Регулирование инвестиций в международном праве
Аннотация. В данной статье затрагиваются вопросы международного правового регулирования инвестиционной деятельности, а также сотрудничества между государствами в целях развития международного инвестирования и его обеспечения.
С развитием внешнеэкономических связей все более заметным становилось появление новых форм регулирования внешнеэкономических отношений. У государств возникла необходимость в договорах и соглашениях, чтобы обусловить вопросы иностранного инвестирования. Именно в этот период сформировалась новая, ранее неизвестная подотрасль в международном экономическом праве – международное инвестиционное право.
Являясь специфической правовой связью, которая существует между различными государствами, международные отношения в сфере инвестиций нуждаются в том, чтобы для них был создан специальный, обособленный механизм, обеспечивающий их защиту [6].
Если обратиться к классификации международных соглашений в сфере инвестиций, то они подразделяются по самым различным параметрам: так, по источникам возникновения выделяют следующие категории:
— многосторонние международные соглашения (являются универсальными);
— международные региональные соглашения (заключенные между государствами в пределах одного географического региона);
— соглашения между двумя государствами, которые также носят характер международных [5].
Международные соглашения также подразделяются исходя из своего юридического содержания:
— договоры, в которых закреплены нормы о защите инвестиций;
— соглашения, направленные на регулирование иностранных инвестиций.
Было бы целесообразно рассмотреть, что же представляют собой иностранные инвестиции, понятие, которым характеризуются капиталовложения на международном уровне.
Итак, иностранные инвестиции – это, прежде всего, материальные, либо нематериальные ценности. Принадлежность данных ценностей может быть различна: они могут находиться в собственности юридических, физических лиц, при этом объединяться территориально одним государством. Однако такие вложения размещены на территории иностранного государства в целях извлечения прибыли. В качестве таких активов могут выступать: недвижимость, движимое имущество, а также имущественные права, которые имеют оценку в денежном эквиваленте, интеллектуальная собственность. Помимо материальных благ, инвестициями могут являться предоставляемые услуги, а также информация, имеющая какую-либо ценность.
Осознавая всю важность обеспечения защиты иностранных инвестиций, в настоящее время государства, сотрудничая как в политике, так и в экономике, на законодательном уровне стали все больше закреплять гарантии неприкосновенности иностранных капиталовложений. Наиболее критичными вопросами, которые заслуживают особого внимания в сфере защиты инвестиций, являются меры по экспроприации, реквизиции и конфискации. Гарантией защиты от вышеуказанных действий является обязательство воздерживаться от них. В большинстве случаев те соглашения, которые являются двусторонними, содержат более подробное регулирование инвестиционных отношений между государствами. Тем не менее, стоит добавить, что иностранные капиталовложения регулируются не одним только международным правом: регулирование также осуществляется и на внутринациональном уровне каждой страны.
На наш взгляд, среди международных важнейших документов, которые наиболее полно и четко отражают положения иностранных инвесторов, порядок урегулирования споров в области инвестиций, выделяются: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, принятая в 1965 г.[2] и Сеульская Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая была принята в 1985 г.[1] В чем же состоит суть, и каково значение данных международных документов?
Так, в Вашингтонской Конвенции довольно чётко регламентирован порядок разрешения инвестиционных споров, возникающих между государствами, физическими или юридическими лицами. В основе разрешения подобных споров, согласно Вашингтонской Конвенции, лежит специальный механизм – это Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Однако, на практике бывают случаи, когда по соглашению сторон спор передан на рассмотрение в арбитраж. Здесь минус такого рассмотрения заключается в том, что у государств-участников Вашингтонской конвенции уже нет возможности предоставить дипломатическую защиту своему физическому или юридическому лицу-инвестору.
Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что роль Вашингтонской Конвенции состоит в создании надлежащих условий для государств, чтобы они постепенно уходили от практики дипломатической защиты своих инвесторов, тем самым превратив инвестиционные споры из международно-правовых в частноправовые [4].
Значение второй рассматриваемой нами конвенции – Сеульской, состоит в том, что ее принятие способствовало созданию эффективного механизма защиты иностранных инвесторов от некоммерческих, иначе говоря — политических рисков. Конвенция стала основой для учреждения специальной международной организации по страхованию инвестиционных рисков. Этой организацией стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Так, в Конвенции прописано, что на основании заключенных инвесторами договоров с Агентством (которые являются по своей сути гарантийными соглашениями), при наступлении страхового события инвесторы получат денежные компенсации. Примерами таких рисков могут быть: ограничения от государства-реципиента на перевод валюты за границу, война, чрезвычайное положение (массовые гражданские беспорядки), действия государства, повлекшие лишения прав собственности инвестора на свой вложенный капитал.
Таким образом, вышеуказанные Конвенции позволили создать международный механизм защиты прав инвесторов. Они легли в основу формирования правовых актов по вопросам регулирования и обеспечения иностранных инвестиций. Указанные конвенции на сегодняшний день – это мощная правовая база, играющая важную роль в деле обеспечения защиты прав иностранных инвесторов и недопущения ущемления их прав введением жестких ограничений.
Источник
Международное регулирование инвестиционной деятельности
Структура государственной политики привлечения иностранных инвестиций
1. Инвестиционный режим
2. Политика регулирования иностранных инвестиций — с целью получения максимума прибыли на единицу вложенного капитала. Она ориентирована на повышение эффективности от иностранных инвестиций, поступающих в страну, и состоит из мероприятий, частично ограничивающих деятельность экономических субъектов с иностранным капиталом.
Формы государственного регулирования притока иностранных инвестиций условно делят на две группы: прямые и скрытые.
Политика стимулирования притока иностранных инвестиций
3. политика стимулирования притока иностранных инвестиций . Цель — воздействовать на направление, величину и характер инвестиционных потоков.
Направления реализации политики:
1) повышение имиджа принимающей страны. В основе распространение рекламных материалов, характеризующих страну-реципиент, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ;
2) предоставление комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятельности (информационные, консультационные услуги, облегчение прохождения различных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, получение разрешений и др.)
3) предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот.
Цели и структура политики стимулирования экспорта прямых инвестиций.
Политика по содействию зарубежным инвестициям как самостоятельный сегмент внешней политики развивается в следующих направлениях:
— содействие зарубежным прямым инвестициям через международные соглашения,
— стимулирование зарубежных инвестиций.
Стимулированию вывоза инвестиций осуществляется с помощью целенаправленных мероприятий по продвижению и поощрению зарубежных инвестиций. Большинство развитых стран и некоторые развивающиеся проводят активную политику по продвижению зарубежных инвестиций через специальные программы.
— информационная и техническая помощь;
— финансовая поддержка и налоговые льготы;
— страхование инвестиций и обеспечение гарантий.
Организационно-экономический механизм реализации политики экспорта прямых инвестиций
Для активизации экспорта прямых инвестиций правительствами стран, вывозящих капитал, создаются соответствующие институциональные структуры, составляющие организационно-экономический механизм этой политики.
1. Агентства и институты, которые осуществляют программы содействия и продвижения инвестиций заграницу, несхожи по своей организационной структуре и по масштабу оказываемых услуг. Они различаются по форме собственности, подчиненности и выполняющие многочисленные задачи.
2. Государственные институты, департаменты и министерства.
Двусторонние соглашения о взаимном переливе капитала.
Двустороннее регулирование движения капитала между странами до 60-х гг. ХХ века осуществлялось на основе подписания Договоров о дружбе, сотрудничестве, торговле и мореплавании.
Во второй половине ХХ века с ростом инвестиционных вложений в экономику бывших колоний и зависимых стран, добившихся политической независимости, возникла необходимость заключения нового типа соглашений — соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций – с тем, чтобы снизить экономические и политические риски для инвестиций из развитых стран.
Резкий рост количества соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций привел к необходимости разработки соответствующего типового договора, который имеет четыре базовых условия:
— условия режима иностранных инвестиций в договаривающихся странах, требующие справедливого и равноправного режима, в качестве которого на сегодняшний день всемирно признан национальный режим;
— условия защиты иностранных инвесторов от возможной экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности:
— условия перевода прибыли и доходов за рубеж требуют, как правило, беспрепятственного перевода;
— условия, определяющие порядок разрешения споров. Цель таких условий — обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров.
Межгосударственные договоры об избегании двойного налогообложения.
— определение детальных правил распределения доходов, подлежащих полному и ограниченному налогообложению в стране — источнике получения;
— уточнение принципов ведения коммерческих операций между независимыми друг от друга участниками в рамках внутрифирменных отношений ТНК;
— правила, освобождающие от налогообложения, или правила предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-источнике их получения;
— правила недискриминации, взаимной помощи и обмена информацией между налоговыми властями договаривающихся сторон;
— совместные процедуры разрешения споров при урегулировании проблемы двойного налогообложения;
— условия оказания помощи в сборе налогов.
Регулирование международной инвестиционной деятельности региональными соглашениями и международными экономическими организациями.
Региональное регулирование движения международных инвестиций осуществляется в рамках многосторонних соглашений на различных уровнях интеграции. Наиболее известные интеграционные объединения содержат детализированные условия взаимных инвестиционных режимов (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, Андское сообщество, АТЭС, АСЕАН и др.), закрепленные отдельными соглашениями или протоколами. Договорами остальных интеграционных группировок предусматривается либерализация на основе ликвидации или существенного сокращения барьеров в отношении доступа и функционирования внутрирегиональных инвестиций.
Литература
Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции [Электронный ресурс] : учебное пособие / Зубченко Л. А. — Москва : Книгодел, 2012. Книга находится в База данных: KNIGAFUND
Международный финансовый рынок : учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова, Е. А. Звоновой; Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова. – М. : Магистр, 2011
Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М., 2001
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
• http://www.fatf-gafi.org/ — официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering)
• www.economy.com — Moody’s Analytics — экономика, финансы, риски
• http://www.investmentrussia.ru/ — Инвестиции в России / официальный информационный портал
• http://www.titanium-valley.com/ — ОЭЗ «Титановая долина»
• http://www.russez.ru/ — ОЭЗ России
• https://elibrary.ru — библиотека научных статей
• www.angel-investor-news.com/ [перевод] Angel Investor News
• www.kickstarter.com/ [перевод] Kickstarter / поддержка творческих, научных и производственных проектов, краудфандинг
• www.economy.com/ [перевод] Moody’s Analytics — экономика, финансы, риски
• unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Report/World_Investment_Report.aspx [перевод] UNCTAD / World Investment Report
• wbaa.biz/ [перевод] World Business Angels Association
• www.apec-smeic.org/ [перевод] АТЭС / поддержка, развитие малого и среднего бизнеса
• www.eonetwork.org/ [перевод] Международная организация предпринимателей
• www.imd.org/ [перевод] Международный институт управленческого развития
• www.un.org/ru/ecosoc/icsid/ [перевод] Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
• www.miga.org/ [перевод] Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 605 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Международное правовое регулирование иностранных инвестиций.
Осуществляется в формах:
В них включают определения правового режима, который предоставляется сторонами друг другу при инвестировании. Рассматриваются правила допуска иностранных юридических и физических лиц в страну реципиента капитала и объем их прав, в т.ч. права на обращение в судебные органы за защитой своих интересов. Осуществляется взаимное признание предприятий, регулируются вопросы налогообложения, выводы капитала и прибыли за границу.
· соглашения об иностранных инвестициях;
Цель их заключения – обеспечение притока иностранного капитала в другие страны путем предоставления юридических гарантий от политических (некоммерческих) рисков. В числе гарантий от рисков называется следующее: гарантия о национализации предприятий с иностранным капиталом, гарантия от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибыли, гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных и иных подобных катаклизмов.
Договорах об иностранных инвестициях оговаривается режим, предоставляемый иностранным инвесторам, а также их возможность обращения за защитой своих прав в суды страны реципиента капитала, а также в международные судебные органы.
· договоры о налогообложении;
С их помощью государства-участники создают благоприятные условия для осуществления иностранных инвестиционных проектов, чем стимулируют инвестиционный процесс как основу экономики. Договоры заключаются в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала. Часто в них предусматривается, что иностранный инвестор не подлежит налогообложению в стране реципиента капитала.
— региональные международные договоры.
— многосторонние международные договоры:
· Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» 11 октября 1985 г. Агентство основано в 1988 г. РФ конвенцию ратифицировала в 1992 г.
Конвенция заключена с целью урегулирования вопросов связанных с некоммерческими рисками при осуществлении инвестиций. С целью страхования таких инвестиций и учреждено МАГИ, которая занимается деятельностью по предотвращению и минимизации рисков, способствует увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а также путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами, информационного содействия в сфере инвестиций. Главная задача агентства – стимулирование потока инвестиций, следовательно, агентство дополняет деятельность международных финансовых учреждений. Основной тип деятельности – предоставление гарантий, в том числе совместное и повторное страхование от рисков. Гарантируемые агентством капиталовложения должны отвечать требованиям:
— быть экономически обоснованными и вносить весомый вклад в развитие принимающей стороны;
— соответствовать законам и правилам принимающей стороны;
— соответствовать целям и приоритетам принимающей стороны.
При предоставлении гарантий также оценивается существование условий для капиталовложений в принимающей стране. Включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.
Страхование осуществляется от следующих некоммерческих рисков:
Это любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод ее валюты в свободно используемую валюту. При страховании данного риска возмещаются потери, возникающие в результате введения ограничений на обмен национальной валюты, а также потери, возникшие в результате длительной задержки в приобретении иностранной валюты.
— экспроприация и аналогичные меры;
Любое законодательно или административное действие (бездействие) исходящее от принимающего Правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности на свое капиталовложение. При страховании от данного вида рисков, на ряду с полной национализацией и конфискацией агентство защищает от скрытой экспроприации. При полной экспроприации капитала МАГИ выплачивает компенсацию в размере балансовой стоимости застрахованных инвестиций, а при экспроприации денежных средств размер компенсации составляет застрахованную часть замороженных средств. При этом при выплате компенсации право собственности на капиталовложения переходит к МАГИ.
Это любой отказ принимающего государства от договора с владельцем гарантии в том случае, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу в течение разумного периода времени. Этот вид страхования возможен только при наличии прямых контрактных отношений между инвестором и публичным субъектом. Страхование от данного вида рисков покрывает потери, возникшие в результате отказа Правительства страны от выплаты положенных компенсаций
— война и гражданские беспорядки.
Это любые военные и приравненные к ним действия на любой территории принимающей стороны. Страхование от данного вида рисков покрывает повреждения или уничтожение активов, либо полное прекращение проектов в результате военных действий, гражданских беспорядков, включая мятежи, террористические акты, революции.
По инвестициям в акционерный капитал выплачивается компенсация в размере наименьшей их 3-х величин, к которым относятся балансовая стоимость активов, либо стоимость их замены, либо стоимость их восстановления. По кредитам и гарантиям по кредитам компенсация выплачивается в размере основной суммы займа и процентов по займу, при условии, что неуплата по кредиту напрямую вызвана военными действиями. Помимо этого совет директоров квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата гарантии на личные некоммерческие риски.
До заключения агентство о гарантиях с инвестором предоставлении данной гарантии утверждается Правительством принимающей стороны по установленным для покрытия рискам. Условия каждого договора определяются по правилам, установленным советом директоров. Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта.
Гарантии предоставляются на срок от 3-х до 15 лет. При этом размер страхового обеспечения может составлять до 90 % инвестированных средств.
ст.18 Конвенции предусматривает использование механизма суброгации в случае выплаты страховой суммы инвестору. Все споры, возникающие в порядке суброгации, решаются в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной приложением 2 Конвенции, либо устанавливаемой отдельным соглашением между МАГИ и соответствующим государством.
Процедура рассмотрения спора состоит в следующем: если спор не урегулирован путем переговоров в течение 120 дней, то стороны вправе передать спор на рассмотрение арбитража или по взаимному соглашению могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного посредника. Арбитраж начинается путем уведомления истцом ответчика, при этом в уведомлении указывается характер спора, суть иска и фамилия арбитра, назначаемого истцом. В течение 30 дней ответчик должен уведомить о фамилии избранного им арбитра. После этого в течение 30 дней стороны должны избрать третьего арбитра, который будет являться председателем арбитража. Арбитражное решение является окончательным и обязательным для сторон. Оно не может стать предметом апелляции, отмены, пересмотра. То есть МАГИ является эффективным механизмом страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, предоставляя гарантии для инвестиционных проектов, реализуемы в РФ и других странах-участницах Конвенции (более 170).
· Вашингтонская Конвенция «Об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств»
РФ подписала Конвенцию в 1993 г., но не ратифицировала. Однако положения Конвенции становятся обязательными, поскольку перекладываются в двустороннее соглашение о поощрении и защите капиталовложений.
Она заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государств, однако наличие механизма международной защиты является важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как предоставляет им возможность независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и инвестором.
В реализации Конвенции был создан МЦУИС (ИКСИД) – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Организационная структура МЦУИС включает в себя Административный совет и Секретариат.
Центр возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Административным советом по представлению Председателя совета. Центр ведет списки примирителей и арбитров, а также обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедур. Каждое государство-участник Конвенции может назначить в каждый список по 4 человека. Председатель Административного совета еще 10 человек.
Под юрисдикцию МЦУИС подпадают инвестиционные споры между государством-членом Конвенции и частным лицом другого государства. При этом для передачи спора на рассмотрение МЦУИС требуется согласие обеих сторон, любое договаривающееся государство может признать Конвенцию действующей только в отношении определенных категорий споров.
Таким образом, спор может быть передан на рассмотрение МЦУИС, если он отвечает требованиям:
— является спором правового характера в сфере инвестиций;
— сторонами спора являются государтсво и частные субъекты. При этом хотя бы один из них относится к государству – участнику Конвенции;
— имеется письменное согласие сторон на передачу спора на рассмотрение МЦУИС.
Также спор может быть передан на рассмотрение МЦУИС, если такая возможность предусмотрена двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между государством – стороной в споре и государством происхождения инвестора. Такая возможность была предусмотрена Дополнительным протоколом к Конвенции 1979 г.
Возможность передачи спора на рассмотрение МЦУИС может быть предусмотрена внутренним законодательством государства участника спора.
Для разрешения инвестиционных споров Конвенция предусматривает примирительную и арбитражную процедуры.
В случае вынесения решения МЦУИС каждое государство-участник должно его признать и исполнять установленные им финансовые обязательства.
Кроме многосторонних соглашений по вопросам инвестиций значительную роль играют договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложения. Подобные соглашения унифицируются Постановлением Правительства РФ от 09.06.01 г.
Источник