Оценка и RAB-регулирование тарифов
Государственное регулирование тарифов по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB) предусмотрено oсновами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 (далее – Основы ценообразования). Методологическая база Основ ценообразования прописана в Методических указаниях по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее – Методические указания), утвержденных Приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (далее – ФСТ России) по согласованию с Минэкономразвития России от 26.06.2008 №231-э.
Особенностью государственного установления цен (тарифов) в электроэнергетике является определение так называемой «необходимой валовой выручки» (НВВ). Согласно Основам ценообразования под этим термином подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Отношением НВВ и объема оказываемых услуг устанавливается цена на услуги регулируемых предприятий электроэнергетики. Практикуемый до сегодняшнего момента в установлении тарифов метод экономически обоснованных расходов (затрат) предполагает ежегодный пересмотр регулятором НВВ каждой регулируемой компании.
Принципы регулирования с использованием метода RAB предусматривают установление тарифов на 3-5-летний период на основе долгосрочных параметров регулирования. Регулирование методом RAB в отличие от метода экономически обоснованных расходов (затрат) создает предпосылки для создания благоприятного инвестиционного климата в электроэнергетической сфере, поскольку правила игры (в данном случае – долгосрочные параметры регулирования) в течение всего периода регулирования остаются неизменными. Длительность первого долгосрочного периода регулирования для «обкатывания» новой методики составит три года, продолжительность же последующих периодов – пять лет.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов.
Следует учесть, что НВВ состоит из расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величины возврат инвестированного капитала (амортизация капитала), а также дохода на инвестированный капитал и величины изменения необходимой валовой выручки, производимого в целях сглаживания тарифов.
В целях стимулирования регулируемых компаний к снижению издержек, предусмотрено применение понижающего коэффициента эффективности операционных расходов. Для обеспечения одинаковых стимулов к снижению расходов на протяжении всего долгосрочного периода регулирования предусмотрен механизм, позволяющий организации получать выгоды от экономии операционных расходов, достигнутой в последние годы долгосрочного периода регулирования, на протяжении 5 лет, в том числе в течение следующего долгосрочного периода регулирования.
Справедливая норма доходности на инвестированный капитал рассчитывается в виде средневзвешенной стоимости капитала. Такой подход к расчету нормы доходности позволяет учитывать риски, связанные с финансированием деятельности распределительных сетевых компаний, как за счет собственных источников, так и за счет заемных средств. Стоимость финансирования деятельности компании за счет собственного капитала отражает все риски, присущие инвестициям в акционерный капитал. Стоимость финансирования за счет заемных средств соответствует процентной ставке, под которую возможно привлечение кредитных ресурсов.
В соответствии с Методическими указаниями доля заемного капитала на первый долгосрочный период регулирования в сфере передачи электрической энергии по распределительным сетям устанавливается равной 0,3; доля собственного капитала – 0,7.
На первый долгосрочный период регулирования ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России устанавливает норму доходности инвестированного капитала отдельно для капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. Начиная со второго долгосрочного периода регулирования, норма доходности инвестированного капитала, созданного до и после перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, устанавливаются единой ставкой.
Во избежание резкого роста тарифов вследствие применения RAB-регулирования Методическими указаниями предусмотрен механизм сглаживания, заключающийся в перераспределении НВВ в течение всего долгосрочного периода регулирования.
В связи с принятием рассмотренной нами новой модели установления тарифов открывается новый сегмент рынка для профессиональных оценщиков как участников тарифного процесса.
Прежде всего, профессиональное оценочное заключение понадобится при формировании расчетов и прогноза расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) на период регулирования 2010-2012 гг. относительно операционных (подконтрольных) расходов и расходов, включаемых в НВВ в объеме, определяемом регулирующими органами (неподконтрольных расходов).
Подлежащий согласованию с ФСТ России формат расчета операционных расходов и неподконтрольных расходов должен соответствовать формам составления бюджета регулируемых организаций.
Распределение расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), должно быть предложено оценочной компанией, исходя из требований п. 18 Методических указаний и структуры бюджетных форм регулируемой организации. При невозможности обоснования такого разделения, оценщик вправе представить Обществу предложения об изменении бюджетных форм. Утвержденные регулируемой организацией бюджетные формы подлежат согласованию с ФСТ России и включению в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденными Приказом ФСТ России от 21.03.2006 №56-э/1.
Также привлечение независимого оценщика возможно для подготовки расчета и прогноза индекса эффективности операционных расходов на первый долгосрочный период. В соответствии с п. 61 Методических рекомендаций индекс эффективности операционных расходов устанавливается на основе сравнительного анализа расходов в расчете на единицу реализуемой продукции (удельных расходов) регулируемых организаций.
Для определения регулирующей базы активов организации от оценщика потребуется провести расчет и прогноз размера инвестированного капитала на первый прогнозный период. В частности, предстоит определить полную восстановительную стоимость основных средств и определить рыночную стоимость незавершенного строительства по состоянию на 01.01.2009 г., а также идентифицировать объекты (части объектов), построенные за счет платы за технологическое присоединение для их исключения из базы первоначального капитала RAB.
В рамках выполнения этой задачи потребуются оценочные заключения об определении физического износа объектов основных средств, исходя из ряда аспектов: экспертной оценки технического персонала, экономически обоснованных сроков службы, учета реконструкций и ремонтов, приводящих к восстановлению основных средств и уменьшению величины износа. Одним из направлений при решении данной задачи станет определение внешнего износа в региональном разрезе: недозагрузки основного технологического оборудования (в т.ч. полезность и используемость объектов основных средств), соотношения требуемой и фактической амортизации, денежных потоков, генерируемых инвестированным капиталом.
Следующим этапом работы независимого оценщика может стать расчет и прогноз чистого оборотного капитала на первый прогнозный период. В соответствии с п. 28 Методических указаний величина чистого оборотного капитала устанавливается органами регулирования на долгосрочный период регулирования в размере, соответствующем величине оборотного капитала, необходимого регулируемой организации для осуществления регулируемой деятельности без возникновения кассовых разрывов.
Расчет чистого оборотного капитала представляет собой разницу краткосрочных обязательств и величины текущих активов по данным бухгалтерского учета на начало года, предшествующему началу долгосрочного периода регулирования.
Очередным этапом участия оценщика в тарифном процессе будет расчет и прогноз нормы доходности капитала на первый прогнозный период.
Как было указано ранее, доля заемного капитала на первый долгосрочный период регулирования в сфере передачи электроэнергии по распределительным сетям устанавливается равной 0,3; доля собственного капитала – 0,7. По заказу регулируемой организации оценщик может оказать услуги по обоснованию данного соотношения для целей внедрения RAB в отношении каждой конкретной компании.
Поскольку стоимость заемного капитала определяется, исходя из усредненной стоимости облигационных займов, размещенных регулируемыми организациями, то оценщик может составить перечень таких организаций, включая российские распределительные компании и зарубежные аналоги магистральный сетевых компаний, и рассчитать стоимость заемного капитала для регулируемой организации.
Оценщик также может рассчитать доходность долгосрочных государственных обязательств России в процентах годовых как средняя доходность государственных обязательств со сроком до погашения на дату расчета нормы доходности не менее 4 лет и не более 6-и лет за год, предшествующий дате расчета нормы доходности.
Доходность облигаций организаций, имеющих кредитный рейтинг AA (в классификации рейтингового агентства Standard & Poors), соответствующий риску инвестиций в распределительный сетевой комплекс Соединенных Штатов Америки, в соответствии с результатами торгов облигациями со сроком погашения 10 лет, имеющими рейтинг AA.
Оценщик рассчитывает премию за риск инвестирования в собственный капитал регулируемой организации и норму доходности инвестированного капитала в реальном выражении и согласовывает полученное значение с заказчиком, а также согласовывает норму доходности инвестированного капитала с ФСТ России. В свою очередь ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России выпускает приказ о норме доходности для регулируемой организации.
Расчет и прогноз срока возврата инвестированного капитала на первый прогнозный период также может осуществляться независимым оценщиком. В соответствии с п. 50 Методических указаний срок возврата инвестированного капитала составляет 35 лет.
Оценщик проводит исследование сроков жизни активов, входящих в инвестированный капитал, определяет средневзвешенный срок жизни и оставшийся срок службы активов с учетом фактически сложившихся исторических сроков жизни основных средств Компании, а также ремонтов и капитальных вложений Компании за период регулирования.
В соответствии с п 7.1. Основ ценообразования регулирующие органы устанавливают уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с ФСТ России. В этой связи оценщик может выполнить расчет и прогноз максимальной возможной корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемый с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг на первый прогнозный период.
В свою очередь регулирующие органы контролируют соблюдение уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг). Регулирующие органы ежегодно корректируют НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих или повышающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми ФСТ России. Корректировка НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится также по результатам контрольных мероприятий по соблюдению уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
В соответствии с п. 31 Методических указаний данная величина не может превышать 3% от НВВ, установленной на долгосрочный период регулирования, в абсолютном выражении. В этой связи привлечение независимого оценщика может осуществляться по следующим направлениям:
- подготовка проекта методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) и согласование их с заинтересованными субъектами;
- подготовка проекта методических указаний по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), и согласование их с заинтересованными субъектами.
При разработке таких актов оценщик должен исходить из приоритета минимизации возможных рисков уменьшения тарифной выручки для регулируемой организации, в том числе в результате проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с п. 12. Методических указаний оценщик также может провести расчет и прогноз коэффициента эластичности расходов по количеству активов. Коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, на первый долгосрочный период регулирования устанавливается равным 0,75. Оценщик может рассчитать величину эластичности расходов на основе фактических данных за прошедший период регулирования и согласовывает их с заинтересованными субъектами.
Подобную работу независимый оценщик может выполнить при расчете и прогнозировании норматива потерь электрической энергии, а также расчете и прогнозе изменения необходимой валовой выручки, производимый в целях сглаживания роста тарифов. При этом оценщик проведет анализ изменения НВВ с целью обеспечения сбалансированного роста тарифов в первом и последующих периодах регулирования.
Таким образом, можно констатировать, что новшества в законодательном регулировании ценообразования в отношении естественных монополий в электроэнергетической отрасли являются стимулирующим фактором в развитии оценочной деятельности.
В свою очередь профессиональная оценка получает развитие в роли ценообразования и утверждения нового направления – стоимостного консалтинга.
Авторы:
Романова С. И., Руководитель группы компаний «Нексиа Пачоли», генеральный директор ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг», кандидат экономических наук
Поляков Ю. Д., Заместитель генерального директора ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»
Источник
Метод доходности инвестированного капитала в теплоснабжении (RAB)
Метод доходности инвестированного капитала в теплоснабжении (RAB) при установлении тарифов на тепловую энергию — один из самых обсуждаемых вопросов в сфере ЖКХ, который включен в программу Всероссийского Семинара «Нормативно-правовое обеспечение регулирования в сфере ЖКХ». Своими мыслями по поводу внедрения нового метода мы попросили поделиться Президента ГК «Управления инвестициями» Ремира Эркиновича Мукумова.
Ремир Эркинович, расскажите, пожалуйста, об истории метода RAB – как давно он применяется, насколько эффективен?
RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.
Насколько закономерен переход к новой методике тарифообразования? Решению каких задач послужит RAB-регулирование?
Переход на RAB-регулирование – это переход на новую инвестиционную стратегию. Применение метода доходности инвестированного капитала направлено на решение важнейших задач тарифного регулирования в теплоэнергетической отрасли – создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов регулируемых организаций. В числе преимуществ метода RAB — стимулирование привлечения инвестиций, повышение капитализации регулируемых организаций, повышение качества стратегического планирования деятельности организаций, экономическая мотивация снижения издержек.
Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий – это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.
Чем вызвана необходимость перехода на RAB-регулирование? Эксперты отмечают, что введение RAB — скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, изношенные сети просто развалятся?
Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода — 65%, канализации и тепловых сетей — 63%, электрических сетей — 58%, водопроводных насосных станций — 65%, канализационных насосных станций — 57%, очистных сооружений водопровода — 54% и канализации — 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.
Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.
Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.
В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. Насколько безболезненно для потребителя пройдёт внедрение нового метода? Не придётся ли нам платить “новые” цены за “старое” качество услуг?
В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии.
Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала в 2010 году, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, чтобы обеспечить корректный переход к долгосрочному тарифному регулированию, что особенно важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а так же более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения.
Тариф, принимаемый на долгосрочный промежуток времени, должен зависеть от надежности и качества услуг. С этой целью планируется разработать методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых услуг. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае несоответствия качества предоставляемых услуг уровню установленного тарифа, либо в случае предоставления со стороны компании недостоверных сведений о качестве услуг.
В случае несоответствия качества услуг сетевых компаний нормативам, потребители будут получать компенсацию, либо платить меньшую цену за услуги этих компаний.
Ремир Эркинович, хотелось бы узнать Ваше мнение о преимуществах долгосрочного тарифообразования. Кто, в конечном счёте, останется в выигрыше – потребитель, поставщик, инвестор?
Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Первые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии будут установлены в рамках реализации с 2011 г. пилотных проектов по долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в сфере теплоснабжения.
Преимущества, ожидаемые от введения метода RAB:
Для региона: ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Развитая сетевая инфраструктура позволит открывать новые предприятия, расширить производственные мощности, строить комфортное жилье.
Для бизнеса: все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.
Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А так же, повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.
Для компаний, предоставляющих услуги: появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у компании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры. С учетом того, что тариф устанавливается на 3-5 лет, компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.
Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.
Источник