Слово о профессии. Стеклодув
Вообще-то профессия эта массовая и распространенная, но в нашем Институте стеклодувная мастерская лишь одна — в Лаборатории ядерных проблем. Туда мы с вами сегодня и направимся, а в дорогу возьмем небольшой томик стихов Михаила Васильевича Ломоносова. В декабре 1752 года ученый муж и сочинитель написал меценату и покровителю наук, Московского университета куратору, графу И. И. Шувалову «Письмо о пользе отекла». На нескольких страницах изящным и высоким поэтическим слогом расписываются многочисленные достоинства Стекла, говорится и о его практическом применении в науках, в искусстве, в обиходе. «Далече до конца стеклу достойных хвал, на кои целый год едва бы мне достал. », — признавался Михаил Васильевич, немало, кстати, и сам причастный к стекольному делу — известны его опыты по созданию новых сортов цветных и бесцветных стекол. Поэтому и пел он «в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу».
И вот мы в мастерской стеклодува. Знакомимся с хозяином — Александром Тимофеевичем Марковым. Он пришел сюда учеником в мае 1957 года, работал вместе с Александром Григорьевичем Николаевым настоящим мастером своего дела, который был лично знаком с автором популярной среди стеклодувов книги С. Ф. Веселовским. Изданная еще в 50-е годы, она и сейчас хранится у Маркова вместе с другими, более поздними изданиями, посвященными его профессии, например, «Стеклодувное дело и стеклянная аппаратура для физико-химического эксперимента». Эта книга — в самую точку! Именно таково основное назначение продукции мастерской Маркова. В основном здесь создается нестандартная стеклянная аппаратура. Основные заказчики — радиохимики.
Помещение мало чем отличается от обычной слесарки в любом экспериментальном отделе. Разве что, присмотревшись, увидишь горелки на верстаках, соединенные с баллонами пропан-бутана, да печь в углу, да множество стеклянных трубочек, трубок и труб. Мало что изменилось в инструментарии стеклодува со времен Ломоносова. Огонь, стекло, верный глаз, умелые руки мастера — вот все, что нужно для дела. «Хорошо загнул, правильно раздул огонь, в нужном месте разрезал — так и получается необходимый в экспериментах прибор». Как все просто! А интуиция, а чувство материала, а знание, наконец, многих тонкостей профессии, которое дается лишь человеку пытливому, увлеченному, творческому? Именно об этих качествах Маркова говорил мне начальник отделения цеха опытного производства ЛЯП В. В. Дмитриев: «Он сам себе и заготовитель, и технолог, и контрольный мастер».
Александр Тимофеевич ведет от станка к станку, от заготовки к заготовке. Вот, например, как обрезает в нужном месте стеклянную трубку: чиркнул ножом, включил электронагревательный прибор — раскаленная полоса тугоплавкого металла охватила в месте надреза трубку, мгновение — и, легко треснув, она точно раскололась на две части. А это оборудование для изготовления дьюаров. Колбочки и колбы напоминают термосы, только хранится в них не горячий чай, а сжиженный азот. Чтобы их изготовить, надо и вакуумную откачку произвести, и напыление серебра, а это уже зеркальных дел мастера работа. Александр Тимофеевич никакой работы не чурается. Если надо — поможет своему товарищу, который занимается шлифовкой световодов, примет участие в регламентных работах на ускорителе как слесарь механосборочных работ.
Вообще-то стеклодувы, рассказывает Марков, подразделяются на три группы. Есть художники по стеклу — их изделия можно увидеть в музеях, в витринах магазинов. Сам он себя причисляет к «аппаратурщикам». Есть еще «выдувальщики» — те, кто около стеклоплавильных печей работают, выдувают заготовки. Себе в художническом чутье Марков отказывает. «Попросят меня, например, медведя выдуть — вряд ли получится медведь, разве что на собаку будет похож. Однако же художник может не сделать простой вакуумный кран». Стекло в мастерской применяется трех марок — кварцевое, стекло перикс и молибденовое. Для работы с кварцевым — особая горелка; если обычное разогревается при температуре 1000 — 15000, то для кварцевого нужен нагрев не менее 3000°.
Есть в работе стеклодува множество таких «секретов», значение которых постигается только с годами работы. Например, приходит к Александру Тимофеевичу заказчик, просит изготовить стеклянную нить определенного диаметра. На глазах у гостя разогревает Марков стекло и в считанные секунды вытягивает нить. Тот берет микрометр, и глаза его расширяются от удивления: точность получена микронная! «А ничего особенного в этом нет, — комментирует этот факт Марков. — Просто опыт накоплен немалый, знаю, с какой скоростью тянуть нить. ».
Александр Тимофеевич упорно развенчивает сложившийся у меня в беседе с его начальством образ этакого художника, инженера и конструктора по стеклу, но бесспорно то, что значение его работы очень высоко ценят заказчики. Мастерская на весь Институт одна, и заказы поступают и из других лабораторий, азотного цеха, от медиков, газовиков.
На мой вопрос о том, какой заказ был самым сложным, Марков долго не отвечает. Немало их было. Он предпочитает именно такие большим партиям пипеток или пробирок для радиохимиков, потому что однообразная работа утомляет, а сложный заказ доставляет мастеру радость,
— Последним по времени, но не единственным примером мастерства Александра Тимофеевича, — рассказывает профессор Владимир Алексеевич Халкин, — может служить изготовление очень сложной по конструкции ячейки для исследования электромиграции ионов. Благодаря совершенному исполнению этого заказа были поставлены и успешно продолжаются эксперименты по получению важной информации о химическом составе ионов радиоэлементов в растворах.
В мастерской у Маркова немало побывало.школьных экскурсий. Стеклодув — экзотика в Дубне! Но ученика у Маркова так и нет. И нужно сегодня позаботиться о том, чтобы не оборвалась нить мастерства, столь необходимого нашему Институту. Подумайте, молодые.
Источник
Проект «Знакомство с профессией мастера стеклодува» для детей старшего дошкольного возраста
Анна Белинская
Проект «Знакомство с профессией мастера стеклодува» для детей старшего дошкольного возраста
Проект подготовила Белинская Анна Александровна воспитатель МОУ-СОШ №4 г. Маркса Саратовской области СП МДОУ детский сад №6 г. Маркса Саратовской области.
1. История возникновения профессии мастер стеклодув.
2. История появления стекла, стеклянной посуды и других стеклянных изделий.
3. Тайны фабрики стеклянных елочных украшений.
Список используемой литературы:
Цель: формировать у детей представление о профессии мастера стеклодува
• Познакомить детей с историей возникновения профессии.
• Активизировать знания детей об особенностях стекла, стеклянной посуды и стеклянных изделиях.
• Возбудить у детей интерес к профессии.
Методы и формы работы:
— работа с родителями (консультации, беседы, анкетирования).
— просмотр видеофильма о профессии мастера стеклодува.
— путешествие (по средству презентации) в волшебную страну
«Стеклянной елочной игрушки».
— поход в библиотеку с целью узнать интересные факты из истории профессии.
Все поставленные цели и задачи были выполнены. Дети с любопытством и неподдельным интересом изучали все предложенные материалы.
Из 20 человек в группе, больше половины изъявили желание стать мастером стеклодувом.
Вместе со своими воспитанниками мы пришли к выводу, что профессия мастер стеклодув актуальна и в наши дни.
После изучения ряда профессий, дети обратили внимание на редкую профессию в наши дни мастер стеклодув.
Воспитанники стали задавать очень много вопросов, и, волей-неволей, мне пришлось воспользоваться интернетом, множеством специальной литературы, чтобы удовлетворить их любопытство. Конечно, прежде чем рассказывать о самой профессии, нужно узнать об истории её возникновения, об истории появления самого стекла в жизни людей.
1. История возникновения профессии мастер стеклодув.
Существуют профессии, которые столетиями, а то и тысячелетиями, не теряют своей актуальности. Одна из них — стеклодув. История ремесла началась в древности, и до сегодняшнего дня мастерам удалось сохранить удивительную технологию изготовления стеклянных изделий практически в первозданном виде.
Родом из Италии
Стеклодувы — это мастера, создающие разнообразные предметы путем выдувания из хорошо разогретой стеклянной массы, «сырца», которую плавят в специальных печах.
Само стекло выдувается при помощи длинной трубки.Так получаются самые разные заготовки: шары, декоративная и лабораторная посуда, фигурки, и т. д. В своей работе ремесленники не ограничиваются одним инструментом. Для создания необычайных форм применяются ножницы, сошки, щипцы, косарики и другие инструменты.
Сегодня родиной стеклодувного дела принято считать остров Мурано, принадлежащий Италии. В России производство стекла наладилось лишь к середине XVIII века, когда построили Гусь-Хрустальный завод. С тех пор отечественные умельцы прославились трудами на весь мир, став в один ряд с именитыми муранскими специалистами.
Профессия стеклодува — беспрерывное творчество. «Неважно, что ты делаешь, колбу или елочную игрушку, нужно сделать ее так, чтобы не стыдно было показать на выставке», — говорил учитель известного московского мастера Александра Дворцевого.
Есть у красивой работы и обратная сторона — вредность. Стеклодув — профессия опасная. В любой момент раскаленное стекло может лопнуть, оставив ожог на руках мастера. Кроме того, весь рабочий день приходится находиться на ногах в жарком помещении с сильными испарениями мышьяка, а в процессе выдувания постоянно напрягать легкие. Поэтому, для таких специалистов предусмотрен досрочный выход на пенсию, но многие из них не спешат расставаться с любимым делом.
Процесс обучения стеклодувов не прост. Умения и знания передаются от учителя к ученику. Невозможно этому научиться по книжкам. Профессия передается, в прямом смысле, из рук в руки.
Перенять мастерство можно напрямую у профессионального стеклодува. Нередко предприятия по изготовлению стеклянных изделий устраивают мастер-классы и специальные факультативы, в результате которых выдают соответствующий документ о прохождении.
Например, в Москве, в рамках Русской Академии Ремесел, существуют курсы. Чтобы досконально постичь стеклодувное искусство, нужно приложить немало усилий. Потребуется изучить технологию работы со стеклом, его свойства, устройство трубки для выдувания, технику работы с инструментами и печью.
Наконец, как говорит ивановский стеклодув Арчил Джошуа: «Я каждый день ощущаю себя учеником и каждый день учусь чему-то новому, постоянно совершенствую навыки. Это не та профессия, которая вынуждает стоять на месте».
Выдувание стекла — это сочетание тяжелого физического труда с тонкой, практически ювелирной, работой. Стеклодув — не профессия, а призвание. Настоящие мастера своего дела посвящают любимому занятию всю жизнь, постоянно совершенствуя навыки и создавая шедевры, которые способны порадовать любителей прекрасного.
2. История появления стекла, стеклянной посуды и других стеклянных изделий.
Сегодня мы не можем представить себе жизни без использования стекла. Куда ни глянь, везде нас окружают стеклянные изделия — посуда, бутылочки, пузырьки. Самое главное в нашей жизни — окна! Стекло может быть цветным и прозрачным, легко бьющимся и пуленепробиваемым.
Но главное, за что ценили его люди с древних времен, — это прозрачность, способность пропускать свет. Ведь было время, когда окна в домах завешивали бычьими пузырями или вставляли в них слюду — пластинчатый минерал, способный хоть в некоторой мере пропускать свет. Оказывается, для людей это так же важно, как для большинства животных и растений на Земле. Но долгое время стекло — и стеклянные окна, и изделия из стекла — считалось предметом роскоши. Ведь получить стекло не так-то просто!
Стекло — это застывшая жидкость. Стекольную жидкость получают в специальных стекловаренных печах, а потом охлаждают. Самым древним стеклянным изделием считается голубой амулет, найденный археологами в Египте. Этому амулету 12 тысяч лет.
Первое описание получения стекла встречается в заметках древнегреческого историка Плиния. Плиний повествует о том, как за много лет до наступления нашей эры финикийские мореплаватели плыли на кораблях из Африки домой, в Финикию. Они везли природную соду. На ночлег моряки высадились на пустынном берегу, сплошь покрытом песком. Финикийцам нужно было соорудить очаг, чтобы приготовить себе еду. Но вокруг не было крупных камней — ничего, кроме песка. Тогда догадливые мореплаватели взяли несколько кусков соды, по жесткости напоминавших камни, сложили из них очаг и развели костер. А на крупные куски соды поставили котел с водой. Они приготовили пищу, поели и легли спать.А наутро обнаружили под котлом странное вещество: оно было тонким и пропускало свет. Это было стекло, возникшее из песка и соды, разогретых стоявшим на них котлом. Так будто бы было получено первое стекло.
Сода и сейчас является обязательной составляющей стекольного производства.
В Древнем мире стеклянные изделия высоко ценили. Древние египтяне делали из стекла флаконы для благовоний, бусины для украшений. Древние греки и древние римляне стали использовать стекло для изготовления сосудов, из которых можно пить.
Но потом, с нашествием варваров, производство стекла пришло в упадок.
Новый этап в развитии стекольного производства начался в средневековой Европе. Родоначальниками изделий из стекла считаются венецианцы. Венеция славилась своим стеклом не только по праву первенства, но и за его качество. Венецианское стекло было особенно прозрачным. У венецианских мастеров был свой секрет.
Делать стекло они научились у сирийцев. Ведь Венеция была торговым городом. Венецианские купцы, рискуя жизнью, отправлялись за диковинными товарами в далекие восточные страны — за коврами, пряностями. И за стеклянными изделиями. Сирия ими славилась. Однако стекло — материал хрупкий. Штормы и тряские дороги не всегда позволяли доставить его в целости.Однако венецианцы научились с толком использовать разбитые вещи: они расплавляли их в печах и добавляли в стекольный раствор. И без того прозрачное стекло приобретало за счет этого особую чистоту и блеск.
Из стекла венецианцы делали тонкостенные, очень изысканные сосуды и украшали их лепными цветами, фигурками фантастических животных и птиц. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния.
Однако секреты производства стекла в Венеции хранились в строгой тайне. Мастеров по изготовлению стекла называли стеклодувами: с помощью специальных трубок они выдували из расплавленного стекольного раствора различные формы. Стеклодувов в городе очень ценили и уважали, но им не разрешалось покидать Венецию, а за разглашение секрета полагалась смертная казнь.
Тем не менее производство стекла стало развиваться и в других городах Европы, и в России.
Первый стекольный завод в России заложил император Петр Первый. Завод был построен на Воробьевых горах. В развитие отечественного стекольного дела внес большой вклад ученый Михаил Ломоносов. Он основал под Петербургом фабрику и лично руководил производством цветного стекла для изготовления мозаики.
Сначала люди делали из стекла украшения и посуду. Со временем они научились не только выдувать формы из стеклянной жидкости, но и охлаждать ее в листы. Из таких листов стали делать оконные стекла и позднее зеркала.
Время хрусталя начинается в XVIII веке. Мастера Древнего мира о нем ничего не знали. Изобретен он был в Англии.
В это время европейские стеклоделы увлекаются различными экспериментами по производству стекла: пытаются получить непрозрачные, матовые стекла, стекла различных цветовых оттенков.Англичане пошли по другому пути: они стали добавлять в стекло соли расплавленного свинца и обнаружили, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым. Такое стекло можно резать, как драгоценный камень.
До этого встречались изделия из природного минерала — горного хрусталя. Но стеклянный хрусталь более яркий, более прозрачный.
Изготавливать хрустальные изделия очень трудно. И хотя мы можем встретить в магазинах чешский хрусталь, хрусталь отечественного производства, хрусталь самого высокого качества до сих пор производится в Англии.
Тем не менее в России существует даже город со стеклянным названием — Гусь- Хрустальный, в котором существует специализированный завод.
Еще хрусталь производят в городе Дятьково. И там, при заводе, создан музей хрустальных изделий.
Обрабатывают хрусталь с помощью специальных вращающихся кругов из алмаза и расписывают с помощью маленьких колесиков, называющихся гранями.
Изделия из хрусталя считались особым шиком и пользовались успехом у русских царей.
Так, хрустальными бокалами и другими изделиями сервировались столы в царствование Александра II. Любил хрустальные бокалы и царь Николай II.
Сегодня хрусталь доступен не только царям. И во многих домах можно обнаружить изысканные вещи из стекла, особым образом преломляющие солнечный свет и создающие эффект радуги, а также издающие при легком касании друг к другу чудесный звон.
3. Тайны фабрики стеклянных елочных украшений.
На мой взгляд, это самый интересный и загадочный пункт в данном проекте, здесь будет раскрыта тайна изготовления стеклянных елочных украшений (шаров, бус, фигурок, остроконечных пик и звезд).
Как на любом предприятии по изготовлению чего-либо все начинается с идеи.
Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами т. е. изготовления изделия под старину. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.
В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты — полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, — газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы — «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.
Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится, он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» — длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.
Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.
После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех,где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют в магазины.
Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки — востребованными. На столе у каждого художника есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок — основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.
Несмотря на то, что рисунок задан изначально и все художники здесь имеют специальное образование,шары все равно получаются разными: рука никогда не берет одинаково, краска тоже может лечь как-то иначе. В этом и ценность ручной работы.
С развитием новейших технологий некоторые профессии отходят в прошлое.
Стеклодувы — одна из тех специальностей, которые, придя к нам из глубины веков, не только не утратила своей актуальности, но, приобретя новые качества и свойства, остается по-прежнему востребованной.
Эта профессия дарит нам красоту, без стекольной продукции не может обойтись ни один человек.
Свою проектную работу хотелось бы закончить следующим стихотворением В. Шаламова о профессии стеклодува:
СТЕКЛОДУВЫ
Текла, как будто солнце жгло,
И был песок вконец расплавлен
И превращен жарой в стекло.
Вся масса стынет постепенно,
Она до дна раскалена,
И ярко вспыхивает пена,
И загорается волна.
И чайка прикоснулась клювом
К зеленой выгнутой волне,
И чайка стала стеклодувом,
Подручной оказалась мне.
В который раз мы верим чуду
И рады выдать за свое
И груды облачной посуды,
И неба синее литье.
Список используемой литературы:
4. Е. И. Машукова. Все профессии важны. — Начальная школа, М., 2008.
5. Энциклопедия. Большая Серия Знаний. Мир книги. М., 2005
6. А. В. Предигер. Кем быть? — Начальная школа, М. ,2007
Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад «Теремок» г. Ковров. Уважаемые коллеги,.
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.
Конспект «Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским Цель: познакомить детей дошкольного возраста с Борисом Грачевским и его творчеством. Задачи:.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Проект «Знакомство с профессией военного» Актуальность проекта : Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к.
Проект «Знакомство с профессией врача» Тема проекта: «Знакомство с профессией Врача и Медсестры». Автор: воспитатель I категории Мартынова Елена Анатольевна Участники проекта:.
Проект «Знакомство с техникой «квиллинг». Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Ветка рябины». Цель:: способствовать овладению детьми умения создавать коллективную работу в новой технике обработки бумаги – квиллинге. Задачи: 1. Познакомить.
Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера» Памяти известной детской писательницы Весной этого года ушла из жизни одна из известнейших и любимейших советских и российских детских писательниц.
Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жанровой живописью как направление этнопедагогики Этнопедагогика. Этой темы касаются без исключения все педагоги, работая с детьми дошкольного возраста, начиная с самого раннего. Будь то.
Источник