- Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%
- Меры увеличения объема инвестиций
- Меры увеличения объема инвестиций
- Как стимулировать инвестиции
- МЭР разработало меры по увеличению инвестиций в Россию на 13 трлн рублей к 2030 году
- Расширение практики СЗПК
- Регрессивная шкала налогообложения дивидендов для физических лиц
- Применение цифровых финансовых активов
- «Зеленые инвестиции»
Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU — Минэкономразвития РФ сформировало пакет предложений, которые должны обеспечить рост инвестиций в основной капитал не менее чем на 70% к 2030 году по сравнению с показателем 2020 года (это задача является одной из национальных целей).
Соответствующий перечень мер содержится в письме первого замминистра Минэкономразвития Андрея Иванова первому вице-премьеру Андрею Белоусову. С текстом документа ознакомился «Интерфакс», в Минэкономразвития подтвердили подлинность письма. В письме отмечается, что предложения обсуждались на совещаниях с бизнес-ассоциациями.
«По итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал составил 19,3 трлн рублей, в 2020 году указанный объем прогнозируемо составит 19,1 трлн рублей в текущих ценах (что соответствует 18,03 трлн рублей в ценах 2019 года). Для обеспечения роста показателя к 2030 году в соответствии целевым уровнем потребуется увеличить объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 12,6 трлн рублей (в ценах 2019 года)», — численно описывают в Минэкономразвития национальную цель.
Большой блок предложений касается модной в этом году темы – соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Минэкономразвития для привлечения финансирования в проекты СЗПК в частности предлагает включать облигации, выпущенные под реализацию СЗПК-проектов, в ломбардный список Банка России.
Кроме того, предлагается предусмотреть возможность стабилизации ставок НДПИ на уровне 2020 года в отношении отдельных твердых полезных ископаемых в части:
— СЗПК-проектов, реализуемых на новых месторождениях, — на весь срок СЗПК;
— СЗПК-проектов, реализуемых на действующих месторождениях, где степень выработанности превышает 1%;
— компаний, реализующих СЗПК-проект, который одновременно является предметом специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря2020 года;
— стабилизации условий налогообложения по обратным акцизам на этан, СУГ и нафту.
Минэкономразвития предлагает распространить «стабилизационную оговорку» СЗПК на проекты в рамках концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, специальных инвестиционных контрактов, соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и других соглашений путем расширения перечня соглашений, которые могут быть признаны связанными с СЗПК.
Кроме того, предлагается внедрить разновидности СЗПК для стимулирования реализации проектов в приоритетных направлениях экспорта, инфраструктуры, цифровой экономики и технологического развития и предусмотреть для них расширение перечня возмещаемых за счет налогов затрат.
Дополнительно в целях сохранения инвестиционных программ компаний, инвестирующих в СЗПК-проекты в сфере нефтегазохимии, министерство предлагает предусмотреть налоговый вычет по НДПИ на углеводороды, в объеме не более 50% капиталовложений фактически осуществленных материнской компанией.
Одним из предложений по привлечению финансирования является «разработка и внедрение механизма целевой проектной эмиссии (денежная эмиссия, осуществляемая Банком России в целях возмещения капитальных затрат инвестора экономически значимого инвестиционного проекта, в том числе с использованием цифрового рубля) для инвестиционных проектов общенационального значения с использованием счетов эскроу». В 2019 году такой законопроект уже обсуждался, и тогда ЦБ выступил против, увидев в этом риски для инфляции и макроэкономической стабильности и угрозу своей независимости.
В целях развития инструментов акционерного финансирования в частности предлагается отменить законодательные ограничения для размещения привилегированных акций более 25% процентов от уставного капитала непубличного акционерного общества и отменить данные ограничений для создаваемых публичных обществ.
Минэкономразвития РФ также предлагает ввести регрессивную шкалу налогообложения дивидендов для физических лиц, инвестирующих свои средства в акции или доли компаний на длительный срок. Например, министерство предлагает при инвестировании в акции сроком более 3 лет облагать дивиденды НДФЛ по ставке 8%, более 5 лет – по ставке 3%, более 7 лет – по нулевой ставке.
Всего в пакете мер Минэкономразвития оценивается 149 предложений, поступивших от бизнес-объединений и агентства инвестиционного развития, по росту инвестиций в основной капитал, при этом министерство оценивает по трехбалльной шкале их эффективность и сложность реализации.
В письме министерства также говорится, что «в качестве ответственных за организацию работы по разработке и реализации предлагаемого комплекса мер по стимулированию роста инвестиций в основной капитал предлагается определить Минэкономразвития России и Агентство инвестиционного развития».
Источник
Меры увеличения объема инвестиций
Минэкономразвития России разработало отраслевой раздел Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП (далее — План роста инвестиций), в рамках которого представлены меры повышения инвестиций в нефтегазовой отрасли, в сфере геологии и недропользования, в электроэнергетике, промышленности, транспортной отрасли, сельском хозяйстве, в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также в обновление и модернизацию коммунальной энергетической инфраструктуры.
Целевым показателями реализации Плана роста инвестиций (включая отраслевой раздел) является достижение 25% доли инвестиций в основной капитал от ВВП. Для достижения данной цели планируется рост инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий с 12,3 трлн. рублей в 2017 г. до 23,6 трлн. рублей в 2024 году. Достижение 25 % доли инвестиций в основной капитал от ВВП (из государственных и частных источников) позволит предприятиям обновить материально-техническую базу и инфраструктуру, создать новые производства и наладить выпуск инновационной конкурентоспособной продукции. Данный План роста инвестиций был утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. от 13 февраля 2019 г. № 1315п-П13.
Источник
Меры увеличения объема инвестиций
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Как стимулировать инвестиции
Россия за последние два года пережила «идеальный шторм». В одной стране за короткое время сработали практически все риски, которые мы считали критичными для экономики: резкое падение цен на нефть и на целый ряд сырьевых товаров российского экспорта, ограничения на доступ к внешнему финансированию и технологиям, политические ограничения на взаимодействие зарубежных компаний и банков с российскими, на реализацию совместных проектов. Значительный рост на этом фоне нервозности инвесторов и волатильности рынков, ухудшение настроений бизнеса дополнили общую картину.
Экономика, однако, показала значительный запас прочности и вполне адекватную рыночную реакцию на открывающиеся в кризис возможности. Падение ВВП по итогам года составило 3,7%, хотя в такой ситуации большинство экспертов предсказывало значительно более драматичные цифры – до 6–7%. Для сравнения: при более благоприятных для России внешних условиях в 2009 г. падение составило 7,9%.
В мире происходит поиск нового равновесия, которое должно сложиться после глобального структурного кризиса, начавшегося в 2008 г. и, по сути, продолжающегося по настоящее время. В прошлом году впервые с 2008 г. на 11% снизился в стоимостном выражении объем международной торговли. Торговля из драйвера превратилась в тормоз глобального экономического роста. Резко обострились глобальные вызовы в сфере безопасности, серьезно разбалансирована геополитическая ситуация.
Но даже в таких условиях российская экономика чувствует себя в целом вполне прилично. Мы сейчас находимся в относительно устойчивом состоянии. Главный фактор этого – набранный запас прочности самой экономики, компетенций частного бизнеса. Второй фактор – адекватная антикризисная политика правительства, смягчившая для экономики жесткость «посадки» и создавшая условия для использования имеющихся и новых конкурентных преимуществ.
Сейчас, буквально в ближайшие 2–3 месяца, важно правильно сделать выбор в отношении идеологии экономической политики на среднесрочную перспективу, которая должна обеспечить структурную перестройку экономики, новую модель роста.
В сложнейшей ситуации, в которой мы оказались, не может быть простых решений. Нельзя сказать: давайте всем дадим много денег – и начнется бурный рост, но также нельзя сказать: давайте обеспечим в следующем году инфляцию в 4% – и рост опять-таки автоматически появится из ниоткуда. Не появится. Слишком много узких мест, которые невозможно расшить кавалерийским наскоком.
Источник
МЭР разработало меры по увеличению инвестиций в Россию на 13 трлн рублей к 2030 году
МОСКВА, 9 декабря. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ подготовило комплекс новых мер по росту инвестиций в основной капитал в России на 12,6 трлн рублей к 2030 году, или на не менее 70% по сравнению с 2020 годом. Об этом говорится в письме первого замминистра экономического развития Андрея Иванова в адрес президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина (копия письма имеется в распоряжении ТАСС).
В пресс-службе министерства подтвердили подлинность документа и отметили, что это письмо обобщает предложения бизнес-объединений и экспертов, которые будут обсуждаться в дальнейшем с заинтересованными ведомствами.
В письме отмечается, что по итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал составил 19,3 трлн рублей, в 2020 году этот показатель ожидается в объеме 19,1 трлн рублей в текущих ценах. Для достижения показателя национальной цели — обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал на не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года — потребуется увеличить объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 12,6 трлн рублей.
«Достижение целевого объема инвестиций в основной капитал требует не только активизации действующих инструментов поддержки инвестиционной деятельности, но и формирования комплекса новых мер по привлечению частного капитала при реализации новых инвестиционных проектов на территории РФ», — говорится в письме.
27 октября и 3 ноября на совещаниях под председательством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова Минэкономразвития предложило меры для обеспечения роста инвестиций в основной капитал (их поддержали РСПП и «Деловая Россия»), отмечается в документе. В частности, это расширение перечня доступных инструментов привлечения долгосрочного проектного финансирования, развитие инфраструктуры стимулирования инвестиционной деятельности, формирование новых и развитие действующих мер поддержки инвестиционной деятельности, создание и обеспечение функционирования организационных механизмов поддержки инвестиционного развития.
Расширение практики СЗПК
Большой комплекс мер касается расширения практики использования соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Отмечается, что стабильность условий и прогнозируемость бизнес-модели инвестиционного проекта являются одним из ключевых условий его реализации, для участников СЗПК законодательством уже предусмотрено предоставление «стабилизационной оговорки» в отношении отдельных видов регулирования.
При этом предлагается дополнительно рассмотреть возможность стабилизации ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уровне 2020 года на весь срок СЗПК в отношении отдельных твердых полезных ископаемых для проектов, реализуемых на новых месторождениях и на действующих месторождениях, где степень выработанности превышает 1%, а также для компаний, реализующих СЗПК-проект, который одновременно является предметом специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря 2020 года. Также предлагается стабилизация условий налогообложения по обратным акцизам на этан, сжиженный углеводородный газ и нафту.
Кроме того, в числе предложений — внедрение разновидности СЗПК для стимулирования реализации проектов в приоритетных направлениях экспорта, инфраструктуры, цифровой экономики и технологического развития и возможность предусмотреть для них расширение перечня возмещаемых за счет налогов затрат.
«Дополнительно в целях сохранения инвестиционных программ компаний, инвестирующих в СЗПК-проекты в сфере нефтегазохимии, планируется предусмотреть налоговый вычет по НДПИ на углеводороды, в объеме не более 50% капиталовложений фактически осуществленных материнской компанией, предусмотрев следующие особенности», — отмечается в документе.
Регрессивная шкала налогообложения дивидендов для физических лиц
По предложениям предпринимательского сообщества предлагается рассмотреть введение регрессивной шкалы налогообложения дивидендов для физических лиц, инвестирующих средства в акции на длительный срок (например, более трех лет — по ставке 8%, более пяти лет — по ставке 3%, свыше семи лет — по ставке 0%; для вложений от 100 млн рублей в акции могут быть предусмотрены иные условия). Также предлагается рассмотреть вопрос дифференциации налогообложения в зависимости от разных сценариев использования прибыли компании и освобождения от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) либо налога на прибыль по купонному доходу инвесторов, которые приобретают облигации для финансирования проекта в рамках концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве или СЗПК.
Также Минэкономразвития считает, что в целях недопущения формирования необеспеченных обязательств публично-правовых образований источником финансирования таких мер поддержки должны стать главным образом налоги от реализации инвестиционного проекта. В частности, предлагается обеспечить формирование бюджетов развития в регионах-лидерах для финансирования объектов инфраструктуры, необходимой для реализации новых инвестиционных проектов, за счет налогов, поступающих в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ.
Кроме того, предлагается рассмотреть возможность отмены законодательных ограничений для размещения привилегированных акций в объеме более 25% от уставного капитала непубличного акционерного общества и отмены данных ограничений для создаваемых публичных обществ.
Применение цифровых финансовых активов
Среди предлагаемых инициатив значится стимулирование применения цифровых финансовых активов (ЦФА) — в частности, предоставление возможности выпуска паев паевого инвестиционного фонда в форме ЦФА, а также права негосударственным пенсионным фондам осуществлять инвестиции в ЦФА. Кроме того, предлагается предусмотреть возможность выпуска ЦФА, содержащих денежные требования, размер которых привязан к цене базового актива, или привязанного к показателям деятельности эмитента.
В числе предложений также есть снятие ограничения в 1 млрд рублей на объем инвестиций, который в течение одного года можно привлекать через инвестиционную (краудфандинговую) платформу, в том числе с использованием цифровых финансовых активов, на реализацию проектов в рамках концессионных соглашений и СЗПК.
«Зеленые инвестиции»
Также предлагается совершенствовать инструмент «зеленых облигаций» и создать условия для его применения. В частности, предложено утвердить национальный стандарт и критерии отбора проектов, предоставить налоговые льготы для держателей «зеленых облигаций», упростить процесс включения «зеленых облигаций» в ломбардный список Банка России, установить специальный коэффициент риска при расчете нормативов достаточности капитала, а также упростить процедуру выпуска «зеленых облигаций» и возмещения части купона, установить отдельный лимит на инвестирование средств негосударственных пенсионных фондов в «зеленые проекты».
Кроме того, министерство предлагает совершенствование инструмента «бессрочных облигаций» (расширение перечня потенциальных инвесторов и эмитентов «бессрочных облигаций», установление возможности включения «бессрочных облигаций» в ломбардный список Банка России при наличии государственной поддержки эмитентов, предоставление права негосударственным пенсионным фондам осуществлять инвестиции в «бессрочные облигации»).
Источник