- Активизация инвестиционной деятельности как приоритетная финансовая политика государства
- Главная > Реферат >Финансы
- ГЛАВА 3 АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
- 3.1 Меры на ближайшую перспективу. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
- 3.2 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация инвестиционной деятельности как приоритетная финансовая политика государства
Главная > Реферат >Финансы
За последние несколько лет страна испытывала непрекращающийся приток иностранных розничных сетей (METRO, Aushan и др.), и, видимо, эта тенденция продолжится.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Россия, по прогнозам EIU, в 2007-2011 годах будет второй страной после КНР среди развивающихся стран по объему полученных ПИИ. Инвесторов прежде всего будет привлекать размер российского рынка и «очень значительный возврат на вложенные инвестиции».
Пока еще иностранные инвестиции незначительны по объему и не играют важной роли в современной российской экономике. Однако по мере улучшения инвестиционного климата ситуация изменится и иностранные инвестиции смогут стать действенным инструментом реализации процессов реструктуризации и инновации рыночной экономики России.
ГЛАВА 3 АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ
3.1 Меры на ближайшую перспективу. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.
1) Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы:
— верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;
— необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;
— должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;
для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;
требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.
2) Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:
банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
3) Внешнеэкономическая и таможенная политика.
упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;
ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.
4) Защита прав собственности.
необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;
законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость — более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
5) Свобода входа на рынок.
необходимо упростить процедуры по организации бизнеса;
в настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.
6) Борьба с коррупцией.
В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.
Основные направления этой работы в ближайшее время:
сокращение числа лицензируемых видов деятельности;
перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;
активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;
анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств;
следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.
Что касается мер на среднесрочную и долгосрочную перспективу, то здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.
1) Структурные реформы.
Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.
По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:
защита прав собственности;
укрепление корпоративного управления;
усиление дисциплины исполнения контрактов;
развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
реформирование естественных монополий;
проведение земельной реформы.
Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.
Первое — следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов — «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.
Второе — необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.
3.2 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), — постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 — 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
— достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
— ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
— борьба с преступностью;
— торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
— пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
— мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
— внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
— запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
— предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
— срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
— принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
— создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
— создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции с полным правом можно назвать топливом экономики. Это вложения финансовых, материальных и нематериальных ресурсов для освоения, продолжения и расширения бизнеса. Инвестиции как экономическая категория выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения.
Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Существуют различные виды классификаций, которые определяется, выбором критерия, положенного в ее основу.
Особое значение имеют инвестиции в основной капитал. Именно эти инвестиции определяют структуру экономики, производительность труда, материало- и энергоемкость производства, потребительские свойства выпускаемой продукции. По сути, они формируют будущий облик экономики. Это мост между экономическим «сегодня» и будущим страны.
Значительная часть инвестиций поступает из банков. Они не только кредитуют предприятия, но и сами вкладывают средства в инвестиционные проекты, покупку ценных бумаг.
Вложения российских предпринимателей в финансовые активы, покупку предприятий, строительство новых объектов по большей части и не являются инвестициями в подлинном значении этого слова. В условиях бюрократизированной, теневой и криминальной экономики они выполняют совсем иные функции.
Во-первых, покупка акций, другие сделки с акционерным капиталом, кредитные операции, игры на фондовом рынке нередко служат средством для передела собственности.
Во-вторых, довольно часто так называемые инвестиции используются для «отмывания» денег, легализации средств преступного происхождения. Привычны стали предприятия, магазины, рестораны, развлекательные учреждения, прибыль которым не нужна, их цель – прикрытие теневых источников финансирования.
Для иностранного капитала российский инвестиционный рынок остается довольно непрозрачным и непредсказуемым. Несмотря на все льготы и обещания, объем иностранных инвестиций остается незначительным.
Положения усугубляется отсутствием рыночного механизма межотраслевого перелива капиталов. Инвестиции носят «очаговый» характер как внутри отраслей, так и региональном разрезе. Это означает, что в данном процессе все еще не выявились отрасли-локомотивы; ими со временем могут и должны стать не те, что ныне наиболее привлекательны для капиталовложений. Не выстраиваются и взаимосвязанные инвестиционные цепочки, способные передавать импульсы роста смежным отраслям.
Активизация инвестиционного процесса — важнейшая макроэкономическая проблема. Рост инвестиций крайне необходим для вывода страны из экономического кризиса.
Сегодня крайне необходима энергичная инвестиционная стратегия, тесно увязанная с экономической политикой государства. Иначе Россия так и сохранит свой непрестижный статус сырьевой державы и не впишется в высокотехнологическую, наукоемкую экономику передовых стран третьего тысячелетия.
Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основные параметры прогноза до 2009 года» М., 2005.
Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2006.-№ 3.-С. 57-59.
Большой энциклопедический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1350с.
Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика, 2006, № 3. – С. 25-37.
Гитман Л.Дж. Основы инвестирования Перевод с анг. — М.: Дело, 2002. – 407с.
Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. — М.: Дело ЛТД, 2008. – 248с.
Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России// Вопросы экономики. – 2008. — № 12.-С. 4-27.
Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и способы финансирования. — М., 2007. – 381с.
Инвестиционная политика: Учебное пособие. / Под ред. Лапыгина Ю.Н. — М.: КНОРУС, 2007. – 458с.
Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. — М.:ИНФРА — М, 2007. – 359с.
Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: «Дашков и К», 2007. – 314с.
Нешитой А. С. Инвестиции: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2008. – 379с.
Пайк Р., Нил Б. Корпоративные деньги и инвестирование. — СПб.: Питер, 2006. – 358с.
Панкратов П.А. Иностранная инвестиция (поиск формулировок) // Внешнеторговое право, 2006, № 1. – С. 45-59.
Петров А. Формирование инвестиционной политики компании// Проблемы теории и практики управления. – 2007. — № 7. – С. 85-91.
Чапек В. Н. Рынок инвестиций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 314с.
Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. – М.: «Дашков и к», 2007. – 544с.
Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс] – www. gks . ru , 2009
Инвестиционная компания – [Электронный ресурс] — www.finam.ru , 2009
Свободная энциклопедия – [Электронный ресурс] – www. wikipedia . org , 2009
Источник