Мастер своего жизненного дела

Как стать мастером своего дела и что означает прав

Как стать мастером своего дела и что означает правило десяти тысяч часов.

Открываем словарь и смотрим значение слова мастер. Вот самое распространенное: специалист, профессионал достигший высокого искусства в своём деле. Дока, знаток, искусник и далее. Иначе говоря, следует овладеть специальностью и только после этого, оттачивая свои навыки, будет возможность перевоплотиться в мастера. В идеале надо: относиться к работе с ответственностью и старательностью. Тогда можно сказать, что мы делаем свою работу удовлетворительно или хорошо. И для многих людей, видимо, этого достаточно, но есть белые вороны, которым этого мало. Так как же становятся мастерами своего дела? Попытаемся порассуждать. Вот перед нами дворник. Не секрет, что есть дворник, который делает свою простую работу хорошо, а есть, наоборот, тот который делает её плохо. Разумеется, если дворник не подходит к своей деятельности с этими двумя требованиями (ответственность и старательность), то он, может умудриться такую, не требующую высокой квалификации работу, как уборка двора, сделать плохо и некачественно. Следовательно, обществу требуется. Нет! Общество нуждается в дворнике, который делает свою работу хорошо. Только тогда будет порядок, ну в плане отсутствия мусора во дворах, надо полагать. Правда, отсутствие мусора на улицах — это еще и вопрос культурного уровня жителей и чиновников, вопрос организации работы, но это не тема нашего сегодняшнего разговора и мы пока таковой крупный, неодносложный нюанс, деликатно опустим.

Далее предлагаю рассмотреть пример трудовой деятельности уважаемого, преклонных лет преподавателя в престижном институте. Данный преподаватель читает уже несколько лет лекции по теме: «Защита прав интеллектуальной собственности». Да, он научился делать свою работу соответственно требованиям, какие предъявляет к нему учебное заведение. Исходя из имеющихся у него регалий (удержим их в секрете), получается, что он пошел дальше нашего дворника и является уже специалистом в своей области. Но можем ли мы сказать о преподавателе, что он мастер своего дела? Проанализировав беседу с уважаемым лектором ( а это реальный, не выдуманный мною персонаж ), я выяснила: ему не знакомо слово «апроприация», не путать со словом «экспроприация», давно известным и понятным многим. Само слово «апроприация» и его значение он не знал. Что это? Дрейфующая льдина незаинтересованности? Почему у лектора хотя бы за те, несколько лет, что он читает лекции, не возникло желания расширить круг своих знаний? Или это отношение к делу «спустя рукава»? Отсутствие интереса к своей деятельности? А ведь в вопросе защиты интеллектуальной собственности мы можем сталкиваться с методами апроприации и должны разбираться в том, что есть что.

Напрашивается вывод: человек может механически, отработанно годами исполнять круг своих обязанностей хорошо, может даже быть специалистом или считаться таковым, но не всякий является мастером своего дела и искусным профессионалом. Так что мы видим? Окружающая нас масса людей занимается своей работой на разных уровнях, получает за нее заработную плату, премии и всякие поощрительные доплаты, но всего единицы из них—мастера своего дела. Почему? Мы хотим знать ответы на этот вопрос, ведь цель нашего разговора — задуматься, понять, «откопать», прояснить.

Пойдем далее и поговорим о таланте. Нет, не о наличии талантов у этих вышеперечисленных персонажей — дворника и преподавателя — мы их отпускаем. Просто задумаемся о таланте . Обязательно ли присутствие таланта у человека и в совокупности с ним большого интереса к своему занятию? Это ли те два первых и главных фактора на пути к становлению высокого мастерства? Попробуем разобраться и посмотрим,что нам говорят исследования в этой области. Оказывается, то, что мы называем талантом, — есть результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Получается, если белые(талантливые) вороны выигрывают благодаря особым возможностям, то подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да. Это подтверждают последние выводы ученых и исследователей. Давайте же углубимся и узнаем, что означает правило 10 000 часов и к каким выводам пришли сегодня ученые.
Вот одно из заключений. Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается общая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов . и так далее — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».
Теперь мы знаем мнение специалистов. Исходя из их заключений, выходит, что процесс обретения высокого мастерства долгий и требующий больших временных затрат.Так устроен мозг человека. Выходит, чем раньше мы «заболеем», каким-либо ремеслом, чем раньше мы определимся со своими пристрастиями и личными наклонностями, тем быстрее мы сможем наработать эти заветные 10 000 часов практики. Выходит, что если даже наш мозг и способен схватывать все на лету, то этого для достижения успеха все равно недостаточно.
Видимо, мы уже подобрались к первому, так сказать, наипервейшему секрету-ответу? Или нет? Думаю многие уже вспомнили сказку про Емелю, который нежился на печи, и у него то ведра сами на речку идут, то волшебный топор дрова колет. Практически каждый из нас может также припомнить свои тайные желания стать кошкой. Помните некогда высказанное: как хорошо быть кошкой, лежи себе да грейся на солнышке? Мы можем вспомнить, как жалобно просили у родителей разрешения не ходить сегодня в школу, по причине дождя. Как с большим удовольствием потом похихикивали над «дураками» — одноклассниками, попивая чаек с пирожными и сидя в теплой комнате своего дома. Так что? Что нам мешает стать гениями или мастерами высокого уровня?! С чем большинство из нас не желает расставаться и даже бережно культивирует в себе это отвратительное?! . Думаю, ответ давно прозвучал у каждого мысленно и мне не стоит повторяться.
Итак, для достижения мастерства нужны индивидуальные особенности, природный талант, высокая работоспособность и большая внутренняя заинтересованность человека заниматься именно выбранным делом. Иными словами — мощный внутренний механизм. Незаметно, по цепочке рассуждений мы пришли к старой истине: только упорный труд, только он самый. Но труд разумный, целенаправленный, просвещенный и глубокий. Само собой вытекает, что поверхностность, схватывание «вершков» — это яд, отрава, трясина, болото, и ее надо избегать во всем.
Быть может, сейчас пора спросить себя, в чем заключается моя природная одаренность, в каком деле я могу раскрыть свои способности и углубиться в них настолько, чтобы в последствии суметь стать мастером своего дела? Насколько я, именно я, обладаю уникальностью и индивидуальными, присущими только мне качествами? Наполнен ли я одержимостью в своей страсти к любимому делу?
Только пожалуйста, дорогой читатель, не захлопывай створки своего откровения, обращенного внутрь себя. Обрети ясность взгляда!
Обрети способность выполнить вполне определенную работу, которую всегда и каждому нужно выполнить в себе самом. Занимайся самовоспитанием и просвещением.
Ведь только после этого тебе и вправду откроется возможность стать великолепным мастером своего дела в любой области, той, которая лично тебе по душе.

Читайте также:  Своя компания первомайская номер

• Заключения невролога Даниеля Левитина, взяты из в книги М. Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», недавно выпущенной на русском языке издательством «Альпина Бизнес Букс».

Источник

Мастер своего жизненного дела

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 287
  • КНИГИ 641 557
  • СЕРИИ 24 416
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 184

Мастер своего дела. Семь практик высокой продуктивности

Издано с разрешения Fletcher & Company и Andrew Nurnberg Literary Agency

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Morten Hansen, 2018

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019

Глава 1. Секреты высокой производительности

После девяти выматывающих собеседований я смог устроиться на работу мечты – консультантом по вопросам управления в Boston Consulting Group в Лондоне. Никогда не забуду свой первый рабочий день. Я явился в офис в элегантном голубом костюме, купленном специально для этого случая, и в подходящих к нему оксфордах на шнуровке. Моя девушка одолжила мне элегантный портфель из мягкой кожи, вроде тех, что носят банкиры. Когда я распахнул двери офиса в роскошном здании Девоншир-хаус, прямо возле улицы Пикадилли, я выглядел так, словно мне здесь самое место. Но чувствовал я себя неуверенно.

Я рвался произвести впечатление и поэтому избрал, как мне казалось, прекрасную стратегию: я буду работать с утра до ночи. У меня не было особенного опыта, то есть, черт возьми, вообще никакого опыта не было. Это была моя первая настоящая работа. Мне было двадцать четыре года, и я только-только получил степень магистра в области финансов в Лондонской школе экономики. Нехватку опыта я надеялся компенсировать усердным трудом. В следующие три года я работал по шестьдесят, семьдесят, восемьдесят и даже девяносто часов в неделю. Я бесконечным потоком заливал в себя слабенький британский кофе и поддерживал энергию шоколадными батончиками, которые хранил в верхнем ящике стола. Дошло до того, что я знал по именам всех уборщиц, которые приходили в офис в пять утра. И, как вы можете догадаться, подруга скоро захотела, чтобы я вернул ей портфель.

Читайте также:  Приостановят ли суды свою деятельность

Однажды, возясь со сложным проектом слияния и поглощения, я обратил внимание на несколько слайдов, которые подготовила моя коллега (назову ее Натали). Листая аналитическую часть ее проекта, я столкнулся с неприглядной правдой. Материал Натали был сделан лучше, чем мой. У нее были более свежие выводы, и она предлагала более привлекательные идеи. Ее презентация была оформлена элегантно и аккуратно, на нее было приятно смотреть и легче понять, что, в свою очередь, делало ее анализ еще более убедительным. Но как-то вечером, заглянув к Натали, я ее на рабочем месте не обнаружил. Я спросил у ее коллеги, где Натали, и он ответил, что она уже пошла домой. Он объяснил, что Натали никогда не задерживается. Она работала с 8 утра до 6 вечера. Никаких ночных бдений и работы по выходным. До чего же обидно! Мы оба были талантливыми работниками, оба обладали способностями к анализу, которые требуются от консультантов BCG. Опыта у нее в нашей отрасли было не больше, чем у меня. И все-таки она работала лучше, делая меньше.

Три года спустя я ушел из BCG, чтобы заняться научной карьерой. Я получил докторскую степень в Стэнфордском университете и решил стать профессором Гарвардской школы бизнеса. Время от времени я ловил себя на том, что снова ломаю голову над «загадкой Натали»: почему за меньшее время она успевала выполнить работу более качественно? Может, у нее имелся какой-то секрет? Я начал задумываться о производительности в целом и решил сосредоточить исследования на эффективности деятельности организаций.

Мы с Джимом Коллинзом начали работу в 2002 году и потратили девять лет на создание книги «Великие по собственному выбору», продолжения книги Джима «От хорошего к великому»[1]. В обеих книгах предлагается эмпирически обоснованный подход, гарантирующий высокую эффективность компаниям. Если вы руководитель бизнеса, это полезное чтение, но как быть всем остальным? После завершения проекта я решил разработать сходные практические рекомендации по личной производительности. Пришло время разобраться не только в том, почему Натали работала лучше меня, но и вообще поискать ответ на очень важный вопрос: почему одни люди работают намного лучше других?

Читайте также:  Перепродажа стройматериалов как свой бизнес

Социологи и специалисты по менеджменту объясняют производительность врожденными способностями людей и степенью их одаренности. Приходилось ли вам слышать фразы вроде «Она маркетолог от Бога» или «Он гениальный инженер»? В одной авторитетной книге под названием «Война за таланты» говорится, что успех компании определяет ее способность нанимать и удерживать талантливых людей[2]. Сторонники популярного подхода StrengthsFinder[3] настаивают на том, что вам следует подыскивать работу, которая отвечает вашим природным талантам, а затем фокусироваться на их дальнейшем развитии[4]. Наше восприятие успеха опирается на убежденность, что все зависит от таланта. Но справедливы ли все эти утверждения?

Некоторые специалисты по производительности не согласны с идеей, что все дело в таланте. Они заявляют, что настолько же или даже еще важнее прилагать для достижения успеха последовательные усилия[5]. Сторонники этого варианта парадигмы «тяжелого труда» доказывают, что в долгосрочной перспективе люди вырываются вперед благодаря твердости характера и преодолению препятствий[6]. Сторонники другого варианта утверждают, что люди достигают большего, когда делают больше: берут на себя больше задач и организуют больше деловых встреч. Именно к этому подходу я прибегал, засиживаясь до утра в BCG. В том, что тяжелый труд – это ключ к успеху, убеждены многие[7].

Талант, усердие, а также удача, несомненно, объясняют, почему некоторые преуспевают, а другие нет, но меня эти теории не устраивали. Они не объясняли, почему Натали работала лучше, чем я, и не объясняли различия в производительности, которые я наблюдал у равно талантливых и трудолюбивых людей.

Я решил использовать иной подход, изучив то, как работают люди – их подход к труду, а не сколько усилий они прикладывают, – и насколько это влияет на успешность их труда. Так я пришел к идее «умной работы», суть которой в том, чтобы максимально увеличить свою почасовую производительность. Люди так часто бросаются поговоркой «работай головой», что эта фраза стала клише. А кто хочет работать чем-то другим? К сожалению, многие работают не головой, потому что просто не знают, как работать по-умному. И я их не осуждаю, ведь найти надежное руководство непросто.

Я просмотрел существующие советы по умной организации труда, и картина оказалась весьма нечеткой. Похоже, каждый автор пытался предложить какое-то свое решение. Определитесь с приоритетами. Делегируйте задачи. Ведите календарь. Не отвлекайтесь. Установите четкие ясные цели. Работайте усерднее. Оказывайте влияние. Вдохновляйте. Управляйте снизу вверх. Управляйте сверху вниз. Налаживайте связи. Черпайте вдохновение в страсти. Ищите смысл жизни. И так далее, и тому подобное… Список насчитывает более ста пунктов.

А что же происходит на самом деле? Если Натали организовывала свою работу умнее, чем я, то как она и другие мастера своего дела этого добивались? Какие секреты своей выдающейся производительности они скрывали? Я решил разобраться в этом. Спустя годы исследований я нашел ответы, которые поразили меня и опровергли привычные представления.

Источник

Оцените статью