Межарабская компания по гарантированию инвестиций

3.4.7. Межарабская компания по гарантированию инвестиций

Особое место в этом ряду занимает Межарабская компания по гарантированию инвестиций (МКГИ), которая начала действовать в 1974 г. на начальный срок в 30 лет. В нее входят более 20 членов: Алжир, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар, Марокко, Судан, Сирия и т.д. МКГИ — самостоятельная международная организация, обладающая международной правосубъектностью. Своеобразие МКГИ состоит в том, что она была создана странами-членами с целью предоставления гарантий в первую очередь инвестициям, учрежденным лицами того или иного государства — члена компаний на территории того или иного государства.

Межарабская компания (штаб-квартира находится в Кувейте) пользуется одинаковой автономией. Ее капитал, вначале составлявший 10 млн кувейтских динаров, по мере роста числа членов и расширения объема деятельности постепенно увеличивался. Капитал компании создается за счет подписки государств-членов на сумму, составляющую минимум 5% от этого капитала, с последующим погашением половины надлежащей уплаты суммы в течение пяти первых лет деятельности компании. Непогашенная часть капитала может быть востребована к оплате решением совета компании.

Предоставление гарантий не осуществляется автоматически, оно зависит от согласия на инвестиции властей страны, на территории которой они осуществляются, и от положительного решения органов Межарабской компании. Действительно, МКГИ не в состоянии обеспечить финансирование всех проектов. Гарантии могут предоставляться только тем из них, которые хотя бы минимально одновременно и рентабельны, и обеспечены правовой безопасностью. На реализации этого требования строится поощрительная политика компании.

МКГИ гарантирует инвестиции только от некоторых политических (некоммерческих) рисков. Эти риски в соответствии со ст. 18 Конвенции по организации МКГИ подразделяются на три категории:

1) риски, вытекающие из мер, принятых прямо или косвенно страной, на территории которой осуществляются инвестиции, когда эти меры направлены на лишение инвестора его важнейших прав по осуществлению инвестиций (экспроприация и национализация);

2) риски, вытекающие из мер, принятых прямо или косвенно страной, на территории которой осуществляются инвестиции, когда эти меры существенно ограничивают права инвесторов на перевод за границу доходов или продукции от этих инвестиций; речь идет в основном о риске конвертируемости и риске непереводимости;

3) риски, вытекающие из военных действий внутреннего и внешнего характера, если эти военные действия затрагивают реальные активы инвестора.

Предоставление гарантий инвестициям осуществляется путем заключения договора между Межарабской компанией и инвестором.

Источник

3.4.7. Межарабская компания по гарантированию инвестиций

Особое место в этом ряду занимает Межарабская компания по гарантированию инвестиций (МКГИ), которая начала действовать в 1974 г. на начальный срок в 30 лет. В нее входят более 20 членов: Алжир, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ, Катар, Марокко, Судан, Сирия и т.д.

Межарабская компания (штаб-квартира находится в Кувейте) пользуется одинаковой автономией. Ее капитал, вначале составлявший 10 млн кувейтских динаров, по мере роста числа членов и расширения объема деятельности постепенно увеличивался. Капитал компании создается за счет подписки государств-членов на сумму, составляющую минимум 5% от этого капитала, с последующим погашением половины надлежащей уплаты суммы в течение пяти первых лет деятельности компании. Непогашенная часть капитала может быть востребована к оплате решением совета компании.

Предоставление гарантий не осуществляется автоматически, оно зависит от согласия на инвестиции властей страны, на территории которой они осуществляются, и от положительного решения органов Межарабской компании. Действительно, МКГИ не в состоянии обеспечить финансирование всех проектов. Гарантии могут предоставляться только тем из них, которые хотя бы минимально одновременно и рентабельны, и обеспечены правовой безопасностью. На реализации этого требования строится поощрительная политика компании.

МКГИ гарантирует инвестиции только от некоторых политических (некоммерческих) рисков. Эти риски в соответствии со ст. 18 Конвенции по организации МКГИ подразделяются на три категории:

1) риски, вытекающие из мер, принятых прямо или косвенно страной, на территории которой осуществляются инвестиции, когда эти меры направлены на лишение инвестора его важнейших прав по осуществлению инвестиций (экспроприация и национализация);

2) риски, вытекающие из мер, принятых прямо или косвенно страной, на территории которой осуществляются инвестиции, когда эти меры существенно ограничивают права инвесторов на перевод за границу доходов или продукции от этих инвестиций; речь идет в основном о риске конвертируемости и риске непереводимости;

3) риски, вытекающие из военных действий внутреннего и внешнего характера, если эти военные действия затрагивают реальные активы инвестора.

Предоставление гарантий инвестициям осуществляется путем заключения договора между Межарабской компанией и инвестором.

Источник

Правовое положение иностранных инвестиций

Изучение вопросов института собственности в международном частном праве предполагает рассмотрение правового режима иностранных инвестиций как одного из видов собственности.

Читайте также:  Nicehash майнинг по времени

Для современной системы ведения хозяйства характерно то , что в её основе лежит защита частной собственности, кому бы она не принадлежала-отечественному или иностранному лицу.

Государственная экономическая политика России направлена на привлечение инвестиций иностранных лиц для развития иностранной экономики.

Инвестиции — это капитальные вложения осуществляемые в виде имущества, интеллектуальных ценностей , вкладываемых иностранными инвесторами в объект предпринимательской деятельности.

Основными двигателями потока капиталов являются получаемая прибыль и незначительная величина риска деятельности. Поэтому наиболее благоприятным является климат страны, где риск меньше. Инвестиционный климат – есть определяющий фактор при принятии решения о вложении капитала в экономику той или иной страны.

Инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, экономических , правовых и других условий деятельности иностранного инвестора в конкретной стране.

Ярчайшим событием улучшения инвестиционного климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02.1999г. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и от 09.07.1999г. «Об иностранных инвестициях в РФ»

Но несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные коллизии и пробелы.

В соответствии со ст.2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ, в соответствии с Федеральными законами.Указанные вложения могут осуществляться в любой форме, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и в валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации. Он не распространяет своё действие и на отношения, связанные с инвестициями в некоммерческие организации для достижения определённой общественно полезной цели.

Согласно данному закону иностранным инвестором признаётся:

2. иностранное юридическое лицо — гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством государства осуществлять инвестиции в РФ;

3. иностранная организация не являющаяся юридическим лицом по иностранному правуеё гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

4. иностранный гражданин- гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России;

5. лицо без гражданства — которое постоянно проживает на территории иностранного государства, гражданская право и дееспособность определяется законодательством его постоянного местожительства и которое вправе осуществлять инвестиции на территории России;

6. международные организации — которые вправе в соответствии с международным договором с РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

7. иностранные государства в соответствии с порядком определяемым федеральными законами.

В соответствии с мировой практикой государство реципиент капитала (принимающее государство) устанавливает для иностранного инвестора правовой режим.

Так Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» в ст.3 предусматривает, что правовое регулирование иностранных инвестиций на территории России, кроме российских законов и правовых актов осуществляется также международными договорами Российской Федерации (определяют режим).

Двусторонние соглашения Российской Федерации с Великобританией, Швейцарией, Испанией, Канадой, Францией, Турцией, Кореей, Китаем, Финляндией устанавливают режим наибольшего благоприятствования.

В ряде соглашений, в частности с Францией, Испанией, Канадой предусмотрено дополнительно к режиму наибольшего благоприятствования закреплено обязательство – предоставлять иностранным инвесторам «по мере возможности в соответствии с действующим законодательством» также национальный режим.

В соглашении с республикой Кореей стороны взаимно предоставляют инвестору возможность выбора одного из двух указанных выше режима, оставляя в то же время «за собой право устанавливать или сохранять в соответствии с действующим законодательством ограничения, изъятия из национального режима».

Возможность предоставления национального режима не исключает введение ограничений для иностранного инвестора, заниматься определенными видами деятельности. Для некоторых видов деятельности может быть установлен разрешительный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка. В соответствии с международной практикой осуществление некоторых видов деятельности может объявляться государственной монополией и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими заниматься.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным основаниям.

1.От источника финансирования

а) государственные- займы, кредиты, которые одно государство, группа государств предоставляет другому государству. Эти отношения носят публичный характер, поэтому регулируется нормами международного публичного прав

Читайте также:  Что происходит с биткоином сегодня последние новости прогноз

б)частные- инвестиции, предоставляемые физическими и юридическими лицами одной страны соответствующим субъектам другой страны;

2.В зависимости от участия инвестора в управлении объектом инвестирования :

а) прямые иностранные инвестиции – приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли вклада в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного общества или товарищества в соответствии с гражданским законодательством РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвесторам как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее одного миллиарда рублей.

В рамках прямых инвестиций выделяются :

трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континент). Издержки при этом играют незначительную роль, поскольку главное – это нахождение на рынке;

транснациональные вложения-прямые вложения, часто в соседней стране.

Разновидностью прямых инвестиций являются приоритетный инвестиционный проект инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в котором составляет не менее одного миллиарда рублей.

Для прямых инвестиций характерно то, что при них инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; они отличаются большей степенью риска, большей суммой, чем при портфельных инвестициях и более высоким сроком капиталовложений. Такие инвестиции предпочтительней для стран – импортеров иностранного капитала.

При данных инвестициях инвестор имеет право управления объектами инвестирования.

б) портфельные иностранные инвестицииинвестиции которые не предусматривают непосредственное участие в управлении, а предполагают получение прибыли. Это приобретение акций, других ценных бумаг коммерческих организаций, приобретение имущественных прав.

а) имущественные – что имеет материальное выражение (деньги);

б) неимущественные — права на литературные и художественные произведения, изобретения, промышленные образцы, ноу-хау (секреты производства).

4. В зависимости от степени оборотности средств, составляющих иностранные инвестиции:

а) непосредственные инвестиции – инвестиции 1 степени (первоначальные вложения капитала);

б) реинвестиции -вложения в производство прибыли, полученной от инвестиций 1 степени.

Главным практическим средством обеспечения надежности инвестиций стали инвестиционные гарантии.

П од гарантиями защиты иностранных инвестиций понимаются закрепленные в национальном законодательстве или международных договорах обязательства государства реципиента капитала перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

Гарантирование (по сути — разновидность страхования).

От обычного страхования механизмы инвестиционных гарантий отличаются тем, что создаются и поддерживаются государствами-экспортерами инвестиций либо индивидуально, либо совместно со странами-импортерами, в интересах поощрения национальной инвестиционной политики.

Предусмотрено 2 уровня гарантий: международно-правовой и национально-правовой уровень.

Международные многосторонние механизмы гарантирования инвестиций могут быть региональными или универсальными. Примером регионального механизма является Межарабская компания по гарантированию инвестиций, образованная для поддержки взаимной инвестиционной деятельности 22 арабских стран Азии и Африки.

Универсальным механизмом является созданное на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций в котором состоит большинство государств мира (более 110 государств), включая Россию. Россия ратифицировала Конвенцию 29.12.1992 года.

Согласно Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, в соответствии с которыми будут выплачиваться денежные компенсации при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.

Агентство осуществляет следующие виды страхования:

1. Перевод валюты – защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью конвертировать денежные средства в местной валюте для вывоза их из страны.

Положения большинства двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений регулируют основные процедуры в этой сфере:

-общий характер прав инвестора на осуществление денежных переводов;

— вид платежей, на которые распространяется право на осуществление переводов;

— валюта, в которой можно осуществить выплату;

— применяющийся обменный курс;

— период времени в течение которого принимающая сторона должна разрешать инвестору осуществлять переводы;

2. экспроприация (аналогичные меры) – защищает от любых действий или бездействий принимающего государства в результате которых владелец инвестиции лишается либо права собственности на свои инвестиции либо права контроля над ними. Страхование как от полной, так и от частичной экспроприации.

3.нарушение условий договора – вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь связанных с нарушениями условий или разрывом контракта со стороны принимающего государства.

Основополагающую роль в правовом регулировании иностранных инвестиций играют предоставляемые инвесторам государственные национально-правовые гарантии, среди которых различают следующие основные виды:

гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства;

гарантии стабильности условий инвестирования;

гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности;

гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

Раскроем каждый вид гарантий:

Читайте также:  Среднюю доходность кредитного портфеля

гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, являющегося иностранной инвестицией на территории принимающего государства.

— гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, т.е. при реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Национализация – процесс огосударствления имущества.

Основные черты: акт государства (проводится на основании Федерального закона); социально-экономическая мера общего характера, а не наказание отдельных лиц; осуществляется в отношении собственности вне зависимости от ее принадлежности; каждое государство само определяет должна ли выплачиваться компенсация за национализируемую собственность, в каком размере, на каких условиях и в какой срок.

В РФ должна быть выплачена компенсация- быстро, адекватно, эффективно. Имеет экстерерриториальное действие.

Реквизиция- изъятие имущества в интересах общества по решению государственных органов у собственника в порядке и на условиях установленных законом при обстоятельствах носящих чрезвычайный характер ( в случае стихийных бедствий и аварий).

При этом закон не уточняет, что необходимо понимать под стоимостью имущества, на какой момент и каким образом ее следует определять .

гарантии стабильности условий инвестирования

— гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, т.е. предусмотрено, что по отношению к коммерческим организациям имеющим долю иностранных инвестиций более 25% либо осуществляющих приоритетный инвестиционный проект в случаях неблагоприятного изменения таможенного, налогового законодательства, новые положения не применяются в течение 7 лет.

Данная гарантия получила название дедушкина оговорка. Дедушкина оговорка является центральной нормой закона, так как она предоставляет собой основную гарантию стабильности для инвестора, предусматривая, что на протяжении определенного периода времени на инвестора не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве, и по отношению к нему продолжают применяться нормы законодательства, при которых началось инвестирование. Оговорку потому называют «дедушкиной», что она сохраняет в силе прежнее, старое законодательство. Практика показывает, что отсутствие оговорки в национальном законодательстве является основной причиной снижения интереса иностранного инвестора.

гарантии, обеспечивающие право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности

— гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, т.е иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли;

— гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

Всем иностранным инвесторам на территории РФ предоставляется национальный режим.

— гарантия права иностранного инвестора на приобретение цен
ных бумаг, т.е. иностранный инвестор вправе приобрести акции, иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

— гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, т.е иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли (долей) вклада в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственно-го и муниципального имущества.

гарантии, касающиеся порядка разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций. Имеют особое значение, так как они представляют собой одно из средств реализации всех других видов гарантий

— гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности иностранным инвестором. Такой спор подлежит разрешению в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде);

Кроме того, иностранным инвесторам могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью