Механизм реализации иностранных инвестиций

Механизм реализации иностранных инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции

1. Отток капитала

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.

Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.

Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.

Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.

Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.

И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.

Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.

Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.

В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.

Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.

Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

2. Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;

3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;

5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;

2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

3) приобретения имущества и ценных бумаг;

4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;

5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;

2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;

3) стимуляция производственных вложений;

4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;

5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;

2) покупка ценных бумаг в своей стране;

3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;

2) ухудшение материального положения большей части населения;

3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;

5) нестабильная политическая ситуация;

6) большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

Читайте также:  Когда можно будет торговать chia

2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;

3) большой внутренний рынок;

4) дешевая рабочая сила;

5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;

6) быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.

Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.

Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.

Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.

Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:

1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3) радикализация борьбы с преступностью;

4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;

5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.

Источник

Иностранные инвестиции

Принадлежащие ему объекты гражданских прав (иностранные инвестиции)
Иностранный инвестор
Объекты предпринимательской деятельности на территории России

Механизм реализации иностранных инвестиций (рис. 3.3) сводится к

Рис. 3.3. Механизм реализации иностранных инвестиций

вложению иностранным инвестором в объекты предпринимательской дея-тельности за рубежом (в нашем случае, в России) одинаковых для граж-данского законодательства любых стран следующих объектов гражданских прав:

денег (в национальной валюте, т.е. в рублях);

ценных бумаг (как в иностранной, так и в национальной валюте);

иного имущества (например, ввозимого по международному лизин-гу промышленного оборудования);

имущественных прав, имеющих денежную оценку (предоставляют-ся, чаще всего, в рамках международного франчайзинга);

исключительных прав на результаты интеллектуальной деятель-ности, то есть, на зарубежную интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий, программных продуктов и технологий других стран;

услуг и информации.

Иностранными инвесторами, по российскому законодательству, могут быть:

ü иностранные юридические лица, иностранные организации, не явля-ющиеся юридическими лицами, а также иностранные граждане, граждан-ская правоспособность которых удостоверяется законодательством страны, где они соответственно учреждены или проживают, и которые по законода-тельству этой страны вправе осуществлять инвестиции на территории Рос-сии;

ü лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Рос-сийской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность кото-рых удостоверяется законодательством страны их постоянного места житель-ства и которые по этому законодательству вправе осуществлять инвестиции на территории России;

ü иностранные государства, осуществляющие вложение государст-венных средств в виде госзаймов и госкредитов, относимых на внешний го-сударственный долг России;

ü международные организации, которые в соответствии с междуна-родными договорами Российской Федерации вправе осуществлять инвести-ции на её территории (МВФ, группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития и др.).

Вложения иностранного капитала могут осуществляться в следующие объекты предпринимательской деятельности на территории России:

· движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, обору-дование и другие материальные ценности);

· предприятия, находящиеся под контролем иностранных инвесто-ров, или полностью принадлежащие им (дочерние компании зару-бежных фирм на территории России);

Читайте также:  Binance комиссия за сделку фьючерс

· ценные бумаги российских предприятий (акции, облигации, паи, до-левые участия, вклады, и др.), а также государственные и муни-ципальные российские ценные бумаги;

· имущественные права, в том числе, права пользования землей и другими природными ресурсами, приобретаемые иностранным ин-вестором как самостоятельно, так и с участием юридических лиц и граждан России;

· права на результаты интеллектуальной деятельности, приобрета-емые в результате покупки иностранным инвестором российских международных патентов;

· права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав-ляемые на основе договора или закона.

Иностранные инвестиции дополнительно (см. раздел 3.2) классифи-цируются по следующим признакам.

1. По формам собственности на инвестируемый иностранный капи-тал:

1.1. государственные иностранные инвестиции – средства государ-ственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций. Могут предоставляться в виде госу-дарственных займов, государственных кредитов, грантов (денежных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществле-ние конкретных программ) и финансовой помощи (финансовых ресурсов, предоставляемых на условиях, более льготных, чем коммерческие).

1.2. частные (негосударственные) иностранные инвестиции – сред-ства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещен-ные вне территориальных пределов данной страны.

1.3. смешанные иностранные инвестиции – вложения, осуществля-емые за рубежом совместно государством и частными инвесторами.

2. По характеру использования вложений иностранного капитала:

2.1. предпринимательские иностранные инвестиции – прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса за рубежом, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивидендов.

2.2. ссудные иностранные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

3. По целям вложения иностранного капитала:

3.1. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – вложения иностран-ных инвесторов, дающие им право контроля и участия в управлении деятель-ностью предприятия (коммерческой организации) на территории другого го-сударства.

3.2. портфельные иностранные инвестиции – вложения иностран-ных инвесторов в зарубежные ценные бумаги с целью получить или увели-чить доходы в форме дивидендов, процентов или разницы биржевых коти-ровок.

3.3. прочие иностранные инвестиции включают в себя кредиты, по-лученные от иностранных инвесторов, и банковские вклады – валютные сче-та этих инвесторов в банках страны-реципиента.

Классификация по последнему признаку имеет особое значение при анализе иностранных инвестиций, так как согласуется с терминологией МВФ, закрепленной в Руководстве МВФ по составлению платежного балан-са страны. Этот документ, содержащий понятийно-терминологический аппа-рат для составления данного баланса, используется в той или иной мере боль-шинством стран, в том числе и Россией.

Согласно определению МВФ, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это инвестиции, осуществляемые с целью получения прибыли от инвестирования в предприятия, действующие на иностранной территории, когда цель инвестора – непосредственное участие в управлении предприя-тием. В определении ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) акцент делается на «длительный интерес прямого инвестора», идея контроля выражена неявно и заменена формулировкой «влияние на управ-ление» предприятием с прямыми инвестициями. Наличие контроля над хо-зяйствующей организацией в принимающей стране, как базовый признак прямых иностранных инвестиций, подчеркивают и эксперты ЮНКТАД (Ко-миссии ООН по торговле и развитию). Одновременно они называют еще один признак – долгосрочный, устойчивый характер взаимоотношений эко-номических агентов – инвестора и реципиента. Определение прямых иност-ранных инвестиций ЮНКТАД, как видно из всего вышесказанного, является наиболее полным.

Установление контроля обеспечивается путем приобретения контроль-ного пакета акций зарубежного предприятия. В международной практике ис-пользуются разные критерии определения размера этого пакета. Специа-листы ООН считают, что контрольный пакет образуется при условии приоб-ретения не менее 10 % акционерного капитала. Резко различается величина этого пакета для разных стран: в США – не менее 10 % акций, в странах ЕС – 20–25 %, в Канаде, Новой Зеландии и Австралии – 50 %. В соответствии с законом об иностранных инвестициях в Российской Федерации к прямым иностранным инвестициям относится «приобретение иностранным инвесто-ром не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации, соз-данной или вновь создаваемой на территории РФ», но при нашем неразвитом фондовом рынке, а также при отсутствии прозрачности деятельности и высо-кой концентрации капитала российских предприятий пакет в 10 % в боль-шинстве случаев не является контрольным или дающим право влияния на принимаемые решения. Поэтому в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законами об акционерных обществах реально полу-чить контроль над предприятием или блокировать принятие какого-либо ре-шения имеют возможность только инвесторы, владеющие более чем 25 % ак-ций.

Таким образом, доля собственности для получения контроля чётко не определена. Если акционерная собственность широко рассредоточена, то не-большой процент акций может оказаться достаточным для принятия управ-ленческих решений. Но даже 100 %-ное владение собственностью не гаран-тирует полного контроля, поскольку государство страны-реципиента может принимать те или иные решения, которые являются обязательными и для на-ционального, и для иностранного инвестора.

Портфельные иностранные инвестиции – это вложения капитала в акции заграничных компаний (без приобретения контрольного пакета), об-лигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных финансовых организаций, а также в еврооблигации. К портфельным инвес-тициям относят также венчурные капиталовложения в пилотные проекты с высокой степенью риска. Ниже приводится классификация объектов вложе-ний портфельных иностранных инвестиций согласно тому, как эти вложения отражаются в платежном балансе страны-инвестора:

акционерные ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный документ, удостоверяющий имущественное право владельца документа по отношению к лицу, выпустившему этот документ;

долговые ценные бумаги – обращающийся на рынке денежный доку-мент, удостоверяющий отношение займа владельца документа по отноше-нию к лицу, выпустившему этот документ.

Долговые ценные бумаги могут выступать в форме:

облигаций, простых векселей, долговых расписок – денежных инстру-ментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фик-сированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход;

инструментов денежного рынка – денежных инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный дене-жный доход на определенную дату. Эти инструменты продаются на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения. К ним относятся казначейские векселя, депозит-ные сертификаты, банковские акцепты и др.;

финансовых деривативов – имеющих рыночную цену производных денежных инструментов, удостоверяющих право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. Таковыми являются опционы, фьючерсы, варранты, свопы.

Читайте также:  Инвестиция как проблема принятия решения

В российском законодательстве отсутствует понятие портфельных ин-вестиций. Между тем привлечение портфельных инвестиций в российскую экономику позволяет и предприятиям, и бюджетам всех уровней путем раз-мещения соответственно акций и долговых ценных бумаг среди иностранных инвесторов получать дополнительные средства для целей долгосрочного раз-вития.

Прочие иностранные инвестиции осуществляются с целью получе-ния повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения ва-лютных курсов и биржевых котировок. К ним обычно прибегают фирмы, ко-торые ведут международные операции с целью решения чисто финансовых задач. Эти вложения носят краткосрочный характер. Считаются наиболее мо-бильной формой присутствия иностранного капитала в национальных эко-номиках, в силу чего те или иные изменения экономической или полити-ческой конъюнктуры могут привести к резким притокам и оттокам капитала в форме прочих инвестиций, что очень наглядно показал один из мировых финансовых кризисов («черный» сентябрь 2008 года).

В структуре иностранных инвестиций большинства стран-реципиентов наименьшую долю составляют портфельные инвестиции (в среднем 3–4 %), а наибольшую – прочие (более 50 %). Как видно из данных Росстата (табл. 3.5), такая структура для нашей страны отличается в худшую сторону.

Как любое сложное экономическое явление, вложение иностранного капитала может оказывать на экономику страны-реципиента и положи-тельное, и отрицательное воздействие.

Так, к положительным последствиям относятся:

· увеличение объема реальных инвестиций, ускорение темпов эконо-мического развития и улучшение платежного баланса страны;

Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2013 году, %

По целям, в том числе: 100,0
— ПИИ (взносы в капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, прочие ПИИ); 9,7
— портфельные иностранные инвестиции (акции и паи, долговые ценные бумаги); 0,4
— прочие иностранные инвестиции. 89,9
По видам экономической деятельности, в том числе: 100,0
— добывающая промышленность; 10,1
— обрабатывающая промышленность; 23,3
— транспорт и сфера услуг; 66,6
— государственное управление. 0,0
По странам-инвесторам, в том числе: 100,0
— Швейцария; 48,2
— остальные страны Евросоюза; 37,7
— страны СНГ; 2,9
— другие страны. 11,2

· поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов инноваций, воплощаемых в новой тех-нике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

· повышение уровня занятости и квалификации местной рабочей силы, а также производительности её труда;

· расширение экспорта и поступление иностранной валюты;

· увеличение налоговых поступлений;

· повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

· использование более высоких стандартов качества окружающей сре-ды, расширение доступа к более чистым технологиям, снижение уровня за-грязнения окружающей среды;

· развитие инфраструктуры и сферы услуг;

· повышение инвестиционной привлекательности страны;

· усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уров-ня её монополизации;

· оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распрост-ранение международных стандартов не только в производстве, но и в потреб-лении.

Отрицательные последствия привлечения иностранного капитала зак-лючаются в следующем:

· репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (ди-виденды, проценты, роялти и др.), что ухудшает состояние платежного ба-ланса принимающей стороны;

· увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

· подавление местных производителей и ограничение конкуренции;

· усиление зависимости национальной экономики от иностранных го-сударств, угрожающее экономической и политической безопасности страны-заемщика;

· возможная деформация структуры экономики страны-реципиента;

· упадок традиционных отраслей национальной экономики;

· усиление социальной напряженности и дифференциации (в част-ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприятиях);

· ослабление стимулов для реализации национальных инновационных проектов вследствие ввоза иностранных технологий, что, в конечном счете, может привести к усилению технологической зависимости;

· ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресур-сов;

· негативное воздействие на социально-культурные условия, связанное с игнорированием национальных традиций и особенностей, с насаждением чуждых принимающей стране стандартов и ценностей, а также форм орга-низации производства и образа жизни.

При этом приоритетное значение для страны-реципиента вообще и для России в частности имеют ПИИ в силу следующих своих возможнос-тей.

1. Позволяют покрыть дефицит денежных ресурсов отечественных компаний и фирм на ускоренное и широкомасштабное переоснащение произ-водственной базы. Все другие виды иностранных инвестиций носят, преиму-щественно, спекулятивный характер и потому являются деньгами «корот-кими», не позволяющими реализовать подобную задачу. ПИИ выступают хо-рошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обес-печивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами.

2. Обеспечивают заимствование квалифицированного менеджмента, т.к. вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает опыт зарубежного инвестора по управлению деятельностью объекта инвестирования. ПИИ представляют собой не только источник средств для внедрения новой техно-логии, но и возможность применения современных методов управления и маркетинга. Будучи направленными в конкретные объекты, они предпола-гают обучение персонала эффективным методам управления и освоению ры-ночных механизмов хозяйствования.

3. Активизируют инвестиционный процесс в силу присущего любым инвестициям мультипликативного эффекта, способствуют освоению и зак-реплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, дает инвес-тору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для иностранных, так и для отечественных инвесторов.

4. Ускоряют процесс включения региональных и отраслевых экономик в мировое хозяйство, развитие эффективных интеграционных процессов, спо-собствуют использованию преимуществ международного разделения и коо-перации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и на внешнем рынке, ускоряют развитие отраслей и регионов, способствуют выравниванию этого развития, т.к. возможность привлечь иностранный капитал имеет любой регион (муниципальное образование) Российской Федерации и любое пред-приятие страны.

5. Способствуют росту занятости и повышению социально-экономи-ческой стабильности страны (региона), т.к. создают стационарные рабочие места, что не свойственно другим видам иностранных инвестиций.

6. В отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бреме-нем на внешний долг страны и даже способствуют получению средств для его погашения (например, за счет доходов от эксплуатации полученного по международному лизингу оборудования).

7. Стимулируют развитие производства импортозамещающей и экс-портной продукции с высокой долей добавленной стоимости. Только прямые иностранные инвестиции реализуют задачу структурной перестройки эконо-мики страны-реципиента, заключающейся в переходе от сырьевых отраслей промышленности к перерабатывающим и от простых видов продукции к сложным.

Источник

Оцените статью