- Мастер и художник
- Автопортрет в мастерской: Что на самом деле показывали живописцы на таких картинах
- Мастерская в жизни художника: помещение для работы и центр собственного мира
- Аллегории на автопортретах
- Некоторые из автопортретах в мастерской
- Художник-керамист — увлекательная профессия для творческого человека
- Где учиться
- Где востребован художник-керамист
- Работа художника-керамиста
Мастер и художник
Как часто мы произносим слова, не придавая им никакого значения. Некоторые становятся просто связующими, другие нарицательными, третьи, вообще, просто так.
Художник, кто это. Что это. И с «чем его едят».
— Ха-ха, да это мужик с бородкой, который с этюдником, во дворе, всё голубей рисует.
— Да чего там ваш мужик. вона, моя дочка, а ей всего-то пять лет, такие каляки–маляки мамке преподносит. Вот она у меня настоящий художник!
— Чего там ваша дочка, говорят слон хоботом в Индии лучше всякого Кандинского может,- его картины за бешеные деньги уже идут. Но, правду сказать, у него соперник, — шимпанзе, появился.
Вот примерно, такие ассоциации вызывает это слово, «художник», у 90% людей. А всё оказывается, на много сложнее.
. Художником может быть любой человек. Токарь ли он, хирург, повар или водитель такси. Не говоря уже о таком высоком призвании, как поэт. Вспомним слесаря Гошу из фильма «Москва слезам не верит». Без него научные работники не смогли бы продвинуть свои идеи в жизнь. Лично для меня, самым простым. да, пожалуй, и самым ярчайшим примером служит великий живописец Ван Гог. Он является самым подходящим примером, что же представляет из себя художник? Вспомним, хотя бы поверхностно, его биографию.
Сначала, его, по блату устраивают продавцом картин в Лондоне. Но он занимается этим с такой самоотдачей и правдивостью, что естественно, через некоторое время, ему приходится покинуть своё «тёпленькое» место. Что бы что-то продать, надо постоянно обманывать покупателя, а он изначально не мог этого делать.
Затем он становится проповедником на рудниках: живёт среди рабочих, шахтеров, простых крестьян, несёт им Слово Божье. Он работает вместе с ними. Живёт в тех же невыносимых условиях, как и его прихожане. Конечно, это не нравится, приехавшим проверяющим из аббатства. Тем более он часто отсутствовал дома, находясь ближе к своим подопечным. Ночевал в открытом поле на голой земле. Его выгоняют из-за не соответствия с саном священника.
Наконец, наступает время «икс», Винсент начинает рисовать. Он рисует день и ночь, рисует всё, что его окружает. Это ему безразлично – главное действовать.
И тут мы подошли с вами к самому главному. Художник — это, прежде всего — творец. Некий кудесник своего дела. Мне пришла сейчас в голову крамольная мысль, что даже вор – домушник может быть художником. И это часто мы встречаем с вами в Голливудских фильмах. Мне, просто, не хочется долго распространяться на эту тему.
Художник – это «передатчик» информации из космоса. Человека «распирает» от мыслей и различных идей. Он, порой, не знает, что с этим делать и единственное, что ему остается – это работать, работать и день и ночь. В противном случае это может повлиять на физическое состояние человека. И, прежде всего, на психику. Сколько мы знаем таких примеров? И сам Ван Гог, Врубель, Камилла Клодель, Тулуз -Лотрек. Сейчас всех и не упомнишь. Многие из них начинали пить, принимать наркотики. В этой связи, вспомнился Модильяни и Жанна Эбютерн. Почему так печально заканчивалась их жизнь, да потому, что человек не понимал, а что же ему со всем этим делать.
Эти творцы всегда шли впереди своего поколения и, поэтому, признание их догоняло на сотни лет позже. А почему? Ответ прост. Окружающие их люди, жили своей обычной жизнью, боясь хоть как-то изменить её. А главное, мы всегда боимся чего-то нового, неизведанного. Как часто мы слышим, — «а, что из этого получится? Я этого не понимаю. А, что об этом скажут люди?»
Своеобразие жизни художника заключается ещё в том, что он обязан постоянно передать информацию, полученную из космоса. Передавать её людям. А те, в своё время, не готовы к этому, — они находятся на другом уровне понимания и осознания действительности. Они вращаются в замкнутом круге повседневного социума и если туда попадет хоть маленькая толика чего-то нового — она тут же будет отвергнута. Отсюда боязнь и непринятие всего нового.
Им легче отвергнуть, принять в штыки, высмеивать, наконец, чем согласиться с тем, что это — гениально. Хороший пример — это жизнь Рембранта! После написания самой неординарной и, пожалуй, «планетарной» картины, — «Ночной дозор», начинается его падение и путь к забвению. Его современники так и не смогли по достоинству оценить этот истинный шедевр. Но он не сдался. и даже перед смертью, будучи совсем больным и всеми покинутый, стоять у своего мольберта и писать свой лучший автопортрет. Художник не может не творить, его заставляет это делать — Космос и художник работает до последнего вздоха.
. А кто такой мастер – это прекрасный человек — своего дела, достигший в своей области филигранного мастерства. Он прекрасно выполняет свою работу. Его руки делают чудеса, но. он воспроизводит чужие мысли. Его хватает, только на то — как это великолепно выполнить, но не «придумать» — это уже ни его прерогатива. Мастер всю свою жизнь делает, и, часто на самом высоком уровне, работу, идея которой принадлежит художнику. Он то же готов работать и день и ночь, при этом, он зарабатывает хорошие деньги, но делать и выполнять он будет только то, что дадут ему другие.
Он прекрасно копирует, восстанавливает, реставрирует, повторяет, но не создаёт. Да это ему и не нужно. Каждый должен находиться на своем месте и заниматься своим делом. Тогда смотришь и жизнь наладится. Таксисты не будут зубными врачами, хирурги – коновалами, а дворники – научными работниками. Друзья, так давайте займем каждый своё место, а для этого посмотрим на звезды, почешем затылок и спросим: «Господи,скажи, так, кто Я. «
(Вот почему во все века мастер был более понятен народу! Да, потому что, он постоянно выполнял указания «хозяина», а художник, был всегда в оппозиции, понимая на сколько устарели предложения богатого заказчика, а выполнять его прихоти ему мешала его непокорная душа. Вот поэтому они и были в обществе постоянными изгоями. Такова судьба гения. )
Источник
Автопортрет в мастерской: Что на самом деле показывали живописцы на таких картинах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мастерская в жизни художника: помещение для работы и центр собственного мира
С практической точки зрения мастерская художника – это его рабочее пространство, место, где можно воплощать в жизнь идеи и задумки, которые либо получат признание после того, как покинут стены мастерской, либо – увы, гораздо чаще – останутся безвестными. Но в случаях, когда речь идет о великих мастерах, такое помещение начинает восприниматься по-другому: ведь в его стенах когда-то появлялись шедевры, находили выражение гениальные и даже революционные идеи художника, меняющие мир и открывающие дорогу новым направлениям в искусстве.
Когда-то мастерских как таковых не существовало – средневековые мастера трудились в помещениях, которые предоставлялись им монастырями, изображать что-либо, кроме сюжетов из Священного Писания, не дозволялось. А с началом Возрождения художники стали обустраивать часть своего жилья под место для работы. Постепенно мастерские становились чем-то большим: там передавали опыт молодым ученикам, там хранили произведения, предназначенные для продажи, там устраивали встречи с заказчиками, друзьями и единомышленниками и, разумеется, там создавали новые картины.
Мастерская становилась для художника отдельным миром, собственной творческой вселенной, а порой – укрытием от мира, способом оказаться один на один с искусством.
Поэтому, наверное, автопортреты, где художники изображают себя за работой, в студии, перед мольбертом, вызывают особенное любопытство: это способ приоткрыть завесу над скрытым от посторонних глаз творческим процессом, результаты которого украшают лучшие музеи и выставочные залы мира.
Аллегории на автопортретах
Но не только само помещение интересно, конечно же, на таких автопортретах. Художник изображает сам себя – но это не просто аналог современного селфи, на картинах такого рода показано нечто большее – душа мастера. Ведь создавая свой портрет за работой, он наконец помещает в центр внимания свои собственные идеалы, взгляды. По-настоящему гениальный творец – проводник между миром искусства – чем-то непонятным, эфемерным – и зрителем; личность художника скрыта за сюжетом картины. На автопортрете же она выходит на передний план.
Не всегда при этом можно увидеть лицо мастера – на картине Яна Вермеера «Аллегория искусства», также известной под названием «Мастерская художника», он изображен сидящим за мольбертом спиной к зрителю. «Аллегорию» еще предстоит разгадывать искусствоведам, но некоторые метафоры уже получили свое объяснение. Натурщица – девушка с простыми, непримечательными чертами лица, в простом платье, преображается, когда оказывается перед художником. Нарядная накидка, свет, падающий из невидимого окна, а главное – работа мастера превращают модель в участницу особого действа. Загадочной остается «роль» гипсовой маски, третьего «персонажа», наряду с художником и моделью. Что она символизирует? Почему в свою очередь «избегает» смотреть на зрителя?
Интересно, что одежда и головной убор художника, изображенные на полотне, к тому времени, когда создавалась картина, уже давно вышли из моды – и остались, тем не менее, привычными атрибутами живописцев.
И гораздо лаконичнее, но не менее выразительно показал себя за работой Рембрандт. Название картины – «Художник в мастерской», но многие исследователи уверены, что это именно автопортрет. Мастер изображен один на один с мольбертом, в их «диалоге» нет и не может быть никого третьего, даже дверь, на которую падает густая тень, кажется надежно скрывающей пространство мастерской от внешнего мира. Художник, пристально и внимательно глядящий на холст, одет нарочито церемонно — в знак торжественности и значимости момента.
Лаконичность композиции расходится с обычаями – голландские художники стремились, как правило, показывать свою мастерскую наполненной многочисленными атрибутами, чтобы продемонстрировать потенциальным заказчикам, что это – пристанище истинного знатока и ценителя искусства.
Далеко не каждый из художников, писавших автопортрет в своей мастерской, делал это в зрелом возрасте, подводя итог многолетним трудам и размышлениям. Видный представитель французского рококо Франсуа Буше – живописец, гравер, создатель декораций для опер, картин для шпалер, приложивший руку и к другим видам прикладного искусства, написал себя за работой в начале карьеры, в совсем юном возрасте – 17 лет. И если на этой картине в силу неопытности художника еще не увидеть отражения жизненного и творческого пути или философии умудренного жизнью человека, то, во всяком случае, можно попытаться найти свидетельства того, что музы будут благосклонны к Буше, как была к нему благосклонна маркиза де Помпадур.
Некоторые из автопортретах в мастерской
Работа Густава Курбе стала по-настоящему значительным произведением – в первую очередь из-за ее огромных размеров. Художник задумал свой автопортрет как большое аллегорическое произведение со множеством персонажей, а полное название картины звучало как «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни».
Слева на холсте изображены люди из разных слоев общества, справа – представители из мира искусства, в том числе Жорж Санд и Шарль Бодлер. Первоначально Курбе изобразил рядом с поэтом его любовницу, но по просьбе последнего потом закрасил эту часть произведения. В центре композиции – сам живописец перед мольбертом и рядом с ним – обнаженная натурщица, как олицетворение академического искусства. «Весь мир изображен в моей мастерской», — говорил о картине сам художник.
Эпоха модерна, привнеся новое во все направления искусства, отразилась, разумеется, и на автопортретах художников. Более того – с нарастанием конфликта между академизмом и поиском новых средств художественного самовыражения автопортрет в мастерской становился едва ли не лучшим способом заявить о своей позиции.
Франц фон Штук, немецкий живописец, в числе учеников которого был Василий Кандинский, изобразил себя и свою жену в мастерской, каким-то образом сохранив в этом автопортрете те же интонации, что использовались им при написании произведений с обнаженной натурой, произведений двусмысленных и провокационных.
На картине Василия Яковлева «Спор об искусстве» перед зрителями разворачивается целый конфликт – художника и его времени, когда стремление воплощать в жизнь идеалы позднего Возрождения сталкивалось с заветами социалистического реализма. Главный персонаж на холсте – женщина, символизирующая собой красоту — как то, чему служит живописец.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Художник-керамист — увлекательная профессия для творческого человека
Знания о природе такого материала, как глина, передаются из поколений поколения вот уже на протяжении нескольких веков. Современное искусство, равно как и древнее ремесло, просто немыслимо без использования глины. Изначально гончарное искусство было направлено на получение предметов обихода. Со временем оно развивалось, поэтому уже в древности люди через изготовление керамических поделок могли реализовать свои духовные потребности.
Известно также и о медитативных свойствах процесса работы с глиной, поэтому гончарное ремесло и роспись по керамике часто применяется, как своеобразная терапия.
Постепенно из гончарного ремесла выделилась профессия художника-керамиста. Сейчас роспись по керамическим или фарфоровым изделиям относится к декоративно-прикладному искусству. Настоящие мастера своего дела пронесли через века все тайны и секреты своих предков. Тем не менее, сама профессия художника-керамиста считается диковинной и достаточно редкой. Она направлена не только, вернее, не столько на создание предметов обихода или декора. Керамист через роспись получает возможность воплотить в жизнь некоторые идеи, видит в этом возможность самовыражения. Действительно, в его умелых руках такой простой материал, как глина способен превращаться в настоящие шедевры, уникальные скульптуры, полотна и панно.
Художник-керамист по долгу своей профессии вынужден выполнять несколько обязательств. Он занимается подбором материала, выполнением эскизов и различных изделий, оформлением, колорированием, декорированием и сушкой. Многогранность профессии обуславливает широкий перечень требований к знаниям и умениям керамиста. Он обязан знать различные художественные методы художественно-прикладного искусства в целом и народного творчества в частности. Владеть перечисленными методиками и знать виды изобразительного искусства.
На первый план в его работе выступают теоретические знания о технике рисунка и способах проектной графики. Помимо этого, керамист, как и гончар, обязан в совершенстве владеть технологией ручного производства фарфоровых изделий. Он должен обладать знаниями в следующих отраслях:
- Технология росписи по керамике.
- Свойства материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве.
- Пластические свойства глины.
- Теоретические основы цветоведения.
- Оценка качества керамических изделий.
Художник-керамист вполне заслуженно получил название «человек-оркестр». В нем гармонично сочетаются самые разнообразные качества. Он является скульптором, художником, портретистом и простым рабочим, умеющим замешивать глиняное тесто.
В крупном городе таких мастеров лишь единицы. Каждая новая поделка – результат импровизации мастера. Именно поэтому керамические изделия отличаются своей уникальностью. Ручные работы ценятся больше, чем заводские.
Где учиться
Освоить профессию художника-керамиста не так просто. История дает нам множество примеров творчества самородков по всей территории России, от древних городов до маленьких деревень. Но при желании можно получить соответствующие знания и навыки в специальных учебных заведениях. К таковым относятся, например, Красноярский государственный институт искусств, Сибирский Федеральный институт архитектуры и дизайна, Алтайский политехнический техникум, Уральский архитектурно-художественный университет. Приведен далеко не полный перечень учебных заведений, где преподается искусство росписи по керамике.
В ведущих ВУЗах страны открыты отделения «Художественная керамика» с различными вариациями образовательной программы. Изучение этих программ подразумевает овладение следующими профессиональными компетенциями:
- Линейно-конструкторское построение.
- Академическая живопись.
- Навыки скульптуры и макетирования.
- Работа с цветовыми композициями.
- Создание художественно-графических проектов.
- Изготовление изделий народного промысла.
- Работа с материалом.
Большая часть современных керамистов имеет образование по декоративно-прикладному искусству. Выпускники художественно-графических факультетов без проблем могут освоить специальность при освоении дистанционных курсов. Главное, чтобы художник обладал необходимыми творческими способностями. Немало и тех, кому тайны ремесла так и не открылись.
Где востребован художник-керамист
Несмотря на то, что занятия декоративно-прикладного характера направлены на реализацию духовных потребностей человека, художник-керамист, как любой другой специалист, должен получать за свои труды материальное вознаграждение. Логично возникает вопрос о востребованности работника с такой специальностью.
В первую очередь, керамиста задействуют на фабричном производстве. Расписная керамика в виде декоративной посуды выпускается в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге. Керамическую плитку изготавливают в Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде. Художник может заниматься непосредственной росписью изделий или отвечать за технологический процесс работы с материалом.
Работа в художественных мастерских – самый наглядный пример творчества художника. Он может заниматься восстановлением керамических изделий, фамильных ценностей, раритетных экземпляров. Часто керамисту приходится восстанавливать и обновлять рисунки на керамике, наносить знаки, фамильные гербы, надписи.
В системе образования работа по керамике тоже нашла свое применение. Организуются кружки, секции, курсы внеурочной деятельности. Художник может работать преподавателем при наличии соответствующего образования. Необходимо отметить, что в последнее время дополнительному образованию детей стало уделяться больше внимания.
«Свободный художник» создает свои шедевры для последующей продажи или организации выставок. Он работает на заказ или в свободном режиме. Работы востребованы любителями народного творчества и коллекционерами. Особую ценность представляет роспись по керамике в каком-либо определенном стиле. Ярким примером служить роспись Гжель.
Работа художника-керамиста
Художник в каждое свое изделие должен вдохнуть жизнь. Для этого он вынужден проводить в мастерской немало времени. У него нет плана работы, так как каждая поделка требует индивидуального подхода. Время изготовления поделки варьируется от нескольких дней до нескольких недель, но в любом случае керамисту приходится выполнять целую серию основных и вспомогательных операций.
На первом мастеру следует позаботиться о сырье, то есть найти подходящую глину с нужными качествами. Не каждый материал годен для ремесла. Для керамики подходят пластичные жирные сорта. Существует множество сортов глины, однако принято выделять красную глину или природную, майолику (белая керамика), каолин (огнеупорная глина), глину для фарфора и глину из песчаника. Та глина, которую без труда можно найти в любом карьере, без предварительной обработки для производства керамики не подойдет. Сначала нужно избавиться от посторонних примесей. Из материала извлекаются мелкие камешки, корни, трава.
Процесс подготовки глины достаточно сложный. Он включает в себя разные этапы сортировки и процеживания. Керамист готовит глину к хранению, и непосредственно перед началом работы. Гончарное искусство воплощается в формах изделия.
Затем наступает стадия декорирования. Именно здесь керамист раскрывается, как художник. Иногда мастер выполняет настолько уникальную форму, что изделие не нуждается ни в каком декоре. Сушка – важнейший этап. Для того, чтобы стать хорошим мастером, необходимо иметь под рукой специальное оборудование, в том числе, муфельную печь, где будет обжигаться глина.
Художники керамисты – настоящие волшебники, которые умеют превращать неодушевленный кусок пластичного материала в живые формы, передающие тайны народных искусников, таинства природы, красоту цветов. Настоящие любители прикладного искусства ценят керамику за ту тонкую грань, которая позволяет ощутить всю красоту и хрупкость окружающего нас мира.
Источник