Глава 1 Способы и формы создания предприятий иностранных инвестиций
Содержание
Глава 1. Способы и формы создания предприятий иностранных инвестиций на примере Украины …………………………………………..…………….…19
Список использованных источников……………………..…………….…….26
Введение
В данной контрольной работе рассматриваются такие понятия как иностранные инвестиции, способы и формы создания предприятий с иностранными инвестициями, государственные гарантии их защиты и т.п. В целях описания и уточнения правового статуса предприятий с иностранными инвестициями необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о соотношений двух понятий — «совместное предприятие», получившее широкое распространение в хозяйственной практике Украины, и «предприятия с иностранными инвестициями», закрепленное в Законе Украины «О режиме иностранного инвестирования» 1996г.
Глава 1 Способы и формы создания предприятий иностранных инвестиций
Совместная инвестиционная деятельность с привлечением иностранных инвестиций может осуществляться в различных формах. Одной из наиболее распространенных является создание предприятия с иностранными инвестициями.
Предприятия с иностранными инвестициями – предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10 процентов. Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.
Такие предприятия создаются и действуют в формах, предусмотренных законодательством Украины.
Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны содержать сведения, предусмотренные законодательством Украины для соответствующих организационно-правовых форм предприятий, а также Сведения о государственной принадлежности их учредителей (участников).
Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения пошлиной.
При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на территорию Украины на основании выданного предприятием простого векселя на сумму пошлины с отсрочкой платежа сумму не более чем на 30 календарных дней со дня оформления ввозной грузовой таможенной декларации.
Вексель погашается и ввозная пошлина не взимается, если в период, на который дается отсрочка платежа, указанная пошлина зачислена на баланс предприятия и налоговой инспекцией по месту нахождения сделана об этом отметка на экземпляре векселя.
Если в течение трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестициями имущество, которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), предприятие с иностранными инвестициями уплачивает ввозную пошлину.
Реализация иностранных инвестиций может осуществляться на основе инвестиционных договоров (контрактов).
Одним из видов инвестиционных договоров является договор концессии (концессионный договор).
Закон Украины «О концессиях» от 16.07.99 г. определяет понятие и правовые принципы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также порядок и условия ее осуществления.
Концессия — предоставление в целях удовлетворения общественных нужд уполномоченным органом исполнительной власти иди органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение) при условии принятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска.
Договор концессии (концессионный договор) определен в Законе как договор, в соответствии с которым уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (концессиедатель) предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) право создать (построить) объект или существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) в соответствии с Законом с целью удовлетворения общественных нужд.
Одним из видов инвестиционных договоров является договор о совместной инвестиционной деятельности.
Иностранные инвесторы имеют право заключать договоры (контракты) о совместной инвестиционной деятельности (производственной кооперации, совместном производстве и др.), не связанной с созданием юридического лица, в соответствии с законодательством Украины.
Хозяйственная деятельность на основании договоров (контрактов) регулируется законодательством Украины. Стороны по договорам должны вести отдельный бухгалтерский учет и составлять отчетность об операциях, связанных с выполнением условий этих договоров (контрактов), и открыть отдельные счета в учреждениях банков Украины для проведения расчетов по этим договорам (контрактам). Имущество, ввозимое в Украину иностранными инвесторами на срок не менее 3-х лет с целью инвестирования на основании зарегистрированных договоров (контрактов), освобождается от обложения пошлиной; Эти договоры подлежат государственной регистрации соответствии с Положением о порядке государственной регистрации договоров (контрактов) о совместной инвестиционной деятельности при участии иностранного инвестора, утвержденным постановлением Кабмина Украины от 30.01.97 г. № 112.
Основным специальным нормативно-правовым актом, регулирующим иностранное инвестирование в Украину, является Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.96 г. (далее — Закон)
Иностранные инвесторы определены в Законе как субъекты, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Украины, а именно:
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством, отличным от законодательства Украины;
— физические лица — иностранцы, которые не имеют постоянного места жительства на территории Украины и не ограничены в дееспособности;
— иностранные государства, межгосударственные правительственные и неправительственные организации;
— другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, которые признаны таковыми в соответствии с законодательством Украины.
Согласно законодательному определению, иностранные инвестиции -ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде:
1) иностранной валюты, которая признается конвертируемой Национальным банком
2) валюты Украины – при реинвестициях в объект первичного инвестирования или в любые другие объекты инвестирования в соответствии с законодательством Украины при условии уплаты налога на прибыль (доходы).
3) любого движимого и недвижимого имущества в связанных с ним имущественных прав;
4) акций, облигаций, других ценных бумаг, а также корпоративных прав (прав собственности на долю (пай) в установленном фонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Украины или законодательством других стран), выраженных в конвертируемой валюте;
5) денежных требований и права на требования выполнения договорных обязательств, которые гарантированы первоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте, подтвержденную согласно законом (процедурам) страны инвестора или международными торговыми обычаями;
6) любых прав интеллектуальной собственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международным торговым обычаям, а также подтверждена экспертной в Украине, включая легализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения, полезны е модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау и т.д.;
7) прав на осуществления хозяйственной деятельности, включая права на пользования недрами и использования природных ресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договорами, стоимость которых подтверждена согласно законам (процедурам) страны инвестора или международным торговым обычаям;
8) других ценностей в соответствии с законодательством Украины.
Формами осуществления иностранных инвестиций являются:
долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими физическими и юридическими лицами, или приобретения доли действующих предприятий;
создание предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, филиалов и других обособленных подразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственность действующих предприятий полностью;
приобретение не запрещенного законами Украины недвижимого, или движимого имущества, включая дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности, путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг;
приобретение самостоятельно или при участии украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использование природных ресурсов на территории Украины;
приобретение других имущественных прав;
другие формы, которые не запрещены законами Украины. В том числе без создания юридического лица, на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины.
Одной из форм осуществления иностранных инвестиций является создание на территории Украины представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст. 5 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» иностранные субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины. Регистрацию указанных представительств осуществляет Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины в течение шестидесяти рабочих дней со дня подачи иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию.
Подробно регистрация представительств регулируется Инструкцией о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденной приказом МВЭСторга Украины от 18.01.96 г. № 30.
Заключение
В практике хозяйствования значительно чаще встречается термин «СП», то есть совместное предприятие. Вместе с тем действующий Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» не предусматривает наличия такого субъекта, в нем речь идет лишь о ПИИ. Исходя из этого многие юристы сделали заключение, что совместных предприятий более не существует.
Однако анализ действующего украинского законодательства показывает, что совместные предприятия — это лишь один из видов ПИИ. Для СП характерно обязательное наличие в качестве учредителей как иностранного, так и украинского субъектов хозяйственной деятельности. Для ПИИ указанное требование может не соблюдаться, поскольку доля иностранного инвестора в уставном фонде может составлять и 100 процентов (законодательно установлен только минимум вклада). Данное замечание распространяется на все виды хозяйствующих субъектов, кроме страховых компаний, поскольку в Законе Украины «О страховании» закреплена максимальная доля иностранного инвестора в уставном фонде страховщика 49 процентов. В то же время этот вклад может вырасти до 50 процентов в случае применения к страховщику реорганизационных мер.
Список использованных источников:
1. Предпринимательское право в вопросах и ответах. Саниахметова Н. А. г. Харьков 2002 г. 576 с
2. Иностранные инвестиции. Хозяйственное право. Мамутов В. К. г.Киев 2002 г. 912 с
Источник
Особенности создания предприятий с иностранными инвестициями
Порядок государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями определяется ст.20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99 N 160-ФЗ, которая указывает, что создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. В том числе пункт 2 указанной статьи говорит, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Следует также отметить, что в соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» от 30.11.94 N 52-ФЗ коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ. Таким образом, когда мы говорим о создании коммерческого юридического лица с иностранными инвестициями, речь в данном случае идет прежде всего о создании российского юридического лица, но с полным или частичным участием иностранного капитала, т.е. формирование имущества или оплата уставного капитала такого юридического лица должно производиться полностью или частично иностранным инвестором, в качестве которого могут выступать как зарубежные организации (корпоративные объединения), так и физические лица являющиеся гражданами другого государства.
В настоящее время государственная регистрация коммерческого юридического лица с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц». В соответствии со ст.2 указанного закона и постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» от 17.05.2002 N 319 государственную регистрацию коммерческих юридических лиц с иностранными инвестициями осуществляет Министерство РФ по налогам и сборам.
Юридические лица, имеющие иностранных учредителей, создаются на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами (ст.20 Федерального закона от 9.07.99 N 160-ФЗ (в ред. от 08.12.03 N 169-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). В федеральных законах могут быть установлены ограничения на создание организаций с иностранными инвестициями, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.2 ст.4 Закона N 160-ФЗ).
Юридическое лицо считается созданным после государственной регистрации, т.е. со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п.2 ст.51 ГК РФ). На основании действующего в настоящий момент законодательства порядок регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями определяется Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.06, 8, 23.12.03) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а регистрирующими органами пока еще являются территориальные органы упраздненного МНС России.
Акционерные общества, имеющие в своем составе иностранных учредителей, создаются в соответствии с Федеральным законом от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями). В п.6 ст.9 этого Закона указано, что особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов могут быть указаны федеральными законами. Такие особенности установлены для банковской и страховой деятельности, в этих сферах государством предусмотрены определенные ограничения на привлечение иностранных инвесторов. Иметь в своем составе иностранных учредителей могут не только акционерные общества, но и общества с ограниченной ответственностью. При учреждении общества с ограниченной ответственностью следует руководствоваться Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Государственная регистрация организаций с иностранными инвестициями осуществляется по месту нахождения их постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (часть 2 ст.8 Закона N 129-ФЗ). В пп.»г» ст.12 этого же Закона установлено, что при создании организации с иностранными инвестициями помимо прочих документов, необходимых для регистрации, надо представить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе, доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя.
Пунктом 6 ст.4 Закона N 160-ФЗ предусмотрен еще один способ создания организации с иностранными инвестициями. Данная норма потребует только внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Статус организации с иностранными инвестициями может получить любая уже действующая российская организация со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
Следует отличать создание организации с иностранными инвестициями от открытия филиала иностранного юридического лица в России. Такой филиал — это обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все функции или их часть, в том числе функции представительства. Порядок создания и ликвидации филиала в России установлен ст.21 Закона N 160-ФЗ. Регистрация филиала производится посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Филиал считается аккредитованным, если информация о нем занесена в государственный реестр филиалов иностранных юридических лиц.
Источник