- Об усилении мер по привлечению иностранных инвестиций в Республику Казахстан
- ПОЛОЖЕНИЕ о Координационном совете по вопросам привлечения инвестиций
- Состав Координационного совета по вопросам привлечения инвестиций
- Об основных направлениях государственной политики в области привлечения инвестиций, создания благоприятного инвестиционного климата. Заместитель Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Е.К.Сагадиев
- Современные подходы к привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан
- Библиографическое описание:
Об усилении мер по привлечению иностранных инвестиций в Республику Казахстан
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2019 года № 216.
В целях улучшения инвестиционного климата и совершенствования работы по привлечению инвестиций Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Исключен постановлением Правительства РК от 05.05.2021 № 293 .
2. Исключен постановлением Правительства РК от 05.05.2021 № 293 .
3. Назначить инвестиционным омбудсменом Премьер-Министра Республики Казахстан.
4. Исключен постановлением Правительства РК от 09.07.2019 № 488 .
5. Исключен постановлением Правительства РК от 05.05.2021 № 293 .
6. Министерству иностранных дел Республики Казахстан совместно с министерствами культуры и спорта, индустрии и инфраструктурного развития и внутренних дел Республики Казахстан выработать предложения по либерализации визового и миграционного режима с применением практик признания виз третьих стран и транзитных виз в отношении иностранных граждан и авиаперевозчиков и принять меры по внедрению электронных виз Республики Казахстан.
7. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 1071 «О назначении инвестиционного омбудсмена» (САПП Республики Казахстан, 2015 г., № 72-73-74, ст. 540).
8. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения:
1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 16 марта 1999 года № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве Республики Казахстан и рабочих групп» (САПП Республики Казахстан, 1999 г., № 9, ст. 70):
в Инструкции о порядке создания, деятельности и ликвидации консультативно-совещательных органов при Правительстве Республики Казахстан и рабочих групп, утвержденной указанным постановлением:
абзац первый пункта 15 изложить в следующей редакции:
«15. Рабочий орган комиссии, которым является государственный орган, инициировавший ее создание, должностное лицо, которое является председателем комиссии, либо иная организация указывается в Положении о комиссии.»;
2) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2015 года № 1069 «Об утверждении Положения о деятельности инвестиционного омбудсмена» (САПП Республики Казахстан, 2015 г., № 72-73-74, ст. 593):
в Положении о деятельности инвестиционного омбудсмена, утвержденном указанным постановлением:
9. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан | А. Мамин |
Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2019 года № 216 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Координационном совете по вопросам привлечения инвестиций
Сноска. Положение исключено постановлением Правительства РК от 05.05.2021 № 293.
Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2019 года № 216 |
Состав Координационного совета
по вопросам привлечения инвестиций
Сноска. Состав исключен постановлением Правительства РК от 05.05.2021 № 293.
Источник
Об основных направлениях государственной политики в области привлечения инвестиций, создания благоприятного инвестиционного климата. Заместитель Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Е.К.Сагадиев
Уважаемые дамы и господа!
В Стратегии «Казахстан — 2050» Главой Государства перед Правительством поставлена долгосрочная цель по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.
Одним из необходимых условий для достижения данной цели являются повышение инвестиционной привлекательности Казахстана и полноценная интеграция экономики страны в мировое экономическое пространство.
В этой связи Правительство проводит целенаправленную работу по улучшению инвестиционного климата страны и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.
Стоит отметить, что за период с 2005 года в Казахстан привлечено $ 200 млрд. валовых прямых инвестиций, из них более половины ($ 121 млрд.) — за годы реализации Программы индустриализации. Именно за этот период рост прямых инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 73%
(или $ 17 млрд.). Эти данные демонстрируют положительный тренд в структуре привлекаемых инвестиций.
За 5 лет в рамках начавшейся в стране Индустриализации было введено 770 предприятий на общую сумму порядка 3 трлн. тенге, создано75 тыс. рабочих мест.
Достигнуты значительные результаты в развитии некоторых отраслей промышленности.
Был создан железнодорожный кластер. Это удачный проект, в который входит производство совместно с мировыми компаниями: локомотивы «GeneralElectric», электровозы с французским «Alstom», пассажирские вагоны с испанским «Talgo».
Значительный рост достигнут в автомобильной промышленности. Такие иностранные производители как, «Toyota Motors», «Peugeot», «Hyundai» успешно осваивают рынок Казахстана.
Необходимо отметить, что Казахстан за прошлый год опередил многие страны с переходной экономикой по объему привлеченных иностранных инвестиций.
В мире за последние 7 лет объемы трансграничных инвестиций сократились на 25%.
По данным ЮНКТАД потоки прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой в 2014 году снизились на 50%. К примеру, объем инвестиций в Россию в 2014 году снизился почти в 4 раза ($ 19 млрд.) по сравнению с 2013 годом
($ 79,3 млрд.).
Вместе с тем, потоки иностранных инвестиций в Казахстан
за 9 месяцев 2014 года составили $ 19,2 млрд. долл., что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года
($ 18,4 млрд.). Сравнялись с Россией.
Мы всеми силами и постоянно боремся за улучшение инвестиционного климата.
Первое. В прошлом году по инициативе Президента Республики Казахстан был принят Закон по вопросам совершенствования инвестиционного климата, который предусматривает следующие меры:
— заключение инвестиционного контракта с инвестором для получения государственной поддержки, в том числе:
• освобождение от уплаты КПН и земельного налога на 10 лет, налога на имущество на 8 лет;
• компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия);
• гарантия стабильности при изменении налоговых ставок в соответствии с Налоговым кодексом и законодательства в сфере занятости населения;
• право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений, в рамках заключаемых контрактов.
Также, в рамках данного Закона, начата работа по запуску
«Одного окна» для инвесторов на базе Комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан для поддержки в реализации инвестиционных проектов.
Усиливается работа по защите прав инвесторов в рамках инвестиционного омбудсмена.
Кроме того, принят ряд нормативных правовых актов об одностороннем установлении безвизового режима для граждан десяти государств, показавших наиболее высокую инвестиционную активность в Казахстане (США, Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Малайзия, ОАЭ, Республика Корея и Япония). Планируется работа по расширению данного списка до стран ОЭСР.
Второе. Принят Закон по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности.
Это более фундаментальный закон, с масштабными изменениями в более чем 150 различных областях. Закон ограничивает полномочия государства в деловой среде, сокращает объем бумажной работы в сфере экспорта и импорта, строительства и других операций более чем на 60%, устанавливает сроки для государственных учреждений на реагирование потребностей бизнеса.
Третье. Законопроект по вопросам законодательного закрепления принципов «Yellow Pages Rule».
Закон устанавливает границы на рынке, где пределы государственного влияния заканчиваются, а частного сектора начинаются. При этом государство планирует приватизировать более 650 предприятий, находящихся в государственной собственности в ближайшие 3 года.
Среди практических шагов у нас сформирован Конкретный план по привлечению иностранных и отечественных инвестиций. Он состоит из порядка 100 компаний — инвесторов. Это мировые технологические лидеры. С ними также будет проведена активная точечная работа.
В этом году планируется создать сеть зарубежных представительств.
Сейчас отобраны 8 основных стран, это – США, Великобритания, КНР, Корея, Индия, Япония, Франция и Турция. География представительств подобрана с учетом инвестиционного потенциала стран и экономической целесообразности.
Теперь о рекомендациях по судебной реформе. В целях обсуждения системных мер по улучшению инвестиционного климата Казахстана функционируют 3 диалоговые площадки: Совет иностранных инвесторов (по стратегическим вопросам), Совет по улучшению инвестиционного климата (по системным вопросам) и Европейская Бизнес Ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК)
В декабре 2014 года совместно с ЕВРОБАК были обсуждены возможности применения международного права в Казахстане.
С учетом лучшей международной практики были выработаны ряд предложений по улучшению судебной системы Казахстана,
в т.ч.:
— ввести декриминализацию уголовных преступлений в коммерческой сфере;
— систематизировать и унифицировать правоприменительную практику (единообразная система внедрения стандартов работы судей с судебными актами, в т.ч. по истолкованию правовых норм);
— сделать судебные решения (Верховного суда) прецедентными;
— создать при Региональном финансовом центре города Алматы суд по рассмотрению инвестиционных споров;
— обеспечить открытость базы данных судебных актов;
— сделать разъяснения уполномоченных органов легальными документами для суда;
— обеспечить абсолютное ограничение срока исковой давности;
— ввести возможность лимита ответственности по коммерческим договорам;
— подготовить комментарии уполномоченных органов к налоговому, экологическому и иным кодексам.
В целом, работа, проводимая Правительством по улучшению инвестиционного климата в стране, в комплексе с новым пакетом мер по структурным реформам, считаю, будут способствовать привлечению инвестиций в Казахстан, прежде всего в несырьевые сектора и дальнейшему развитию конкурентоспособности нашей экономики.
Спасибо за внимание!
Заместитель Министра
по инвестициям и развитию
Республики Казахстан Е.К. Сагадиев
Источник
Современные подходы к привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 04.05.2020 2020-05-04
Статья просмотрена: 356 раз
Библиографическое описание:
Федина, В. Г. Современные подходы к привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан / В. Г. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69490/ (дата обращения: 11.06.2021).
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республику Казахстан является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества с ведущими мировыми странами. В статье представлены основные подходы по стимулированию притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан. На основе статистических данных проведено исследование динамики, страновой и отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстан. Выявлены особенности отраслевого аспекта вложения иностранными инвесторами инвестиций в основной капитал. В работе рассмотрены предпринимаемые государством меры в целях повышения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, динамика прямых иностранных инвестиций, отраслевая структура, иностранные инвесторы, иностранные инвестиции в Казахстан.
Инвестиции являются одним из основных источников для наращивания экономического потенциала государства. Динамика инвестиций оказывает значительное влияние на изменение совокупного спроса и совокупного предложения в экономике, воздействует на динамику макроэкономических показателей, уровень занятости и совокупный доход. Создание благоприятной среды для привлечения инвестиций становится актуальной задачей государственного аппарата.
В условиях ограниченности инвестиционного капитала страны заинтересованы в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), представляющих собой долгосрочные вложения капитала и позволяющие инвестору-нерезиденту контролировать объект размещения капитала.
В целях привлечения зарубежного капитала задачей страны-реципиента является формирование благоприятного инвестиционного климата, то есть создание позитивных условий для инвесторов в политической, экономической и социальной сферах. Страны могут применять разные организационные и правовые механизмы по регулированию ПИИ, это и создание специализированных институтов, и использование налоговых, финансовых и нефинансовых методов. Налоговыми методами являются предоставление льгот, освобождение от таможенных пошлин и сборов. Финансовые стимулы включают субсидии, льготы и гарантии по кредитам. Под нефинансовыми методами стимулирования понимается развитие законодательной базы и инфраструктуры, создание свободных экономических зон.
Основные принципы ведения бизнеса в Казахстане и взаимоотношения государства с предпринимателями изложены в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан. Кодексом установлен единый инвестиционный режим для внутренних и иностранных инвесторов, что в принципе кодифицирует недискриминацию для иностранных инвесторов [1].
В Казахстане предусмотрены налоговые льготы, освобождение от таможенных пошлин, инвестиционные субсидии и натуральные гранты в качестве стимулов для иностранных и внутренних инвестиций в приоритетных секторах: сельское хозяйство, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, производство продуктов питания и машиностроение.
С момента обретения независимости Казахстан подписал Конвенции об избежании двойного налогообложения с 54 странами и двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 48 странами [2].
В 2015 году Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и начал поднимать требования к местному контенту в соответствии со своими обязательствами по вступлению в ВТО. В июне 2017 года Казахстан присоединился к Декларации Организации международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.
Казахстан с первых лет независимости масштабно использовал иностранные инвестиционные ресурсы в экономике. Инвестиции из-за рубежа способствовали интенсивному освоению крупных нефтегазовых месторождений и обеспечили основу активного экономического роста.
За годы независимости Казахстан привлёк порядка 350 млрд долл. США ПИИ [3]. При этом за последние 10 лет в национальную экономику поступило 231,6 млрд. долл. США. Данная тенденция подтверждает эффективность инвестиционной политики. Наибольший объём ПИИ поступил в 2012 году (28,9 млрд долл. США), в 2011 году (26,5 млрд долл. США) и в 2018 году (24,3 млрд долл. США) [4].
В 2019 году ПИИ поступили в объеме 24,1 млрд. долл. США против 24,3 млрд. долл. США в 2018 году. Таким образом, несмотря на незначительный спад в 0,6 % валовый приток в Казахстан сохранился на уровне 2018 года.
Лидерами в привлечении инвестиций в Казахстан являются инвесторы из Нидерландов — 7,3 млрд. долл. США (с долей 30,2 %), США — 5,5 млрд. долл. США (23,0 %), Швейцарии — 2,2 млрд. долл. США (9,3 %) (см. табл.1). Стоит отметить, что в 2019 году китайские инвесторы заняли 4 место, потеснив инвесторов из Российской Федерации на пятую позицию.
Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан от основных иностранных прямых инвесторов по странам за 2017–2019 годы
Страна
Место
Объем, млрд. долл.США
Доля в структуре объема,%
Источник