Методы управления иностранными инвестициями

Методы государственного регулирования иностранных инвестиций

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Государственным регулированием инвестиционной деятельности являются определенные законодательством формы и методы экономического и административного характера, которые используются органами управления для осуществления инвестиционной политики, которая обеспечивает государственные задачи социально — экономического развития страны и её отдельных регионов, а так же повышает эффективность инвестиций, обеспечивает безопасные условия для вложений в различные инвестиционные проекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется системой специальных нормативных актов, а так же общим государственным законодательством. Огромное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, гражданский и налоговый кодекс, закон об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном контроле и другие.

В нашей стране приняты и другие постановления, нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. К ним можно отнести закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99г.

Этот закон определяет правовые, социальные и экономические условия инвестиционной деятельности, объекты и субъекты её, а так же предусматривает защиту прав, имущества и интересов субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

Так же существует ряд постановлений Правительства РФ, целью которых является повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производство, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

-полностью соответствуя государственным инвестиционным программам;

-прямым управлением государственными инвестициями;

-путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых льгот и ставок;

-предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства, территорий;

-проведением финансовой и кредитной политики, амортизационной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском ценных бумаг в обращение);

-контролем за соблюдение государственных стандартов и норм;

-антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, включая незавершенное строительство;

-экспертизой инвестиционных проектов.

Государство, воздействуя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные или прямые метода регулирования воздействуют прямым образом на субъекты инвестиционной деятельности, при этом государство обладает правом и возможностью осуществления принуждения по отношению к другим экономическим субъектам, используя при этом запреты, ограничения, регламенты либо разрешения.

Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.

Активность инвестиционной деятельности зависит от проведения финансовой, ценовой, кредитной, амортизационной, валютной, налоговой и инвестиционной политики.

К экономическим методам так же можно отнести:

-установление ставок рефинансирования

-дифференциацию налоговых ставок

-налоговые льготы и скидки

-тарифы и ставки платежей за землю и природные ресурсы.

Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:

Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:

-благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления;

-амортизации и использования отчислений на амортизацию;

-создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;

-защита интересов инвестора;

-предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ;

-расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально — культурного назначения;

-принятие мер по антимонопольной политике;

-создание и развитие сети информационно — аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

-развитие финансового лизинга;

-расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования;

-создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности;

-проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.

Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:

-формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней;

-предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

-проведение экспертизы инвестиционных проектов;

-размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет;

-разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля над их соблюдением;

-защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

-выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

-предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов;

-вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.

Независимо от форм собственности, всем субъектам инвестиционной деятельности государство гарантирует:

-гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

-обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности

защиту капитальных вложений;

-право обжалования в судебном порядке любых решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

-стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

Если государство принимает законы, которые устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу.

Исключение составляют те случаи, когда законом установлено что его действие распространяется на отношения , которые возникли из ранее заключенных договоров.

Законом так же предусматривается, что национализированы капитальные вложения, могут быть только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование, которое осуществляется согласно законодательству РФ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности является совокупностью государственных подходов и решений, которые закреплены в законодательстве, организационно — правовых формах, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Государственное регулирование выражается в управлении государственными инвестициями:

-система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

-финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, льготных кредитов и бюджетных ссуд;

Читайте также:  Все криптовалюты список 2017

-финансовая и кредитная политика;

-выпуск в обращение ценных бумаг;

То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:

-регулирование финансовых инвестиций;

-регулирования сфер и объектов инвестирования;

-экспертиза инвестиционных проектов;

-регулирование условий инвестирования средств за пределы государства;

-проведение эффективной амортизационной политики;

-налоговое регулирование инвестиционной деятельности;

-регулирование участия инвесторов в приватизации;

-предоставление финансовой помощи.

Для регулирования инвесторов на территории РФ государство пользуется следующими методами:

-экспертиза инвестиционных проектов, то есть оценка экономической целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу;

-контроль соблюдения государственных стандартов и норм, а так же правил обязательной сертификации.

К формам и методам регулирования инвестиционной деятельности относятся:

-защита интересов инвесторов;

-установление льгот по уплате налогов для субъектов инвестиционной деятельности;

-расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и иными ресурсами;

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемыми муниципальными образованиями;

-выпуск муниципальных займов в соответствии с существующим законодательством;

-размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

-проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования.

Источник

§ 2. Методы управления прямыми иностранными инвестициями

выбор рентабельных инвестиционных проектов; —

подготовку соглашений с потенциальными партнерами; —

заключение сделок по реализации инвестиционного проекта; —

контроль за финансовыми показателями ПИИ.

К методам осуществления ПИИ относятся: —

открытие зарубежного филиала; —

учреждение зарубежной дочерней компании ТНК; —

покупка доли в зарубежном деловом предприятии; —

международные слияния и поглощения.

Прямые иностранные инвестиции дают компаниям следующие преимущества: —

обеспечивают экономию финансовых ресурсов за счет снижения издержек при размещении производства в странах с дешевой рабочей силой и дешевыми сырьевыми ресурсами; —

обеспечивают продвижение известных брендов на перспективных рынках; —

дают возможность расширять продажи в странах с высокими импортными пошлинами; —

позволяют минимизировать валютные риски; —

позволяют использовать новые технологии в сети дочерних компаний; —

дают возможность диверсифицировать производство для снижения рисков циклических экономических кризисов.

ТНК осуществляют прямые иностранные инвестиции за счет не только собственных, но и заемных (кредитных) ресурсов.

Метод учета процентных платежей при расчете текущей (приведенной) стоимости получил название скорректированной текущей стоимости (adjusted present value — APV).

Поток платежей при погашении банковского кредита и величина налогового щита (в национальных денежных единицах) Годы Сумма кредита и ее погашение Проценты на сумму кредита за минусом погашения, 10% Ставка

компании 0 1 000 000 1 — 400 000 — 100 000 24 24 000 — 476 000 2 — 400 000 — 60 000 24 14400 — 445 600 3 — 200 000 — 20 000 24 4800 -215 200 Как следует из приведенной выше таблицы, стоимость, добавленная вследствие действия налогового щита, будет равна денежному потоку (24000 + 14400 + 4800), дисконтированному за три года по ставке процента (10%).

Приведенная стоимость величины налогового щита (Р\^) определяется по формуле:

? (1+г)* где Ь — ставка налога на прибыль; г — процентная ставка;

Б — сумма кредита.

Скорректированная текущая стоимость (АРУ) инвестиционного проекта, для реализации которого используются собственные и заемные средства, рассчитывается по формуле:

В случае если кредит был получен в иностранной валюте, при расчете APV следует учитывать валютный курс (.V). Ставка дисконтирования (к) корректируется с учетов странового риска (с/).

Важно учитывать, что на величину APV оказывает воздействие положительная и отрицательная динамика валютных курсов. Эта динамика может приводить как к увеличению, так и к снижению APV.

Источник

Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями

В настоящее время Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это:

— крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, Вимм-Билль-Данн, Данон Индустрия);

— средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

— компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство). [8, c. 109]

Кроме того, на лицо и территориальная неравномерность размещения инвестиций. Львиная доля инвестиций из-за рубежа идет в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь — внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, такие как Москва и Московская область, Санкт-Петербург. Также большой объем инвестиций получают регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий Топливно-Экономического Комплекса, это Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан. Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Ориентируясь на опыт многих зарубежных стран, помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации в России эта программа должна учитывать:

— создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон);

Читайте также:  Рсхб индекс мосбиржи рспп вектор устойчивого развития полной доходности брутто

— четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;

— создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства;

— снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

— введение частной собственности на землю;

— создание условий страхования иностранных инвестиций.

Основными механизмами привлечения прямых и портфельных иностранных вложений в экономику России являются инвестиции, вкладываемые путем обратного поглощения; путем создания совместных предприятий; и свободных экономических зон. Рассмотрим каждый из механизмов в отдельности.

Обратное поглощение. Крупные российские компании, для привлечения портфельных инвестиций, уже давно оценили преимущества выхода на зарубежные рынки путём обратного поглощения уже существующих зарубежных публично торгуемых компаний – оболочек. Для реализации программы обратного поглощения подбирается вышеуказанная иностранная компания – оболочка, вышедшая в своё время на биржу, но впоследствии, в силу неблагоприятной конъюнктуры, прекратившая свою основную деятельность. Она распродает свои активы в счет покрытия обязательств и приостанавливает свою коммерческую деятельность. Не обременённая ни долгами, ни судебными разбирательствами компания-оболочка вместе с тем, не теряет своего места на электронной бирже и даже может несколько месяцев пребывать в таком «спящем» состоянии. Её акции по-прежнему зарегистрированы, имеют официальные котировки (близкие к нулю, так как активов и оборота у неё уже нет) и теоретически могут покупаться и продаваться. Приобретение подобной корпорации даёт новым владельцам предприятия быстрый и недорогой выход на зарубежный фондовый рынок. [5, c. 57]

Купленная российскими собственниками компания – оболочка приобретает российское предприятие, но в обмен на 90% -95% своих акций. То есть в действительности владельцы выводимого на биржу предприятия передают контроль над ним зарубежной публичной компании, принадлежащей на 90% -95% им же. Ещё 2 % — 5 % бывшей компании – оболочки при этом отходит её первоначальным иностранным акционерам, которые и поддерживают ликвидность акций компании на начальных этапах торговли, а оставшиеся 3 % — 7 % передаются корпорации или фирме, которая осуществила программу обратного поглощения, и будет контролировать последующее продвижение предприятия на зарубежном фондовом рынке.

Российское предприятие, таким образом, превращается в холдинговую структуру с головной зарубежной, публично торгуемой компанией, контролируемой владельцами предприятия, и производственным филиалом (собственно предприятием), действующим в России. Финансовая отчётность у данной структуры консолидируется, в силу чего головная фирма (бывшая компания – оболочка) показывает в своих финансовых отчётах активы, оборот, прибыли и другие данные своего российского филиала и из пустой фирмы превращается в полноценно функционирующую компанию. Соответственно её акции наполняются экономическим содержанием и приобретают ценность, часто намного большую, чем данное предприятие было бы оценено на российском фондовом рынке.

Крупнейшей сделкой такого типа является поглощение «Русским алюминием» за $3,6 млрд. швейцарской компании Glencore.

Преимущества привлечения иностранных инвестиций методам обратного поглощения.

Повышение капитализации компании. Капитализация компании, которая может быть достигнута на международных рынках ценных бумаг, в 3-5 раз превышает стоимость компании, которая может быть достигнута в России. Кроме роста капитализации за счет операционных показателей компании, дополнительным фактором повышения ее стоимости будет являться возможность оперативного и эффективного привлечения западного акционерного, а также дешевого краткосрочного и долгосрочного кредитного финансирования.

Получение доступа к иностранным инвестициям. Выход компании на зарубежный фондовый рынок позволяет создать эффективный и низко затратный механизм привлечения долгосрочного финансирования для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Повышение ликвидности. В результате распространения фирмой, которая осуществила программу обратного поглощения, информации о компании, и стимулирования инвестиционного интереса и покупательского спроса на её акции, акционеры компании получат возможность быстрой и беспрепятственной продажи на рынке любых пакетов акций, включая даже сравнительно небольшие пакеты. Учитывая, что подобные продажи могут осуществляться, исходя из растущей капитализации компании, её акционеры приобретают возможность получать финансовые ресурсы на Западе, существенно не размывая свой контроль над Компанией.

Экономическая безопасность. Статус зарубежной публичной корпорации переводит российские активы, операции и вопросы обеспечения экономической безопасности компании в международную плоскость. Неоправданные претензии к компании будут затруднены фактом наличия у неё распыленных западных акционеров, которые при этом не будут влиять на управление компанией и вмешиваться в вопросы корпоративного контроля.

В качестве потенциальных, западных площадок для отечественных компаний сейчас можно рассматривать AIM и NASDAQ — подразделения LSE и NYSE соответственно. И та и другая биржи уже торгуют акциями российских предприятий с западным капиталом (Golden Telecom, Peter Hambro Mining, Trans-Siberian Gold) и заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.

Нередко дополнительная внебиржевая эмиссия акций «поглощенной компании» становится возможной ещё до достижения ею полной ликвидности. Иногда даже начальное финансирование происходит в самом процессе обратного поглощения, когда имеющиеся у некоторых компаний – оболочек остатки на банковских счетах (измеряемые порой миллионами долларов) обмениваются на дополнительную долю акций, отходящих первоначальным иностранным акционерам, что сразу с лихвой окупает все расходы предприятия на осуществление данной программы обратного поглощения. Однако полная реализация всех преимуществ данной программы всё же сопряжена с ростом биржевого оборота акций выведенного на зарубежный фондовый рынок предприятия.

По мере того как данная, новоиспечённая, публично торгуемая компания начинает пробуждать интерес иностранных публичных инвесторов, активно сообщая о себе — в форме пресс-конференций, встреч с потенциальными инвесторами и маркет-мейкерами, пресс-релизами, медиа-материалами, официальной отчётностью в Комиссии по ценным бумагам, а также, в готовящихся экспертами, аналитических обзорах – акции компании начинают всё активнее торговаться, становятся ликвидными. В определенный момент компания, которая осуществила программу обратного поглощения, организует дополнительную эмиссию ее акций — а, по сути, IPO — размещая их на зарубежном публичном рынке (либо как частное размещение в США или Европе) и привлекая тем самым в компанию-клиента требуемый инвестиционный капитал. При этом важно заметить, что данное финансирование не является разовым, и может неоднократно повторяться в виде серии дополнительных биржевых и внебиржевых эмиссий с применением самых разнообразных финансовых инструментов и механизмов.

IPO расшифровывается как Initial Public Offering и означает первичное публичное размещение акций компании на бирже. Иногда, впрочем, IPO называют и вторичное размещение акций, но на новой биржевой площадке. Например, акции компании могут уже торговаться на бирже в России, но она может провести IPO на Лондонской бирже. Для размещения акций на западных биржах необходимо, чтобы компания как минимум 3 года имела отчетность по международным стандартам, подтвержденную аудиторами.

По сравнению с IPO технология обратного поглощения обладает следующими преимуществами:

Требования к компании, использующей метод обратного поглощения, менее жесткие, нежели при проведении IPO: активы и/или годовой оборот могут составлять от $5 — $10 млн., предприятие может лишь выходить на точку прибыльности, а аудит может быть проведён всего за 2 года.

Читайте также:  Белорусская экономика иностранные инвестиции

Мало затратный и гарантированный вывод российских компаний на фондовый рынок при суммарных расходах в $500-$530 тыс., по сравнению с минимум $0,8-$1 млн. для IPO при отсутствии гарантий входа на фондовый рынок.

В ряде случаев компании, имеющие малый или даже нулевой оборот, но хорошие перспективы развития, выходили на зарубежный фондовый рынок методом обратного поглощения. Для таких компаний практически невозможно организовать IPO, так как крупные андеррайтеры, как правило, не берут на себя риск работы с компаниями с годовой выручкой менее $100 млн.

Механизм IPO российской компании предусматривает, что её акции будут размещаться в других странах в виде депозитарных расписок, в то время как в результате обратного поглощения на бирже торгуются акции зарубежной компании, что существенно расширяет круг потенциальных инвесторов и кредиторов.

В отличие от IPO, подготовка к которому занимает минимум 6-9 месяцев, процесс обратного поглощения может быть завершён за 3-4 месяца при условии предоставления компанией всех необходимых документов. [6, c. 34 — 37]

Утвердившись на зарубежном фондовом рынке, заработав на нем кредитную историю и повысив ликвидность своих акций, российская компания получает механизм практически неограниченного привлечения иностранных инвестиционных ресурсов, при условии, что средства, поступающие от каждой эмиссии акций, употребляются эффективно и улучшают её производственные и финансовые показатели.

Совместное предприятие. Совместная деятельность с иностранными инвесторами – это вид предпринимательской деятельности, основанный на объединенном имуществе участников, действующих в рамках единого хозяйственного комплекса на основе достигнутых соглашений и проводящих общую финансово-хозяйственную политику, с целью реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширении рынков сбыта товаров и услуг, роста эффективности производства, получения прибыли. Действующим лицом всегда признается индивидуум (доверитель управления и доверительный управляющий) и иногда организация (предприятия с иностранными инвестициями). По своему статусу, совместные предприятия могут быть: без образования юридического лица в виде инкорпорированных предприятий, и с образованием юридического лица в виде корпорированных предприятий.

В российском законодательстве совместное предприятие юридически не определено, и именно потому, когда мы используем термин «совместное предприятие», то имеем в виду, прежде всего имущественный комплекс, в рамках которого осуществляется совместная деятельность. Через совместное предпринимательство может быть достигнута сбалансированность мировой рыночной экономики в результате взаимодействия хозяйственно-национальных организаций, являющихся непосредственными субъектами международных экономических отношений. Взаимная «устремленность» навстречу требованиям друг друга, действие в одном направлении, согласованность интересов определяет степень сближения национальных экономик.

Создание таких предприятий способствует дальнейшему росту концентрации и специализации производства, развитию производительных сил. Они обусловливают объективные возможности для эффективного решения вопросов экономики, технологии и организации производства, научных исследований, торговли, способствуют концентрации капитальных вложений, материальных и трудовых ресурсов, наиболее рациональному их размещению, а также позволяют лучше использовать экспериментальную базу и научный потенциал при проведении совместных комплексных исследований, обмене научно-техническим опытом. В рамках совместной деятельности с наибольшим успехом применяются различные инструменты экономического механизма международной интеграции. Здесь на практике внедрено совместное прогнозирование. Цены на продукцию таких организаций строятся на базе издержек производства и включают согласованную прибыль. На них используются принципы хозяйственного расчета. Сотрудничающие стороны не разделяет барьер коммерческой тайны, поэтому участники оперативно решают производственно-экономические и научно-технические задачи, воздействуя в общих интересах на весь ход воспроизводственного процесса.

Производственное предпринимательство – наиболее трудный и сложный вид совместной деятельности. Поэтому в реальной российской действительности, где многие отечественные бизнесмены стремятся побыстрее «снять сливки», преобладающим в совместном предпринимательстве, к сожалению, является коммерческое, торгово-посредническое направление. [11, c. 177]

По сравнению с понятием «совместная деятельность» термин «производственная совместная деятельность» имеет более целенаправленное значение для общества. Он включает, во-первых, материально-техническую основу (комплекс средств производства); во-вторых, материально-производственную базу совместного предпринимательства; в-третьих – субъект международных отношений. Совокупный продукт производственной совместной деятельности выступает как часть совокупного общественного продукта. Через совокупный общественный продукт и его формы производственная совместная деятельность включается в систему эквивалентных рыночных отношений на уровне поставщиков и потребителей продукции. Таким образом, производственно-совместную деятельность можно определить как форму хозяйственно-правового сотрудничества партнеров, при которой создается совместная производственная база, на основе совместных усилий производится продукт, находящийся в собственности всех участников соглашения, с последующим распределением экономической выгоды пропорционально вкладу участников. При решении совместных технических, организационных и экономических задач партнеры по совместному предпринимательству должны предварительно определить, как это решение скажется на пропорциональности внутри производственной системы или между ее элементами и не создает ли оно диспропорции. Единство управления выражается в единстве структурного строения совместной деятельности. Оно определяет тесную взаимосвязь всех производственных подразделений. Это позволяет обеспечить в управлении производством согласованную деятельность участников производства в зависимости от конкретных условий и задач, решаемых данным предприятием. При совместном предпринимательстве, как и при любом партнерстве, обязательно присутствует и система интересов. Действиями партнеров по совместному производственному предпринимательству независимо от их национальной принадлежности всегда движут какие-либо материальные потребности и экономические интересы. Идеальным является положение, когда интересы партнеров совпадают, являются едиными. Хотя совместная деятельность и имеет совместные цели и задачи, на практике каждый партнер выступает в производственном процессе относительно самостоятельно. Это объективно порождает специфические экономические интересы партнеров, в связи, с чем они решают разные задачи, хотя и объединены общими предпринимательскими целями.

Проблема единства интересов является одной из самых сложных в системе совместного производственного предпринимательства. Она лежит в основе экономического механизма управления предприятием. Если же система управления построена правильно, то в проведении любого важного производственного мероприятия должны быть заинтересованы все партнеры. Если этот принцип будет нарушен, значит, экономический механизм управления плохо отлажен, и единство системы интересов партнеров необходимо восстановить.

Совместная деятельность разнообразна по своей форме и структуре но, тем не менее, в ней можно выделить три направления:

— совместно контролируемые партнерами хозяйственные операции;

— совместно контролируемые партнерами активы;

— совместно контролируемые хозяйствующие объекты.

Рассмотрим более подробно составляющие нашей классификации совместной деятельности с иностранными инвесторами.

Совместно контролируемые партнерами хозяйственные операции. Подобные операции имеют место, когда в совместной деятельности с иностранным инвестором используются активы и прочие ресурсы участников и не учреждается акционерное общество, товарищество или другой хозяйствующий субъект или финансовая структура, то есть деятельность ведется без образования юридического лица. Каждый участник использует свою собственность, недвижимость и оборудование и имеет собственные запасы. Он сам несет расходы, отвечает по обязательствам и привлекает свои собственные финансовые ресурсы. Учет совместной деятельности осуществляется предприятием-участником, ведущим общие дела параллельно с его основной деятельностью.

Принципиально организацию совместной деятельности с иностранным инвестором можно изобразить схематически (см. рис.1).

Источник

Оцените статью