КТО ОН ПЕДАГОГ-МАСТЕР?
На основе собственного опыта каждый педагог – практик даст свое определение мастерству. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство — понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство — это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой- либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле» [7].
По словам А.С. Макаренко, мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известный мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог [5, с. 243].
Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджаспировой, — это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию [4, с. 137].
Педагогическое мастерство, по утверждению С.Д. Якушевой, — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправленно на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, психолого-педагогического знания, — это слагаемые педагогического мастерства, одним из которых является творческая индивидуальность педагога. Ибо сущность педагогического мастерства, отмечает она, заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность [9, с. 5-6].
В процессе педагогической практики и всей жизни складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности педагога, в котором целостно и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого педагога, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально.
Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш. Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А. Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально- интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, то есть вывод их на уровень процессуального сознания и открытия для себя мира как бы впервые — не заменишь никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир.
«Мастерство – это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа», — пишет Ю.П. Азаров [1, с. 248].
Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога способности, которые позволяют ему виртуозно управлять деятельностью своих учеников.
Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»[8, с. 5-6].
Педагог-мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а так же знаниями в различных областях науки и искусства. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Особое значение приобретает саморазвитие, самосовершенствование будущего педагога. Профессиональная самостоятельность стержневое качество личности педагога, означающее стремление к эффективному овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями, способность принимать целесообразные решения в различных педагогических ситуациях и готовность нести за них ответственность. Модель педагога усложняется, предполагая не только профессиональное, но и личностное развитие, т.е. личностно-ориентированную направленность.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство— это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив [5].
Профессиональный облик мастера и педагога профессионального обучения, их профессионально- педагогическая компетентность формируются, прежде всего, в системе профессионально-педагогического образования. [3, 13].
Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате развития у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях социальной, культурной, научной, технической информации, на основе которой и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, магнетически притягивающая к себе. Вместе с тем, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя определяется глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития [Текст] : методический материал / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с.
2. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.
3. Евдокимов Вячеслав Владимирович. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2003 244 c. РГБ ОД, 61:04-13/522
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики,2004.-528с.
5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7т. — Т.5. [Текст] /А.С. Макаренко — М.: АПН РСФСР, 1958. – 558с.
6. Максимова Г. И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 145–146.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия,1973.
8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969.- С.513
9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.
Источник
Мастер своего дела педагогическая деятельность
Автор: Братских Наталья Адольфовна
Организация: МБДОУ Детский сад № 11
Населенный пункт: город Архангельск
« Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса,
музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги,
мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей»
Педагогическое кредо:
Так важно воспитать в ребенке личность,
Суметь посеять знания, добро,
Заставить думать, размышлять и верить,
Ведь воспитателю другого не дано.
Основные жизненные принципы:
— оптимизм в любой ситуации,
— повышенное чувство справедливости,
— улыбка это ключ, решающий все проблемы.
Более 30 лет тому назад я остановила свой выбор на профессии «Воспитатель» и никогда не изменяла ей. Это не просто профессия, это — состояние моей души. Детский сад — это мой второй дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением.
Я горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно. Действительно – это так. Ведь вместе с детьми мы растем, развиваемся, проживаем самые счастливые годы – детство. Чем больше радости у ребенка в детстве, тем больше он ее подарит людям, став взрослыми. Впечатления детства оставляют в жизни ребенка глубокий след. И поэтому мы, воспитатели, стремимся к тому, чтобы эти впечатления были светлыми, яркими, радостными.
Я работаю в должности воспитателя 32 года, 17 из них — на коррекционной группе для детей с ТНР , 29 лет в одном и том же дошкольном учреждении, имею высшую квалификационную категорию.
Строю свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей. В работе использую разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать жизнь детей познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
Активно использую ИКТ в своей работе в ходе непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми и родителями (законными представителями) (изготовление памяток, презентаций, консультаций и др.) Вхожу в состав экспертной группы, рабочей группы ДОУ по театрализованной деятельности, занимаюсь наставничеством, передаю опыт молодым педагогам. Постоянно совершенствую свой профессиональный уровень, принимаю активное участие в работе МБДОУ, округа, города, области, активно сотрудничаю с социумом (учебный класс ГИБДД, музей изобразительных искусств, библиотека, детская школа искусств, дома культуры). Например, мы подготовили и провели с детьми концерт ко Дню Победы для ветеранов Вов и тружеников тыла в госпитале. Слёзы и аплодисменты зрителей наши дети запомнили надолго. Такие встречи воспитывают в детях чувство патриотизма и гордости за нашу страну, за её героев. Вместе с детьми и родителями мы принимаем участие в благотворительных акциях, учим детей доброте и заботе о ближних.
В работе с родителями (законными представителями) использую различные формы работы: коллективного, наглядно – информационного, индивидуального сотрудничества. Совместно с родителями работаю над созданием предметно – развивающей среды в группе, оснащением тематических уголков в соответствии с возрастными особенностями детей. Работу с родителями строю по принципу взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуважения. Они же в свою очередь с удовольствием откликаются на мои предложения ( принять участие в Дне открытых дверей, приготовить самодельный товар для Осенней ярмарки, изготовить маски, атрибуты к театрализованной деятельности). Привлекаю родителей и воспитанников к участию в выставках, различных творческих конкурсах . Результатом этой работы стали многочисленные сертификаты, дипломы, грамоты и благодарности.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка. Поэтому у меня возникла идея организовать семейные мастер-классы, как средство развития коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, по обучению детей и взрослых изготовлению поделок, подарков, открыток в совместной познавательно-творческой деятельности. Основная цель мастер классов – развитие вербальной коммуникации, овладение диалогической речью, вовлечение родителей и детей в совместную, творческую деятельность. Актуальность работы с родителями такого характера возникла, как необходимость при минимуме времени, но максимуме просвещения.
В настоящее время проявился очевидный социальный запрос на создание образовательной среды, включающей в себя компоненты взаимодействия взрослого и ребенка, поэтому на каждой встрече взрослый не просто наблюдатель или гость, а полноценный партнер для общения и взаимодействия с ребенком. Непосредственное участие родителей необходимо, т.к. они являются авторитетом, поэтому родительский пример, достаточно весом для ребенка. Такое взаимодействие позволяет повысить интерес в развитии у детей коммуникативной функции речи. С результатами мастер-классов я выступила на круглом столе совместного международного проекта « Через творчество к взаимопониманию» ГБОУ СПО АО Архангельский педагогический колледж и профессиональных школ №1 г. Эмдена (Германия). Тема « Оптимизация качества взаимодействия и понимания родителями детей с речевой патологией через совместное творчество». Статья с таким названием вошла в сборник научно методических материалов.
Я выстраиваю свою работу, опираясь на реализацию Основной образовательной программы МБДОУ Детского сада № 11 «Полянка», которая разработана на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
В настоящее время целью моей инновационной деятельности является разработка и внедрение рабочей программы по дополнительной образовательной деятельности « В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Актуальность предлагаемой программы определяется остротой вопроса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «В гостях у сказки» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста с ТНР, его неповторимой индивидуальности; направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, помочь адаптироваться в обществе.
В итоге могу сказать, что мои дети смогли покорить многие сцены в г. Архангельске, что подтверждено многочисленными грамотами и сертификатами.
Кроме того, благодаря навыкам и умениям, приобретённым на занятиях театрального кружка, работе над интонационной выразительностью речи, наши дети стали постоянными участниками и даже победителями многочисленных конкурсов чтецов, проходящих на базе ДОУ, округа , регионального интернет – конкурса « Дети читают стихи о победе» (2016г.), всероссийского интернет-конкурса « Дети читают и пишут стихи»(2019г.). В 2017 году наша юная солистка Настя К. заняла III место в городском вокальном конкурсе «Соловушка». 2018 и 2019 года принесли нам новые награды : I место в литературно – художественном конкурсе «Зимний фейерверк» , конкурсе чтецов, посвящённому Дню семьи, I и III место в конкурсе «Обхохочешься», посвящённому всемирному Дню смеха, проходившие на базе ДОУ, I место в окружном конкурсе «Весёлая уточка» и многое другое.
Участие детей группы компенсирующей направленности в театрально –игровых представлениях позволило убедиться в том, что совместная со сверстниками и взрослыми деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Я стараюсь быть примером для детей и также участвую в конкурсах, как творческих, так и конкурсах педагогического мастерства. В 2016 году стала победителем городского конкурса по городу Архангельску «Воспитатель года». В мае 2015 года я стала одним из инициаторов и участников городского телевизионного фестиваля « Архангельск поёт о Победе» в номинации «Трудовые коллективы». Участие в нём показало, что у нашего коллектива единый командный дух. Так — же я являюсь организатором досуговых мероприятий для сотрудников, юбилейных мероприятий ДОУ, что способствует сплочению коллектива.
У меня активная жизненная позиция. Я стараюсь познавать что-то новое, неизвестное, посещая разные страны, города. В свободное от основной работы время занимаюсь организацией детских и взрослых праздников. Стараюсь дарить людям радость!
В заключении хотелось бы сказать, что одним из главных направлений в своей работе я считаю найти гармонию взаимоотношений между взрослыми и детьми, создание речевой среды, ведь способность общаться со сверстниками и с взрослыми и есть проявление речевых коммуникативных умений у детей с ТНР и ОНР. По результатам моей работы можно с уверенностью сказать, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей. Задачи, которые я ставила, не направлены на то, чтобы вырастить артистов. Но кем бы, ни были в будущем наши дети, я верю, что они войдут в школьную жизнь более уверенными в себе, самостоятельными, т.к. у них появилась целеустремлённость, самоорганизованность и они будут творчески относиться к любому делу.
Дети – самое лучшее, что есть в нашей жизни. Мне важно, что люди доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей, которые вырастут и внесут свой посильный вклад во благо нашей Родины. А кто-то из них может быть станет знаменитым и даже совершит подвиг. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, т. к. я вложила в каждого своего воспитанника свой труд, любовь, частичку души и сердца. Я — Мастер своего дела!
Источник