2. Механизмы стимулирования инвестиционной активности предприятий реального сектора экономики
Достижение цели оживления инвестиционной активности предприятий требует взаимоувязанного решения следующих задач:
· повышение эффективности менеджмента (в первую очередь финансового) на предприятиях и укрепление их инвестиционного потенциала за счет повышения эффективности хозяйствования;
· разработка новых подходов к амортизационной политике;
· ослабление налогового бремени для предприятий.
Повышение эффективности хозяйственной деятельности и укрепление инвестиционного потенциала предприятий может стать следствием углубления встречного процесса мобилизации внутренних резервов и применения адекватных сложившимся социально-экономическим условиям методов государственного регулирования. Среди таких мер в отмеченной Программе Правительства по стабилизации экономики и финансов отмечаются снижение цен и тарифов в отраслях естественных монополий (в том числе за счет поэтапного сокращения перекрестного субсидирования); снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена не столько по вине предприятий, сколько из-за аномально высоких, практически на порядок превышавших текущий уровень ставки рефинансирования, штрафных санкций за несвоевременную уплату налогов; реструктуризация оставшейся части бюджетной задолженности под жесткое требование своевременной уплаты текущих платежей; обеспечение максимальной прозрачности финансовых потоков на основе перехода к международной системе бухгалтерского учета.
Важное значение имеют и такие меры по формированию эффективного собственника, как подготовка квалифицированных внешних управляющих, предусмотренная правовым обеспечением процедур банкротства; раскрепление пакетов акций акционерных обществ, не имеющих стратегического значения и находящихся в государственной собственности, на конкурсной основе; содействие в размещении новых эмиссий акций; переход к оплате труда топ-менеджеров предприятий с учетом эффективности их работы, включая право на опционы по приобретению акций по льготной цене в случае роста капитализации фирмы.
Осуществление изложенной выше системы мер позволит не только мобилизовать дополнительные инвестиционные ресурсы внутри предприятия, но и повысить его привлекательность для сторонних стратегических инвесторов.
Одним из ключевых направлений совершенствования амортизационной политики, предусмотренных Программой Правительства по стабилизации экономики и финансов, является расширение самостоятельности предприятий в области определения норм амортизации и стоимостной оценки основных фондов. Механизм реализации заключается в том, чтобы разрешить предприятиям считать установленные нормы амортизации предельными и дать возможность использовать пониженные нормы амортизационных отчислений. В совокупности с правом переоценки стоимости основных фондов предприятий в сторону понижения эти меры означают признание ошибочности многократных переоценок основных фондов с учетом инфляции и направлены на снижение издержек производства, снижение цен на производимую продукцию и стимулирование платежеспособного спроса. Несомненно, что после ликвидации кризиса неплатежей и нормализации денежного обращения особую актуальность приобретут другие методы амортизационной политики — упрощение амортизационного законодательства на основе укрупнения группировок основных фондов, обеспечение целевого использования начисляемой амортизации путем исключения ее из себестоимости в случае отвлечения от решения задачи обновления производства и расширение на этой основе сферы применения ускоренной амортизации.
Сущность метода ускоренной амортизации состоит в предоставленной в соответствии с законодательством возможности увеличения норм амортизации и соответственно в росте инвестиционных возможностей предприятия. Поскольку амортизация является составной частью себестоимости производства продукции, ее ускоренное начисление сокращает величину налогооблагаемой прибыли.
Острота проблемы проведения налоговой реформы объясняется тем, что, с одной стороны, налоговое бремя необходимо ослабить с целью оживления инвестиционной активности в реальном секторе экономики; а, с другой стороны, его снижение приведет к эрозии текущих бюджетных поступлений и неизбежно усилит социальную напряженность. В этих условиях один из возможных и уже реализуемых на практике подходов состоит в переносе центра тяжести налогового бремени со сферы материального производства на сферу потребления. Другое направление реформирования налоговой системы состоит в создании условий, при которых частный сектор экономики сможет с помощью государства сам заработать право на снижение налогового бремени. Для этого необходимо:
· зафиксировать в договорах с предприятиями неснижаемые размеры налоговых выплат в бюджеты различных уровней;
· предусмотреть предоставление налоговых льгот на прирост получаемых за счет эффективной хозяйственной деятельности дополнительных доходов (см. табл. 1, цифры условные).
Таблица 1 Механизм льготного налогообложения прироста прибыли
с учетом эффективности инвестирования
Показатели | Налогообложение прибылирдо вложения капитала | Налогообложение прибылиыпосле вложения капитала |
Выручка от реализации продукции | 100 | 100 |
Издержки производства | 90 | 70 |
Налогооблагаемая прибыль | 10 | 30 |
Уплачиваемая сумма налога на прибыль | 3.5 | 4,9 |
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | 6,5 | 25,1 |
Примечание. Строка «Уплачиваемая сумма налога на прибыль» иллюстрирует идею освобождения предприятия от уплаты 80% налога на прирост прибыли, полученной за счет эффективного инвестирования: 4,9 = 3,5 + 0,35 х (1 — 0,8) х 20. Применение данного механизма позволяет снизить базовую ставку налога на прибыль (в примере — с 35 до 16,3% = 4,9 х 100 / 30) без ущерба для текущих бюджетных поступлений.
Рассмотренный подход означает использование регрессивной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов рынка, с одной стороны, создающей дополнительные стимулы оживления их инвестиционной активности, а, с другой, способствующей запуску механизма инвестиционного мультипликатора за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий. Он представляет собой развитие традиционных подходов по освобождению от налогообложения реинвестируемой части прибыли или широко применяемого в странах с развитой рыночной экономикой механизма инвестиционных надбавок, состоящего в снижении подоходного налога на корпорации в размере 6-8% инвестиционных затрат.
Стимулирование инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно и на основе дифференцированного подхода к налогообложению их имущества. Его основными элементами являются:
· предоставление налоговых каникул по уплате этого налога при внедрении инновационных технологий с целью создания условий для повышения конкурентоспособности производственного аппарата;
· применение повышенных ставок налога для налогообложения находящихся на балансе физически и морально изношенных основных фондов;
· применение повышенных ставок налога на непроизводственную часть имущества предприятий (санатории, машины, яхты и т. д.) с целью противодействия отвлечению финансовых ресурсов от производственного инвестирования;
Источник
Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 18.02.2018 2018-02-18
Статья просмотрена: 2334 раза
Библиографическое описание:
Жемчугова, Т. А. Основные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / Т. А. Жемчугова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48364/ (дата обращения: 11.06.2021).
Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. В статье предложены некоторые механизмы поддержки инвестиционной деятельности, используемые государством.
Ключевые слова: инвестиционная политика государства, инвестиционная активность, механизмы стимулирования инвестиционной деятельности.
По данным исследования Doing Business, проводимого Всемирным Банком, Российская Федерация занимает 35 место по условиям ведения бизнеса, поднявшись за 3 года на 15 позиций. [4] Бесспорно, инвестиционная политика государства в большей мере оказала влияние на улучшение ситуации.
Выступая инициатором стимулирования инвестиционной деятельности, государство решает поставленную задачу посредством нескольких основных механизмов поддержки: создания особых экономических зон; технопарков и промышленных парков; концессий; финансирования инвестиционных проектов национального значения Внешэкономбанком.
Рассмотрим эти механизмы.
Особые экономические зоны в настоящее время — один из наиболее эффективных инструментов привлечения инвестиций в национальную экономику, диверсификации и выхода на инновационный путь развития. Создание и функционирование особых экономических зон регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Особый режим функционирования предпринимательской деятельности подразумевает налоговые, таможенные, административные преференции, льготный режим землепользования, гарантии от неблагоприятных изменений в государственном законодательстве о налогах и сборах. Каждая отдельная особая экономическая зона создается на конкурсной основе, однако в законодательстве предусмотрено создание в исключительных случаях без проведения конкурса. Режим ОЭЗ применяется для диверсификации структуры экономик моногородов, обеспечения занятости населения и организации новых рабочих мест, создания условий для роста экономик дотационных регионов.
Резидентам ОЭЗ предоставляются следующие льготы: налог на прибыль — 15,5 % (13,5 % в бюджет субъекта, 2 % в федеральный бюджет); налог на имущество — 0 % на срок 10 лет; налог на землю — 0 % на срок 5–10 лет; налог на транспорт — 0 руб./л.с. в течение 10 лет; страховые взносы в 2018 году — 21 %.
В ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, который подразумевает ввоз товаров в особые экономические зоны без пошлин, а также без уплаты налога на добавленную стоимость. Особый административный режим, функционирующий на территориях ОЭЗ, ограничивает количество проводимых проверок, льготную аренду и льготные ставки на энергоресурсы.
В настоящий момент в России действует 21 особая экономическая зона четырех типов: 6 ОЭЗ технологического типа, 9 ОЭЗ промышленного типа, 5 ОЭЗ туристического типа, 1 ОЭЗ логистического типа.
Целью промышленных зон является производство конкурентоспособных и высокотехнологичных видов продукции; технологических — разработка новых видов продукции; туристические нацелены на развитие туризма и санаторно-курортной сферы; а логистические зоны — на модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры.
Во всех типах ОЭЗ зарегистрировано более 650 резидентов. Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил 807 млрд рублей, объем осуществленных — 244 млрд руб. Объемы произведенных товаров и услуг на территориях ОЭЗ составили более 30 млрд рублей, в ОЭЗ создано более 25 000 рабочих мест. На создание инфраструктуры ОЭЗ было профинансировано 73 млрд рублей.
В особых экономических зонах присутствуют более 100 иностранных инвесторов из 33 стран мира. Среди стран лидерами по объему инвестиций являются Китай (1463 млн. долл.), США (811 млн. долл.), Япония (500 млн. долл.), Турция (434 млн. долл.). [3]
Главными целями и задачами создания особых экономических зон, которые они с успехом выполняют, являются развитие научно-технологического потенциала РФ; улучшение отраслевой структуры промышленности в РФ, повышение ее статуса в мировой экономике; формирование и реализация крупных технологических инициатив; повышение качества иностранных инвестиций.
Значительно повышают инвестиционную привлекательность региона технопарки и промышленные парки с готовой инфраструктурой. Предпринимателям предоставляют возможность сконцентрировать все усилия непосредственно на производстве, освобождая от необходимости управления вопросами организации производственного процесса (логистики, энергетики, транспорта). Экономическая деятельность стимулируется освобождением от административных барьеров и поощрением за счет налоговых льгот.
10 марта 2006 г. Правительство РФ утвердило программу, предусматривающую государственное финансирование строительства технопарков. Государственные инвестиции в создание новых и развитие уже существующих технопарков в 2013–2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом частные инвестиции уже превысили объем государственных. Компании-арендаторы вложили в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013–2014 годах более 7,2 млрд руб. Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действовала в 2007–2014 годах. За это время была создана сеть технопарков общей площадью более 400 000 кв. м, на которых было организовано более 18 000 рабочих мест. Совокупная выручка 750 компаний-резидентов составила около 32 млрд рублей в год. В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны были обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием сети технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году загрузка технопарков должна превышать 90 %, а их бюджетная эффективность — 55 %. Также, доля экспорта в выручке компаний-резидентов должна быть не менее 12 %.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует 107 технопарков в 29 регионах страны, обладающих развитой транспортной, инженерной, социальной, жилой и производственной инфраструктурой. Каждый технопарк имеет свою специализацию: 12 работают в сфере ИКТ, 45 — в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка. Наряду с этим все возводимые объекты объединены общей совокупностью услуг, оказываемой резидентам, общей инвестиционно-банковской и юридической платформой.
Концессия — форма государственно-частного партнерства, вовлечение частного сектора в эффективное управление госсобственностью. Концессионное соглашение подразумевает, что государство передает концессионеру право на использование объектов инфраструктуры, оборудования, предприятий, природных ресурсов. Взамен концедент получает вознаграждение в виде периодических (роялти) или платежей разовых (паушальных) платежей. В соответствии с законодательством Российской Федерации концессии могут быть заключены по итогам конкурса, проводимого концедентом. Концессионное соглашение заключается в отношении инфраструктурных объектов, таких как объекты железнодорожного, трубопроводного транспорта; автомобильные дороги; энергетические объекты; аэродромы; морские и речные порты, суда; системы коммунальной инфраструктуры, объекты здравоохранения, транспорт общего пользования и другие.
В соответствии с действующим порядком концессионер должен передать концеденту объект концессии до его ввода в эксплуатацию.
Большую роль в развитии механизма государственно-частного партнерства играет Внешэкономбанк (Банк развития и внешнеэкономической деятельности). Среди целей Внешэкономбанка стоит выделить: повышение конкурентоспособности и диверсификации экономики Российской Федерации, стимулирование инвестиционной деятельности. Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется законом «О банке развития».
Внешэкономбанк предоставляет кредиты, выдает гарантии, участвует в уставном капитале хозяйственных обществ, обеспечивает страхование экспортных кредитов с соблюдением принципов безубыточности, публичности, отсутствия конкуренции с коммерческими финансовыми институтами. В настоящий момент через Внешэкономбанк реализуется совокупность мер, направленных на поддержание финансовой системы и обеспечивающих дополнительные кредитные средства российским предприятиям в целях предотвращения резких спадов инвестиционной и производственной активности в российской экономике в связи с ухудшением условий доступа экономических субъектов к необходимым кредитным ресурсам. [1]
Таким образом, можно сказать, что государство активно стимулирует инвестиционную активность в РФ, выступая одновременно и инвестором, и регулятором, выявляя точки инвестиционного потенциала. Однако в настоящее время инвестиционный климат РФ имеет множество существенных негативных факторов. Поступающие инвестиции в основном привлекаются на возвратной основе, что препятствует их использованию для долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов. Правительство Российской Федерации проводит глобальную работу по стимулированию инвестиционной активности в стране, что при определенном мониторинге и своевременной коррекции методов поддержания инвестиционной деятельности принесет значимые результаты для экономики России.
Источник