Мастер своего дела стеклодув

Слово о профессии. Стеклодув

Вообще-то профессия эта массовая и распространенная, но в нашем Институте стеклодувная мастерская лишь одна — в Лаборатории ядерных проблем. Туда мы с вами сегодня и направимся, а в дорогу возьмем небольшой томик стихов Михаила Васильевича Ломоносова. В декабре 1752 года ученый муж и сочинитель написал меценату и покровителю наук, Московского университета куратору, графу И. И. Шувалову «Письмо о пользе отекла». На нескольких страницах изящным и высоким поэтическим слогом расписываются многочисленные достоинства Стекла, говорится и о его практическом применении в науках, в искусстве, в обиходе. «Далече до конца стеклу достойных хвал, на кои целый год едва бы мне достал. », — признавался Михаил Васильевич, немало, кстати, и сам причастный к стекольному делу — известны его опыты по созданию новых сортов цветных и бесцветных стекол. Поэтому и пел он «в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу».

И вот мы в мастерской стеклодува. Знакомимся с хозяином — Александром Тимофеевичем Марковым. Он пришел сюда учеником в мае 1957 года, работал вместе с Александром Григорьевичем Николаевым настоящим мастером своего дела, который был лично знаком с автором популярной среди стеклодувов книги С. Ф. Веселовским. Изданная еще в 50-е годы, она и сейчас хранится у Маркова вместе с другими, более поздними изданиями, посвященными его профессии, например, «Стеклодувное дело и стеклянная аппаратура для физико-химического эксперимента». Эта книга — в самую точку! Именно таково основное назначение продукции мастерской Маркова. В основном здесь создается нестандартная стеклянная аппаратура. Основные заказчики — радиохимики.

Помещение мало чем отличается от обычной слесарки в любом экспериментальном отделе. Разве что, присмотревшись, увидишь горелки на верстаках, соединенные с баллонами пропан-бутана, да печь в углу, да множество стеклянных трубочек, трубок и труб. Мало что изменилось в инструментарии стеклодува со времен Ломоносова. Огонь, стекло, верный глаз, умелые руки мастера — вот все, что нужно для дела. «Хорошо загнул, правильно раздул огонь, в нужном месте разрезал — так и получается необходимый в экспериментах прибор». Как все просто! А интуиция, а чувство материала, а знание, наконец, многих тонкостей профессии, которое дается лишь человеку пытливому, увлеченному, творческому? Именно об этих качествах Маркова говорил мне начальник отделения цеха опытного производства ЛЯП В. В. Дмитриев: «Он сам себе и заготовитель, и технолог, и контрольный мастер».
Александр Тимофеевич ведет от станка к станку, от заготовки к заготовке. Вот, например, как обрезает в нужном месте стеклянную трубку: чиркнул ножом, включил электронагревательный прибор — раскаленная полоса тугоплавкого металла охватила в месте надреза трубку, мгновение — и, легко треснув, она точно раскололась на две части. А это оборудование для изготовления дьюаров. Колбочки и колбы напоминают термосы, только хранится в них не горячий чай, а сжиженный азот. Чтобы их изготовить, надо и вакуумную откачку произвести, и напыление серебра, а это уже зеркальных дел мастера работа. Александр Тимофеевич никакой работы не чурается. Если надо — поможет своему товарищу, который занимается шлифовкой световодов, примет участие в регламентных работах на ускорителе как слесарь механосборочных работ.

Вообще-то стеклодувы, рассказывает Марков, подразделяются на три группы. Есть художники по стеклу — их изделия можно увидеть в музеях, в витринах магазинов. Сам он себя причисляет к «аппаратурщикам». Есть еще «выдувальщики» — те, кто около стеклоплавильных печей работают, выдувают заготовки. Себе в художническом чутье Марков отказывает. «Попросят меня, например, медведя выдуть — вряд ли получится медведь, разве что на собаку будет похож. Однако же художник может не сделать простой вакуумный кран». Стекло в мастерской применяется трех марок — кварцевое, стекло перикс и молибденовое. Для работы с кварцевым — особая горелка; если обычное разогревается при температуре 1000 — 15000, то для кварцевого нужен нагрев не менее 3000°.

Есть в работе стеклодува множество таких «секретов», значение которых постигается только с годами работы. Например, приходит к Александру Тимофеевичу заказчик, просит изготовить стеклянную нить определенного диаметра. На глазах у гостя разогревает Марков стекло и в считанные секунды вытягивает нить. Тот берет микрометр, и глаза его расширяются от удивления: точность получена микронная! «А ничего особенного в этом нет, — комментирует этот факт Марков. — Просто опыт накоплен немалый, знаю, с какой скоростью тянуть нить. ».

Александр Тимофеевич упорно развенчивает сложившийся у меня в беседе с его начальством образ этакого художника, инженера и конструктора по стеклу, но бесспорно то, что значение его работы очень высоко ценят заказчики. Мастерская на весь Институт одна, и заказы поступают и из других лабораторий, азотного цеха, от медиков, газовиков.

На мой вопрос о том, какой заказ был самым сложным, Марков долго не отвечает. Немало их было. Он предпочитает именно такие большим партиям пипеток или пробирок для радиохимиков, потому что однообразная работа утомляет, а сложный заказ доставляет мастеру радость,

— Последним по времени, но не единственным примером мастерства Александра Тимофеевича, — рассказывает профессор Владимир Алексеевич Халкин, — может служить изготовление очень сложной по конструкции ячейки для исследования электромиграции ионов. Благодаря совершенному исполнению этого заказа были поставлены и успешно продолжаются эксперименты по получению важной информации о химическом составе ионов радиоэлементов в растворах.

В мастерской у Маркова немало побывало.школьных экскурсий. Стеклодув — экзотика в Дубне! Но ученика у Маркова так и нет. И нужно сегодня позаботиться о том, чтобы не оборвалась нить мастерства, столь необходимого нашему Институту. Подумайте, молодые.

Источник

Проект «Знакомство с профессией мастера стеклодува» для детей старшего дошкольного возраста

Анна Белинская
Проект «Знакомство с профессией мастера стеклодува» для детей старшего дошкольного возраста

Читайте также:  Лучшие бизнес идеи для сферы услуг

Проект подготовила Белинская Анна Александровна воспитатель МОУ-СОШ №4 г. Маркса Саратовской области СП МДОУ детский сад №6 г. Маркса Саратовской области.

1. История возникновения профессии мастер стеклодув.

2. История появления стекла, стеклянной посуды и других стеклянных изделий.

3. Тайны фабрики стеклянных елочных украшений.

Список используемой литературы:

Цель: формировать у детей представление о профессии мастера стеклодува

Познакомить детей с историей возникновения профессии.

• Активизировать знания детей об особенностях стекла, стеклянной посуды и стеклянных изделиях.

• Возбудить у детей интерес к профессии.

Методы и формы работы:

— работа с родителями (консультации, беседы, анкетирования).

— просмотр видеофильма о профессии мастера стеклодува.

— путешествие (по средству презентации) в волшебную страну

«Стеклянной елочной игрушки».

— поход в библиотеку с целью узнать интересные факты из истории профессии.

Все поставленные цели и задачи были выполнены. Дети с любопытством и неподдельным интересом изучали все предложенные материалы.

Из 20 человек в группе, больше половины изъявили желание стать мастером стеклодувом.

Вместе со своими воспитанниками мы пришли к выводу, что профессия мастер стеклодув актуальна и в наши дни.

После изучения ряда профессий, дети обратили внимание на редкую профессию в наши дни мастер стеклодув.

Воспитанники стали задавать очень много вопросов, и, волей-неволей, мне пришлось воспользоваться интернетом, множеством специальной литературы, чтобы удовлетворить их любопытство. Конечно, прежде чем рассказывать о самой профессии, нужно узнать об истории её возникновения, об истории появления самого стекла в жизни людей.

1. История возникновения профессии мастер стеклодув.

Существуют профессии, которые столетиями, а то и тысячелетиями, не теряют своей актуальности. Одна из них — стеклодув. История ремесла началась в древности, и до сегодняшнего дня мастерам удалось сохранить удивительную технологию изготовления стеклянных изделий практически в первозданном виде.

Родом из Италии

Стеклодувы — это мастера, создающие разнообразные предметы путем выдувания из хорошо разогретой стеклянной массы, «сырца», которую плавят в специальных печах.

Само стекло выдувается при помощи длинной трубки.Так получаются самые разные заготовки: шары, декоративная и лабораторная посуда, фигурки, и т. д. В своей работе ремесленники не ограничиваются одним инструментом. Для создания необычайных форм применяются ножницы, сошки, щипцы, косарики и другие инструменты.

Сегодня родиной стеклодувного дела принято считать остров Мурано, принадлежащий Италии. В России производство стекла наладилось лишь к середине XVIII века, когда построили Гусь-Хрустальный завод. С тех пор отечественные умельцы прославились трудами на весь мир, став в один ряд с именитыми муранскими специалистами.

Профессия стеклодува — беспрерывное творчество. «Неважно, что ты делаешь, колбу или елочную игрушку, нужно сделать ее так, чтобы не стыдно было показать на выставке», — говорил учитель известного московского мастера Александра Дворцевого.

Есть у красивой работы и обратная сторона — вредность. Стеклодув — профессия опасная. В любой момент раскаленное стекло может лопнуть, оставив ожог на руках мастера. Кроме того, весь рабочий день приходится находиться на ногах в жарком помещении с сильными испарениями мышьяка, а в процессе выдувания постоянно напрягать легкие. Поэтому, для таких специалистов предусмотрен досрочный выход на пенсию, но многие из них не спешат расставаться с любимым делом.

Процесс обучения стеклодувов не прост. Умения и знания передаются от учителя к ученику. Невозможно этому научиться по книжкам. Профессия передается, в прямом смысле, из рук в руки.

Перенять мастерство можно напрямую у профессионального стеклодува. Нередко предприятия по изготовлению стеклянных изделий устраивают мастер-классы и специальные факультативы, в результате которых выдают соответствующий документ о прохождении.

Например, в Москве, в рамках Русской Академии Ремесел, существуют курсы. Чтобы досконально постичь стеклодувное искусство, нужно приложить немало усилий. Потребуется изучить технологию работы со стеклом, его свойства, устройство трубки для выдувания, технику работы с инструментами и печью.

Наконец, как говорит ивановский стеклодув Арчил Джошуа: «Я каждый день ощущаю себя учеником и каждый день учусь чему-то новому, постоянно совершенствую навыки. Это не та профессия, которая вынуждает стоять на месте».

Выдувание стекла — это сочетание тяжелого физического труда с тонкой, практически ювелирной, работой. Стеклодув — не профессия, а призвание. Настоящие мастера своего дела посвящают любимому занятию всю жизнь, постоянно совершенствуя навыки и создавая шедевры, которые способны порадовать любителей прекрасного.

2. История появления стекла, стеклянной посуды и других стеклянных изделий.

Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла. Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия — посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни — окна! Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.

Но главное, за что ценили его люди с древних времен, — это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду — пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле. Но долгое время стекло — и стеклянные окна, и изделия из стекла — считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!

Стекло — это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают. Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.

Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней — ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать.А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.

Читайте также:  Кредиты для открытие своего дела

Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.

В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.

Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.

Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.

Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны — за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло — материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости.Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор. И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.

Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.

Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.

Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.

Первый стекольный завод в России заложил император Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.

Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.

Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.

В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков.Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.

До этого встречались изделия из природного минерала — горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.

Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.

Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием — Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.

Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.

Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.

Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.

Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.

Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.

3. Тайны фабрики стеклянных елочных украшений.

На мой взгляд, это самый интересный и загадочный пункт в данном проекте, здесь будет раскрыта тайна изготовления стеклянных елочных украшений (шаров, бус, фигурок, остроконечных пик и звезд).

Как на любом предприятии по изготовлению чего-либо все начинается с идеи.

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами т. е. изготовления изделия под старину. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты — полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, — газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы — «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Читайте также:  Салонный бизнес как открыть свой бизнес

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится, он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» — длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех,где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют в магазины.

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки — востребованными. На столе у каждого художника есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок — основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Несмотря на то, что рисунок задан изначально и все художники здесь имеют специальное образование,шары все равно получаются разными: рука никогда не берет одинаково, краска тоже может лечь как-то иначе. В этом и ценность ручной работы.

С развитием новейших технологий некоторые профессии отходят в прошлое.

Стеклодувы — одна из тех специальностей, которые, придя к нам из глубины веков, не только не утратила своей актуальности, но, приобретя новые качества и свойства, остается по-прежнему востребованной.

Эта профессия дарит нам красоту, без стекольной продукции не может обойтись ни один человек.

Свою проектную работу хотелось бы закончить следующим стихотворением В. Шаламова о профессии стеклодува:

СТЕКЛОДУВЫ

Текла, как будто солнце жгло,

И был песок вконец расплавлен

И превращен жарой в стекло.

Вся масса стынет постепенно,

Она до дна раскалена,

И ярко вспыхивает пена,

И загорается волна.

И чайка прикоснулась клювом

К зеленой выгнутой волне,

И чайка стала стеклодувом,

Подручной оказалась мне.

В который раз мы верим чуду

И рады выдать за свое

И груды облачной посуды,

И неба синее литье.

Список используемой литературы:

4. Е. И. Машукова. Все профессии важны. — Начальная школа, М., 2008.

5. Энциклопедия. Большая Серия Знаний. Мир книги. М., 2005

6. А. В. Предигер. Кем быть? — Начальная школа, М. ,2007

Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад «Теремок» г. Ковров. Уважаемые коллеги,.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект «Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским Цель: познакомить детей дошкольного возраста с Борисом Грачевским и его творчеством. Задачи:.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проект «Знакомство с профессией военного» Актуальность проекта : Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к.

Проект «Знакомство с профессией врача» Тема проекта: «Знакомство с профессией Врача и Медсестры». Автор: воспитатель I категории Мартынова Елена Анатольевна Участники проекта:.

Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины». Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.

Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера» Памяти известной детской писательницы Весной этого года ушла из жизни одна из известнейших и любимейших советских и российских детских писательниц.

Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.

Источник

Оцените статью