Международное регулирование прямых иностранных инвестиций

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Глава 3.Влияние прямых иностранных инвестиций

Положительный эффект от ПИИ

Важным положительным результатом привлечения прямых иностранных инвестиций для экономики страны-реципиента ПИИ может стать получение и последующее распространение более передовых технологий производства и управления. При реализации зарубежных проектов инвесторы, как правило [ стараются использовать наиболее выгодное соотношение доступных им факторов производства, включая и технологии в виде патентов, лицензий, «ноу-хау». В дальнейшем ввезенные технологии могут распространяться в экономике принимающей страны. В этой связи интересным является разделение путей влияния прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий в странах-реципиентах на прямые и опосредованные.

Прямое (непосредственное) влияние прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий прежде всего может быть представлено импортом более совершенных технологий производства, импортом более совершенного оборудования, производством более совершенной продукции, импортом более совершенных технологий управления, в том числе управления продажами предприятием с участием иностранных инвестиций.

Опосредственное влияние прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий, как правило, прежде всего может быть представлено эффектом подготовки специалистов на предприятиях с участием иностранных инвестиций (имеется в виду повышение квалификации местных специалистов, личное общение квалифицированных работников предприятий с участием иностранных инвестиций с их коллегами, работающими в прочих предприятиях, переход квалифицированных работников предприятий с участием иностранных инвестиций на работу в прочие предприятия), связи между предприятиями с участием иностранных инвестиций и местными потребителями их продукции и их местными поставщиками, демонстрационный эффект (демонстрация технологий, используемых предприятиями с участием иностранных инвестиций и их последующая имитация местными производителями).

Степень позитивного (либо отрицательного) эффекта влияния привлечения ПИИ на внедрение зарубежных технологий в стране-реципиенте ПИИ во многом зависит от возможности местных производителей повышать уровень используемых ими технологий под влиянием работы предприятий с участием иностранных инвестиций, что зависит от уровня развития человеческого капитала в стране-реципиенте ПИИ. Отсутствие специалистов, способных внедрить либо перенять технологии, используемые зарубежными инвесторами, может с большой степенью вероятности привести к отрицательному влиянию на развитие местных компаний-конкурентов предприятий с участием иностранных инвестиций и вытеснению местных производителей с рынков сбыта(если такие компании имеются), что на практике приводит к появлению необходимости регулирования степени стимулирования привлечения ПИИ и разработки комплексной государственной политики, стимулирующей желательные направления и ограничивающей нежелательные направления привлечения ПИИ [7] .

Читайте также:  11265 05 20g pulse rx 580 8g oc майнинг

Также привлечение ПИИ для экономики страны-реципиента может привести к повышению темпов инновационного развития экономики, прежде всего в результате проведения НИОКР предприятием с участием иностранных инвестиций, и опосредованно — за счет эффекта конкуренции, когда национальные предприятия, конкурирующие с предприятиями с участием иностранных инвестиций, вынуждены усовершенствовать используемые технологии.

Отрицательный эффект от ПИИ

Зарубежный инвестор в принимающей стране — это чаще всего олигополист или монополист на каком-либо рынке, которые осуществляет ПИИ с целью удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком согласно выводам Стивена Хаймера

Отрицательное воздействие ПИИ на принимающую экономику связано:

· согласно модели Маркузена—Хорстманна—Венейблс, со снижением благосостояния национальных компаний и последующего вытеснения их с рынка, так как отечественная экономика является малой, а значит национальные предприятия не могут обеспечить более низкие среднее издержки из-за эффект масштаба по сравнению с многонациональными корпорациями (МНК);

· согласно эмпирическим исследованиям Дж. Конингса, С.Дянкова и Б. Хоэкман ] , с отсутствием положительных эффектов от трансферта технологий и снижением производительности в национальных компаниях: иностранные компании перетягивают наиболее квалифицированную рабочую силу из национальных компаний, и технологический уровень национальных компаний находится на таком низком уровне, что не позволяет эффективно использовать передовые технологии компаний с ПИИ;

· согласно эмпирическому исследованию Беаты Смарыньской, в котором подтверждается факт, что инвесторы, пришедшие на рынки принимающих стран, не обладают высокими технологиями, не относятся к высокотехнологическим отраслям, и используют стандартные, устоявшиеся технологии, с помощью которых находят рынки сбыта, вытесняя национальные компании с рынка;

· согласно работе КадочниковаС.М. и результатам эмпирических исследований Б. Аиткена и А. Хэррисона, М. Хаддада и А. Хэррисона, которые приходят к выводу, что большинство компаний, инвестирующие в принимающей экономике, ориентированы не на снижение издержек производства и последующего экспорта продукции, а на завоевание местного рынка;

· согласно эмпирическому исследованию А. Кокко, в котором не подтверждается гипотеза Р. Финдли о высоком темпе роста технического прогресса в стране-импортёре в случае технологического отрыва инвестора от местных компаний.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Регулирование прямых иностранных инвестиций

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования ПИИ на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения (МИС). В них согласуются и закрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными.

Читайте также:  Федеральное казначейство бюджетные инвестиции

Участниками МИС выступают национальные правительства и иногда — межправительственные экономические организации, например Всемирная торговая организация (ВТО), Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Международная организация труда (МОТ) и др.

Наибольшее практическое значение имеют двусторонние инвестиционные соглашения (bilateral investment treaties, BITs). Первые BITs были заключены в 1950-х гг., но с тех пор содержание таких соглашений принципиально не изменилось.

Основными элементами BITs выступают: (а) декларация сторон о принципах их взаимоотношений в инвестиционной сфере; (б) общее определение ПИИ; (в) формы двустороннего сотрудничества; (г) этапы осуществления положений соглашения; (д) механизмы защиты инвестиций. Ключевое значение в соглашениях принадлежит механизмам защиты инвестиций, к которым относят условия перевода средств, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения возможных разногласий.

Однако, как правило, условия допуска ПИИ в экономику определяются национальными законодательствами. Более того, положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии иностранных инвесторов, распространяются только на инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством или были одобрены компетентными органами принимающей страны. В BITs редко уточняются меры по стимулированию ПИИ, а также государственному вмешательству. Хотя BITs нацелены главным образом на стимулирование ПИИ, в них иногда затрагиваются и портфельные инвестиции.

Другой тип двусторонних соглашений в сфере ПИИ — соглашения об избежании двойного налогообложения.

Попытки заключить всеобъемлющее соглашение по стимулированию ПИИ, которое затрагивало бы большинство стран мира, еще не принесло успеха. Страны-члены ОЭСР еще в 1976 году приняли «Декларацию о международных капи­таловложениях и многонациональных предпри­ятиях», согласно которой рекомендуется предо­ставлять иностранным инвесторам режим «не менее благоприятный, чем тот, который предос­тавляется в аналогичных случаях местным пред­приятиям».

В 1988 году создано Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Основная функция Агентства заключается в предоставлении гарантий от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в одной из стран-членов. Гарантии предоставляются Агентством либо самостоятельно, либо совместно с другими организациями. Наряду с первыми гарантиями иностранных инвестиций MAGI осуществляет перестрахование некоммерческих рисков. Агентство особенно стремится к предоставлению гарантий под капиталовложения, под которые аналогичное покрытие на разумных условиях не предоставляется частными страховщиками или перестраховщиками.

К некоммерческим рискам, по которым MAGI предоставляет гарантии, относятся: (а) ограничения на перевод валюты; (б) экспроприация и аналогичные меры, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения; (в) нарушения договоров; (г) война или гражданские беспорядки.

Помимо сознательных действий в стране, принимающей инвестиции, которые приводят к убыткам у иностранных инвесторов, гарантии MAGI распространяются также на случаи бездействия национальных правительств в ситуациях, когда их вмешательство было необходимо. Вместе с тем предусмотрены различного рода оговорки, которые позволяют трактовать негативные последствия в деятельности иностранных инвесторов как следствия общеэкономической ситуации. Например, иностранный инвестор должен доказать, что убытки у него возникли в результате дискриминационной политики принимающего правительства, а не общеэкономических мер регулирования экономики,

Гарантии предоставляются только на случай рисков, возникающих в развивающихся странах — членах MAGI. Объектом гарантий являются прямые иностранные инвестиции, в том числе осуществленные через покупку акций компаний на территории принимающей страны. Агентству в форме цессии уступаются инвестором права или требования, связанные с гарантированным капиталовложением.

Агентство должно также способствовать устранению барьеров на пути движения капиталов, в том числе подписанию одно- и многосторонних соглашений по стимулированию ПИИ, урегулированию споров между инвесторами и принимающими странами.

Читайте также:  Инвестиции способы инвестирования презентация

В 1992 году группа Всемирного Банка разработала «Рекомендации по режиму для ино­странных прямых инвестиций», исходя из кото­рых одинаковый режим для инвесторов в одина­ковых обстоятельствах в условиях свободной конкуренции является главным условием благо­приятного инвестиционного климата.

В 1994 году членами Организации Тихоокеанского сотрудни­чества принят «Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций», а ООН принят «Международный кодекс поведения ТНК».

В данном кодексе заключены следующие инвестиционные принципы:

• недискриминационный подход к странам-донорам;

• национальный режим для иностранных инвесторов;

• сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требова­ний о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

• минимизация регулирующих инвестиции требований, ограни­чивающих рост торговли и капиталовложений;

• отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в обществен­ных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной ком­пенсации;

• обеспечение регистрации и конвертируемости;

• устранение барьеров при вывозе капитала;

• избежание двойного налогообложения;

• соблюдение иностранным инвестором наравне с собственным национальным законодательством законов, административных правил и положений страны реципиента;

• разрешение на выезд и временное пребывание ключевого ино­странного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;

• разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

В 1995 г. предлагалось заключить Многостороннее соглашение по инвестициям (Multilateral Investment Agreement, MAI), но проект этого соглашения так и не был одобрен. Одной из наиболее существенных причин явился предполагаемый запрет на использование определенных требований к характеру деятельности иностранных фирм.

Многие национальные правительства вырабатывают условия допуска иностранных инвесторов в свою экономику, которые могут быть подразделены на следующие основные категории: (а) требования в отношении максимальной доли экспорта иностранных компаний в общем объеме продаж на национальном рынке; (б) обязательства фирмы по использованию местной рабочей силы; (в) установление максимальных и минимальных долей участия иностранных компаний в капитале фирм, создаваемых в принимающей стране; (г) требования по передаче технологии; (д) обязательства компании по проведению в принимающей стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

На национальном уровне во многих странах, в том числе в России, действует принцип защиты иностранных инвестиций. Он основан на документах Международной торговой палаты «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.), а также ОЭСР «Кодекс либерализации движения капитала» (1971 г.) и «Декларации о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях» (1976 г.). В этих документах странам рекомендуется распространять национальный режим и на капиталовложения из других стран.

В конституциях развитых стран гарантируется неприкосновенность собственности и обычно оговаривается, что экспроприация может совершаться только в общественных интересах с гарантией рассмотрения споров и установлением компенсации в случае несогласия иностранного инвестора с фактом экспроприации. Инвестиционные споры регулируются подготовленной Всемирным банком и подписанной в 1969 г. в Вашингтоне Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран. Иностранные инвесторы могут обращаться для защиты своих прав в Международный центр урегулирования инвестиционных споров, созданный в соответствии с Конвенцией в составе Группы Всемирного банка.

Существуют также неформальные ограничения в отношении иностранных инвесторов, которые часто оказывают на их деятельность даже более негативное воздействие, чем прямые и открытые ограничения. К таким неформальным ограничениям относят, например, затягивание и многоступенчатость процедуры получения разрешений, бюрократизацию механизма регулирования деятельности компаний с иностранным участием уже после их создания.

Источник

Оцените статью