справедливых и равноправных условий».
Главная опасность для иностранного инвестора состоит в возможной потере своих инвестиций в результате национализации или экспроприации его собственности. В связи с этим в двусторонних соглашениях содержатся гарантии от экспроприации инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгоды. Соглашения обязывают стороны искать разрешения возникающих хозяйственных споров путем переговоров. При этом иностранные инвесторы могут защищать свои интересы в национальных судах, в третейском суде или в международном арбитраже.
Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала. Некоторые соглашения имеют и другие важные положения: о запрете несправедливой конкуренции, недопустимости ограничительной деловой практики, об обязанности инвестора постепенно увеличивать долю национальных товаров в производимой продукции, предоставлять необходимые данные о своей деятельности и др. Как правило, двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
Важным элементом современной международной правовой базы для иностранных инвестиций является еще один вид межправительственных двусторонних соглашений, а именно соглашения об избежании двойного налогообложения, т.е. соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране приложения капитала и в стране его происхождения. Эти соглашения предусматривают определенные правила распределения доходов от инвестиций между странами-партнерами. С одной стороны, они уменьшают возможность обхода налогового законодательства инвесторами, а с другой — создают для инвесторов более ясную картину в области налогообложения и возможность самим наиболее рационально распорядиться своими доходами.
Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. Страны Европейского союза (ЕС) имеют около 800 соглашений об избежании двойного налогообложения, более двух третей которых были заключены с другими развитыми странами. Это объясняется тем, что основная масса прямых инвестиций сосредоточена пока в регионе промышленно развитых стран, которые одновременно являются основными экспортерами и импортерами капитала в мире.
Многосторонние соглашения объединяют большинство стран мира — развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В последние годы работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в основном в рамках трех международных организаций: Организации объединенных наций (ООН), Всемирного банка и Всемирной торговой организации (ВТО).
Следует отметить, что общей чертой многосторонних документов, касающихся международных инвестиций, является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности.
В рамках ООН эта работа наиболее активно проводилась в 60—80-е гг. прошлого столетия. В ней отражалось стремление многих развивающихся стран к обретению не только политической, но и экономической независимости, к установлению суверенитета над естественными ресурсами и к привлечению и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными интересами.
Более узкий характер имела деятельность МВФ и Всемирного банка, который включает четыре организации:
1) Международный банк реконструкции и развития (МБРР), основанный в 1945 г. Его членами являются 180 государств, которые одновременно должны быть членами МВФ. МБРР и МВФ приняли совместно «Руководящие принципы о режиме иностранных частных инвестиций» — документ, который призван помочь государствам регулировать правила допуска иностранного капитала в страну;
2) Международную ассоциацию развития (МАР), созданную в 1960 г. с целью оказания помощи наиболее бедным странам, душевой доход у которых менее 865 долл.;
3) Международную финансовую корпорацию (МФК), созданную в 1956 г. с целью финансирования коммерческих предприятий путем предоставления займов и участия в их капитале;
4) Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ), созданное для страхования прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах от некоммерческих рисков.
В рамках Всемирного банка подписана Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными инвесторами. Эта конвенция предусматривала возможность обращения конфликтующих сторон к юрисдикции созданного в рамках конвенции Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, который выполняет функции посредника по улаживанию споров, возникающих между иностранными инвесторами и странами — импортерами капитала.
Источник
Вопрос 2. Международные договоры в области иностранных инвестиций.
1. Вашингтонская конвенция О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (Конвенция об инвестиционном арбитраже)
2. Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Конвенция о страховании инвестиций)
3. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г.
4. Двухсторонние межгосударственные договоры о поощрении и взаимной помощи капиталовложений
a. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций от 2009 г.
b. Соглашение между СССР и Австрийской республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений 1990 г.
c. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Албания о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1995 г.
Вашингтонская конвенция О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (Конвенция об инвестиционном арбитраже)
· Конвенция учредила специальный орган для разрешения споров между государством и иностранным инвестором – МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
· ! показать сайт МЦУИС — https://icsid.worldbank.org/en
· Центр включает Административный совет и Секретариат
· Центр разрешает споры между государством и иностранными инвесторами
· Центр рассматривает спор, только «при наличии письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения Центру»
· Конвенция предусмотрела две процедуры для разрешения инвестиционных споров: процедуру примирения и процедуру арбитража
· Процедура примирения – процедура разрешения спора, в ходе которой Примирительная комиссия выясняет обстоятельства дела, вырабатывает условия примирительного соглашения и предлагает сторонам заключить это соглашение. Если стороны заключают примирительное соглашение, то спор считается урегулированным. Если стороны не заключают примирительное соглашение, то спор считается неурегулированным и стороны вправе обратиться к процедуре арбитража.
· Процедура арбитража – процедура разрешения спора, в ходе которой Арбитраж выясняет обстоятельства дела и выносит решение. Решение Арбитража является обязательным для сторон.
Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (Конвенция о страховании инвестиций)
1) Конвенция учредила центр страхования международных инвестиций – Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций – МАГИ
3) МАГИ осуществляет страхование от некоммерческих рисков в отношении иностранных инвестиций
4) Риски, которые подлежат страхованию (статья 11)
a. Перевод валюты
b. Экспроприация или аналогичные меры
c. Нарушение договора
d. Война и гражданские беспорядки
5) Инвестиции, подпадающие под страхование, — акционерное участие, в том числе среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные владельцами акций.
Вопрос 3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ
1. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999
2. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999
3. ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999
4. ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства»
5. ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995
В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ» от 1999 г. предусматривает следующие виды гарантий.
1) Гарантия на защиту прав и интересов ( в том числе, если нарушителем будет государство)
a. (гарантируется) Право на защиту прав (Предоставляется полная и безусловная защита прав)
b. (гарантируется) Право на возмещение убытков, причиненных государством
2) Гарантия на использование разных форм инвестиционной деятельности (в том числе вложение капитала в уставной фонд, в том числе заключение любых сделок) ! Некоторые сделки только) Некоторые сделки подлежат предварительному согласованию с гос. органами (например, сделки в результате которых иностранное государство приобретает 25 процентов голосующих акций в российском хозяйственном обществе).
3) Гарантия на переход прав и обязанностей иностранного инвестора по сделкам уступки права требования и по сделкам перевода долга
4) Гарантия на компенсацию в случае национализации и реквизиции.В случае реквизиции выплачивается стоимость реквизируемого имущества. В случае национализации выплачивается стоимость имущества и другие убытки. – статья 8.
5) Гарантия от изменения законодательства – если новые законы увеличивают налоговую нагрузку, то такие законы не действуют в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет – статья 9.
6) Гарантия на судебное или арбитражное рассмотрение спора– статья 10
7) Гарантия на доходы – право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ и право на вывоз прибыли за пределы РФ
8) Гарантия на вывоз ввезенного имущества и информации – без квотирования, без лицензирования – ст. 12
9) Гарантия на приобретение ценных бумаг – ИИ вправе приобрести акции и иные ценные бумаги росс. Ком. Организаций и государственные ценные бумаги- ст. 13
10) Гарантия на приватизацию – право ИИ участвовать в приватизации государственной и муниципальной собственности
11) Гарантия на земельные участки, природные ресурсы, недвижимое имущество – только в соответствии с законодательством РФ – статья 15
Вопрос 4. Международно-правовые стандарты защиты инвестиций
В результате многолетней практики инвестирования в трансграничной сфере государства выработали определенные стандарты защиты иностранных инвестиций.
Стандарты защиты иностранных инвестиций – это минимальные правовые гарантии защиты ино инвестиций.
Как правило, они перечисляются в большинстве двусторонних международных договоров.
К стандартам относятся следующие гарантии:
1) Гарантия от экспроприации
2) Гарантия перевода платежа
3) Гарантия судебной защиты
Гарантия от экспроприации означает, что капиталовложения ино инвесторане могут быть подвергнуты экспроприации, национализации или иным мерам, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, включая меры, которые ведут к потере права собственности над капиталовложениями. Исключение составляют случаи, когда такие меры осуществляются в общественных интересах и в законном порядке на недискриминационной основе. В случае применения таих мер Ино инвестор имеет право на выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Гарантия перевода платежа означает, что инвестору гарантируетсявозможность беспрепятственного перевода за границу различных платежей, связанных скапиталовложениями. Переводы платежей осуществляются без задержки в свободно конвертируемой валюте по курсу, применяемому на дату перевода, в соответствии с валютным законодательством государства, на территории которой капиталовложение осуществлено. К платежам, связанным с капиталовложениями, относятся сам вложенный капитал и полученные доходы.
Гарантия судебной защиты означает, что споры, возникающие между иностранным инвестором и государством по поводу капиталовложений должны рассматриваться в независимом органе и по праву, содержащемуся в международных договорах, а не по национальному праву принимающего государства.
Источник