- КОМПЛЕКС КУСАМА ИБН АББАСА
- Комплекс Кусама ибн Аббаса, древнейшее ядро ансамбля, многократно перестраивался, дополнялся новыми сооружениями вплоть до XIX в. (проходные помещения при Большой мечети).
- Комплекс Кусама ибн Аббаса — Гурхона
- «В таком виде, почти без всяких перемен, гурхона находится уже пять столетий» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда«).
- Мечеть в комплексе Кусама ибн Аббаса — одно из наиболее поздних сооружений. Она датируется XV в. Таким образом, мечеть от зиаратхоны отделяют почти два столетия. Разница во времени наглядно ощутима: мечеть более просторная, переходная конструкция от стен к куполу иная, чем в зиаратхоне; трехкупольное перекрытие на параллельных подпружных арках и щитовидных парусах.
- Мавзолей Кусама ибн Аббаса
- Содержание
- История [ | ]
- Архитектура [ | ]
- Мавзолей кусама ибн аббаса
- Вы здесь
- Мавзолей Кусама ибн Аббаса.
КОМПЛЕКС КУСАМА ИБН АББАСА
Комплекс Кусама ибн Аббаса, древнейшее ядро ансамбля, многократно перестраивался, дополнялся новыми сооружениями вплоть до XIX в. (проходные помещения при Большой мечети).
Дверь, ведущая в комплекс, выполнена мастером Юсуфом Ширази в 1404-1405 гг. (дата 807 год хиджры и имя мастера вырезаны на двери). Дверь изготовлена из карагача, украшена резьбой. Не сохранилась инкрустация различными породами дерева и слоновой костью. В верхней части обеих створок двери имеются надписи – на правой: «Двери рая, широко открытые для правоверных»; на левой – «И милость вечная для милостивых».
Над входом большое мозаичное четырехугольное панно, в котором надпись: «Сказал пророк арабский, хашимитский, корейшитский, мекканский, мединский, привет ему: «Ал-Кусам-ибн-ал-Аббас больше всех людей похож на меня внешностью и характером». («Зодчество Узбекистана. Материалы, исследования».Вып.II,Т.1970 г.)
За дверью находится минарет XI в. Облицовка основания минарета выполнена набором из фигурных шлифованных кирпичей, характерным для XI в. Внутри минарета есть лестница.
Из толщи кладок при входе в зиаратхону (помещение для обряда поклонения) выступают деревянные детали — это фрагменты архитектурного комплекса XI в. Они — свидетельство высокого искусства резьбы по дереву, которым владели среднеазиатские мастера.
Древнейшими частями комплекса (помимо минарета и остатков помещения XII века, которые были открыты у входа в зиаратхону) являются также гурхона (усыпальница), связанное с ней основание стен зиаратхоны, чилляхона (комната для проведения сорокадневного поста), находящаяся под зиаратхоной.
Комплекс Кусама ибн Аббаса — Гурхона
Гурхона – небольшое помещение (3,6 – 3,75 м) в основе своей сохранилось с XI в. Оно несет на себе следы ремонтов (выстилка из кирпича на наружной поверхности купола, ремонтная кладка в восточной стене, заложен арочный вход в южной стене, в XIV в. стены покрыли алебастровой штукатуркой, которая скрыла кирпичный декор интерьера, в XV в. выложена панель из крупных терракотовых плит с рельефной росписью). В XIV в. в большой проем вставлена деревянная решетка, в 80-е годы XIV в. в гурхоне установлено новое надгробие. Путешественник Ибн Батута, посетивший Самарканд в 30-е годы XIV в., описывает деревянное надгробие, украшенное драгоценными камнями, обитое по углам серебром. И решетка и надгробие — еще одно свидетельство высокого искусства среднеазиатских резчиков по дереву и керамистов.
В шестиугольнике панджары, отделяющей гурхону от зиаратхоны, надпись: «Гнет из сердца от поклонения к тебе исчезает. Достойным становится от поклонения к тебе каждый недостойный. Цари кладут головы на твой порог. Предмет желания обоих миров становится из-за тебя доступным».
«В таком виде, почти без всяких перемен, гурхона находится уже пять столетий» (Н.Б.Немцева, Ю.З.Шваб. «Ансамбль Шахи-Зинда«).
Одна из надписей на надгробии утверждает: «И никак не считай мертвыми тех, кто убиты на пути Аллаха. Нет, они живы!» На надгробии указана дата смерти Кусама ибн Аббаса -57 год хиджры (т.е. 676/677 гг.) Археологическими раскопками в гурхоне захоронение, относящееся к VII в., т.е. ко времени смерти Кусама ибн Аббаса, не обнаружено.
На 4-й ступени надгробия надпись: «Этот высочайший из дворцов, освещающий сердца, распространяющий свет и привлекающий благочестивых. Для них сады, где внизу текут реки. Это могила Кусама, сына Аббаса, вдохновленного беседой с господином руководителей и осчастливленных Пророком людей и духов, посланником Аллаха и наставников, да будет им доволен Аллах и да ниспошлет ему мир».
Зиаратхона за прошедшее со дня ее возведения (XI в.) время во многом изменилась. В 1334-35 годах (дата эта указана в подкупольной части) заново возведен купол, подкупольная часть, в XIV в. расписаны стены (стены расписывались также в XV и XIX вв.), в XV в. нижние части стен были облицованы шестигранными плитками с мозаичными медальонами.
В XVI в. три симметричных проема на южной стене связывали зиаратхону с гурхоной и кладбищем. Главный вход в нее находился на северной стене напротив двери в гурхону (он и сейчас является таковым). В XV в. был сделан еще один вход из мечети.
Сохранились на стенах остатки некогда великолепного живописного убранства, напоминающего ковры. В настоящее время росписи прорисованы реставраторами. В подкупольной части сохранился сложный глубокий узор с глазурью отличного качества, покрывающий сталактиты. За сталактитами скрыта конструктивная кладка, осуществляющая переход от квадрата стен к куполу. Купол зиаратхоны отреставрирован в 1959-1960 гг.
Поярусное декоративное оформление интерьера, имеющее место в зиаратхоне (панель; панно над панелью, окаймленные прежде широкими бордюрами, выделявшими этот декоративный ярус; восьмигранник; купол), характерно и для других мавзолеев ансамбля.
Композиция декора построена на контрастном сопоставлении росписи стен с голубовато-зеленой гаммой керамических облицовок восьмерика и купола.
Мечеть в комплексе Кусама ибн Аббаса — одно из наиболее поздних сооружений. Она датируется XV в. Таким образом, мечеть от зиаратхоны отделяют почти два столетия. Разница во времени наглядно ощутима: мечеть более просторная, переходная конструкция от стен к куполу иная, чем в зиаратхоне; трехкупольное перекрытие на параллельных подпружных арках и щитовидных парусах.
В западной стене мечети находится обязательная для всех мечетей ниша — михраб, ориентирующая молящихся в сторону Мекки. Михраб обильно украшен эпиграфическим орнаментом. Эпиграфический орнамент вообще характерен для культовых зданий, связанных с исламом, так как «в отличие от христианства и буддизма ислам отказался от изобразительных образов для пропаганды своих идей. В связи с этим в культовых зданиях был необходим какой-то эквивалент, который принял бы идейную нагрузку. Эта роль была отведена эпиграфике — надписям преимущественно коранического содержания. Так родился вид орнамента, неизвестный в Европе.» («Всеобщая история архитектуры». Л., 1969, т.8, стр.21).
Источник
Мавзолей Кусама ибн Аббаса
Достопримечательность | |
Мавзолей Кусама ибн Аббаса | |
---|---|
Внутри мавзолея Кусама ибн Аббаса | |
39°39′47″ с. ш. 66°59′18″ в. д. H G Я O L | |
Страна | |
Город | Самарканд |
Конфессия | Ислам |
Тип здания | мавзолей (мазар) |
Архитектурный стиль | Среднеазиатская архитектура |
Дата основания | XI век |
Строительство | XI — XV века |
Статус | охраняется |
Материал | Основной: жжёный кирпич |
Мавзолей Кусама ибн Аббаса (Мазар Кусама ибн Аббаса) — архитектурный памятник, мавзолей (мазар) в самаркандском некрополе Шахи Зинда (Узбекистан), построенный в эпоху Караханидов, Чагатаидов и Тимуридов в XI—XV веках.
Этот мазар — один из самых сложных, многослойных и запутанных архитектурных комплексов Средней Азии, исследователи считают, что в его истории и устройстве есть еще много нерешённых проблем. Мавзолей Кусама, построенный как отдельно стоящее купольное здание с портальным южным фасадом, после пристройки зиоратханы образовал вместе с ней группу функционально и художественно взаимосвязанных помещений, в которой уже видны почти все (кроме общей продольной оси) признаки будущих двухкамерных мавзолеев.
Содержание
История [ | ]
Сложный строительный комплекс, в который входит мавзолей, много раз перестраивался, и его история все ещё не ясна, — даже размеры мавзолея у двух авторов одной книги различны: 3,67×3,36 метров и 3,6×3,75 метров. Все исследователи согласны, что мавзолей над мнимой могилой Кусама был построен в XI веке, но возраст соседних помещений — зияратханы и подземной чилляханы — дискуссионен: одни считают их синхронными мавзолею, другие датируют их концом XI—XII веками или XIV веком.
Архитектура [ | ]
От первоначального, отдельно стоявшего мавзолея Кусама ибн Аббаса сохранились следы портального входа на южной стороне — осевой входной проём и предшествующая ему более широкая (2 метров), но неглубокая арочная ниша. Западная стена помещения оформлена осевой арочной нишей в прямоугольном заглубленном обрамлении — такая же ниша, давно заложенная, было на противоположной восточной стене. Северная стена, пробитая двумя проемами и из задней ставшая передней, свой изначальный вид потеряла. Здание возведено из кирпича 29x16x4 сантиметров, характерного для построек Самарканда XI—XII веков. В основании его стен проложен деревянный брус-обвязка сечением 40 сантиметров; он был найден под восточной стеной (с небольшим продолжением на север), но, видимо, обходит стены по периметру. Это — самый ранний пример строительного защитного приема, известного по крупным постройкам XI—XIV веков и более поздним, смысл которого — воспрепятствовать проникновению в кладку почвенных солей и влаги; его антисейсмическое значение сомнительно.
Заметное отклонение плана мавзолея от точно квадратной формы было исправлено рядом кирпичных консолей (позже превращенных в сталактиты) вверху одной из стен; на образованный таким способом квадрат опирается невысокий октагон с тромпами древнего перспективно-ступенчатого типа, о два уступа, и с П-образным рельефным контуром граней. Сфероконический купол мавзолея многократно перекладывался. Судя по тому, как тщательно сложена арка западной ниши — клинчатой кладкой с уложенным поверху рядом кирпичей плашмя — стены помещения не были оштукатурены, и сама их кирпичная фактура выполняла роль декоративно-конструктивного убранства.
Зиоратхана, встроенная несколько позже между мавзолеем и мечетью, подверглась в XIV веке радикальному переоформлению в новом вкусе. От декора XI—XII веков здесь, как будто, осталась только венчающая четверик полка высотой 25 сантиметров, сложенная из спаренных кирпичей с резными вертикальными вставками- «бантиками». Домонгольский облик сохранился, видимо, у западной торцевой стены чилляханы (называемой также подземной мечетью), балочный потолок которой в XIV веке был заменён сводом. Здесь уцелел михраб в виде ниши в прямоугольном, слегка заглубленном обрамлении, в окружении двух симметрично расположенных окошек, резко сужающихся в наружную сторону.
От большинства мавзолеев Шахи Зинды, построенных в XI—XII веков, не осталось ничего, кроме кирпичного боя и кусков орнаментальных терракотовых облицовок. Только две постройки этого времени, раскопанные археологами, сохранили до некоторой степени свою плановую структуру.
Источник
Мавзолей кусама ибн аббаса
Вы здесь
Мавзолей Кусама ибн Аббаса.
Ознакомительный тур на некрополь Шахи-и-Зинда.
«Эта гробница сына дяди Сейида, посланника последнего из пророков, посланца повелителя миров, мир ему! Повелителя правоверных — Куссама, сына Аббаса. Да будет Аллах доволен ими обоими и сделает их заступниками нашими. Умер в 57 году. Сказал пророк арабский, хашамский, курайшинский, меккинский и меддинский, да будет над ним мир: Куссам, сын Аббаса, похож на меня более других своей наружностью и характером«
Экскурсия к мавзолею Кусама ибн Аббаса в Самарканде.
Мавзолей Кусама ибн Аббаса находится по улице Шах-и-Зинда, на северной окраине Самарканда, на краю возвышенности Афрасиаба на мавзолейном и погребальном комплексе Шах-и-Зинда. Среди обширного древнего кладбища Шах-и-Зинда, находятся группы мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Кусама ибн Аббаса (1334 г.), декор XV века, двоюродного брата пророка Мухаммеда.
Среди обширного древнего кладбища Шах-и-Зинда, находятся группы мавзолеев, среди которых наибольшей известностью пользуется могила Кусама ибн Аббаса (1334 г.), декор XV века, двоюродного брата пророка Мухаммеда.
К комплексу ведёт дверь с датой 1404 — 1405 г.г., украшенная резьбой и первоначально инкрустированная слоновой костью. Внешний вид сооружения, как и интерьер, со времени основания сильно изменился, о чем, в частности, свидетельствует описание внутреннего убранства, сделанное в XIV в.
Сейчас «могилу Кусама» украшает надгробие из поливных изразцов, заменившее средневековое, которое было выполнено из черного дерева и украшено драгоценными металлами и самоцветами. «Могила благословенна; над ней возведено четырехугольное здание с куполом; у каждого угла стоят по две мраморные колонны, мрамор зеленого, черного, белого и красного цвета. Стены здания также выстроены из разноцветного мрамора с золотыми орнаментами; крыша сделана из свинца. Гробница покрыта черным деревом, украшенным драгоценными камнями; углы ее обиты серебром»
Надгробие в ту пору было иным, чем сейчас, и увидеть его можно было лишь через специальное оконце. Внутри мазара сохранились остатки настенной росписи геометрического орнамента (чередование звезд и крестовин), выполненного белым, синим и золотым.
На полу стояло ступенчатое надгробие, обычно укрытое погребальными покрывалами. Во второй половине XIV века оно было облицовано прекрасными изразцами. В небольшой подсобной комнате имеется спуск в поминальную мечеть и чилля-хану — камеру для 40-дневного поста.
Поминальная мечеть была отстроена уже в XV веке, и потому ее архитектура отличается от зодчества века предшествующего. Продолговатая в плане мечеть имеет 3-купольное перекрытие, интерьер ее свободный и легкий, в основании стен проходит панель из ярко-голубых шашек, местами оживляемая мозаичными медальонами.
Своим названием Шох-и Зинда — «живой царь» — комплекс обязан легенде. В ней говорится, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд с небольшим войском для утверждения ислама.
Во время одного из набегов язычников Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться от глаз неверных в образовавшейся расщелине (по другой версии, в колодце), где и живёт по сей день.
По арабским источникам, Куссам пришел в Самарканд в 676 году. По одним известиям, он был убит, по другим — умер естественной смертью; по некоторым данным, он умер даже не в Самарканде, а в Мерве.
В народе Куссам известен под названием Шах-и-Зинда — “Живой царь”, который согласно самаркандским легендам ушел из этого мира живым. Отсюда, мол, и прозвище “Живой царь”. На надгробии Куссама написаны следующие стихи из Корана:
“Тех, которые убиты на пути Аллаха, не считайте мертвыми: нет, они живы. ”. Уже в XII веке, около могилы Куссама хоронили лиц, пользовавшихся особым уважением.
Очень интересная информация опубликована в статье историка-археолога Н.Б. Немцевой из Ташкента «Легенды и предания, как исторический источник в изучении памятников зодчества Узбекистана».
«В частности, один из ярких и интересных примеров дает царский некрополь XIV-ХV вв. в Самарканде — ансамбль Шахи-Зинда, возникший на юге Афрасиаба в первой половине XI в. При изучении ансамбля Шaxи-Зинда в 60-е годы XX века мне не раз приходилось слышать от старожилов, что в главной святыне Самарканда — мавзолее Кусам ибн Аббаса замурована «голова барана».
Это казалось совершенно нереальной сказкой и значения ей не придавалось.
Только при археолого-архитектурном исследовании комплекса выяснилось, что «голова барана» таки там замурована. Мавзолей Кусама (Машад Кусама по вакфу 1066 г.) — культовая основа Шахи-Зинды, очень сложный многовековой комплекс, который начал складываться в XI в. при тюрках — Караханидах.
Построенный единовременно в первой половине XI в. на протяжении последующих столетий комплекс много раз ремонтировался, особенно при Темуридах в ХIV — ХV вв. и дошел до наших дней в сильно перестроенном виде.
При этом первоначальная объемно-планировочная основа памятника XI в., при всей сложности строительных наслоений, осталась почти неизменной. При исследовании комплекса Кусама в 60-е годы XX в. в одном из поздних замурованных помещений были обнаружены художественно обработанные деревянные конструкции XI в.
Была открыта уникальная и единственная для домонгольского Самарканда, сохранившаяся in situ резная деревянная консоль и резной профилированный деревянный фриз или архитрав с эпиграфическим орнаментом, заключающим арабскую надпись в стиле «цветущего куфи».
Датировка деревянных конструкций, как и время возведения «машада Кусама», первой половиной XI в. не вызывают сомнений. Дата строительства определяется не только на основании археологической стратиграфии и строительной периодизации памятника, но и письменных данных.
К 1066 г. 117 у «машада Кусама» было выстроено медресе Тамгач Богра-хана, как указано в вакуфном документе1 . Ко времени строительства медресе комплекс уже существовал может быть не один десяток лет.
Последующие археологические исследования показали, что консоль и фриз принадлежали интерьеру мечети XI в., располагавшейся на месте существующей мечети ХV в. Предположение, что это наружные конструкции мечети, которая якобы могла быть на месте зиарат-ханы с самого начала было бездоказательным.
Раскопками были вскрыты стены каркасной мечети XI в. располагавшейся севернее смежной зиарат-ханы, северная стена зиарат-ханы являлась одновременно южной стеной мечети. Именно на этой стене, в интерьере мечети XI в., находилась резная деревянная консоль и фриз, свидетельствуя не только о плоской кровле в этом помещении, но и о его высотных параметрах.
Мечеть ХI века была каркасного типа, прямоугольная в плане, размером 5,8 х 17 — 17,5 метров, высотой около 6 метров, с плоским деревянным перекрытием , основанным на внутристенных деревянных стойках и выступающих на 87 см консолях.
Стены мечети XI в. были оштукатурены ганчем. Судя по примерной длине мечети, таких консолей было пять или шесть пар. По отдельным следам как будто устанавливается шаг между несущими стойками консолями равный — 2,53 метров.
Деревянная консоль — инженерная конструкция для опоры перекрытия мечети ХI века была сплошь покрыта художественной резьбой. Завершение консоли (при взгляде снизу вверх) имело форму стилизованной «головы барана» — представлявшей собой трехчастную фигуру — два длинных уха и узкая морда.
С обеих сторон от морды в глубине консоли — два круглых глаза. Нет сомнений, что легенда сложилась в последние, видимо, столетия, когда эти деревянные конструкции были еще видны и очень точно очевидцами были названы «головой барана».
Эта совершенно неожиданная находка и важнейший вещественный документ, пролили свет не только на тип архитектуры комплекса Кусама на раннем этапе, в период его строительства в ХI в. при тюрках Караханидах, но и показали как высоко было искусство художественной резьбы по дереву в средневековом Самарканде.
Показательным кажется и сам мотив — «стилизованная голова барана» — одно из самых распространенных домашних животных в кочевой и полукочевой среде Средней Азии. Это древнейший символ благополучия и благоденствия у народов Востока был широко распространен в древности и средневековье.
Закрученные «рога барана» известны в декоре бытовой керамики еще до исламского времени (так называемая каунчинская культура Чач-Илака), повсеместно встречающаяся в северовосточных регионах Средней Азии на границе с кочевой степью.
Стоит отметить, как безошибочно точно народная молва определила предельно стилизованную «голову барана» в завершении консоли. В публикациях по этому поводу высказывалась ни чем не обоснованная догадка, что консоль завершена «фантастическим трехглавым существом»6 и т.д.
Ничего подобного там нет. К этому стоит добавить, что изобразительные мотивы в мусульманской средневековой архитектуре и монументальном декоре следует искать в самой окружающей природе и среде».
Географические координаты мавзолея Кусама ибн Аббаса : N39°39’47,13″ E66°59’17,66″
Источники:
«Религиозные и духовные памятники Центральной Азии». Автор М. Хашимов. Издательство «Сага», 2001 год. Сборник «Архитектурные и археологические памятники Узбекистана», Сага, 2003. « Самарканд. Справочник-Путеводитель », Автор ы И.Умняков, Ю.Алексеров . Арапов А.В.
Самарканд «Шедевры Центральной Азии». Издательство «СМИ-АЗИЯ Сан’ат» 2008. Арапов А.В. «Самарканд. Путеводитель» Издательство ««СМИ-АЗИЯ Сан’ат» 2007.
https://n.ziyouz.com/books/uzbeklib_ru/literatury_po_istorii_tjurkskih_narodov/Arheologiya%20i%20istorija%20Sentralnoj%20Azii.pdf
Фотографии
Александра Петрова.
Источник