Механизм социальных инвестиций это
Социальные и благотворительные программы компаний — это не дань моде или следствие государственного давления, а эффективные вложения, приносящее выгоду. Создавая общественное благо, компания получает выгоду для основного бизнеса, но эта выгода не обесценивает социальную составляющую ее деятельности.
Развитие корпоративной социальной ответственности в России проходило в три этапа:
1) 1991-1998 — реструктуризация социальной инфраструктуры компаний в ходе приватизации, возрождение традиций благотворительности и меценатства;
2) 1999-2002 — постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию целенаправленных программ; формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде;
3) 2003-2006 — формирование комплексного, стратегического подхода к социальной ответственности; начало социального инвестирования; развитие корпоративных и частных фондов; привлечение некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ.
В этом процессе было два переломных момента:
1) 1998 — вследствие дефолта российские компании резко сократили вложения в социальную сферу, столь же значительно возросло их внимание к эффективности своих вложений;
2) 2003 — на фоне значительного ослабления диалога бизнеса и власти деловое сообщество публично заявило о своем стремлении быть социально ответственным; инициативы
бизнеса, в частности, по добровольной социальной отчетности, были поддержаны организациями гражданского общества.
Сегодня практически все крупные и большинство средних российских компаний реализуют различные социальные и благотворительные программы. Объемы затрат на благотворительные программы могут достигать весьма значительных сумм — от 3% до 14% заявляемой прибыли [i] .
Перечень направлений, в которых реализуются корпоративные социальные программы, достаточно широк — это экология, развитие спорта, культуры, образования, муниципальной социальной инфраструктуры, независимых СМИ, муниципального управления, поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи [ii] . Часть этих программ имеет исключительно благотворительный характер, но в последнее время все больше компаний рассматривают проекты и программы в социальной сфере как инвестиционные.
Социальное инвестирование — способ реализации корпоративной социальной ответственности посредством целевых программ, которые отвечают нуждам основных групп заинтересованных лиц — потребителей, персонала, местных сообществ на территориях присутствия . Его привлекательность обусловлена тем, что в стратегической перспективе социальные инвестиции всегда взаимно выгодны. Сам термин «социальные инвестиции» предполагает, что данные вложения окупаются, что существует некий механизм получения дополнительной выгоды.
Например, вложения в экологическую безопасность производства, которых требуют местные сообщества, окупаются за счет снижения профессиональной заболеваемости, повышения производительности труда, повышения политической и социальной стабильности на территориях присутствия, укрепления репутации и т. п.
Благотворительная политика, как и дивидендная политика, по своей сути предполагает распределение части прибыли компании, поэтому к ней предъявляются общие требования к качеству корпоративного управлении, прежде всего прозрачности и соответствия интересам всех акционеров. Это предполагает наличие публично заявленной политики, прозрачность процедур и критериев отбора заявок для финансирования, договорные отношения между компанией и получателем помощи, предусматривающие взаимные обязательства сторон, строгий контроль за целевым использованием средств, оценку полученных результатов.
Механизмы возвратности социальных инвестиций
В отличии от инвестиций в производство или маркетинг, непосредственно сказывающихся на бизнес-процессах, социальные инвестиции предполагают более сложные и непрямые механизмы возврата вложенных средств. Тем не менее, в конечном итоге социальные инвестиции сказываются именно на базовых бизнес-процессах: производстве товаров и услуг, их продвижении и продажах, привлечении капитала. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Польза социальных инвестиций определяется тем, насколько снижаются издержки производства, повышается производительность труда, снижаются потери от временной нетрудоспособности сотрудников, повышается обеспеченность квалифицированными специалистами, снижаются санкции и штрафные платежи (обусловленные воздействием на окружающую среду), становится возможной реорганизация производства, сокращение численности сотрудников и т. п.
Как правило, инвестициями, эффективность которых проявляется через влияние на производственный процесс, являются программы подготовки кадров (как существующих, так и будущих), развития социальной среды и социальной инфраструктуры, повышения качества муниципального управления на территориях присутствия. Эти программы оказывают влияние на производительность труда, создают более дешевые, чем повышение зарплаты, механизмы удержания квалифицированного персонала, уменьшают потери от нелояльности сотрудников. Подобные механизмы возврата социальных инвестиций обычно используют компании, располагающие большими и многолюдными производствами, в особенности, если эти производства являются градообразующими.
Продвижение и продажа товаров и услуг
Польза социальных инвестиций определяется тем, насколько они повлияли на репутацию компании в глазах покупателей, расширение присутствия на рынке, увеличение объема продаж и стоимость бренда.
Социально ответственная позиция компании становится конкурентным преимуществом в глазах современных покупателей. Так, если благотворительные программы способствуют продвижению корпоративных ценностей или позволяют разделить с клиентами эмоциональный настрой, они способствуют повышению лояльности потребителей. Это эффективная стратегия для компаний, работающих на массовом потребительском рынке. Такие социальные инвестиции дополняют традиционные маркетинговые программы.
Вместе с тем, необходимо четко различать корпоративные социальные, благотворительные программы и частные программы владельцев и менеджеров. Корпоративные программы должны работать на развитие компании, если они этого не обеспечивают — это нерациональная трата корпоративных ресурсов. В случае частных благотворительных программ владельцев и менеджеров компании, осуществляемых за счет своих личных средств, действует совсем другая логика, определяющая направленность и мотивированность данных вложений. Здесь прямого прагматизма может и не быть. Частные программы менеджеров и владельцев не являются корпоративными социальными инвестициями.
Польза социальных инвестиций определяется тем, насколько социальные программы повлияли на репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, оценку качества корпоративного управления.
При сходных финансовых показателях компания, загрязняющая окружающую среду, использующая труд детей, жестоко эксплуатирующая человеческие и инфраструктурные ресурсы местных сообществ, менее привлекательна для инвестиций, чем социально ответственная компания. Наличие у компании эффективной социальной и экологической политики снижает риски и косвенно свидетельствует о высоком качестве корпоративного управления во всех сферах деятельности, о способности видеть проблемы и оперативно реагировать на них. В конечном итоге это снижает цену привлекаемых для развития ресурсов и повышает стоимость компании.
Как правило, этот механизм возврата эффективно используется компаниями, планирующими или уже осуществившими размещение своих акций на международных торговых площадках.
Снижение стоимости привлекаемых ресурсов обусловлено еще и тем, что институциональные инвесторы, все больше представляют интересы мелких собственников — простых граждан, которые в своей жизни непрерывно сталкиваются с проявлениями социальной ответственности или безответственности компаний и заинтересованы в развитии именно социально ответственного бизнеса.
Эта тенденция получила распространение в 1990-е годы под названием «социально ответственное», или «этическое» инвестирование (socially responsible investing, ethical investing), которое рассматривает социальные и экологические последствия инвестиций в общем контексте анализа компании при принятии инвестиционного решения.
Институциональные инвесторы, представляющие в конечном итоге интересы простых граждан, выдвинули большое число инициатив, связанных с повышением уровня прозрачности и качества корпоративного управления, а также уровня корпоративной ответственности компаний. Во многих странах они поддержаны на уровне законодательства (закон Сарбейнса-Оксли, США) или на уровне кодексов лучшей практики, поддерживаемых саморегулирующимися ассоциациями.
Представленные схемы в самом общем виде раскрывают механизмы получения выгоды от социальных инвестиций. И эти механизмы работают. Работают на благо компании, работают на благо инвесторов, работают на благо общества.
[i] Исследование «Социальные инвестиции российского бизнеса». – Институт экономики города по заказу Фонда «Евразия».2004г.
Источник
Тема 7. Особенности механизма социального инвестирования
Концепция социальной эффективности инвестиций ставит своей целью выработку четкой методики исследования, измерения и декларирования социальных, политических, экологических и других неэкономических
результатов, которые создаются проектами и организациями. В основе анализа социальной эффективности лежат анализ затрат и выгод и социальный аудит, направленный на выявление социальной ценности (social value, иногда в научной литературе переводится как социальная стоимость, но в русском языке стоимость имеет в большей степени смысловую связь с затратами, а не с конечными благами и их пользой для общества), создаваемой в проекте, путем нахождения материальных, финансовых и нефинансовых, эквивалентов для социальных результатов. Анализ SROI измеряет ценность создаваемых благ и затраты на создание этих благ. Формально социальная эффективность инвестиций представляет собой отношение чистой приведенной ценности благ к чистой приведенной стоимости инвестиций. Например, отношение 3 к 1 означает, что один рубль инвестиций создает на три рубля социальных результатов. Однако, анализ социальной эффективности инвестиций не следует сводить к определению одной единственной цифры. Наоборот, сама суть анализа SROI состоит в том, что один или даже несколько показателей, какими бы ценными они не были, не могут показать социальные результаты проекта, так как они эти результаты имеют достаточно сложную природу. Таким образом, анализ социальной эффективности должен представлять собой методику для исследования цепочки создания социально политической ценности, и при этом так называемая монетизация играет существенную, но не единственную, и далеко не самую ключевую роль.
Большинство передовых компаний и консультантов используют термин социальный аудит для обозначения внутренней (по отношению к компании) эффективности социально связанной деятельности.
CRA комплексно оценивает деятельность компаний по пяти основным экономическим и социальным показателям:
системы менеджмента качества;
энергосбережение и охрана окружающей среды;
отношения с персоналом;
трудовые отношения и права человека;
отношения с местным сообществом.
CRA оценивает основные показатели компании по отношению к системе ценностей компании, этике бизнес-поведения, внутренней операционной практике, системе менеджмента и ожиданиям ключевых стейкхолдеров (собственников, сотрудников, клиентов, поставщиков и местных сообществ). Кроме того, система дает компаниям возможность увеличивать репутационный капитал, повышать прибыльность, эффективность и производительность труда, проводит количественный анализ стратегического и финансового эффекта от активной и ответственной практики бизнеса с учетом интересов всех стейкхолдеров. Эта методика интегрирована во все основные международные системы рейтингов социальной ответственности бизнеса.
CRA оценивает социально безответственного поведения компаний, включающего в себя чрезмерные затраты на утилизацию отходов, затраты на набор, удержание и увольнение персонала, завоевание новых клиентов, поддержание качества продукции и производительности труда.
Пример из жизни. Крупная компания, занимающаяся грузовыми автомобильными перевозками, решила сократить расходы за счет недоплаты рабочим за сверхурочные. Начался саботаж: рабочие намеренно допускали нарушения сроков отгрузки, неправильно размещали груз. Это вызвало рост недовольства клиентов, рекламации и судебные иски. Потери компании в сотни раз превысили копеечную прибыль от экономии на людях.
Неизмеримые социальные риски включают производство опасных для индивидуумов или для общества продуктов (например, сигарет) или социально спорное поведение (поощрение азартных игр или размещение производства в странах, где нарушаются права человека).
Среди основных причин, по которым компании внедряют социальный аудит, — улучшение бизнес-показателей. Не случайно CRA делает акцент не столько на социальных вопросах, сколько на социально-экономических и экономических последствиях управленческих решений и связанной с ними политики компании. Кроме того, социальный аудит нужен, чтобы соответствовать ожиданиям социально ориентированных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов), имеющих собственные системы оценки социальной ответственности компаний. Самый известный фондовый индекс социальной ответственности Domini Social Index 400 разработан компанией Kinder, Lydenberg, Domini (KLD). Он оценивает 400 ведущих компаний по десяти категориям, включающим отношения с персоналом, местными сообществами, потребителями, экологию, отсутствие дискриминации.
Дополнением к системе аудита корпоративной ответственности является Econometric Impact Index (Индекс эконометрического эффекта), разработанный все той же SmithOBrien. Эта методология позволяет оценивать суммарный эффект, который компания оказывает на местные сообщества, где она оперирует. Эта система применима как для самих компаний, так и для органов местной власти, озабоченных оценкой влияния компаний на местные сообщества, в том числе в вопросах сокращения или расширения производства, регулирования налогов и цен, зонирования, влияния компаний на принятие ключевых для территорий решений.
Сегодня социальный аудит включает в себя внешний аудит (как оценивают компанию внешние стейкхолдеры) и внутренний, включающий в себя традиционный финансовый аудит. Некоторые компании выпускают социальные отчеты, куда входят сравнительные показатели за годы проведения социального аудита. Так, Ben&Jerry в своем отчете Social Performance Report 1998 поставила целью набирать и удерживать сотрудников. В следующем году компания отчиталась, что в ее штате работает 3% сотрудников, что в процентном отношении больше, чем у других компаний в Вермонте, родном штате Ben&Jerry.
Источник