Методы управления реальными инвестициями
Виды реальных инвестиций
Реальные инвестиции — это вложения в материальные и нематериальные активы, формирующие основной и оборотный капитал предприятия. Материальные активы представляют собой средства, воплощенные в зданиях, станках, материалах, комплектующих, готовой продукции. Нематериальные активы — это долгосрочные вложения предприятия путем приобретения патентов, лицензий, торговых марок, товарных знаков, других прав по использованию производственной информации, прав на пользование землей и природными ресурсами, программных продуктов для ЭВМ, прав на интеллектуальную собственность и т. п.
Основное направление реальных инвестиций — это капитальные вложения. В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (1999 г.) под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капи-
тал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты:
1)к новому строительству относится строительство пред
приятий, зданий, сооружений, осуществляемое на новых пло
щадках и по специально разработанному проекту;
2)расширение действующего предприятия представляет
собой либо строительство последующих очередей дополнитель
ных производственных комплексов и производств по новым
проектам, либо расширение или строительство существующих
цехов основного, вспомогательного и обслуживающего произ
водств. Оно ведется, как правило, на территории действующего
предприятия или на примыкающих площадях;
3) реконструкция — это проведение строительно-
монтажных работ на действующих площадях без остановки ос
новного производства с частичной заменой оборудования. Таким
образом, реконструкция представляет собой частичное переобо
рудование предприятия с заменой морально устаревшего и фи
зически изношенного оборудования. Реконструкция осуществля
ется обычно в целях увеличения производственного потенциала
предприятия, значительного повышения качества выпускаемой
продукции, внедрения, ресурсосберегающих технологий и т. п.
Реконструкция может осуществляться также и в целях измене
ния профиля предприятия и организации новой продукции на
уже существующих производственных площадях;
4)техническое перевооружение — это мероприятия, на
правленные на замену и модернизацию оборудования, при этом
расширение производственных площадей не осуществляется.
Чаще всего техническое перевооружение осуществляется путем
внедрения новой техники и технологии, механизации и автома
тизации производственных процессов, модернизации и замены
устаревшего и физически изношенного оборудования новым.
Техническое перевооружение осуществляется с целью обеспече
ния роста производительности труда и объема выпускаемой продук
ции, улучшения качества производимой продукции, а также совер
шенствования условий и организации труда на предприятии;
5)приобретение предприятий осуществляется в основном
крупными предпринимательскими организациями, так как тре
бует большого объема инвестируемых средств. Такая форма ин
вестиций приводит к увеличению совокупной стоимости активов
обоих предприятий и дает им определенные преимущества перед
конкурентами за счет взаимодополнения технологий и номенклатуры выпускаемой продукции, использования возможностей снижения уровня затрат путем экономии на крупнооптовых закупках сырья и материалов и за счет совместного использования сбытовой сети и т. п.
Понимание сути реальных инвестиций предполагает их классификацию. Классификация реальных инвестиций может осуществляться по разным классификационным признакам.
1. По способу влияния других возможных инвестиций на до
ходы от данного проекта различают зависимые и независимые
инвестиции.
Независимые инвестиции — инвестиции, при которых доходы, ожидаемые от реализации первого инвестиционного проекта, не изменятся независимо от того, будет ли осуществлен второй проект. Экономически независимые инвестиции предполагают, что осуществление инвестиций в один проект технически возможно вне зависимости от решений по инвестициям в другой проект и/или проекты; денежные потоки, ожидаемые от данных инвестиций, не влияют на принятие решения по другим инвестициям.
Зависимые инвестиции могут быть дополняющими и взаимоисключающими .
Дополняющие экономически зависимые инвестиции связаны с синергическим эффектом, т. е. осуществление второго инвестиционного проекта оказывает положительное влияние на поток денежных доходов по совместно осуществленным инвестициям. Общий доход от реализации двух или нескольких проектов значительно превышает денежные доходы от каждого из проектов, осуществленных вне связи друг с другом.
Взаимоисключающие инвестиционные проекты связаны с технической невозможностью осуществления обоих проектов или же осуществление одного из них уменьшит возможные денежные доходы от другого или полностью сведет их к нулю.
Два направления экономически независимых инвестиций могут быть статически зависимыми. Статическая зависимость возникает, если денежные доходы от двух экономически независимых инвестиций зависят от какого-то внешнего события, . имеющего вероятностный характер. Например, развитие бизнеса в, казалось бы, независимых сферах (производство мебели и одежды) определяется уровнем дохода населения или возможными законодательными изменениями в налогообложении.
2. Классификация инвестиций по отраслям необходима
при разработке антикризисной инвестиционной стратегии госу-
дарства, поскольку для совершенствования структуры производства требуются инвестиции прежде всего в отрасли, определяющие развитие технического прогресса, выделение «ключевых», наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее воздействие на экономическое развитие страны.
3. По степени обязательности осуществления инвестиции
разделяются на обязательные и необязательные.
Обязательными именуются такие, которые если их не предпринять, то может остановиться вся производственная деятельность предприятий различных отраслей народного хозяйства.
Необязательные не оказывают решающего влияния на выход промышленности из кризиса и на повышение эффективности экономики.
В России в этом плане обязательными являются инвестиции, которые приведут к смягчению социального напряжения, к повышению политической и социально-экономической устойчивости.
4. Также реальные инвестиции можно подразделить по ис
точнику финансирования на внутренние и внешние.
Внутренние — это вложение средств хозяйствующего субъекта в факторы производства за счет собственных источников финансирования.
Внешние — это вложение средств внешних инвесторов в факторы производства нуждающегося в инвестициях хозяйствующего субъекта.
В процессе функционирования предпринимательской фирмы выбор конкретной формы реального инвестирования определяется многими факторами: во-первых, задачами отраслевой, товарной и региональной диверсификации деятельности фирмы; во-вторых, возможностями внедрения новых технологий на фирме; в-третьих, наличием собственных инвестиционных ресурсов и (или) возможностью привлечения заемных или привлеченных ресурсов.
Показатели оценки реальных инвестиций
Для оказания методического содействия развивающимся странам в рамках программы специализированного учреждения ООН по промышленному развитию (United Nations Development Organization — ЮНИДО) квалифицированными экспертами в ] середине 1970-х гг. была проведена большая и кропотливая об- j зорно-аналитическая работа по обобщению методических прин- | ципов и инструментов финансово-экономического анализа в J условиях рыночной экономики. В результате этой работы в |
1978 г. под эгидой ООН было издано «Пособие по подготовке промышленных тех ни ко-экономических исследований». С методами и предложениями этого пособия согласуются Методические рекомендации, подготовленные в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 15 июня 1993 г. № 683 и ориентированные на унификацию методов оценки эффективности инвестиционных проектов в условиях перехода России к рыночным отношениям. Рекомендации имеют официальное издание и утверждены Госкомитетом РФ, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом РФ 31 марта 1994 г.
Согласно Методическим рекомендациям при оценке эффективности инвестиционных проектов различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:
•показатели коммерческой (финансовой) эффективности,
учитывающие финансовые последствия реализации проекта для
его непосредственных участников;
•при определении коммерческой эффективности вычис
ляются поток и сальдо реальных денег. Поток реальных денег
используется при оценке коммерческой эффективности, в част
ности, для вычисления значений интегральных показателей, ко
торые будут рассмотрены дальше;
•необходимым критерием принятия инвестиционного
проекта является положительность сальдо накопленных реаль
ных денег в любом временном интервале, где данный участник
осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательная ве
личина сально накопленных реальных денег свидетельствует о
необходимости привлечения участником дополнительных собст
венных или заемных средств и отражения этих средстз в расче
тах эффективности;
•показатели бюджетной эффективности, отражающие фи
нансовые последствия осуществления проекта для федерального,
регионального инк местного бюджетов;
•показатели бюджетной эффективности отражают влияние
результатов осуществления проекта на доходы л расходы соответ
ствующего (федеральною, регионального или местного) бюджета.
Основным показателем бютжетной эффективности, используемым для обоснования тпетусмотренных в проекте мер федеральной, региональной Фчнярсовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект осуш. «■ч.ления проекта определяется как превышение доходов соотвеа-/ь\»щего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.
В состав расходов бюджета включаются:
•кредиты Центрального банка РФ, региональных и упол
номоченных банков для отдельных участников реализации про
екта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих ком
пенсации за счет бюджета;
•прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыноч
ным ценам на топливо и энергоносители;
•выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в свя
зи с осуществлением проекта (в том числе при использовании
импортного оборудования и материалов вместо аналогичных
отечественных);
•выплаты по государственным ценным бумагам;
•государственные, региональные гарантии инвестицион
ных рисков иностранным и отечественным участникам;
•средства, выделяемые из бюджета для ликвидации по
следствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных
ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализа
ции проекта.
В состав доходов бюджета включаются:
•налог на добавленную стоимость, специальный налог и
все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные
платежи данного года в бюджет с российских и иностранных
предприятий и фирм-участников в части, относящейся к осуще
ствлению проекта;
•увеличение (уменьшение) налоговых поступлений от сто
ронних предприятий, обусловленное влиянием реализации про
екта на их финансовое положение;
•поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы
по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в со
ответствии с проектом;
•эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуще
ствление проекта;
•дивиденды по принадлежащим государству, региону ак
циям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финан
сирования проекта;
•поступления в бюджет подоходного налога с заработной
платы российских и иностранных работников, начисленной за
выполнение работ, предусмотренных проектом;
•поступления в бюджет платы за пользование землей, во
дой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицен
зии на право ведения геологоразведочных работ и т. п. в части,
зависящей от осуществления проекта;
I
•доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на раз
ведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотрен
ных проектом;
•погашение льготных кредитов на проект, выделенных за
счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;
•штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерацио
нальное использование материальных, топливно-энергетических
и природных ресурсов.
К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонды занятости, медицинского и социального страхования — в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности: внутренняя норма бюджетной эффективности; срок окупаемости бюджетных затрат; степень финансового участия государства (региона) б реализации проекта, рассчитываемая путем деления интегральных бюджетных расходов на интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона.
Показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное выражение.
Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производятся по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
•конечные производственные результаты (выручка от реа
лизации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной
продукции, кроме продукции, потребляемой российскими пред
приятиями-участниками). Сюда же относится и выручка от
продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицен
зий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для
ЭВМ и т. п.), создаваемых участниками в ходе осуществления
проекта;
•социальные и экологические результаты, рассчитанные
исходя из совместного воздействия всех участников проекта на
здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
•прямые финансовые результаты;
•кредиты и займы иностранных государств, банков и
фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на обусловленную реализацией проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народно-хозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.
В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех российских участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет:
•затраты предприятий — потребителей некоторой продукции
на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;
•амортизационные отчисления по основным средствам,
созданным (построенным, изготовленным) одними участниками
проекта и используемым другими участниками;
•все виды платежей российских предприятий-участников
в доход государственного бюджета, в том числе налоговые пла
тежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нор
мативов и санитарных норм учитываются в составе народнохо
зяйственных затрат только е том случае, если экологические по
следствия нарушений указанных норм не выделены особо в со-
стаее экологических результатов проекта и не включены в состав
результатов проекта в стоимостном выражении;
•проценты по кредитам Центрального банка РФ, его аген
тов и коммерческих банков, включенных в число участников
реализации инвестиционного проекта;
•затраты иностранных участников.
Основные средства, временно используемые участниками в процессе осуществления инвестиционного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов:
•остаточная стоимость основных средств на момент нача
ла их использования включается в единовременные затраты; на
момент прекращения использования единовременные затраты
уменьшаются на величину (новой) остаточной стоимости этих
средств;
•арендная плата за указанные основные средства за время
их использования включается в состав текущих затрат.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:
•региональные (отраслевые) производственные результа
ты — выручка от реализации продукции, произведенной участ
никами проекта — предприятиями региона (отрасли), за вычетом
потребленной этими же или другими участниками проекта —
предприятиями региона (отрасли);
•социальные и экологические результаты, достигаемые в ре
гионе (на предприятиях отрасли);
•косвенные финансовые результаты, получаемые пред
приятиями и населением региона (предприятиями отрасли).
В состав затрат при этом включаются только затраты предприятий — участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов проекта включаются:
•производственные результаты — выручка от реализации
произведенной продукции, за вычетом израсходованной на соб
ственные нужды;
•социальные результаты в части, относящейся к работни
кам предприятия и членам их семей.
В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).
При реализации крупномасштабных проектов с участием иностранных государств, оказывающих существенное воздействие на экономику других государств или на состояние мирового рынка, целесообразно убедиться в мирохозяйственной эффективности проекта. В этих целях рекомендуется определить интегральный мирохозяйственный экономический эффект проекта.
Соответствующий расчет проводится с использованием мировых иен на все виды продукции, товаров и услуг.
При этом в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
•конечные производственные результаты (выручка от реа
лизации произведенной продукции, за вычетом потребляемой
всеми предприятиями-участниками);
•социальные и экологические результаты, рассчитанные
исходя из совместного воздействия всех участников проекта на
здоровье населения, социальную и экологическую обстановку во
всех затрагиваемых проектом регионах;
•косвенные финансовые результаты (обусловленные реа
лизацией проекта изменения доходов российских и иностранных
сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости зе
мельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты
на обусловленную реализацией проекта консервацию или лик
видацию производственных мощностей, потери природных ре
сурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычай
ных ситуаций).
В состав затрат проекта в этом случае включаются текущие и единовременные затраты всех участников реализации проекта (российских и иностранных), исчисленные без повторного счета одних и тех же затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников. В этой связи не включаются в расчет:
•затраты предприятий — потребителей некоторой продукции
на приобретение ее у изготовителей — других участников проекта;
•амортизационные отчисления по основным средствам,
созданным (построенным, изготовленным) одними участниками
проекта и используемые другими участниками;
•все виды платежей предприятий-участников в доход го
сударственных бюджетов, в том числе налоговые платежи, экс
портные и импортные пошлины. Штрафы и санкции за невы
полнение экологических нормативов и санитарных норм учиты
ваются в составе мирохозяйственных затрат только в том случае,
если экологические последствия нарушений указанных норм не
выделены особо в составе экологических результатов проекта и
не включены в состав результатов проекта в стоимостном выра
жении;
•проценты по кредитам государственных и коммерческих
банков, включенных в число участников реализации проекта.
Для пересчета затрат на оплату труда (по российским и иностранным предприятиям-участникам) в мировые цены ис-
пользуется коэффициент пересчета, рассчитываемый путем деления общей стоимости товаров и услуг, входящих в «потребительскую корзину» соответствующей категории населения, в мировых ценах, на общую стоимость товаров и услуг, входящих в «потребительскую корзину» соответствующей категории населения, во внутренних ценах соответствующей страны.
Рассмотрим более подробно основные показатели эффективности реальных инвестиций.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .
Источник