Мельница как бизнес идея

Производство муки: бизнес-план

В этом материале:

Бизнес по производству муки должен быть основан на реальных расчетах, сделанных с учетом положения дел в конкретном регионе, после анализа ситуации на рынке. Документ помогает четко распланировать как вложения на старте, так и ожидаемую прибыль, оценить рентабельность бизнеса и его целесообразность.

Мука — продукт, который найдется у любой хозяйки. В промышленных масштабах это сырье востребовано на хлебозаводах и в частных пекарнях, оно используется для изготовления макаронных изделий, панировки. Несмотря на относительно высокую конкуренцию, потребность в муке неисчерпаема, а значит, бизнес по ее производству – экономически выгоден.

Особенности мукомольного бизнеса

Решая для себя, в каких масштабах будет организовано производство муки, нужно понимать, что современное высокопроизводительное оборудование позволяет обеспечивать высокий выход конечного продукта, организовать поставки крупных партий на заводы и прочие заинтересованные объекты. Но в то же время, небольшой мукомольный заводик требует меньших затрат на старте и позволяет обходиться минимальным количеством рабочего персонала.

Не являясь сезонным, бизнес по производству муки зависит от колебания курсов валют, благонадежности поставщиков сырья, урожая в конкретных регионах.

Из какого сырья изготавливают муку?

Наряду с традиционно-привычной пшеничной мукой высшего, первого и второго сорта, в производстве можно использовать зерна прочих злаковых культур – ржи, ячменя, овса, кукурузы, полбы, риса, а также, из гречихи, сои, гороха.

Мука из разных видов сырья отличается по вкусовым и энергетическим показателям, различна по калорийности и химическому составу.

  1. Мука разделяется в зависимости от назначения:
  • хлебопекарная;
  • кондитерская;
  • макаронная.
  1. В зависимости от помола:
  • тонкого;
  • грубого (цельнозерновая).

Технология производства муки

В процессе производства зерно проходит несколько стадий обработки и переработки до тех пор, пока не получится готовый продукт.

  1. Входной контроль сырья. На этом этапе оценивается качество зерна, его соответствие нормам и требованиям технологической документации.
  2. Подготовка и очистка зерна.
  3. Шелушение и шлифовка сырья (отделение пленок).
  4. Измельчение (дробление) зерен.
  5. Просеивание муки, отделение неразмолотых зерен.
  6. Фасовка готовой продукции.

Организационный план предприятия

Регистрация производства

Для регистрации частного бизнеса необходимо оформит документы ИП или ООО. Если не планируется работа с юридическими лицами, то ИП вполне достаточно.

Для регистрации потребуется заявление в налоговую для получения ИНН, заявление, ксерокопия паспорта и квитанция об уплате госпошлины.

Для регистрации ООО нужны Устав, решение об учреждении фирмы, приказ о назначении руководителя, сведения об уставном фонде и номер лицевого счета.

Код по ОКВЭД 2 – 10.6 — «Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмала и крахмалосодержащих продуктов».
Для получения лицензии, необходимой для переработки зерна, в Роспотребнадзор нужно представить документы качества на сырье (от поставщика), технологическую документацию на машины и оборудование, схемы технологического процесса, инструкции по ОТ и ТБ.

Поиск помещения

Помещение для оборудования мукомольного цеха, должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических документов, быть оснащено вентиляцией, иметь водопровод, канализацию, электрообеспечение.

Цех до установки оборудования и начала работы обрабатывают против грызунов.

Помимо основного помещения для цеха, потребуются склады для зерна и готовой продукции – муки, подсобные помещения.

Читайте также:  Директор оплачивает свои расходы за счет компании

Помещение для производства должно находиться рядом с удобной автомобильной развязкой или дорогой, чтобы облегчить подвоз зерна и вывоз муки.

Покупка оборудования

На мукомольном производстве требуются:

  • аппараты для предварительной обработки и подготовки зерна;
  • мельница для производства муки;
  • оборудование для фасовки и упаковки.

Но кроме трех основных позиций, как правило, требуются дополнительные машины для формирования помольных партий и их хранения, аппараты для отделения примесей, шлифовки зерен, сепараторы для разделения фракций, мукомольные вальцовочные станки, сортировочные ситовеечные машины, щеточные, бичевые машины.

Цена машин для мукомольного цеха напрямую связана с их производительностью. Некоторые предприниматели предпочитают покупку оборудования бывшего в употреблении. Оно значительно дешевле нового, однако часто либо морально устарело, либо не состоит на гарантийном обслуживании, в отличие от нового.

Отечественный производитель предлагает цены ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Формирование штата сотрудников

Штат частного мукомольного производства небольшой: 2 рабочих, прошедших обучение на месте или имеющих опыт подобной работы, технолог (мастер цеха), лаборант, обеспечивающий входной контроль зерна и готовой муки, уборщик помещений, кладовщик (1 или 2).

Постепенно, набирая обороты и увеличивая производство, придется взять в штат бухгалтера, менеджера по закупкам и продажам.

Реклама и поиск каналов сбыта муки

Для налаживания сбыта необходимо провести переговоры и заключить договора с организациями, имеющими дело с мукой: пекарнями, кондитерскими, цехами по выпечке, а так же сельскими хозяйствами (если в планах значится выпуск комбикорма).

Помимо работы напрямую, можно привлечь посредников, расширив горизонты сбыта. Лучшая реклама – качественная продукция, положительные отзывы партнеров. Можно выпустить какое-либо количество полиграфической продукции, но на начальном этапе важно лично вести переговоры, предлагать бесплатные образцы.

Финансовые показатели проекта

Инвестиции и текущие расходы

  • арендная плата за 3 месяца – 100 тысяч рублей;
  • покупка и монтаж оборудования – 1,5 миллиона рублей;
  • рекламные расходы, оформление документов – 80 тысяч рублей;
  • покупка зерна для начала работы – 200 тысяч рублей.

К текущим расходам относятся:

  • арендная плата, коммунальные платежи – 100 тысяч рублей;
  • заработная плата, налоги – 150 тысяч рублей.

В некоторых случаях приходится учитывать транспортные расходы.

Доходы и ожидаемая прибыль, оценка рентабельности

Статистика утверждает, что рентабельность мукомольного бизнеса составляет приблизительно 20-22%. Окупить затраты и начать работать в прибыль получится через 12-18 месяцев при рабочей смене в 12 часов без остановок и выходных.

Чем больше мощность и производительность машин, тем больше продукции удается получить за смену. Склады для сырья и готовой продукции должны быть рассчитаны на хранение десятидневного запаса.

Мукомольный бизнес интересен и актуален, подобрав комплекс необходимого оборудования в добротном соотношении цена/качество, можно организовать прибыльное производство относительно «малой кровью».

Источник

Правильная мельница: как создать пищевой бизнес с 25%-ной рентабельностью

У компании Александра Савкова громкое название — «Очаковский комбинат пищевых ингредиентов», но неподходящий масштаб. Компактная мельница, промышленный миксер и фасовочный аппарат — вот и все оборудование. Правда, занимает оно малую часть этажа, арендованного на одном из предприятий московской промзоны. На свободной площади будет установлен уже купленный немецкий агрегат. «Мы вырастем, — уверяет владелец. — По муке наши возможности реализованы процентов на семьдесят, а по добавкам — только на десять».

Мука и пищевые добавки — продукты не оригинальные. Тем не менее выручка компании Савкова прирастает в среднем на 30% в год и в этом году, вероятно, превысит 110 млн рублей. ОКПИ выпускает муку ограниченного спроса — ячменную, кукурузную, рисовую и смеси вкусовых и функциональных добавок для различных продуктов. Причем такими партиями, за которые не возьмутся другие производители. Подход Савкова — искать выгоду в малом. Иного выбора не было: на момент создания бизнеса весь его капитал сводился к менеджерскому опыту, а $100 000 для старта пришлось брать взаймы.

Читайте также:  Как открыть свой бизнес с нуля секонд хенд

«Мне нравится производство», — без тени позерства поясняет предприниматель, окончивший Томский политехнический университет. Получив диплом инженера, он в 2000 году переехал в Москву. Нанялся в компанию «Фисоник», инвестировавшую в энергосберегающие технологии. Ее учредители рассматривали также непрофильные проекты, и Савков рискнул выдвинуть идеи от себя. Только с шестой попытки он добился согласия. «Мособлтара» продавала оборудование для изготовления пергамина — картона с пропиткой. Поскольку пергамин используют в кровельных работах, Савков предложил возобновить производство, чтобы продавать материал строительным компаниям. Шамиль Исхаков, совладелец «Фисоник», выделил ему $40 000.

Нынешний мукомол вспоминает, что уже на третий месяц его преследовала одна мысль — довести дело до ума, продать и больше не браться за подобные проекты. Будучи директором производства, Савков получал $400 в месяц, рассчитывая на долю в прибыли в будущем. Желание «выйти красиво» помогло справиться с ворохом проблем. За год инвестиции окупились, и пергаминный цех был продан за $80 000. Савкову выплатили бонус — $12 000. Ободренный тем, что все удалось, он согласился на предложение шефа — поучаствовать в конкурсе проектов реанимации чешского фарфорового завода Pirkenhammer, который купил Исхаков. Тендер проводила PricewaterhouseCoopers. Савков признается, что имел козырь — знание настроений инвестора. В итоге был одобрен его проект — экономичный: все жизнеспособное оборудование восстанавливается и сосредотачивается в одном цехе. Сам автор согласился на минимальную зарплату — €800. Зато он мог приобрести уникальный опыт и понимание всех процессов организации сложного производства. «Лично я сделал около 2500 тарелок», — хвалится предприниматель. Ожив, в 2004 году завод выпускал до 50 000 изделий в месяц. И тут Савкову аннулировали разрешение на работу в Чехии, когда он попытался получить в посольстве визу для беременной жены.

Протестовать Александр не стал, рассудив, что теперь в силах найти хорошую работу в Москве. И был взят директором по производству в компанию Rosgame с окладом $6000. Игорный рынок бурно рос, акционеры Rosgame расширяли производство игровых автоматов. «Александр отличался инициативностью и готовностью брать на себя большой объем задач, — замечает Евгений Матвейчук, бывший акционер Rosgame (ныне владелец сети кафе Kooker’s). — Он контролировал все настолько четко, что мы могли быть спокойны за состояние дел». Савкова повысили до исполнительного, а затем генерального директора. Если в 2004 году Rosgame продала техники на $27 млн, то в 2006-м — на $55 млн. У компании появилась сеть из 40 «R-клубов». Все закончилось, когда в декабре 2006 года был принят закон, запрещающий игорные клубы. Предприятие оказалось закрыто, оборудование распродано.

Савкову пришлось снова искать работу. Побывав на собеседованиях в Mars и «Формуле кино», он выбрал наименее статусный вариант — должность исполнительного директора в фирме, созданной его знакомым при «Хладокомбинате №7» («Джи Эф Ай Рус» — производство ингредиентов для мягкого мороженого). По словам Александра, в молодом растущем бизнесе он надеялся достичь большего, чем на должности одного из менеджеров в крупном проекте.

Читайте также:  Бизнес идеи с примерами реализации

Однажды клиент, закупавший сахарную пудру, спросил, могут ли ему поставлять еще и рисовую муку. Савков изучил вопрос и обнаружил, что такой продукт в Подмосковье постоянно выпускает единственное предприятие. Крупным мелькомбинатам невыгодно делать малые партии муки редких видов, хотя рынок сбыта есть — кондитерские компании, производители снэков и готовых завтраков, мясопереработчики (муку с высоким содержанием крахмала добавляют в колбасы и сосиски). Средняя рентабельность производства пшеничной муки — 5–7%, рисовой — 20–25%. Савков убедил владельца «Джи Эф Ай Рус» купить мельницу, а когда не договорился с ним о доле в проекте, решил создать свою компанию.

Как раз к тому моменту появился потенциальный инвестор — Роман Черепанов, совладелец компаний «Нова Лизинг» и «Олимп Инжиниринг», одноклассник жены Савкова. Вместе со своим партнером Дмитрием Земляковым он согласился предоставить $100 000 в обмен на 50%-ную долю в проекте. «В качестве дружеской помощи», — объясняет Черепанов.

В феврале 2008 года Савков учредил ООО «Очаковские пищевые ингредиенты», заказал мельницу и разыскал помещение. Летом предприятие заработало. «Когда у нас уже были клиенты, я общался с менеджером одного мелькомбината, — рассказывает Александр. — Сказал, что мы можем делать до 5 т муки в день, и услышал: лабораторный уровень, мы делаем по 200–300 т». Но уже в 2009 году выручка ОКПИ составила около 30 млн рублей. Савков соглашался выпускать партии даже по 500 кг и с понедельными поставками — так, чтобы клиенту не надо было заказывать и выкупать большие объемы.

Где мука, там и пищевые добавки — ароматизаторы, эмульгаторы, стабилизаторы и т. д. И рынок шире — добавки нужны и молочным предприятиям, и производителям консервов. Что нужно: выяснить потребности, заказать рецептуры смесей в пищевых институтах, приобрести дополнительное оборудование. С добавками, более рентабельными, чем мука, бизнес начал расти быстрее. В 2012 году ОКПИ продал продукции на 90 млн рублей, мука принесла менее трети выручки.

По сравнению с лидерами рынка это совсем немного. Выручка группы компаний ПТИ — крупнейшего производителя пищевых добавок — в 2012 году перевалила за 3 млрд рублей (деятельность малого конкурента там не комментируют). Тем не менее продукцию ОКПИ закупают такие гиганты, как «Черкизово» и «Микояновский мясокомбинат». На крупных заказчиков приходится около половины выручки. «Мы берем всего несколько наименований и в небольших объемах, но сочетанием цены, качества и сервиса довольны, — говорит Александр Костиков, представитель «Черкизово». — ОКПИ — компания мобильная, оперативно реагирует на запросы».

Еще в 2011 году Савков выкупил доли инвесторов, взяв кредит в банке (по словам Черепанова, он инвестировал на год-два и вышел из проекта, потому что данный бизнес ему не интересен). Для развития теперь хватает прибыли и краткосрочных займов. Когда мощности ОКПИ загрузятся, что будет дальше? «Освоим новый рынок. Вот, изучаем перспективы, — Александр указывает на горку питательных батончиков у себя на столе. — Мы хотим создать таблетку с полным набором белков, углеводов и аминокислот. Пора делать продукты для конечных потребителей».

Источник

Оцените статью