Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 4375 раз
Библиографическое описание:
Шакуров, Р. М. Разработка механизмов привлечения инвестиций в национальную экономику / Р. М. Шакуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6002/ (дата обращения: 11.06.2021).
В современной экономической ситуации, характеризующейся в том числе острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования и модернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных инвестиций для экономики России трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходимы финансовые ресурсы, которые могли бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций.
В настоящее время организационно-экономическими механизмами привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации являются:
федеральные целевые программы;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП);
образование государственной корпорации «Банк развития»;
региональные агентства по привлечению инвестиций;
подготовка специальных площадок для застройки инвесторами;
венчурные инструменты и т. п.
Остановимся подробнее на этих механизмах.
Инвестиционный фонд и механизмы ГЧП
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты.
Используя механизмы ГЧП, государство может привлечь частные деньги для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой. Стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка, повышает рентабельность проекта и возможность реализации масштабных проектов, которые невозможно профинансировать на рыночных условиях.
Области применения ГЧП разнообразны — от совместной выработки стратегических направлений развития национальной экономики до реализации конкретных инвестиционных проектов [1, c .18].
Инвестиционный фонд Российской Федерации — один из важнейших инструментов реализации масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно — частного партнерства.
Государственная поддержка из Фонда предоставляется в форм
софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с формированием прав собственности Российской Федерации;
направления средств в уставные капиталы юридических лиц;
предоставление государственных гарантий Российской Федерации под инвестиционные проекты.
Предоставление поддержки в виде софинансирования на договорных условиях пользуется наибольшей востребованностью среди инициаторов инвестиционных проектов — около 85 % поступивших заявок.
По подавляющему большинству одобренных инвестиционных проектов государственные вложения направляются на создание объектов федеральной инфраструктуры. Развитая инфраструктура страны существенно повышает ее рейтинг инвестиционной привлекательности. В последующем, по завершении реализации подобных инвестиционных проектов они будут играть роль катализаторов для привлечения новых инвестиций и новых проектов в смежных отраслях.
В начале 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О концессионных соглашениях». С точки зрения повышения эффективности бюджетных расходов бесспорным преимуществом концессионной схемы реализации инвестиционных проектов является то, что привлекаемые средства частных инвесторов в полном объеме направляются на улучшение и (или) создание государственного имущества. Как показывает мировой опыт концессионного взаимодействия, концессионер, вкладывая собственные средства в объекты инфраструктуры, стремится и действительно обеспечивает максимальную эффективность на всех стадиях реализации проектов — как на инвестиционной, так и на операционной. В настоящее время соглашения достаточно активно используются в ЖКХ, при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов и т. д.
Следует отметить, что сохраняются некоторые сложности по реализации концессионных проектов, в частности, неадаптированность бюджетного законодательства к совместному инвестированию государством и частными компаниями в объекты концессионных соглашений, а также процедурные расхождения между основными правовыми актами, регулирующими концессионные соглашения и функционирование Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающий эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, социального, культурного развития Российской Федерации.
В контексте государственной инвестиционной политики ФЦП может служить достаточно гибким инструментом для повышения инвестиционной привлекательности страны. Однако его использование возможно лишь в исключительных случаях, когда речь идет о депрессивных территориях страны, не имеющих объективных возможностей реализовывать инвестиционную политику своими силами.
Основными достоинствами и особенностями федеральных целевых программ являются:
концентрация ресурсов на решение приоритетных комплексных задач;
возможность в рамках программы комбинировать и объединять усилия федеральных, региональных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей;
высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий;
обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета, а также иных средств.
Эти программы направлены на формирование необходимой инфраструктуры территорий и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики [2, c .142–145].
В мае 2007 г. Федеральный закон «О Банке развития» подписан Президентом Российской Федерации. Закон предусматривает создание госкорпораций на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Целью создания банка является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Банк сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.
Банк развития выступает не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования приоритетных секторов, предприятий и сфер бизнеса с привлечением ресурсов частного бизнеса. С его деятельностью связано более равномерное распределение инвестиционных ресурсов по регионам страны.
В соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» осуществляется подготовка инфраструктуры для строительства технопарков ы РФ. Технопарки в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроении, машиностроении, электронной техники, новых материалов.
Реализация этой программы будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны.
Для реализации в России была выбрана модель создания государственного фонда венчурных фондов — «Российской венчурной компании», которая предполагает существование трехуровневой структуры взаимодействия государства, частных управляющих компаний и стартапов, т. е. непосредственно производителей технологий.
На Российскую венчурную компанию возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Российская венчурная компания — государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Российская венчурная компания инвестирует свои средства в инновационный сектор через частные венчурные фонды, предоставляя каждому из них 49 % от инвестиционных ресурсов [3, c .26].
Функции органов исполнительной власти субъектов РФ в использовании этого инструмента могут заключаться в выделении и продвижении наиболее перспективных инновационных проектов и наработок на федеральном уровне, что может на практике выражаться в их административной и консультативной поддержке, создание региональных инкубаторов, предоставлении дополнительных налоговых и административных преференций субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в hi — tech сегменте.
Задачей Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий является поддержка перспективных проектов в сфере ИКТ на начальном этапе их развития. Из федерального бюджета в капитал фонда предусмотрено выделение около 1,5 млрд. руб. Первоначально фонд будет полностью государственным. В дальнейшем, по мере привлечения частных инвесторов, планируется постепенный выход государства из капитала фонда.
Региональные агентства по привлечению инвестиций
В настоящее время в большинстве регионов существуют специализированные органы государственной власти или агентства (корпорации) по привлечению инвестиций, занимающиеся вопросами сопровождения проектов, то есть внимательного и своевременного решения административно-правовых вопросов, возникающих у инвестора в ходе подготовки и реализации проектов, создании площадок для инвестиций и проведения мероприятий по улучшения имиджа региона и распространению информации об инвестиционном климате в регионе.
Международный опыт показывает, что агентства по привлечению инвестиций могут быть действенным средством по работе с инвесторами. Российским региональным агентствам на сегодняшний момент часто не хватает опыта и знаний лучшей мировой практики работы с инвесторами, а также финансовых ресурсов, необходимых для подготовки площадок для инвестиций. К решению этих проблем может быть привлечен федеральный центр. В частности необходима организация обучающих программ и программ обмена опытом между региональными агентствами. Следует также рассмотреть возможность создания специального фонда, который на конкурсной основе мог бы оказать регионам финансовую помощь в создании площадок для реализации инвестиционных проектов и других мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в регион.
Беляева И. В. Методологические основы формирования благоприятного инновационно-инвестиционного климата в стране// Вестник Тамбовского университета: Гуманитарные науки.2010.Т.83.№ 3.С.18–23.
Юзович Л. И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.2010.№ 2. С. 142–145
Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 26–42.
Источник
Проблемы привлечения инвестиций и возможности их решений (Problems of attraction investments and ways of their solution)
Лекаркина Надежда Константиновна
Заместитель директора ООО « ЦЭПЭС »
Главный редактор
Экономического научного журнала
«Оценка инвестиций»
ученая степень – кандидат экономических наук
адрес электронной почты – lnk@esm-invest.com
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются различные варианты инвестирования, при этом обращается особое внимание на характеристики предприятия, которые важны для потенциальных инвесторов и на проблемы инвестирования в кризис.
Ключевые слова: инвестиции, поиск инвесторов, кризис, привлечение финансирования, минимизация рисков.
Abstract. Various options of investment are considered in the present article. Special attention is paid to problems of investing in crisis and to characteristics of the enterprise that are important for potential investors.
Keywords: investment, investor searching, crisis, financing, risks minimization.
ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ
PROBLEMS OF ATTRACTION INVESTMENTS AND WAYS OF THEIR SOLUTION
Инвестиции как правило позволяют предпринимателям решать такие задачи, как расширение деятельности, приобретение новых предприятий, освоения новых областей бизнеса.
С точки зрения инвесторов инвестиции могут быть портфельные (вложение в ценные бумаги) или реальные (вложение в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов).
Кому нужны инвестиции в кризис?
В настоящее время, в самый разгар кризиса, многие компании пытаются найти финансирование для самых разных целей.
Многие компании ищут средства, необходимые для поддержания предприятия в период кризиса.
Например, в связи с внешними факторами, такими как обесценение рубля, эмбарго, санкции, общее тяжелое экономическое положение в экономике, непогашенные дебиторские задолженности в связи с несостоятельностью контрагентов и пр., некоторые компании находятся в тяжелом экономическом положении, при этом имеют ряд инструментов или возможностей для перестройки своей операционной деятельности под новые условия, для применения которых необходимы инвестиции.
Или другая группа предприятий, которые находятся в поиске средств для покрытия задолженностей докризисного периода, и выплаты процентов по ним в связи с тем, что докризисная, казалось бы, несущественная, задолженность в валюте увеличилась вдвое в связи с обесценением рубля.
Также существуют предприниматели, которые, напротив, в период кризиса хотят выкупить умирающие компании, в надежде развить их и по окончании экономических проблем получать стабильную прибыль.
Инвестиции необходимы также и тем компаниям, которые планируют расширение производства именно сейчас, когда действует продуктовое эмбарго и есть возможность в условиях невысокой конкуренции наладить, например, пищевое или сельскохозяйственное производство. По такой же логике в инвестициях заинтересованы компании промышленных отраслей, подпадающих под программу импортозамещения. Положительно внешнеэкономическая ситуация влияет как на предприятия, которые занимаются экспортом российской продукции, поскольку цены на российские товары в связи с уменьшением курса рубля становятся более конкурентными, так и на сферу внутреннего туризма (в т. ч. принимающего). В целом при наличии финансовых ресурсов данные отрасли могли бы развиться.
Но, при этом, возникает вопрос: где взять инвестиции при ограниченности доступа к международным финансовым рынкам.
Первое и до сих пор самое доступное финансирование – банковские инвестиции. На сегодняшний день существует множество инвестиционных банков, которые теоретически могут профинансировать деятельность существующего предприятия. В данном случае мы не говорим о стартапах, инновациях и венчурных проектах – для всего этого существуют другие инструменты финансирования. В данной статье особое внимание уделяется тому, как получить инвестиции или финансирование на приемлемых условиях действующему предприятию в условиях финансового кризиса.
Однако в отношениях с банками существует ряд моментов, на которые следует обратить внимание.
Санкции, наложенные на банковский сектор, не позволяют российским банкам привлекать достаточное количество финансовых ресурсов, что приводит к кризису ликвидности, при этом оказался существенным для банковского сектора суммарный эффект от воздействия санкций и резкого снижения цен на нефть.
Несмотря на то, что в последнее время с формальной точки зрения, подходы и требования к клиентам банка существенно не поменялись, произошло изменение структуры рисков, связанных с финансированием.
В связи с этим, в настоящее время предприятию-клиенту проблематично получить долгосрочное финансирование не только в связи с нехваткой ликвидности, но и с невозможностью в некоторых случаях построения долгосрочных прогнозов. Например, несмотря на то, что многие банки предлагают кредитование на срок до 10 лет – фактически получить такой кредит довольно сложно.
Проблема невозвратов также влияет на возможности банков. Просрочка по кредитам свыше 90 дней к началу 2016 года составила почти 11% (данные ]]> http://bank-advisor.ru/ ]]> ).
При этом изменившаяся структура рисков и крайне тяжелое положение (убыточность) банковского сектора снижают стремление банков к прямому инвестированию в предприятия.
С точки зрения потребителя банковских кредитов, важной проблемой являются чрезвычайно высокие процентные ставки в настоящее время, в некоторых случаях около 20% годовых (данные портала ]]> http://www.banki.ru/ ]]> ), политика банков, в соответствии с которой для минимизации рисков они требуют от аккредитованных оценщиков занижения рыночной стоимости залогов иногда даже в 2 раза, высокий дисконт при выдаче кредита, то есть уменьшение рыночной стоимости залога еще на 30-50 % для минимизации рисков банка.
С точки зрения привлечения банковских инвестиций существуют также высокие риски: в случае с небольшими инвестиционными банками всегда есть риск из-за отзыва у их лицензий, а у крупных и надежных банков получить инвестиции сейчас весьма проблематично, поскольку они хотят защитить себя от рисков: всегда проводится полная проверка финансово-хозяйственной деятельности заемщика и существует большое количество формальностей, в связи в которыми рассмотрение кредитной заявки либо заявки на инвестирование в банке может продолжаться бесконечно долго.
Другой способ получить финансирование – частные инвестиции, в настоящее время очень развивающееся в России направление. В данном случае инвестором может выступать не кредитная организация, а инвестиционный фонд, либо компания-инвестор, либо инвестор-частное лицо.
Плюсами частного финансирования является, как правило, оперативность, выдачи денежных средств, больше возможностей для получения долгосрочных финансов, и, возможно, меньше формальностей (нет необходимости в отчете оценщика, справках и т. д.).
Тем не менее, частные инвесторы все равно захотят понимать возможность возврата вложенных финансовых ресурсов и могут попросить у заемщика в связи с этим документы, характеризующие его состоятельность.
Для частных инвесторов, как правило необходимо сперва составить инвестиционное предложение, при этом особенно важны его следующие пункты:
- Резюме;
- История компании и собственность;
- Продукты и/или услуги;
- Управленческий и производственный персонал;
- Описание отрасли, рынка и конкуренции;
- Операции компании; Финансовая история;
- Стратегический план; Факторы риска и стратегия снижения рисков;
- Прогноз финансового состояния;
- Потребность в финансировании;
- Правительственная поддержка и законодательство;
- Финансовое предложение.
Сложность состоит в том, что найти достойного частного инвестора, порой бывает сложнее, чем найти банк.
Тем не менее, есть несколько способов.
1. Поиск через друзей, знакомых, бизнес-партнеров. Этот вариант является самым надежным. При наличии личных рекомендаций предполагается априори взаимное доверие с инвестором.
2. Тематические мероприятия позволяют выступить и заинтересовать потенциальных инвесторов в предприятии.
3. Публикация в сети Интернет или СМИ статьи о своем предприятии, что может также привлечь потенциального инвестора.
4. Участие в бизнес-клубах или бизнес-форумах. В Интернете доступны разные сайты посредников с обширной базой инвесторов, ищущих объекты для своих капиталовложений.
Конечно, лучше всего привлекать инвесторов, деятельность которых имеет отношение к предприятию. То есть это может быть либо частичная вертикальная интеграция, либо частичная горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция заключается в том, что фирма объединяет несколько последовательных стадий при производстве продукта в противоположность объединению в пределах одной стадии. [1] Горизонтальная интеграция – взятие под контроль (или в нашем случае под неполный контроль) компании, находящейся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства что и поглощающая фирма. [2] У таких инвесторов изначально большая заинтересованность в инвестировании, поскольку это дает им возможность расширить свой бизнес, снизить издержки, увеличить скорость производства и пр.
Для целей инвестирования как правило бывает необходимо подготовить пакет документов инвестиционного характера. И если на первом этапе отношений с потенциальным инвестором достаточно инвестиционного предложения, о котором говорилось ранее, то с увеличением интереса инвестора к проекту могут потребоваться новые документы.
Некоторые консультанты по инвестициям предлагают подготовить для начального этапа Teaser, Elevator Pitch, Executive summary и пр. – похожие по сути документы, представляющие собой краткую презентацию инвестиционного проекта. Важно, чтобы данные документы были основаны на реальных расчетах, а не являлись грубой прикидкой, поскольку в случае заинтересованности инвестора, все равно потребуются более серьезные инвестиционные документы и будет как минимум неприятно, в случае, если цифры первоначальных документов не подтвердятся.
Более серьезными документами могут быть Финансовая модель, ТЭО (технико-экономическое обоснование возврата инвестиций), инвестиционный проект, подробный бизнес-план (следует избегать типовых бизнес-планов без детальной проработки бизнеса конкретного предприятия) и пр. документы, которые должны быть основаны на многовариантных детальных финансовых расчетах. В рамках данных документов должны быт подробнейшим образом разработаны:
— инвестиционный план, в рамках которого будет проводится анализ необходимых инвестиционных затрат;
-операционный план, в рамках которого необходимо провести анализ операционной деятельности предприятия с учетом реализации инвестиционного проекта. То есть важно провести многовариантный анализ предполагаемых доходов и расходов предприятия по всем направлениям деятельности;
— маркетинговый план или план развития, в рамках которого определяется, каким образом реализуется продукция предприятия и проводится анализ других вариантов сбыта продукции предприятия. Также рассматриваются вопросы, касаемые ценовой политики предприятия по новым продуктам;
— финансовый план (собственно технико-экономическое обоснование возврата инвестиций), в рамках которого проводится анализ и многовариантный расчет возможностей возврата заемных средств в зависимости от интенсивности развития работы предприятия по всем направлениям деятельности;
— расчетная финансовая модель. Проводится на основе инвестиционного, операционного, маркетингового и финансового плана предприятия и является их обобщением. При этом в высокой степени многовариантно детализируются показатели доходов и расходов, варианты, сроки и возможности возврата кредита, степень финансовой устойчивости предприятия при реализации инвестиционного проекта, рассчитываются основные показатели проекта, такие как NPV, IRR, сроки окупаемости и пр.
И уже на основе инвестиционных документов может быть составлена расширенная презентация для инвесторов, представляющая собой достоверный презентационный материал, раскрывающий основные выводы о проекте.
Существуют также и другие способы финансирования предприятия.
Варианты инвестирования (либо привлечения финансирования) могут быть разными в зависимости от цели финансирования и от стадии развития компании. Поскольку в данной статье не рассматривается инвестирование в предприятия на стадии зарождения бизнеса, то рассмотрены только стадии становления, роста, расширения и зрелости предприятия.
Варианты инвестирования в зависимости от стадии развития компании
Источник