Методы прямого государственного регулирования инвестиций

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с ФЗ-39 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе 3 данного закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведение экспертизы инвестиционных проектов.

В соответствии со ст. 11 данного Закона государственное регулирование включает:

— регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование),

— прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенной регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и президента РФ.

Методы государственного воздействия на условия инвестиционной деятельности

Косвенное регулирование Прямое регулирование
1.1. Совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений 2.1. разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ
1.2. установление субъектам ИД специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера 2.2..Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета
1.3. защита интересов инвесторов 2.3. предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ
1.4. предоставление субъектам ИД льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами 2.4. закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный момент времени будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки в доходы соответствующих бюджетов
1.5. расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения 2.5. проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ
1.6. создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярной проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности 2.6. защита российских предприятий от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов
1.7. Принятие антимонопольных мер 2.7. разработка и утверждение стандартов (Норм и правил) и осуществление контроля за их выполнением
1.8. расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования 2.8. выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов)
1.9. развитие финансового лизинга в РФ 2.9. вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности
1.10. проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции 2.10. предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ
1.11. создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов 2.11. размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов РФ на конкурсной основе на условиях срочности, платности, возвратности

Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян.

Государственные гарантии прав субъектов изложены в ст. 15 ФЗ-39 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов инвестиционной деятельности независимо от формы собственности:

· обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности,

· гласность в обсуждении инвестиционных проектов,

· право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления,

· защита капитальных вложений.

Защита капитальных вложений заключается в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством РФ.

1. Раскройте цели и задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности.

2. Каковы основные элементы государственного надзора и государственного стимулирования инвестиционной деятельности?

3. Перечислите нормативно-правовые акты общего регулирования инвестиционной деятельности в РФ?

4. Перечислите нормативно-правовые акты специального регулирования инвестиционной деятельности в РФ?

Читайте также:  Доходность безрискового актива роснефть

5. Какова цель и основные меры косвенного регулирования инвестиционной деятельности в РФ?

6. Какова цель и основные меры прямого регулирования государственными органами инвестиционной деятельности в РФ?

2.1.Укажите состав национальных источников финансирования инвестиций?

2.2.Выбрать субъекты, относящиеся к иностранным инвесторам:

а) иностранное юридическое лицо;

б) иностранная организация;

д) иностранный гражданин;

ж) лицо без гражданства, проживающее за пределами РФ;

з) международная организация;

и) иностранные государства.

2.3.Законодательные условия инвестирования представляют собой:

а) размеры денежных средств, выделяемых на проведение инвестиционной политики;

б) нормативные условия, создающие законодательный фон на котором осуществляется инвестиционная деятельность;

в) порядок использования отдельных факторов производства, являющихся составными частями инвестиционного потенциала региона;

г) налоговые льготы и государственные гарантии инвестиционных рисков.

2.4.Инвестиционный риск региона определяется:

а) уровнем законодательного регулирования в стране;

б) степенью развития приватизационных процессов;

в) вероятностью потери инвестиций или дохода от них;

г) развитием отдельных инвестиционных рынков.

2.5.Инвестиционный потенциал представляет собой:

а) нормативные условия, создающие фон для нормального осуществления инвестиционной деятельности;

б) количественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические условия развития страны, региона или отрасли;

в) целенаправленно сформированную совокупность объектов реального и финансового инвестирования, предназначенных для осуществления инвестиционной деятельности;

г) макроэкономическое изучение инвестиционного рынка.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1057 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений» закреплено, что субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

— осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов, а также с утвержденными в установленном по­рядке стандартами (нормами и правилами);

— исполнять требования, предъявляемые государственными орга­нами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;

— использовать средства, направляемые на капитальные вложе­ния, по целевому назначению.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность.

Экономическое (косвенное) регулирование инвестиционной деятельности осуще­ствляется только экономическими средствами. Государство, используя экономические инте­ресы и стимулы воздействует на получение и использование инвестицион­ных ресурсов опосредованно, автоматически. Такое влияние носит безадресный характер.

Государство стремится создать предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе хозяйствующие субъекты тяготели к тем вариантам, кото­рые соответствуют целям государственной инвестиционной полити­ки.

Наиболее эффективными экономическими рычагами, которые использует государство для регулирования инвестиционной деятельности, являются:

— совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

— установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

— защита интересов инвесторов;

— предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создание и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

— принятие антимонопольных мер;

— расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

— развитие финансового лизинга в Российской Федерации;

— проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

Все эти экономические рычаги направлены на формирование для всех хозяйствующих субъектов наиболее благоприятных экономических условий в целях увеличения выпуска и повышения качества продукции в соответствии с растущим спросом населения.

Важно, чтобы формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности были гибкими, а их применение не должно быть про­тиворечивым.

Главным преимуществом косвенных методов воздей­ствия состоит в том, что они не нарушают рыночной ситуации. Недостатком же является то, что все это дает временный эффект.

Административные (прямые) методы регулирования инвестиций оказывают непос­редственное воздействие на деятельность субъектов инвестицион­ных отношений и базируются на властно-распорядительных отно­шениях. При прямом методе законодательные инструменты играют главенствующую роль. Они вынуждают субъектов инвестиционных отношений принимать решения не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Поэтому при данном методе необходимо разрабатывать современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство.

— К прямым методам государственного правового регулирования относятся:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

Читайте также:  Как открыть фонд прямых инвестиций

— размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов.

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прямые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности содержат различные формы управления финансовой помощью в виде: дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

Увязывая интересы различных субъектов хозяйствова­ния и разных социальных групп, прямое государственного регу­лирования инвестиционной деятельности способствует выравниванию финансового положения предприятий, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 943 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Методы государственного регулирования иностранных инвестиций

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Государственным регулированием инвестиционной деятельности являются определенные законодательством формы и методы экономического и административного характера, которые используются органами управления для осуществления инвестиционной политики, которая обеспечивает государственные задачи социально — экономического развития страны и её отдельных регионов, а так же повышает эффективность инвестиций, обеспечивает безопасные условия для вложений в различные инвестиционные проекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется системой специальных нормативных актов, а так же общим государственным законодательством. Огромное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, гражданский и налоговый кодекс, закон об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном контроле и другие.

В нашей стране приняты и другие постановления, нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. К ним можно отнести закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99г.

Этот закон определяет правовые, социальные и экономические условия инвестиционной деятельности, объекты и субъекты её, а так же предусматривает защиту прав, имущества и интересов субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

Так же существует ряд постановлений Правительства РФ, целью которых является повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производство, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

-полностью соответствуя государственным инвестиционным программам;

-прямым управлением государственными инвестициями;

-путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых льгот и ставок;

-предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства, территорий;

-проведением финансовой и кредитной политики, амортизационной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском ценных бумаг в обращение);

-контролем за соблюдение государственных стандартов и норм;

-антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, включая незавершенное строительство;

-экспертизой инвестиционных проектов.

Государство, воздействуя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные или прямые метода регулирования воздействуют прямым образом на субъекты инвестиционной деятельности, при этом государство обладает правом и возможностью осуществления принуждения по отношению к другим экономическим субъектам, используя при этом запреты, ограничения, регламенты либо разрешения.

Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.

Активность инвестиционной деятельности зависит от проведения финансовой, ценовой, кредитной, амортизационной, валютной, налоговой и инвестиционной политики.

К экономическим методам так же можно отнести:

-установление ставок рефинансирования

-дифференциацию налоговых ставок

-налоговые льготы и скидки

-тарифы и ставки платежей за землю и природные ресурсы.

Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:

Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:

Читайте также:  Доходность прибыльность рентабельность банка

-благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления;

-амортизации и использования отчислений на амортизацию;

-создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;

-защита интересов инвестора;

-предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ;

-расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально — культурного назначения;

-принятие мер по антимонопольной политике;

-создание и развитие сети информационно — аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

-развитие финансового лизинга;

-расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования;

-создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности;

-проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.

Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:

-формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней;

-предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

-проведение экспертизы инвестиционных проектов;

-размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет;

-разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля над их соблюдением;

-защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

-выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

-предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов;

-вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.

Независимо от форм собственности, всем субъектам инвестиционной деятельности государство гарантирует:

-гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

-обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности

защиту капитальных вложений;

-право обжалования в судебном порядке любых решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

-стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

Если государство принимает законы, которые устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу.

Исключение составляют те случаи, когда законом установлено что его действие распространяется на отношения , которые возникли из ранее заключенных договоров.

Законом так же предусматривается, что национализированы капитальные вложения, могут быть только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование, которое осуществляется согласно законодательству РФ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности является совокупностью государственных подходов и решений, которые закреплены в законодательстве, организационно — правовых формах, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Государственное регулирование выражается в управлении государственными инвестициями:

-система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

-финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, льготных кредитов и бюджетных ссуд;

-финансовая и кредитная политика;

-выпуск в обращение ценных бумаг;

То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:

-регулирование финансовых инвестиций;

-регулирования сфер и объектов инвестирования;

-экспертиза инвестиционных проектов;

-регулирование условий инвестирования средств за пределы государства;

-проведение эффективной амортизационной политики;

-налоговое регулирование инвестиционной деятельности;

-регулирование участия инвесторов в приватизации;

-предоставление финансовой помощи.

Для регулирования инвесторов на территории РФ государство пользуется следующими методами:

-экспертиза инвестиционных проектов, то есть оценка экономической целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу;

-контроль соблюдения государственных стандартов и норм, а так же правил обязательной сертификации.

К формам и методам регулирования инвестиционной деятельности относятся:

-защита интересов инвесторов;

-установление льгот по уплате налогов для субъектов инвестиционной деятельности;

-расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и иными ресурсами;

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемыми муниципальными образованиями;

-выпуск муниципальных займов в соответствии с существующим законодательством;

-размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

-проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования.

Источник

Оцените статью