- Медосмотры работников предприятия за свой счет
- Организация оплачивает проведение обязательного медосмотра (при приеме на работу) и в отдельных случаях компенсирует работникам расходы на прохождение обязательного медосмотра. Облагаются ли эти расходы страховыми взносами?
- Медосмотры работников: ответы на частые вопросы кадровиков и директоров
- Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?
- Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?
- К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?
- Каков порядок проведения обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?
- Какова ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра?
Медосмотры работников предприятия за свой счет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация оплачивает проведение обязательного медосмотра (при приеме на работу) и в отдельных случаях компенсирует работникам расходы на прохождение обязательного медосмотра.
Облагаются ли эти расходы страховыми взносами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы работодателя на проведение медосмотров (согласно договору с медицинской организацией) не подлежат обложению страховыми взносами, если обязанность по организации их проведения возложена на работодателя законодательством.
Согласно разъяснениям контролирующих органов, возмещаемые организацией работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров облагаются страховыми взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ. Однако, по мнению судей, суммы компенсации расходов на медосмотр страховыми взносами не облагаются. Если организация будет придерживаться этой позиции, возможен спор с налоговыми органами, при этом шансы отстоять свою позицию в суде имеются.
Обоснование вывода:
В силу положений статей 212 и 213 ТК РФ работодатель обязан организовывать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников за счет собственных средств.
Предусмотренные ст. 213 ТК РФ категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее — Порядок).
Согласно п.п. 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
Таким образом, прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работником при устройстве его на работу должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.
Минфин России в письме от 24.01.2019 N 03-15-06/3786 сообщил, что иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
Организация заключает договор с медицинской организацией
Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.
В отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) применяются аналогичные положения (ст. 20.1 и ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ)).
В случае если работодатель организует проведение предварительных медицинских осмотров своих работников, что в соответствии с положениями ст. 213 ТК РФ является обязанностью организации и не связано с выплатами работникам, то такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами (смотрите письма ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, от 24.12.2019 N БС-3-11/10931@, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, письмо Минфина России от 21.06.2019 N 03-15-06/45499).
Организация компенсирует работнику расходы на медосмотр
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный ст. 422 НК РФ (а в отношении взносов НС и ПЗ — ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ), является исчерпывающим и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.
По вопросу обложения страховыми взносами сумм возмещения работодателем затрат работников на прохождение обязательных медицинских осмотров специалисты финансового и налогового ведомств разъясняют, что если работодатель компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению обязательных медицинских осмотров, оплаченных работниками самостоятельно, такие суммы облагаются страховыми взносами, поскольку не установлены законодательством и не приведены в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо ФНС России от 27.01.2020 N БС-4-11/1082@, письма Минфина России от 01.11.2019 N 03-04-05/84588, от 11.10.2019 N 03-04-05/78205, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 30.08.2019 N 03-04-06/66814, от 17.05.2019 N 03-15-05/35516, от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 24.01.2019 N 03-15-06/3786, от 27.12.2018 N 03-15-06/95288, от 02.02.2018 N 03-04-06/6205).
Вместе с тем возможен и иной подход, согласно которому возмещение работнику расходов, связанных с проведением медосмотра, является выплатой, не подлежащей обложению страховыми взносами. Такого подхода придерживаются судьи, а наличие судебных решений свидетельствует о том, что он связан с перспективой спора с налоговыми органами. При этом судебная практика применительно к нормам НК РФ начинает формироваться.
Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 14.05.2020 N Ф04-1498/2020 по делу N А45-35434/2019, основываясь на нормах Закона N 125-ФЗ, в частности ст. 20.1 и ст. 20.2, суд сделал вывод, что компенсация затрат (оплата) за прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Не так давно аналогичная позиция в отношении норм главы 34 НК РФ была поддержана определением ВС РФ от 13.04.2020 N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019. Суд установил, что выплаты, компенсирующие затраты работников на проведение медицинских осмотров, производились в рамках исполнения обязанности работодателя по организации обязательных медицинских осмотров, в связи с чем был сделан вывод, что они не являются экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не могут быть включены в объект обложения страховыми взносами. Со ссылкой на это определение судьи в постановлении Пятого ААС от 17.06.2020 N 05АП-2531/20 по делу N А51-25364/2019 указали, что налоговый орган ошибочно не учел положения ст. 420 НК РФ, определяющие объект обложения страховыми взносами, к числу которых спорные выплаты не отнесены. Кроме этого, налоговый орган руководствуется исключительно положениями ст. 422 НК РФ, устанавливающими перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами (в числе которых рассматриваемые выплаты не поименованы). Ссылки на письма ФНС России от 03.09.2018 N БС-4-11/16963@, а также письма Минфина России от 30.01.2019 N 03-15-06/5260, от 04.07.2019 N 03-15-06/49359, от 08.02.2018 N 03-15-06/7527 отклонены судом, поскольку указанные письма носят информационный и рекомендательный (разъясняющий) характер, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.
К сведению:
Сходная правовая позиция сформулирована в недавнем определении ВС РФ от 29.10.2019 N 306-ЭС19-9697. Однако, согласно позиции финансового ведомства, судебная практика, основанная на положениях Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который утратил силу с 01.01.2017, применению налоговыми органами не подлежит (смотрите письма ФНС России от 02.06.2020 N БС-4-11/9100, от 10.04.2020 N БС-4-11/6061, от 14.09.2017 N БС-4-11/18312@).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.);
— Энциклопедия решений. Налогообложение оплаты медицинских осмотров работников;
— Энциклопедия решений. Компенсационные и иные выплаты: НДФЛ и страховые взносы (для бюджетной сферы);
— Облагать ли страховыми взносами компенсации за обязательные медосмотры? (Е.А. Логинова, журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2020 г.);
— Комментарий к определению Верховного Суда РФ от 13 апреля 2020 г. N 309-ЭС20-3763 по делу N А76-14135/2019 (Т.Н. Точкина, журнал «Нормативные акты для бухгалтера», N 13, июль 2020 г.);
— Вопрос: При приеме на работу сотруднику выплачивается компенсация за прохождение первичного медицинского осмотра. На момент прохождения медицинского осмотра трудовой договор с работодателем не заключен. Является ли данная компенсация объектом обложения страховыми взносами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.);
— Вопрос: Пищевое предприятие компенсирует (возмещает) оплату обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, оплаченных своими работниками, при предоставлении ими кассовых чеков и квитанций из медицинского учреждения, где они проходят медосмотры. Облагается ли данная компенсация (возмещение) НДФЛ и страховыми взносами в 2016, 2017, 2018, 2019 гг.? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
12 августа 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Медосмотры работников: ответы на частые вопросы кадровиков и директоров
Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?
Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ).
Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма [1] предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3).
Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком.
Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.
ФСС в Письме от 17.05.2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.
Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?
Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.
По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).
Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:
- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
- для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
- для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).
В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).
По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.
Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?
На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский
осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?
Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.
Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.
Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).
Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.
Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.
Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.
Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.
Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.
Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.
К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?
Верховный суд в Постановлении от 06.12.2017 № 34‑АД17-5 признал, что отправлять на медосмотры нужно всех работников организаций, и подтвердил правомерность наложения на работодателя штрафа в размере 120 000 руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.
Согласно материалам дела организация специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. В свое оправдание она привела доводы о том, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.
Отказав организации, суд учел следующее:
- согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона №52‑ФЗ[2] работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;
- в силу п. 4 ст. 34 Федерального закона №52‑ФЗ работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе;
- на основании ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
- в соответствии с п. 15 Перечня работ обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
Итак, проанализировав вышеназванные нормы, ВС РФ отметил, что в Перечне работ речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в данном документе не указаны. При этом суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.
Роспотребнадзор придерживался иного мнения: проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрены для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией (Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора.
Каков порядок проведения обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?
Для отдельных категорий работников может быть установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).
Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).
К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.
Категория работников
Нормативные акты
Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей
Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики
Абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом
Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2
п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400)
Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
Абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395)
Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением
Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50
Работники, занятые на подземных работах
Часть 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н
Как учитывается время на прохождение обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)? Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время.
Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв). Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены. Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.
Какова ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра?
Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:
- на должностных лиц и ИП – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
- на юридических лиц – в размере от 110 000 до 130 000 руб.
Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров).
В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Перечислим основные моменты, обозначенные в статье:
– обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров;
– работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр;
– если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь его к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника;
– не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы. Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением;
– по мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медосмотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами;
– если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время;
– за несоблюдение требований по проведению обязательных
медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть
привлечены к административной ответственности. В частности,
допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб.
[1] Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).
[2] Федеральный закон от 30.01.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Источник