- Методы тарифного регулирования для сетевых организаций
- II. Приказ ФАС России от 30.09.2015 N 900/15 (ред. от 29.09.2020) «Об утверждении Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016 N 40882)
- II. Расчет необходимой валовой выручки методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
Методы тарифного регулирования для сетевых организаций
В соответствии с п.12 постановления Правительства РФ №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» от 29.12.2011 года при регулировании цен (тарифов) применяются следующие методы на основе долгосрочных параметров регулирования:
метод доходности инвестированного капитала;
метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится органом исполнительной власти соответствующего субъекта России в области регулирования тарифов.
В отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также территориальных сетевых организаций, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.
Необходимая валовая выручка организаций с применением метода долгосрочной индексации определяется регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам РФ №98-э от 17.02.2012г. «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки».
В соответствии с вышеуказанными методическими указаниями, перед началом долгосрочного периода определяются и в течение него не пересматриваются следующие долгосрочные параметры регулирования:
- базовый уровень подконтрольных расходов;
- индекс эффективности подконтрольных расходов;
- коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;
- максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг;
- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;
- уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:
- индекс потребительских цен;
- размер активов;
- величина неподконтрольных расходов;
- величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг;
- величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации;
- цена (тариф) покупки потерь электрической энергии.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования, который может составлять не менее 5 лет (не менее 3-х лет – в первом долгосрочном периоде регулирования).
При этом, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12% необходимой валовой выручки.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменения плановых показателей на следующие периоды.
Переход к регулированию цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется при условии согласования такого перехода Федеральной службой по тарифам России в соответствии с приказом ФСТ РФ от 18.08.2010 года №183-э/1 «Об утверждении порядка согласования ФСТ РФ предложений органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, а также решений о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования».
Расчет необходимой валовой выручки с применением метода доходности инвестированного капитала, принимаемой к расчету при установлении тарифов, производится в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ РФ от 26.06.2008 года №231-э.
Необходимая валовая выручка методом доходности инвестированного капитала рассчитывается на долгосрочный период регулирования (не менее 5 лет, в первом долгосрочном периоде регулирования – не менее 3-ех лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.
Перед началом долгосрочного периода регулирования устанавливаются долгосрочные параметры регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются и к которым относятся:
- базовый уровень операционных расходов;
- индекс эффективности операционных расходов;
- размер инвестированного капитала с учетом результатов независимой оценки активов;
- величина чистого оборотного капитала;
- норма доходности инвестированного капитала, включая норму доходности на капитал, инвестированный до перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;
- срок возврата инвестированного капитала;
- максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг;
- коэффициент эластичности расходов по количеству активов;
- норматив потерь электрической энергии.
Перед началом долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:
- индекс потребительских цен;
- количество активов;
- неподконтрольные расходы;
- расходы, предусмотренные инвестиционной программой;
- полезный отпуск электрической энергии и заявленная мощность потребителей услуг;
- стоимость (цена покупки) потерь электрической энергии;
- изменение необходимой валовой выручки, производимое в целях сглаживания тарифов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В необходимую валовую выручку организации, осуществляющей тарифное регулирование методом доходности инвестированного капитала включаются: подконтрольные расходы; неподконтрольные расходы; средства, обеспечивающие возврат инвестированного капитала, определяемые исходя из величины базы инвестированного капитала доход на инвестированный капитал, «сглаживание». Применение механизма «сглаживания» необходимой валовой выручки позволяет регулирующим органам обеспечивать приемлемый темп роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В течение долгосрочного периода регулирования предусматривается корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также с учетом корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов.
Источник
II. Приказ ФАС России от 30.09.2015 N 900/15 (ред. от 29.09.2020) «Об утверждении Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2016 N 40882)
II. Расчет необходимой валовой выручки методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки
II. Расчет необходимой валовой выручки методом долгосрочной
индексации необходимой валовой выручки
6. Расчет долгосрочной цены (тарифа) методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки осуществляется на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:
— базовый размер инвестированного капитала;
— размер приведенного инвестированного капитала;
— базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств;
— базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект ВИЭ;
— срок возврата инвестированного капитала.
7. На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета цен (тарифов), определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку производителя отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования.
Необходимая валовая выручка, используемая при установлении долгосрочной цены (тарифа) на долгосрочный период регулирования, рассчитывается по формуле:
i — номер расчетного года периода регулирования, i = 1, 2, 3.
— необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочной цены (тарифа) на год i;
Рi — расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), определяемые на год i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 9 Методических указаний (тыс. руб.);
ВКi возврат инвестированного капитала, определяемый на год i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 12 Методических указаний (тыс. руб.);
ДКi — доход на инвестированный капитал, определяемый на год i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 13 Методических указаний (тыс. руб.);
Вi — расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.
Величина Вi определяется в соответствии с пунктом 15 Методических указаний.
8. Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета цен (тарифов):
— индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее — индекс потребительских цен).
В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения постоянных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз;
— размер активов, определяемый регулирующими органами;
— величина переменных расходов;
— объем выработки электрической энергии, производимой генерирующими объектами ВИЭ.
9. Расходы Рi, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), определяются каждый i год долгосрочного периода регулирования и рассчитываются по формуле (тыс. руб.):
Рi = ПОi + ПРi + НИi
i — номер расчетного года периода регулирования, i = 1, 2, 3.
ПОi — постоянные эксплуатационные расходы на каждый i год долгосрочного периода регулирования, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами.
ПРi — переменные эксплуатационные расходы на год i долгосрочного периода регулирования, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами (тыс. руб.).
НИi — налог на имущество на каждый i год долгосрочного периода регулирования, включаемый в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 31, ст. 5024) с учетом положений пункта 33(2) Основ ценообразования (тыс. руб.);
ПОi — определяются регулирующими органами по следующим формулам:
а) для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ, функционирующих в ценовых или неценовых зонах оптового рынка:
n — число лет в периоде регулирования;
r — количество периодов регулирования;
ОР0r — базовый уровень фиксируемых расходов, установленный на каждый первый год r-долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 10 настоящих Методических указаний (тыс. руб.);
НРi — корректируемые расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами, в году i долгосрочного периода регулирования, устанавливаются в соответствии с пунктом 11 настоящих Методических указаний (тыс. руб.);
ИПЦj — индекс потребительских цен (далее — индекс потребительских цен), в соответствии с одобренным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;
Умощнввод — установленная мощность квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ (кВт);
ПостРпред — предельная величина постоянных эксплуатационных затрат на обслуживание 1 кВт установленной мощности, установленная как минимум из следующих величин (тыс. руб.):
предельной величины постоянных эксплуатационных затрат на обслуживание 1 кВт установленной мощности, установленный Правительством Российской Федерации для соответствующего вида квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ, в отношении соответствующего календарного года ввода в эксплуатацию квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ и диапазона установленной мощности, к которому относится квалифицированный генерирующий объект ВИЭ;
б) для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами:
Уровень переменных эксплуатационных затрат ПРi (тыс. руб.), определяемый при установлении долгосрочных цен (тарифов) для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ, функционирующих в ценовых или неценовых зонах оптового рынка, на очередной i период регулирования, рассчитывается по формуле:
ПерРi — уровень переменных эксплуатационных затрат, на i год регулирования (тыс. руб.);
ПерРпред — предельная величина переменных эксплуатационных затрат на выработку 1 МВт ч произведенной электрической энергии (тыс. руб.), установленная как минимум из следующих величин:
предельной величины переменных эксплуатационных затрат, определенной по итогам конкурсного отбора проектов квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ для соответствующего вида генерирующих объектов, проводимого в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» (Собрание законодательства РФ, 2009, N 43, ст. 5073; 2015, N 8, ст. 1175).
предельной величины переменных эксплуатационных затрат, установленный Правительством Российской Федерации для соответствующего вида квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ, в отношении соответствующего календарного года ввода в эксплуатацию генерирующего объекта и диапазона установленной мощности, к которому относится генерирующий объект.
— объем полезного отпуска электрической энергии генерирующего объекта ВИЭ, (кВт*ч).
Для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ, функционирующих на основе использования энергии потоков вод, к переменным эксплуатационным затратам относятся затраты по плате за использование соответствующих водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии за соответствующий период.
10. Уровень фиксированных расходов на первый (базовый) год каждого r-долгосрочного периода регулирования (ОР0r) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов (затрат), при этом учитываются следующие статьи расходов (затрат):
1) покупная электрическая энергия, определяемая в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования;
2) ремонт основных средств, определяемый в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;
3) оплата труда, определяемая в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования;
4) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, а именно:
4.1) экологический контроль производственных факторов на объекте;
4.2) страхование гражданской ответственности владельца ГЭС, страхование опасного объекта (при необходимости), страхование имущественных рисков;
4.3) расходные материалы на производственные нужды объекта;
4.4) расходные материалы на хозяйственные нужды объекта;
4.5) услуги связи и передачи данных;
4.6) охрана объекта;
4.7) обслуживание автоматической информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ);
4.8) сервисное обслуживание основного производственного оборудования (услуги, не связанные с ремонтом, осуществляемые на основании программы сервисного обслуживания, рекомендованной производителем оборудования, в том числе с целью поддержания действия гарантии на оборудование);
4.9) организация мероприятий по профилактике и устранению чрезвычайных ситуаций на объекте;
4.10) услуги сторонних организаций по уборке территорий (вывоз мусора, расчистка снега и тому подобное);
4.11) общепроизводственные и общехозяйственные фиксируемые расходы, относимые на объект;
4.12) прочие фиксируемые работы, услуги и материальные затраты производственного характера.
11. Корректируемые расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов (затрат), соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя:
1) расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, определяемые в соответствии с абзацем 5 пункта 28 Основ ценообразования;
2) расходы, связанные с осуществлением коммерческого учета электроэнергии и расходы на оплату услуг организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка и Ассоциации «НП Совет рынка» при процедуре выдачи и погашении сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии (сертификация);
3) оплату налогов на прибыль, и иных налогов (в соответствии с пунктами 20 и 28 Основ ценообразования), за исключением налога на имущество;
4) прочие расходы, учитываемые при установлении цен (тарифов) на i-й год долгосрочного периода регулирования, а именно:
4.1) коммунальные платежи (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, обслуживание канализации);
4.2) общепроизводственные и общехозяйственные корректируемые расходы, относимые на объект;
4.3) прочие работы, услуги и материальные затраты производственного характера, не учтенные в других разделах корректируемые расходы.
12. В необходимую валовую выручку производителя для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ на долгосрочный период регулирования включается возврат инвестированного капитала, рассчитываемый по следующей формуле:
ВКi — возврат инвестированного капитала, на i-год долгосрочного периода регулирования:
ПИКi — приведенный инвестированный капитал, определяемый на начало расчетного года i долгосрочного периода регулирования в соответствии с главой V (правила определения размера инвестированного капитала и ведения его учета) Методических указаний (тыс. руб.).
СВК — срок возврата инвестированного капитала, определяемый в соответствии с пунктом 44 Методических указаний.
13. В необходимую валовую выручку производителя на i-год долгосрочного периода регулирования включается доход на инвестированный капитал ДКi (тыс. руб.), рассчитываемый по следующей формуле:
ОИКi — остаточная стоимость инвестированного капитала, определяемая на начало расчетного года i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 38 Методических указаний (тыс. руб.);
НДi — норма доходности инвестированного капитала рассчитывается регулирующими органами перед каждым годом i долгосрочного периода регулирования по формуле пунктом 35 Методических указаний.
14. Корректировка необходимой валовой выручки проводится по итогам текущего года на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего года долгосрочного периода регулирования.
Для целей корректировки по итогам текущего года индекс текущего года принимается равным i-1, фактические значения параметров расчета цен (тарифов) за год i-1 принимаются равными прогнозным годовым значениям, определяемым регулирующим органом на основании фактических данных за истекший отчетный период текущего (i-1) года.
15. Величина Вi определяется в соответствии со следующей формулой:
Вi — расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов. Указанные расходы определяются следующим образом:
для первого года очередного долгосрочного периода регулирования:
для второго и последующих лет очередного долгосрочного периода регулирования:
где — изменение корректируемых расходов исходя из фактических значений указанного параметра (тыс. руб.) определяется по следующей формуле:
— корректировка фиксированных расходов в связи с изменением фактических значений указанного параметра по результатам (r-2) долгосрочного периода регулирования, определяемого в (r-1) на (r) долгосрочный период регулирования (тыс. руб.);
, — фактическая и плановая величина корректируемых расходов (за исключением расходов на финансирование капитальных вложений) (тыс. руб.).
16. Ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами производится корректировка величины переменных расходов с учетом:
отклонения фактического уровня переменных расходов от установленного уровня (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов);
изменения законодательства Российской Федерации, приводящего к изменению уровня расходов производителя.
При этом корректировка величины переменных расходов осуществляется с учетом исполнения решений судебных органов и (или) предписаний ФАС России и решений ФАС России по рассмотрению разногласий и (или) досудебного урегулирования споров.
Источник