- Что такое инвестиционный меморандум и зачем он нужен?
- Цели инвестиционного меморандума
- Принципы создания инвестиционного меморандума
- Структура инвестиционного меморандума
- Анализ инвестиционного меморандума инвестором
- Краткое заключение
- Что такое инвестиционный меморандум: пример, цели и правила составления
- Что это такое
- Цели написания меморандума
- Отличия бизнес-плана от меморандума
- Как готовится инвестиционный меморандум
- Вводная часть
- Подробное описание отрасли предпринимательства
- Описание производства
- Маркетинговая политика
- Описание финансового положения предприятия
- Выводы
- Структура декларации
- Правила составления
- Заключение
Что такое инвестиционный меморандум и зачем он нужен?
Для чего инвестиционный меморандум, как правильно его составить? В этой статье мы ответим на эти вопросы, а также предложим оптимальную структуру документа.
Компания, заинтересованная в привлечении дополнительного капитала, должна максимально чётко и ясно объяснить потенциальным инвесторам перспективы вложения средств в предприятие. Для этого разрабатывается инвестиционный меморандум. Он может предназначаться как для широкого круга потенциальных инвесторов, так и для конкретной целевой группы вкладчиков.
Инвестиционный меморандум (ИМ) — официальный документ, который раскрывает ключевые аспекты деятельности компании. Он предоставляет информацию о состоянии основного капитала, предмете деятельности предприятия, перспективах его развития, рисках операционной деятельности, менеджменте компании, потенциальной прибыли и финансовых показателях предприятия за последние несколько лет.
Цели инвестиционного меморандума
В процессе развития предприятия могут потребоваться дополнительные средства для обновления основных фондов, расширения производства или экспансии на новые рынки. Одним из вариантов финансирования таких расходов является кредит, но он часто неприемлем из-за высоких ставок и рисков.
Альтернатива займу в банке — привлечение капитала от инвестиций. Компания начинает процедуру IPO — первичное публичное размещение акций, либо объявляет дополнительную эмиссию (выпуск ценных бумаг), если она уже является публичной.
В результате эмиссии инвесторы пополняют капитал предприятия дополнительными средствами. При этом они получают право на долю в имуществе компании, а также разделяют прибыль и риски с текущими владельцами в соответствии с размером их вложений.
Цель инвестиционного меморандума — убедить инвесторов в целесообразности таких инвестиций. Это достигается путём раскрытия ключевой информации о деятельности компании, и перспективах её доходности на основе объективных финансовых расчётов.
Инвестиционный меморандум должен соответствовать государственным и международным стандартам. Грамотно составленный документ максимально увеличивает шансы компании привлечь необходимое финансирование.
Принципы создания инвестиционного меморандума
Инвестиционный меморандум следует разрабатывать в соответствии со следующими принципами:
- Объективность. Инвестиционный меморандум составляется на основе объективной информации о финансовом состоянии компании, долговых обязательствах, перспективах развития предприятия и рисках операционной деятельности. Документ не должен вводить инвесторов в заблуждение, в том числе и по поводу плановой доходности предприятия. Более того, намеренное искажение информации несёт за собой штрафные санкции. На законодательном уровне юридическая составляющая ИМ регулируется законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
- Полнота раскрытия информации. Инвесторы должны получить максимально полную информацию о финансовом состоянии компании, структуре собственности и модели ведения бизнеса, насколько это возможно в материалах для внешнего пользования. Следует отметить, что инвестиционный меморандум — это не бизнес-план. Он не содержит внутренней информации о стратегии компании на рынке.
- Соответствие целевой аудитории. Инвестировать в акции компании может широкий круг потенциальных инвесторов. Не все имеют достаточное понимание сферы деятельности компании и финансовых показателей её деятельности. Инвесторами компании могут быть:
1. частные инвесторы;
2. институциональные инвесторы;
3. венчурные фонды;
4. инвестиционные банки;
5. корпоративные инвесторы;
6. государственные фонды.
Для каждой целевой аудитории ИМ должен быть составлен таким образом, чтобы он был максимально понятен потенциальному инвестору.
Соблюдение принципов составления ИМ позволит максимально эффективно донести информацию о компании потенциальным инвесторам. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность успешного привлечения средств.
Структура инвестиционного меморандума
Структура инвестиционного меморандума не определяется какими-либо чёткими правилами или законодательными актами. Тем не менее он должен соответствовать актуальным стандартам инвестиционной индустрии. Инвестиционный меморандум обычно содержит такие разделы:
- Резюме. Этот раздел содержит ключевую для инвестора информацию в кратком виде. Резюме — своего рода итог всех разделов документа. В нём должны присутствовать основные данные о компании, её капитализации, деталях текущего выпуска ценных бумаг и его целях, возможных рисках и правах инвестора.
- Информация про компанию. Данная часть инвестиционного меморандума включает общую информацию о предприятии, суть его бизнес-модели, ключевые направления деятельности компании, тип собственности, юридическую структуру, а также данные о дочерних предприятиях.
- Краткий обзор сферы деятельности компании. Этот раздел ИМ должен обозначить ключевые аспекты индустрии, включая её текущий объем, перспективы роста, уровень конкуренции и позицию компании на рынке.
- Финансовая информация. Точное отображение финансового состояния компании требует тщательного сбора данных и их последующего анализа. Результаты оценки деятельности компании должны быть подтверждены независимым аудиторским заключением. Эта часть инвестиционного меморандума отображает основные финансовые показатели предприятия за последние несколько лет. Подробность отображения информации зависит от квалификации инвесторов, для которых готовится ИМ.
- Цели инвестиций. В разделе коротко описываются цели привлечения дополнительных средств, стратегия их использования и ожидаемый экономический эффект от инвестиций.
- Риски. Инвесторы должны быть в полной мере проинформированы о возможных рисках инвестиций. Это включает как риски, связанные с эмиссией акций, так и те, которые непосредственно относятся к деятельности предприятия.
- Менеджмент. Инвестиционный меморандум предоставляет инвестору информацию о структуре менеджмента компании, а также краткую справку о генеральном директоре, членах совета директоров и менеджерах ключевых направлений. Отдельно раскрываются данные об уровне их заработной платы и форме участия в прибыли компании.
- «Размытие» капитала. При эмиссии новых акций доля текущих собственников в имуществе компании уменьшается. В инвестиционном меморандуме отображается таблица капитализации предприятия и описывается влияние «размытия» капитала на структуру собственности компании. В этом же разделе указывается возможность дополнительной эмиссии акций в будущем.
- Описание текущего выпуска акций. В ИМ указывается тип эмитированных ценных бумаг (обычные или привилегированные акции), их цена, номинальная стоимость и общий объем эмиссии. Инвестор также получает информацию о порядке выплаты дивидендов, если она предусмотрена.
- Юридическая информация. В этом разделе документа указываются наличие каких-либо судебных разбирательств с участием предприятия, а также материальных претензий со стороны других компаний и организаций.
- Прочее. Заключительная часть ИМ содержит дополнительную информацию для инвесторов.
Инвестиционный меморандум — обширный документ, для создания которого требуется тщательная подготовка и месяцы работы. Хоть он и не имеет чёткой канонической структуры, ИМ должен включать всю необходимую для инвестора информацию о предприятии.
Анализ инвестиционного меморандума инвестором
Для инвестора ИМ — один из главных источников информации о компании. После анализа этого документа он должен принять решение, стоит ли вкладывать средства в данное предприятие.
Успешность инвестиций зависит от способности компании реализовать её бизнес-стратегию и противостоять локальным и глобальным рискам. Из инвестиционного меморандума инвестор должен понять:
- текущее состояние индустрии и перспективы вложения средств в данную отрасль;
- место компании на рынке и её конкурентные преимущества;
- общее финансовое состояние предприятия по итогам последних лет;
- перспективы роста цены акций компании и политику выплаты дивидендов;
- причины и цели дополнительной эмиссии ценных бумаг;
- вероятность потери части инвестиций в связи с рыночными рисками;
- влияние «размытия капитала» на стоимость акций.
Инвестору также следует обратить внимание на наличие каких-либо судебных процессов с участием предприятия. Если у других компаний, организаций или государственных органов есть финансовые либо юридические претензии к его деятельности, это может негативно повлиять на прибыль предприятия в будущем и даже привести к банкротству.
Не все инвесторы имеют достаточные знания и квалификацию, чтобы понять все аспекты инвестиционного меморандума, включая финансовую статистику. В этом случае можно обратится в консалтинговые компании, которые помогут максимально точно оценить инвестиционную привлекательность компании.
Краткое заключение
Инвестиционный меморандум — документ, призванный убедить инвестора вложить деньги в компанию. Он раскрывает основные аспекты деятельности предприятия и даёт понимание о его финансовых перспективах в будущем. ИМ не имеет канонической формы, но он должен соответствовать ключевым принципам и стандартам инвестиционной индустрии.
С точки зрения инвестора, инвестиционный меморандум — ключ к пониманию инвестиционной привлекательности компании. Он должен содержать максимально полную и объективную информацию. После тщательного анализа ИМ инвестор принимает решение о целесообразности инвестиций в предприятие.
Источник
Что такое инвестиционный меморандум: пример, цели и правила составления
Здравствуйте, уважаемые читатели нашего ресурса!
Знаете ли вы, что образует «мостик» между потенциальным инвестором и компанией – соискательницей инвестиций? Какой документ одновременно своего рода презентация и начальная точка перед процедурой первичного публичного размещения акций? Этот документ называется инвестиционный меморандум (ИМ).
Что это такое
Цели написания меморандума
Часто бывает так, что компания нуждается в привлечении внешних ресурсов. Внутренние резервы могут быть исчерпаны либо организация ищет пути масштабного развития. Самый простой и быстрый способ – найти инвесторов.
Для привлечения инвесторов и необходимо разработать документ-презентацию по логичной схеме.
Отличия бизнес-плана от меморандума
ИМ может дублировать ключевые цифры бизнес-плана и заострять внимание на одних и тех же особенностях. Но есть одна существенная разница между этими двумя документами.
Инвестиционный меморандум не отражает всех тонкостей бизнеса и производственных процессов, в нем не приводится технико-экономическое обоснование выпуска продукции организации.
ИМ призван дать исчерпывающий ответ с точки зрения инвестиционной привлекательности: какой потенциал будущей прибыли и риски, какова общая перспективность проекта.
Еще одно отличие: ИМ – документ для узкого круга лиц, он предназначен только для потенциальных инвесторов.
Как готовится инвестиционный меморандум
ИМ подготавливается на двух языках: русском и английском. Второй язык необходим для привлечения внимания зарубежных инвесторов, так как английский – общепринятый язык в финансовом мире.
Вводная часть
Вводная часть инвестиционного меморандума включает краткие сведения об организации, описание ее деятельности, структуру и численность персонала; информацию о располагаемой недвижимости, доходах и расходах.
Здесь указывают цели и методы освоения будущих инвестиций: в какие проекты и как будут вкладываться полученные финансы.
Подробное описание отрасли предпринимательства
В этой части авторы ИМ указывают место компании в отрасли, ее перспективы роста, возможное расширение рынков сбыта. Немаловажная информация, которая есть в этом пункте, – преимущество перед конкурентами, общее состояние отрасли, перспективы ее развития.
Описание производства
Этот раздел ИМ – самый непрозрачный. Инвестору необязательно досконально знать технологические процессы, а некоторые преимущества – это коммерческая тайна.
Заинтересованной стороне нужно показать такие ключевые цифры производства (например, количество вырабатываемой продукции или общую производительность), чтобы стало понятно, есть ли потенциал у проекта и какова будущая доходность инвестиций.
Маркетинговая политика
Описание финансового положения предприятия
Эта часть инвестиционного меморандума – наиболее важная и подробная. Здесь приводится следующая финансовая информация:
- экономическое обоснование проекта;
- бухгалтерская отчетность и вопросы налогов;
- поэтапная схема возврата полученных инвестиций и получения прибыли;
- общий план будущих расходов и доходов;
- оценка всех возможных рисков (как отраслевых, так и характерных для этой компании);
- вероятность убытков в среднесрочной перспективе.
Выводы
В заключении обобщаются ключевые показатели, подводится итог, предлагаются рекомендации по улучшению деятельности компании.
Структура декларации
Правила составления
Создание инвестиционного меморандума – процесс творческий. Не существует универсального образца для всех компаний. Как правило, некоторые организации сами разрабатывают ИМ, используя собственный опыт. Но здесь важно не перестараться – аналитики компании, к примеру, могут ненароком исказить цифры, приукрасить будущую прибыль и занизить влияние рисков.
Сторонние специалисты и различные консалтинговые компании могут помочь в составлении ИМ, им доступна обширная база норм, тарифов, схем и финансовых коэффициентов. Эти организации обладают наработанными шаблонами меморандумов и способны объединить большой объем информации, финансовой статистики в документ, интересный для инвесторов.
Но привлечение специалистов извне несет один недостаток. Незнание «внутренней кухни» компании, некоторых ключевых нюансов, характерных для организации, способно сделать будущий инвестиционный меморандум весьма неточным.
Грамотно составленный ИМ должен быть прозрачным, точным, максимально правдивым, отражающим возможные риски. Документ обязан ответить на все вопросы потенциального инвестора, разъяснить спорные моменты.
Заключение
Вот так выглядит начальный элемент, связывающий компанию и инвестора. Именно инвестиционный меморандум приводит в движение намерения представителей делового мира и огромные финансовые потоки.
Если вам понравился материал, подписывайтесь на обновления, делитесь интересным с друзьями в соцсетях.
Источник