Методы самоанализа своей деятельности

Самоанализ деятельности.
статья на тему

В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития.

Учитывая, что я вошла в эксперимент по введению государственного образовательного стандарта нового поколения, для меня написание самоанализа актуально не только потому, что необходимо выявить чего я добилась за межаттестационный период, какие трудности испытывала и в чем преуспела, но и осознать собственные возможности для полноценной работы по введению ФГОС.

Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель — научить детей учиться — актуальна и сейчас.

Данная цель соответствует методической теме работы педагогического коллектива нашей школы.

Скачать:

Вложение Размер
Самоанализ деятельности. 117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №8»

Самоанализ профессиональной деятельности

учителя начальных классов

Бельдей Ирины Николаевны

Стаж работы : 29лет.

В данной должности: 28 лет.

Квалификационная категория: первая

УМК: «Школа России»

В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития.

Учитывая, что я вошла в эксперимент по введению государственного образовательного стандарта нового поколения, для меня написание самоанализа актуально не только потому, что необходимо выявить чего я добилась за межаттестационный период, какие трудности испытывала и в чем преуспела, но и осознать собственные возможности для полноценной работы по введению ФГОС.

Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель — научить детей учиться — актуальна и сейчас.

Данная цель соответствует методической теме работы педагогического коллектива нашей школы.

Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

  1. Развитие творческого потенциала у учащихся. Особое внимание уделяю таким качествам как активность, любознательность, фантазия, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти способности постоянно развивались и у меня.
  2. Воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации.
  3. Развитие рефлексии младшего школьника в учебном процессе. Считаю, что это способствует развитию ребенка как субъекта отношений с миром, людьми, самим собой; успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности.

Я работаю по формуле: Д. Познера: опыт + рефлексия = развитие

Эта формула, считаю, приемлема и для учащихся.

В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для развития творческих способностей, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Я работаю по УМК «Школа России». В своей деятельности применяю новые формы работы и элементы развивающего обучения. Например, использование на уроках групповой работы. Для себя сделала вывод, что при работе в группах дети лучше усваивают учебный материал, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

При повторении ранее изученного и закреплении нового материала стала использовать различные виды тестов разной степени трудности. Для того, чтобы ребенок проявил себя на уровне своих возможностей. Использую тесты и в групповой деятельности. В этом случае работу строю так, чтобы учащиеся могли обсуждать выбираемый ответ.

Самообразование учителя является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Можно рассмотреть мотивы, побуждающие нас, педагогов, к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. У учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть стыдно.

Моя тема по самообразованию: «Развитие самостоятельности мышления младших школьни- ков на примере уроков русского языка»

Я считаю, что самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Чем самостоятельнее человек, тем в большей степени он – зрелая личность. В настоящее время эта проблема особенно актуальна. Развивать мышление следует с первых дней жизни ребенка; особенно интенсивно формируется мышление в начальных классах, параллельно развивается речь. У ребенка появляется работоспособность, умение планировать деятельность и осуществлять самоконтроль. Идеи развития самостоятельности мышления входят в понятие гуманизации учебно-воспитательного процесса, так как осуществление этих идей ускоряет процесс становления самостоятельной личности. Я считаю, в начальной школе необходимо больше внимания уделять самостоятельности и нестандартности мысли учащихся. Проблему развития самостоятельности мышления нужно вести комплексно и в системе. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. По мере того как дети накапливают опыт самостоятельных действий, важно расширять границы заданий. Дети должны иметь возможность выбирать, как они будут действовать: один самостоятельно, с товарищем или учителем. А для этого нужно умело использовать разнообразные методы и формы организации учебной деятельности школьников.

На мой взгляд, такие формы организации учебно-воспитательного процесса, как проблемное обучение, коллективные способы обучения, индивидуальное и дифференцированное помогают наиболее эффективно решить данную задачу.

Владею методикой анализа урока и самоанализа. При самоанализе отвожу особое внимание реализации целей урока, правильно ли выбраны пути достижения цели, обязательно подвожу итог работы на данном уроке. На уроке провожу четкий отбор связей с ранее усвоенными знаниями, вовлекаю учащихся в активный познавательный процесс путем использования различных методических приемов: систематическое и многократное повторение изученного материала, развитие, углубление и закрепление знаний, формирование выводов в процессе обобщения. При обобщении материала использую различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: ставлю их перед необходимостью анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Считаю, что теоретическая и методическая подготовки позволяют мне добиться педагогических целей.

Уроки провожу с учетом возрастных особенностей детей. Часто провожу их в форме путешествий, деловой игры, конкурсов, соревнований, КВН, использую ИКТ, создаю и использую свои презентации.

В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.

Считаю, что только дифференцированный подход – обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся, осуществление индивидуального подхода на уроках к обучающимся, имеющим повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и своевременное проведение индивидуальных занятий приводит к росту качества знаний по предметам.

На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех творческой деятельности ребёнка.

При отметочном обучении, результатом использования мной различных образовательных технологий (игровая, ИКТ, личностно-ориентированная, разноуровневая, проектная, коммуникативная, здоровьесберегающие и т.д.) в учебной и воспитательной работе является следующий уровень успеваемости:

Внутришкольная отчётность за год (качество)

Источник

Самопознание как вид познания. Структура и методы самопознания

Самосознание – это нечто, присущее только человеку. Считается, что у животных нет самосознания. Животные не сознают свою деятельность. Они просто действуют согласно заложенным «программам» и инстинктам.

Не совсем понятно, как возникает самосознание, когда оно возникает, на каком этапе эволюции. Есть различные теории на этот счёт.

Можно предположить, что самосознание возникло в ходе какой-то деятельности. Например, в ходе охоты, во время которой хищники преследуют свою жертву. Можно предположить, что в голове у хищника формируется определённый план, модель того, как преследовать жертву. В этой модели должен присутствовать сам хищник, его жертва и некоторые действия. Именно с того момента, когда в модели охоты, которая формируется в мозге животного, присутствует оно само (животное), можно говорить о формировании самосознания. Возможно, именно так у человека было сформировано самосознание (то есть осознание самого себя и возможность познавать самого себя).

Структура сознания

Какова же структура психики человека, структура его сознания? На этот счёт существует очень большое количество теорий. Наиболее популярная теория – это теория психоанализа, основоположником которой считается Зигмунт Фрейд. С точки зрения этой теории, психику (личность) человека можно разделить на 3 части:

Сознательное – это часть, осознающая саму себя. Это Я-реальное.

Бессознательное – это область психики, которая выражается в снах, различных страхах, нервозах, то есть в том, что не осознаётся. Это Я-Оно. Это та часть психики, которая управляет во-многом всей жизнью, психическим и физическим здоровьем, но при этом тем, что невозможно знать и осознавать. Бессознательное не мыслит словесно, как сознательная часть, а мыслит специфическими образами. Слова переводятся в образы.

Сверх-Я (или Супер-Эго) – это совокупность культурных запретов и норм, которые делает человека культурным, цивилизованным общественным существом. Именно это позволило Зигмунду Фрейду говорить о том, что культура – это совокупность запретов, которая имеет репрессивную функцию по отношению к обществу. Иначе говоря, культура вступает в конфликт с бессознательным. Если бессознательное можно определить в качестве совокупности биологических инстинктов и влечений, то сверх-Я – как совокупность культурных запретов и норм. Это то, что приходит в столкновение с естественными желаниями человека.

В науке также распространена структура самосознания, представляющая собой единство трёх составляющих:

Когнитивной составляющей самосознания является знание личности о самой себе. Сначала эти знания случайные, хаотические, отражают только поведение человека в конкретных условиях общения и деятельности. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегрируются в целостное и адекватное понимание собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов.

Аффективное, или эмоционально-оценочная составляющая самосознания включает эмоциональное отношение (переживания различных эмоций), сопровождающий самопознание, в результате чего формируется самоотношение. Сочетание знаний о себе с отношением к себе образует самооценку личности.

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправления) показывает, как проявляется самосознание через поступки и действия, которые осуществляет человек в соответствии с представлением о себе. К ним следует отнести действенно-волевой и результативный компоненты самосознания, результатом которых является саморегуляция и самоконтроль.

Проблема самопознания

Самопознание включается в самосознание в качестве одного из основных процессов, обеспечивающих его содержание и динамику. Оно определяется динамической стороной самосознания и лежит в основе его функциональных проявлений. Именно с такой позиции можно широко рассматривать самопознание, анализировать его возможности.

Как говорил древнегреческий философ Сократ: «Познай самого себя». То есть это первоочередная и очень непростая задача: не познание окружающего мира, а познание самого себя. Много философов и учёных мыслили об этом, пытались решить эту проблему, ответить на вопрос «что такое человек», а точнее – «что такое Я». Но эта проблема не решена до сих пор, как и любая другая философская проблема.

Проблема самопознания неразрешима, но крайне важна сама по себе. Акт самопознания и акт самооценки называется рефлексией, когда человек делая нечто осознаёт сам себя. Когда он, делая что-то, думает о себе, понимает, что это делаю Я.

Существующая закономерность в соотношениях самосознания и самопознания иногда рассматривается с противоположных точек зрения:

  • в первом варианте в самопознании видят условия самосознания;
  • во втором – только его результат.

Несмотря на очевидное значение самопознания в методологическом, теоретическом и прикладном планах, эта проблема до сих пор остаётся недостаточно изученной. Подвергается сомнения само право на существование самопознания как научного понятия и научной проблемы.

В качестве более точных его эквивалентов в современной научной литературе часто используются такие понятия, как «знание о своих психических состояниях», «представление о себе», «самооценка», «образ самого себя» и т.д.

Определения самопознания

В философской и научной литературе представлен ряд определений понятия самопознания. Под самопознанием понимается:

  • познание своего Я в его индивидуальности, условиях и способах реакции, характерных только для него, в склонностях и способностях, силах и пределах собственного Я;
  • сложный и многоуровневый процесс познания себя в качестве субъекта деятельности и общения, построения и коррекции образа Я, наполнение содержанием самосознания личности;
  • динамичный, качественный, интегративный процесс Я-концепции личности, развёрнутый во времени, направленный на познание себя в качестве субъекта деятельности и общения, характеризующий мотивационно-ценностное отношение к овладению системой знаний о себе, своих психофизических и морфофункциональных возможностях, их творческом использовании для саморазвития и самосовершенствования.

Методы самопознания

Методы самопознания определяются по аналогии с методами познания личности. К методам самопознания относятся:

  • самонаблюдение;
  • рефлексия;
  • самоанализ;
  • самокритика;
  • самовнушение;
  • самоосуждение и самонаказание;
  • самопринуждение;
  • самоконтроль;
  • самоприказ;
  • самоучёт;
  • самоодобрение.

Самонаблюдение – это наблюдение за собственными действиями, поступками, мыслями и чувствами. Самонаблюдение считается непременным условием контроля личности за собственным поведением и деятельностью. При исследовании некоторых особенностей течения переживаний специально организованное наблюдение может выступать как ценный научно-исследовательский метод (так называемый интроспективный метод).

Самонаблюдение означает также постоянное наблюдение за собой с целью сдерживания от плохих привычек.

Самонаблюдение основывается на общей наблюдательности и включает в себя отдельные акты самовосприятия. Это изучение человеком того или иного собственного качества. Самонаблюдение разделяют на:

  • первичное (современное);
  • ретроспективное.

С целью достижения чёткости в процессе самонаблюдения используются вспомогательные приёмы (самоопрос, самоанкетирование, самотестирование и др.)

Самонаблюдение – чисто человеческий метод познания объективной реальности. Оно требует активизации всех психических процессов личности, особенно внимания и мышления. Способность к самонаблюдению на определённом возрастном этапе развития человека перерастает в способность к рефлексии.

Рефлексия – осмысление человеком предпосылок, закономерностей и механизмов собственной деятельности, социального и индивидуального способа существования. Рефлексия означает размышление над событиями собственной жизни. Она заключается не только в самопознании, но и в выявлении особенностей отношения к себе со стороны других, в выработке представлений об изменениях в собственной личности, сопоставлении себя с другими.

Теоретическая рефлексия – осознание парадигмальных основ, эталонов, стандартов и процедур познавательного процесса и его результата – объективного знания. Содержание рефлексии – переход неявного знания в явное, формализованное и логично расчленённое знание с применением гипотез, идеализаций.

Средства рефлексии – анализ смысловых основ определённой системы знания, изменение старых парадигм на более совершенные.

Цель рефлексии – методологическое обоснование теоретической системы.

Результат рефлексии – обогащение её объекта путем выявления концептуальных структур более высокого порядка обобщения.

Индивидуальная рефлексия – это не только интроспекция своей психики, но и постижение своей жизненной программы, принципов мироотношения, целей, ценностей, требований, установок, стремлений.

Непосредственная психическая активность – познание, переживания, общения – неотделима от её рефлексивного сознания как средства психического самоконтроля и самосовершенствования.

Результат индивидуальной рефлексии – образ «Я» – лишь тогда адекватно отражает реальное «Я», когда анализирует предметные и общественные формы активности индивида, его включённость в систему общественных отношений, совместной деятельности и межличностных коммуникаций.

Самоанализ – это метод самопознания, основанный на результатах самонаблюдения и заключающийся в выделении сильных или слабых сторон собственной личности. В процессе самоанализа своего поведения самое важное – практические результаты своей деятельности:

  • что сделано;
  • как сделано;
  • можно ли было сделать больше и лучше;
  • что этому препятствовало.

Самоанализ целесообразен и эффективен, если он помогает установить причинно-следственные связи во всех действиях и поступках.

Самокритика – это обработка результатов самонаблюдения с помощью двух методов – самоанализа и самооценки. В основе самокритики лежит развитое мышление. Самокритика способствует переключению человека на самосовершенствование. Она выступает как исходный момент самовоспитания, определяет в значительной мере его задачи, а на следующих этапах входит в его регулятивную систему, воздействуя с остальными, и на результат.

Самовнушение – это процесс логического доказательства себе необходимости развития отдельных черт и качеств, которые нужны для достижения цели и успеха профессиональной деятельности. Также под самовнушением понимают выработку у себя новых установок, неизведанных психических состояний (например, настроения) путём повторения себе словесных формул или вызывания в себя ярких образов («Я – самая прекрасная и привлекательная!»). Человек, который стремится воздействовать на собственную психику, внушает себе, каким образом она поведёт себя в той или той ситуации.

Результатом самовнушения является то, что человек начинает верить в то, о чём говорит. Улучшается настроение, что и влияет на его поведение и результаты труда. Появляется позитивное ожидание и уверенность в реализации решений («Я не буду волноваться. Я буду спокойно выполнять задание!»).

Самоосуждение и самонаказание усиливают негативное отношение человека к нежелательным поступкам, неправильному поведению и тем самым помогает перевоспитывать себя, изменять неправильную линию поведения.

Самопринуждение – это метод осуществления человеком жизненно важных действий и поступков. Оно означает в высшей степени победу над собой. Самопринуждение заключается в требовании от себя совершения того, что самое важное в этот момент («Я должен так сделать…Я должен сначала сделать дело, а потом…). Долженствование здесь выступает главным источником воли.

Самоконтроль используется как испытание собственных сил и возможностей в начале самовоспитания и связан с самопознанием. Самоконтроль означает удержание человека от нежелательных негативных действий и поступков. Самоконтроль может быть незапланированным (осуществляющийся автоматически благодаря определённым благоприятным ситуациям) и запланированным (что предполагает контроль личностью процесса реализации поставленных задач).

Самоприказ – это внутренняя команда к действию, обязательная к исполнению (например, утром вовремя проснуться и не опоздать на работу). Самоприказ заключается в том, чтобы, приняв определённое решение относительно собственного поведения, дать себе команду действовать в нужный момент. Самоприказ требует развитой воли. Это тактический приём, а не стратегия. Злоупотреблять самоприказами нельзя.

Самоучёт заключается в анализе и оценке своего поведения за определённое время.

Самоодобрение – это метод, который заключается в принятии человеком собственных позитивных поступков и действует как поощрение для дальнейшего самовоспитания. Он способствует состоянию удовлетворения собой от достижения успеха и награждения самого себя.

Я-концепция

В процессе взаимодействия с окружающим миром человек выделяет себя среди других людей, чувствует себя объектом своих физических и психических процессов, выступает для себя самого как «Я», которое противодействует другим и вместе с тем неразрывно с ними связанно.

Образ «Я», «Я-концепция» – это сравнительно устойчивая, не всегда осознаваемая, неповторимая совокупность представлений человека о самом себе, на основании которой он основывает взаимоотношения с другими. «Я-концепция» формируется под воздействием:

  • прошлого опыта;
  • успехов и неудач;
  • отношения к человеку других людей, особенно в детские годы;
  • собственной внешности.

Функции самопознания

Самопознание выступает необходимым условием самовоспитания и самосовершенствования, выбора жизненного пути и профессии, организации своего поведения. Познание человеком самого себя и своих индивидуальных особенностей становится важным условием самоопределения, организации межличностных отношений, совершенствования жизнедеятельности человека.

В самопознании сочетаются:

  • субъект (сам человек);
  • объект деятельности (познаётся человеком).

Объектом самопознания выступают отдельные свойства и качества личности. Обеспечение оптимальных условий для успешного функционирования личности невозможно без знания её структуры и закономерностей становления.

Личность – это основная психологическая категория, обусловленная триединством:

  • чего хочет человек (что для него привлекательным, направленность как мотивационно-ценностная система личности, ценности, установки, идеалы);
  • что может человек (его способности, одарённость);
  • кем является он сам (какие из тенденций, установок и способов поведения закрепились в его характере).

В этом триединстве непротиворечиво объединены как динамические характеристики личности (направленность, мотивы), так и её устойчивые качества (характер и способности).

Структура личности проявляется во взаимодействии её устойчивых компонентов:

  • функциональных механизмов психики;
  • опыта личности;
  • обобщённых типологических свойств личности.

К функциональным механизмам психики относят:

  • восприятие информации;
  • мышление;
  • память;
  • психомоторика;
  • уровень саморегуляции.

Самосознание предполагает познание и знание прежде всего своего физического состояния, а затем уже внутреннего духовного мира, своих возможностей. Оно связано со способностью посмотреть на себя со стороны. При этом у человека формируется представление о собственном физическом состоянии по двум основным направлениям:

  • первый – самоощущение, тесно связанный с жизнедеятельностью организма;
  • второй – информация о собственных телесных признаках, поступающая в результате коммуникативных взаимодействий с окружающими.

Источник

Читайте также:  Организации хранят свои свободные денежные средства
Оцените статью