Масштабы развития иностранных инвестиций

Прямые иностранные инвестиции в мире

Содержание

Прямые иностранные инвестиции в России

Прямые иностранные инвестиции в Европе

2020: Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США

По итогам 2020 года Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США. Об этом свидетельствуют данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Прямые иностранные инвестиции включают в себя, например, строительство зарубежными компаниями новых заводов, расширение присутствия в стране или приобретение ими местных компаний.

В 2020 году в китайскую экономику было инвестировано $163 млрд из-за рубежа, что на 4% больше, чем годом ранее, тогда как американская экономика привлекла около $134 млрд (почти вдвое меньше в сравнении с 2019-м). В России иностранные инвестиции уменьшились на 96% — с $32 млрд до $1,1 млрд.

Как отмечает BBC, в США иностранные инвестиции снижаются с 2016 года, когда они достигли максимума ($472 млрд). В Китае же этот показатель непрерывно растет. Еще в 2019 году разрыв между странами был практически двукратным: США получили $251 млрд новых зарубежных инвестиций, а КНР — с $140 млрд.

По прогнозам аналитиков британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), благодаря пандемии коронавируса COVID-19 экономика Китая обгонит американскую в 2028 г. – на пять лет раньше, чем прогнозировалось ранее. Как отмечают аналитики CEBR, Китай гораздо лучше перенес пандемию и экономика страны восстанавливается быстрее, чем американская.

В глобальном масштабе объем иностранных инвестиций в год пандемии снизился на 42% — с $1,5 трлн в 2019 году до $859 млрд по итогам 2020-го. Этот показатель стал наименьшим в XXI веке. Даже в период мирового финансового кризиса объем инвестиций был примерно на 30% выше нынешнего уровня.

По оценкам ЮНКТАД, в Европейском союзе объем привлеченных в 2020 году иностранных инвестиций упал на 71%. В Германии темпы падения достигли 61%. [1]

Источник

Характеристика состояния иностранных инвестиций в РФ на современном этапе

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 482 раза

Библиографическое описание:

Данилов, С. С. Характеристика состояния иностранных инвестиций в РФ на современном этапе / С. С. Данилов, И. Г. Монин, К. А. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63234/ (дата обращения: 11.06.2021).

Ключевые слова: иностранные инвестиции, эффекты от иностранных инвестиций, прямые иностранные инвестиции, статистика инвестиций, инвестиционный климат.

Важнейшим макроэкономическим показателем экономического развития страны является устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в экономику. Данный индикатор характеризует стабильность экономической системы, её способность генерировать добавленную стоимость [2, c. 23]. В таблице представлен структурный анализ притока прямых иностранных инвестиций в Российскую федерацию за период 2016–2018 годов (табл. 1).

Структурный анализ притока иностранных инвестиций вРФ за период 2016–2018гг. [4,5]

Сектор

2016

2017

2018

Приток,

млн. руб.

Доля.%

Приток,

млн. руб.

Доля.%

Приток,

млн. руб.

Доля.%

Сельское, лесное хозяйство, охота и рыболовство

Добыча полезных ископаемых

Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

Торговля оптовая и розничная

Транспортировка и хранение

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

Деятельность в области информации и связи

Деятельность финансовая и страховая

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

Предоставление прочих видов услуг

Не распределено по видам деятельности

Анализ структуры притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию выявил следующие тенденции. Лидирующими секторами являются: добыча полезных ископаемых, розничная торговля, финансовая и страховая деятельность. Объём инвестиций в относительном выражении в 2018 году к уровням 2016 года в секторе добычи полезных ископаемых снизился на 7,1 %, в секторе розничной торговли сократился на 29,7 % и возрос на18,9 % в сфере финансовой и страховой деятельности.

На наш взгляд, целесообразней оценивать роль инвестиций для экономики с точки зрения мирового, национального, регионального и местного уровня страны. На каждом упомянутом уровне осуществляются иностранные инвестиции, принося свои специфические результаты, эффекты, как положительного, так и отрицательного характера.

Международные инвестиционные потоки имеют следующие положительные эффекты для мировой экономики [3, c. 47]:

− Международные инвестиции способствуют перетеканию капиталов между странами в наиболее рентабельные зоны;

− Совместные инвестиционные проекты являются стимулами к развитию международного сотрудничества и снижению геополитического напряжения в мире;

− С помощью международного инвестирования страны могут решить наиболее остро стоящие проблемы перед экономикой;

− Усиление интеграции и глобализационных процессов в мировой экономике;

− Международные инвестиции позволяют обеспечить бесперебойность расчётов между станами за счёт кредитов и отсрочки кредиторской задолженности.

При всех неоспоримых плюсах имеются и существенные недостатки:

− Концентрация мировых капиталов в развитых странах;

Читайте также:  Что отражает современная структура инвестиций

− Свободный перелив капиталов стал одним из факторов появления мировых оффшорных зон;

− Все геополитические риски, которые вызывают колебания в объёмах иностранных инвестиций, затрагивают в основном развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и наименее развитые страны. Как правило, у них наблюдается значительное снижение инвестиций при небольшой доле в мировых потоках;

− Происходит увеличение разрыва между развитыми и отстающими странами. Первые, владея капиталами, могут создавать добавленную стоимость за счёт трудовых ресурсов отстающих стран, производя дальнейшую репатриацию средств с определёнными прибылями. При всём при этом мировые тенденции таковы, что вложения в уже развитые страны продолжают расти;

Рассмотрим влияние иностранных инвестиций в целом на государство через призму макроэкономических показателей, на которые они могут оказать влияние. С помощью метода абстракции инвестиционный процесс и его последствия можно представить в схематичном виде (рис. 1) [1].

Рис. 1. Положительные эффекты от привлечения иностранных инвестиций страной-реципиентом

Суть обозначенного процесса состоит в том, что экономика принимающей стороны обслуживает иностранный капитал. Это выражается в учреждении организаций или создании проектов, которые направлены на производство продукции, что увеличивает ВВП страны и деловую активность. Как следствие этого механизма происходит создание дополнительных рабочих мест, которые замещаются работниками страны. Деловая активность и уменьшение безработицы приводят к увеличению поступления налогов в бюджет: НДФЛ, Налог на прибыль организаций, НДС и других. При всём при этом привлечение иностранных инвестиций государством связано с решением определённых проблем во внутренней экономике. Поэтому, положительным эффектом стоит выделить и технологии, приходящие в страну-реципиент с иностранным капиталом. Особенностью выделенных положительных эффектов является тот факт, что в основном они образуются в ходе реализации прямых, а также прочих в виде займов иностранных инвестиций. Это утверждение справедливо для регионального и местного уровня. Ещё одним положительным моментом стоит отметить возможность выхода за счёт иностранных инвестиций на новые рынки сбыта продукции [2, c. 57].

В подтверждение вышеобозначенным моментам рассчитаем коэффициент корреляции между динамикой ВВП России и объёмами иностранных инвестиций (табл.3):

Значение показателя корреляции объёма инвестиций и ВВП, равное 0,98 говорит об очень тесной связи между макроэкономическими показателями. Это позволяет подтвердить утверждение о том, что иностранные инвестиции являются катализатором роста национальной экономики.

Коэффициент корреляции объёма инвестиций с показателями занятости и доходов консолидированного бюджета РФ показал незначительную отрицательную взаимосвязь. В данном случае стоит оговориться, что такой показатель обусловлен небольшой долей рабочих мест, созданных именно за счёт иностранных инвестиций, в общей массе. Тоже самое можно заключить и с доходами консолидированного бюджета. Тем не менее, вклад в обеспечение рабочими местами населения и доходов в бюджеты имеется, что и обусловливает стремление государства привлечь иностранные инвестиции.

Однако иностранные инвестиции при всех положительных моментах имеют и отрицательные эффекты для страны-реципиента (рис. 2) [1].

Рис. 2. Отрицательные эффекты от привлечения иностранных инвестиций страной-реципиентом

− Приток иностранных инвестиций вызывает обратный отток капитала через определённое время в виде прибылей и дивидендов. Таким образом это снижает национальный доход страны.

− Существенным недостатком является повышение конкуренции иностранных инвесторов с отечественными, что может вызвать отток местного капитала из страны;

− Возможная деформация структуры национальной экономики, поскольку инвестиции будут приходить только в рентабельные секторы экономики;

− Страна-реципиент может оказаться в ситуации, при которой доля иностранного капитала в экономике станет значительной, что может создать угрозу экономического и политического суверенитета. При этом иностранные инвесторы могут получить доступ к национальным ресурсам страны [3, c. 69].

Таким образом, иностранные инвестиции, как любая экономическая деятельность, представляет собой набор выгод и определённых рисков, соотношение которых формирует определённый эффект. На мировом уровне за счёт иностранных инвестиций происходит развитие сотрудничества и перелив капиталов в наиболее рентабельные сферы, однако увеличивается обогащение развитых стран и обеднение отстающих. В рамках уровня отдельной страны, региона и муниципального образования иностранные инвестиции способны увеличить деловую активность, повысить доходы консолидированного бюджета, улучшить уровень жизни граждан, способствовать развитию инфраструктуры, увеличивать рентабельность отраслей экономики. Среди отрицательных эффектов выделяется репатриация капиталов и прибылей за границу, искажение структуры экономики в пользу лишь наиболее рентабельных отраслей, а также усиление конкуренции иностранных инвесторов с национальными.

Источник

Масштабы развития иностранных инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции

1. Отток капитала

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.

Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

Читайте также:  Стратегии управления портфельными инвестициями

Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.

Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.

Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.

Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.

И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.

Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.

Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.

В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.

Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.

Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

2. Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.

Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;

3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;

5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;

2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

3) приобретения имущества и ценных бумаг;

4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;

5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;

2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;

3) стимуляция производственных вложений;

4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;

5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;

2) покупка ценных бумаг в своей стране;

3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

Читайте также:  Долгосрочные инвестиции это нематериальные активы

1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;

2) ухудшение материального положения большей части населения;

3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;

5) нестабильная политическая ситуация;

6) большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;

3) большой внутренний рынок;

4) дешевая рабочая сила;

5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;

6) быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.

Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.

Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.

Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.

Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:

1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3) радикализация борьбы с преступностью;

4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;

5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.

Источник

Оцените статью