Методы привлечения инвестиций регион

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СТРАТЕГИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН

Начальным этапом формирования стратегии привлечения инвестиций в регион является выделение перспективных объектов вложения инвестиций. Объектами управленческого воздействия могут быть сферы производства и предоставления услуг, инфраструктурные элементы регионального рынка, инвестиционные процессы и т.д.

Немало важным в инвестиционной стратегии является инвестиционный потенциал региона и такие факторы как ресурсно-сырьевой потенциал, трудовой, инфраструктурный, интеллектуально-инновационный, финансовый и др.

При множестве и разнородности входящих в инвестиционный потенциал факторов, нельзя не учесть, что однотипность управленческого воздействия на них весьма сомнительно может дать оптимальный эффект. В связи с этим возникает необходимость в дифференцированности управленческих воздействий. По характеру управленческого воздействия выделяют методы прямые и косвенные.

Специфика прямых методов управленческого воздействия заключается в непосредственном воздействии на субъекты экономической деятельности со стороны органов государственной власти посредством административных полномочий, используя принадлежащие им ресурсы и объекты. Преимуществами прямых методов являются: целенаправленность, обеспечение приоритетов стратегии регионального инвестирования, оперативность. Однако, отсутствие гибкости и тенденций к саморегулируемости лишает таких основ конкурентной борьбы, как стимулирование инициативы и стремлений к совершенствованию. А это в условиях рыночной экономики приводит к потере конкурентоспособности.

Мерами директивного управленческого воздействия являются:

1) нормативно-правовая база, регламентирующая и регулирующая инвестиционную деятельность в регионе;

2) управление региональной собственностью, в том числе унитарными предприятиями благодаря поддержке из бюджета, без применения рыночных механизмов управления;

3) разработка и реализация региональных программ инвестирования.

Более гибкими из-за отсутствия обязательно формализованного характера являются косвенные методы управленческого воздействия. Это позволяет оптимально сбалансировать в условиях рыночной экономики частные и общественные интересы, за исключением законодательно ограниченных видов экономической деятельности.

Однако эффективного использования ресурсного потенциала региона не будет, если применять только один из этих методов, так как применение одного метода может стать препятствием для формирования высокого уровня инвестиционной привлекательности региона в целом, а также существенно ослабить реализацию стратегии по привлечению инвестиций в регион. Все это связано с ориентацией потенциального инвестора на свободу выбора и защиту интересов со стороны закона, а это может быть реализовано лишь при применения смешанного метода управленческого воздействия.

Для реализации стратегии привлечения инвестиций в регион важно предусмотреть возможность поддержки потенциальных инвесторов:

1) в рамках бюджетного метода управления возможность предоставления, субвенций, бюджетных гарантий, субсидий;

2) в рамках налогового метода рассмотреть возможность применения налогового кредита и ослабление налогового бремени посредством специальных режимов для инвесторов;

3) в рамках внешнеэкономического – способствование созданию благоприятного имиджа и инвестиционного климата региона, активное привлечение иностранных инвестиций.

Таким образом, в рамках стратегии привлечения инвестиций в регион можно сказать о повышении уровня инвестиционной привлекательности региона. Но при всем этом, учитывая разнородность областей интересов потенциальных инвесторов, в целях повышения эффективности привлеченных инвестиционных ресурсов важно выявить наиболее перспективные направления инвестирования и их соотношения с интересами потенциальных инвесторов. В связи с этим, представляется целесообразным сегментирование инвесторов на следующие группы:

1) предприятия, ориентированные на экспортную деятельность;

2) транснациональные корпорации;

3) малые и средние предприятия, ориентированные на местный рынок;

4) иностранные инвесторы;

5) физические и юридические лица осуществляющие поддержку развития бизнеса.

Также действовать должны и программы повышения компетентности профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая обучение в ведущих зарубежных университетах и бизнес — школах.

Реализация стратегии привлечения инвестиций в регион не может быть осуществлена без таких ресурсов управления как финансовые, природные, материально-технические, управленческие и интеллектуальные. А это возможно только при их организационно-правовом обеспечении, развитости методики, опирающейся на достоверность и полноту информационного сопровождения.

Список использованной литературы:

1. Российский экономический журнал, 2013, №1.

2. Инвестиционный климат в России. Доклад. //Вопросы экономики, 2013.

3. Парахин Ю. Инвестиции в АПК: состояние и перспектива. // АПК: экономика, управление. — 2014г. №104.

Читайте также:  Валовые частные инвестиции учитываются при расчете внп по методу потока доходов верно неверно

Источник

Как привлечь в регион инвестора

В условиях падения доходов региональных бюджетов и экономического спада основной рецепт, прописанный местным властям – повышение инвестиционной привлекательности региона и развитие малого и среднего бизнеса. Хотя против этого никто не возражает, далеко не всем регионам удается эти задачи решать успешно. Из 21 региона-участника пилотного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ лишь несколько стали лидерами, благодаря активному содействию в создании новых предприятий и поддержке действующих. Первые итоги национального рейтинга были представлены на Сочинском инвестиционном форуме.

Ульяновская область привлекает западный бизнес

По показателю «региональная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами» успешными признаны Ульяновская, Калужская, Костромская области и Алтайский край. В сущности ничего особенного в этих регионах для привлечения инвесторов не делали, попросту желали их найти. Основной метод: создание местной корпорации развития и сопровождение инвестпроектов на всех этапах: от подачи заявки до начала деятельности предприятия.

При заходе в регион предприниматель сталкивается с проблемой выбора производственной площадки. Как правило, он обращается в администрацию области, где в большинстве случаев тоже не знают о таких площадках. Чтобы их найти, надо звонить, ездить, смотреть – одним словом искать. Этим в том числе и занимаются те, кто хочет пополнить бюджет региона налогами.

Например, в Ульяновской области для этих целей создана корпорация развития. Здесь еще в 2005 году ввели статус приоритетного инвестиционного проекта, для которого полагаются льготы по налогу на прибыль, на имущество организаций, транспортному налогов. Сотрудники корпорации развития встречают инвестора и буквально водят его по кабинетам других чиновников. В каждом муниципальном районе выбраны территориальные точки развития, для которых подробно описаны инфраструктурные и социальные объекты. Сотрудники корпорации обходят площадки, звонят на предприятия в поисках пустующих цехов и территорий. Недавно создали инвестиционный офис в Германии, чтобы завлекать иностранных предпринимателей в Ульяновскую область.

В результате ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» в 2013 году привлекла в регион французскую компанию «Легран», которая вкладывает здесь в производство низковольтного коммутационного оборудования около 400 млн рублей. «Бриджстоун Корпорейшн» (Япония) создает производство автомобильных шин с планируемым объемом инвестиций в 12,5 млрд рублей. Мексиканская «Немак Юроп ГмбХ» будет производить в Ульяновской области комплектующие для автомобилей (инвестиции 2,2 млрд рублей). А германская «Хермле АГ» создает станкостроительный комплекс с объемом вложений 150 млн рублей. Добавьте к этому еще с десяток российских компаний, решивших открыть производства в Ульяновской области – это и будет история успеха корпорации развития.

«Мы поначалу сами пытались искать производственную площадку, но у нас не получилось. Обращение в корпорацию развития оставили на самый крайний случай, думая, что это формальная структура, — сообщил «Эксперт Online» Алексей Загуменников, генеральный директор ООО «Живая Вода Поволжье» (входит в ЗАО «Концерн Живая Вода). – Но мы удивились, когда они нам за неделю подобрали площадку. К тому же помогли сократить сроки получения технических условий на присоединение к энергосетям. Почти всю работу с энергетиками корпорация взяла на себя. У нас предприятия есть в Москве и Новосибирске, но нигде мы такой поддержки не получали».

«Живая Вода» создает производство инжекционно-выдувных бутылей объемом на базе местного завода «Стройпластмасс-СП». Планируемый объем инвестиций с учетом стоимости оборудования — более 100 млн рублей. Всего в 2013 году ульяновской корпорацией развития привлечены 15 новых крупных проектов с общим объемом инвестиций 17,5 млрд рублей, в результате которых ожидается создание порядка 3 тыс. рабочих мест. Для содействия реализации инвестиционных проектов сейчас в Ульяновске дополнительно создается проектная группа специалистов. Она будет решать все вопросы предпроектной подготовки, проблемы, возникающие на стадии строительства и ввода предприятия в эксплуатацию.

В Калужской области сделали ставку на кластеры

Калужская область в конце 90-х годов была почти полностью дотационным регионом с массой предприятий, работающих на пришедший тогда в упадок оборонный комплекс. Не имея экспортоориетированных полезных ископаемых, область сделала ставку на привлечение инвестиций. Здесь создали сначала государственное «Агентство регионального развития Калужской области», а в 2007 и ОАО «Корпорация развития Калужской области». Они работают по тому же принципу, что и ульяновская корпорация – сопровождают инвестпроекты на стадии реализации и после запуска производства. К каждому инвестиционному проекту прикрепляется куратор, который доступен инвестору 24 часа в сутки. Корпорация координирует органы власти и другие организации, вовлеченные в процесс прохождения различных процедур, как то получение разрешения на строительство, привлечение иностранной рабочей силы.

Читайте также:  Последние испытания блоков chia что это

Сегодня выделено несколько приоритетных направлений для развития Калужской области. С целью диверсификации рисков для новых инвестиционных проектов готовятся специальные площадки: автомобильный кластер, фармацевтический кластер, сельскохозяйственный кластер.

В Калужской области внедрена единая база инвесторов и инвестиционных проектов для координации действий всех организаций ответственных за сопровождение инвестиционных проектов, развития инвестиционного климата в области.

«Как застройщик могу подтвердить, что получить разрешение на строительство в Калужской области стало проще, — пояснил «Эксперт Online» Владимир Кошелев, генеральный директор «Корпорация Кошелев». — Ранее, когда приходишь в регионе к чиновнику, в глазах была пустота в ответ на предложение построить дом. Сейчас же региональные власти активно содействуют строительству. И это важнее, чем формальное снижение сроков и числа согласовательных документов. Мы смогли увеличить и темпы строительства благодаря тому, что региональные власти выставляют на аукцион площадки с уже готовой инфраструктурой, а ресурсоснабжающие организации заставляют не тянуть с подключением к сетям».

В итоге с 2006 по 2013 годы от резидентов индустриальных парков в бюджеты всех уровней Калужской области поступило более 50 млрд рублей налоговых отчислений при затратах на развитие инфраструктуры по итогам на 2014 год в 11,9 млрд рублей. В прошлом году здесь заключили 24 соглашения с инвесторами, которые уже вложили в экономику региона более 54 млрд рублей, ожидается еще 39 млрд.

Инвестклимат зависит от гарантий

Ключевая проблема бизнеса – доступность кредитов. Малому бизнесу трудно получить заем в банке ввиду недостаточности или отсутствия залоговой базы. Для помощи им во многих регионах несколько лет назад были созданы гарантийные фонды. Они предоставляют гарантии при получении предприятиями в банках кредитов (около 50% от суммы займа). В случае непогашения кредита банк может рассчитывать на компенсацию из фонда. Но все они отличаются разной степенью активности. Если одни сидят и ждут, то другие вникают в каждый предпринимательский проект, выявляют его сильные и слабые стороны, чтобы было легче убедить банк выдать кредит и даже снизить кредитную ставку.

По показателю «государственные гарантии и государственные гарантийные фонды» лидерами национального рейтинга стали Калужская, Челябинская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Краснодарский и Приморский края.

Эффективным считается фонд, команда которого стремится снизить свои комиссионные (гарантия стоит денег), обеспечить возвратность кредита, договариться с банками о снижении процентной ставки и прочее.

Гарантийный фонд Республики Татарстан взаимодействует с 25 банками. Регулярные встречи с руководителями банков-партнеров для обмена информацией, постановки задач, решения операционных проблем – это и есть повседневная работа фонда. Гарантийные фонды формируются из федерального и регионального бюджетов, поэтому любой невозврат кредита и необходимость его компенсировать – это чрезвычайное происшествие.

«Мы первыми в стране ввели систему диверсифицированных вознаграждений предпринимателям для стимуляции снижения риска, — пояснил «Эксперт Online» Сергей Болотаев, директор НО «Гарантийный фонд Республики Татарстан. – То есть мы снижаем размер комиссионных в два раза в случае, если риски по проекту минимизируются. Федеральное агентство кредитных гарантий еще только разрабатывает такую систему, у нас она давно внедрена. Мы так же организовали возможность наших клиентов участвовать в конкурсах на получение госзаказа. Это высокая гарантия возвратности, к тому же стимулирует предприятия брать кредиты, увеличивать свои обороты. В целом мы планируем выйти на уровень кредитов в 1,45 млрд рублей».

Гарантийный фонд Татарстана в прошлом году выдал 76 поручительств на общую сумму кредитов в 540 млн рублей при полном отсутствие просроченной задолженности.

Читайте также:  Bitcoin core wallet electrum

Гарантийный фонд Приморского края организован как бизнес-проект, поэтому его целевые показатели растут. Они предполагают рост суммарного объема выданных поручительств выше, чем это установлено на федеральном уровне. Фонд борется за узнаваемость среди представителей бизнеса и конечно за их интересы с банками.

«Мы изначально стали смотреть на фонд как на коммерческий проект, а не госструктура, — пояснил «Эксперт Online» Николай Дубинин, директор департамента экономики и стратегического развития Приморского края. — Запустили рекламу, чтобы привлечь как можно больше предпринимателей. Но главное – это работа с банками. Если их руководители еще заинтересованы в работе с нами, то менеджерам среднего звена все безразлично. Поэтому мы проводим с их сотрудниками семинары, убеждаем смягчать условия предпринимателям».

Следующий этап развития гарантийного фонда Приморья — предоставление поручительств под банковские таможенные гарантии, выдача поручительств для участия в тендерах.

Кредитовать, чтобы развивать

Все же кредиты коммерческих банков дороги для малого бизнеса (ставки 12-15% годовых и выше). Чтобы начать дело и развивать его, предприниматели могут пользоваться кредитами региональных фондов развития малого и среднего бизнеса. Лидерами показателя «финансовая поддержка малого предпринимательства» национального рейтинга стали Ставропольский край, Республика Саха (Якутия), Ульяновская, Томская, Челябинская области, Приморский край.

При составлении рейтинга оценивалось использование разных институтов поддержки бизнеса. В лидеры выбились те, кто не только выдает кредиты из собственных средств (формируются из федерального и регионального бюджетов), но и вовлекает в кредитование банки, микрофинансовые организации, кредитные кооперативы. Баллы добавлялись за наличие широкой филиальной сети, работы в муниципалитетах, формирование широкой линейки финансовых услуг, минимальные сроки рассмотрения заявки.

В этой части примечателен опыт Фонда развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), который был создан в 2005 году. Он кредитует бизнес исходя из региональных приоритетов и по сути стимулирует открытие новых предприятий в кластерах, сосредоточенных в основном в зонах наличия природных ресурсов (алмазы, золото, нефть, газ).

Например, для производственных предприятий ставка составит всего 6 %, предприятий сферы услуг — 7 %. Под микрофинансирование привлекаются также средства институтов развития и их дочерних структур («МСП Банк»). Кредиты, выданные за счет привлечения таких средств, выдаются под 15 % годовых на срок до трех лет.

Якутский фонд в отличие от многих других не просто кредитует бизнес, но и стимулирует муниципалитеты к развитию предпринимательства. Ежегодно разрабатывают совместные планы по развитию малого предпринимательства в муниципалитете с постановкой конкретных целей (например, количество созданных рабочих мест). Фонд проводит ежегодный анализ выполнения планов — обычно они выполняются на 30–70 %. В случае невыполнения планов на следующий год урезается объем финансовой поддержки муниципалитету со стороны региона. В 2013 году фонд заключил 57 договоров поручительств на общую сумму 348 млн рублей и выдал 523 млн рублей кредитов.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ составлен для того, чтобы систематизировать лучшие практики и тиражировать их в отстающих регионах.

«Изначально мы проводили интервью предпринимателей регионах-лидерах стараясь понять, в чем именно заключается успешный опыт. Старались найти так называемые типовые решения, — говорит руководитель одной из экспертных групп национального рейтинга Александр Хуруджи. — Также важно было понять насколько лучшая практика масштабируется, насколько она применима в других регионах. Только после того, как мы находили ответ на вышеобозначенные вопросы по отношению к каждой лучшей практике, она включалась в сборник лучших практик».

Как пояснили в АСИ, в ближайшее время экспертные группы будут проводить семинары с региональными министрами. Предприниматели будут по сути обучать чиновников, как правильно работать на развитие бизнеса в регионе. Опираться они при этом будут как раз на лучшие практики национального рейтинга.

Читайте последние новости России на сегодня, 24 сентября 2014 года, на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и в Одноклассниках

Источник

Оцените статью