Машинно технологическая станция бизнес план

Машинно технологическая станция бизнес план


Контакты

05.05.06 | Методические указания по организации машинно-технологической станции

Анализ сложившийся ситуации в АПК…………………………………………..6

Анализ работы существующих в России МТС …………………………………..7

Рекомендации по организации МТС…………………………………………….12

Методики составления бизнес-плана……………………………………………19

Перспективы и задачи развития МТС………………………………………. 20

Мероприятия по снижению стоимости механизированных работ МТС……. 22

За последние годы произошло значительное сокращение количества сельскохозяйственной техники в стране. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных организаций, нарушенный паритет цен на машины, горюче-смазочные материалы, запасные части и выращиваемую продукцию не позволяют приобретать новую технику и эффективно эксплуатировать имеющуюся. П рактика показала, что государство не обладает достаточными финансовыми ресурсами для закупки необходимого количества техники.

Половина машин эксплуатируется более 15 лет. Естественно, высокая изношенность техники требует больших расходов на капитальный и текущий ремонты. На возмещение затрат на запчасти и текущий ремонт сельхозтехники и оборудования, в 2004 г . в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий необходимо 3,76 тыс. рублей. Ветхость тракторного парка и оборудования только при текущем ремонте обходится в дополнительные 210,8 млн. рублей. Все эти факторы в итоге повышают общую стоимость конечной продукции, и снижает ее конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках.

Моральный и физический износ техники крайне затрудняет проведение всех видов сельскохозяйственных работ в установленные агротехнические сроки. Недостаток техники и ее несовершенство сегодня являются тем критическим фактором, который часто сводит на нет эффективность других мероприятий.

В связи с тем, что в настоящее время государство не в состоянии выделить средства на приобретение техники для всех хозяйств, а в коллективных сельскохозяйственных предприятиях и совхозах парк машин значительно сократился, и также отсутствуют средства на приобретение новой техники, государство должно выступать гарантом для предоставления банками коллективным хозяйствам долгосрочных кредитов на льготных условиях, организации продажи сельскохозяйственной техники на условиях лизинга.

Машинно- тракторные станции (энцикл.) — государственные сельскохозяйственные предприятия, созданные для технической и организационной помощи колхозам. Недостаток сельскохозяйственной техники обусловил необходимость ее централизованного распределения и использования. Первая МТС была создана в 1928 в Одесской области в совхозе им. Шевченко отряд состоял из 10 тракторов для оказания производственной помощи крестьянам окружающих селений.

В Чувашской Республике первые МТС были организованы весной 1931 года. На поля колхозов республики вышли первые 104 трактора Вурнарской, Канашской и Алатырской машинно-тракторных станций. Колхозы, обслуживаемые ими, своевременно и с лучшим качеством завершили весенний сев и выдвинули планы по расширению посевных площадей. Летом того года организовалась Урмарская МТС.

В 1932 году колхозы республики обслуживало 12 машинно-тракторных станций. Началась планомерная подготовка механизаторских кадров сельского хозяйства. При МТС были открыты курсы трактористов. Наиболее квалифицированные механизаторы готовились за пределами республики.

Неуклонно росла и техническая вооруженность МТС. Начиная с 1933 года в МТС стали поступать первые комбайны и автомашины. На 1 января 1936 года в республике уже насчитывалось 18 МТС с 1021 тракторов, они обслуживали 75,2 % сельхозартелей.

С конца 20-х до середины 50-х годов в стране МТС оказала огромную помощь в развитии колхозного сельского хозяйства. Численность МТС росла достаточно быстро: в 1931 году их было 158, в 1956 г . — около 9 тыс., они обслуживали 80 тыс. хозяйств. В среднем МТС имела 74 трактора, 31 комбайн, 10 автомобилей, 346 работников и выполняла в год 59,3 тыс. усл. га пахоты. К 1958 году хозяйства окрепли, получили возможность покупать технику, и МТС были реорганизованы.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по созданию МТС для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей» в России начата большая работа по созданию сети МТС В 1997 г . в стране было создано около 200 МТС, в 1999 году- более 600. Однако процесс их создания сопровождается значительными трудностями, вызванными, в первую очередь, отсутствием финансовых средств, а также недостаточным экономическим анализом деятельности, относительно слабой хозяйственной предприимчивостью, инициативой, что, естественно, сказывается на увеличении стоимости выполняемых работ.

Сегодня состав и структура машинно-тракторного парка станции (МТС) определяются в зависимости от возможных объемов работ и сроков их выполнения. При этом следует учитывать, что дорогостоящие сельскохозяйственные тракторы и машины должны эксплуатироваться в пределах оптимальных агротехнических сроков выполнения технологических операций не в одном, а в разных хозяйствах.

Отправным пунктом при расчетах должна служить производственная программа обслуживаемых хозяйств, технологическая карта на возделывание основных культур, при выращивании и уборке которых будет применяться техника МТС.

Принимая во внимание то, что технологические отряды будут перемещаться как в пределах административного района, так и в соседних районах, при выборе техники должны быть учтены расходы на переезды из одного хозяйства в другое.

На основании функций и места в АПК можно определить МТС как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования сельскохозяйственной и другой техники — основных и оборотных фондов — производит, применяя высокие и интенсивные технологии, совместно с сельскими товаропроизводителями или арендуя у них землю, перерабатывает и реализует сельскохозяйственную продукцию, выполняет другие работы (услуги).

Анализ сложившийся ситуации в АПК

Проанализировав предоставленные данные, можем заметить, что состав машинно-тракторного парка ежегодно уменьшается. Причина — рост физического и морального износа, в результате чего появляется дефицит техники, потеря урожая.

Так, за период с 1991 года машинно-тракторный парк сократился почти на половину, количество зерноуборочных комбайнов — на 55%,посевных и почвообрабатывающих машин – на 40%. С учетом длительного не пополнения машинно-тракторного парка новыми машинами, старения и выбытия имеющихся, техническая оснащенность села снизилась на половину. Нагрузка на оставшуюся технику сильно увеличилась, а так как техника в основном уже выработала свой рабочий ресурс и даже в некоторых случаях неоднократно, простои и поломки постоянно сопровождают рабочий процесс.

В августе-ноябре, наиболее напряженном периоде сельскохозяйственных работ, нагрузка на один трактор составляет 78 га пашни в обработке, а на трактор, считающийся на ходу, — 104 га . Но изношенность машин приводит к тому, что трактор в среднем за месяц работает лишь 15-20 дней, тем самым увеличивается нагрузка на оставшиеся машины.

В Чувашской республике на 1 января 2005 года в машинно-тракторном парке насчитывалось:

-Тракторов всех тяговых классов — 4858 штук;

-Зерноуборочных комбайнов всех марок — 956 штук;

Ежегодно возделываемый объем пашни в Чувашской республике по всем районам вместе составляет более 700 тысяч. гектаров.

Для обслуживания этого объема пашни с соблюдением всех агротехнических требований, необходимое количество тракторов составляет, не меньше 10000 штук. В наличии Республики имеется в два раза меньше. Наблюдается, острая нехватка тракторов.

Количество плугов, требуемых для обработки такого объема пашни составляет примерно 3500 штук. А в наличии — 1878 штук, что составляет чуть меньше половины требуемого количества.

Такая же картина обстоит и с сеялками: потребное количество гораздо выше, имеющегося. В наличии на 1 января 2005 года — 2889 штук, нехватка оборудования составляет 40%.

Площадь зерновых и бобовых культур в Чувашской Республике составляет около 300 тысяч гектаров. Для уборки этой площади зерновых и бобовых культур необходимое число комбайнов составляет 2500 штук. А количество имеющейся в наличии потребной техники составляет 956 штук.

По наименованиям других видов техники и агрегатов наблюдается такая же картина, острый дефицит энергосредств и агрегатов.

Коэффициент обновления машинно-тракторного парка крайне низкий, находится в пределах 1-4%.

Существует несколько способов пополнения машинно-тракторного парка:

-Один из способов-это взятие кредита. Но кредит крайне неудобен. Для того, чтобы получить кредит, необходимо, предоставить большое количество документов. При всем этом не факт, что кредит предоставят.

Читайте также:  Статья классификация бизнес планов

-Лизинг. Нынешняя экономическая ситуация благоприятствует лизингу.

-Существует еще один способ сокращения дефицита машинно-тракторного парка- это организация машинно-тракторных станций или, как их сейчас переименовали машинно-технологических станций, на базе существующих хозяйств или вообще с нуля. В нашей республике эта тема очень актуальна.

Анализ работы существующих в России МТС

Аграрная реформа страны развивается на фоне общей экономической нестабильности, инфляции, сокращения бюджетного финансирования, увеличения диспаритета цен между энергетическими ресурсами, промышленной продукцией и продукцией сельского хозяйства. Покупательная способность сельхозпроизводителей снизилась. Это явилось причиной кризиса сельхозмашиностроения, разорения инженерной службы, агросервиса и его технической базы.

Наиболее экономичными путями выхода из кризисного состояния на перспективу являются:

-применение высоконадежной и высокопроизводительной техники нового поколения, обеспечивающей освоение новых технологий производства сельскохозяйственной продукции;

-организация формирований и эффективных структур сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Одним из основных путей формирования эффективных структур сельскохозяйственного производства является организация системы машинно-технологических станций. На конец 2000 года их количество в РФ превысило 950. МТС — практически единственная структура, которую отечественные и зарубежные инвесторы охотно финансируют. В настоящее время имеется настоятельная необходимость освоить передовой опыт развития и улучшения производственно-технологической деятельности МТС, чему и посвящены настоящие рекомендации. Они составлены на основе анализа публикаций и отчетности о работе станций ряда регионов России: Орловской, Белгородской, Ростовской, Воронежской областей, республик Башкортостана, Мордовии, Татарстана и ряда других.

В основу деятельности хорошо работающих МТС положены взаимные интересы самой МТС и обслуживающих хозяйств с обязательной ответственностью станции за сроки и качество выполняемых работ. Для этого МТС должна иметь высокие технические, технологические и финансовые показатели. В подавляющем большинстве техника полнокомплектных МТС используется более эффективно. Средняя сезонная выработка тракторов в МТС в 1,6 раза, и зерноуборочных комбайнов — в 2 раза выше, чем в хозяйствах.

Наиболее перспективными, как показал опыт многих регионов, являются МТС двух моделей, работающих:

-в составе агропромышленных предприятий (агрофирм, агрокомбинатов и т.п.), выполняющих полный цикл производства продукции;

-на подряде, выполняющих работы по заказам сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Первая модель в настоящее время получает все большее распространение. Эффективность этой модели показана на примере деятельности МТС областного агорохолдинга (92 хозяйства) ОАО «Орловский агрокомбинат» Орловской области. (табл.1)

Экономическая эффективность работы МТС Орловской области

На одно хозяйство

На все хозяйства

На все хозяйства

От ввода в оборот

От снижения налогов

От уменьшения тарифов

Эффект от ввода в производственный оборот залежных земель: вновь введено в производственный оборот 3000 га пахотных земель, которые не использовались с 1993 г ., или 41% от общей площади хозяйств-участников одной агрофирмы «Орловские истоки». В связи с этим дополнительный доход хозяйств от реализации товарного зерна составил 11,8 млн.руб, а чистая прибыль-6,5 млн.руб.

Эффект от снижения налогов: МТС- структурное подразделение агрофирмы без прав юридического лица. Поэтому услуги МТС — не конечная, а промежуточная продукция, которая не облагается НДС. Эффект от снижения тарифов на механизированные сельхозработы: воспроизводство ОПФ МТС осуществляется за счет централизованного амортизационного фонда агрофирмы или агрокомбината, который формируется за счет дохода от реализации конечной продукции. Поэтому во внутрифирменные тарифы на услуги МТС можно не включать амортизационные отчисления. Стоимость ОПФ цеха механизации работ в полеводстве МТС агрофирмы «Орловские истоки» при проектной мощности — 27000 тыс.руб. Средняя норма амортизационных отчислений на восстановление -10%. Отчисления составляют 2700тыс.руб.

Характерным представителем второй модели является Белгородская МТС Белгородской области. В МТС области техника используется в 1,8-2,2 раза эффективнее, чем в хозяйствах. Выполняется более 15% всех уборочных работ в области. В табл.2 приведены результаты работы 84 комбайнов «Доминатор» фирмы Класс в Белгородской области. Сравнение сезонной выработки с работой контрактных предприятий Германии, работающих, как и МТС на порядке с применением аналогичных комбайнов, свидетельствует о том, что выработка в МТС в России в 5 — 6 раз выше.

В МТС используются методы «широтной» работы агрегатов, когда техника перегоняется по мере созревания урожая.

Показатели годовой работы ЗУК «Доминатор» в МТС

всего по 84 комбайнов

За счет увеличения выработки в несколько раз по сравнению с нормативом Белгородская МТС, не смотря на большую стоимость техники, работает прибыльно даже при относительно небольшой урожайности убираемых культур. Выручка на 1руб. стоимости комбайнов Белгородской МТС составляет 32 копейки. Около 40% МТС России уже начали выполнять в обслуживаемых районах от 12до 30% сельскохозяйственных работ. Даже в таких богатых регионах, как Краснодарский край, МТС и механизированные отряды в 2000 году убрали 15,6% площади зерновых. Причем выработка на комбайн у них была в 1,5-2 раза выше по сравнению с выработкой комбайнов в хозяйствах.

В Ростовской области 14 МТС в 1999 году имели выработку техники значительно выше, а стоимость единицы механизированной работы гораздо ниже, чем в хозяйствах, что видно даже по лучшему Песчанокопскому району (табл.3) .

Технико-экономическая эффективность работы Песчанокопской

МТС Ростовской области

Выработка на один у.эт.трактор

Выработка на ЗУК

Стоимость 1га вспаки

Стоимоть1га поверхностной обработки

Стоимость уборки 1га зерновых

В Ставропольском крае в 2000 году функционировало 8 МТС. В настоящее время ведется работа по созданию специализированной МТС, в т.ч. по уборке зерновых. ООО «МТС Ставропольсельхозхимия» осуществляет специализированные работы по химической обработке полей против сорняков и вредителей. Такая специализация позволила значительно повысить качество работ, уровень экологической защиты, снизить затраты на выполнение операций. Заявки хозяйств значительно превышают технические возможности МТС. Поэтому МТС постоянно повышает уровень оснащенности техникой.

Производительность техники в целом по МТС выше, чем в хозяйствах примерно на 40%, а на отдельных операциях (пахота, уборка зерновых) в 1,7-2раза. Например, сезонная выработка ЗУКомбайна составила более 950 га . МТС внедряет интенсивные и энергосберегающие технологии обработки почвы и выращивания сельскохозяйственных культур с использованием комбинированных агрегатов. В МТС используется техника как отечественного, так и зарубежного производителя.

В Воронежской области Павловская МТС, созданная на базе РТП, осуществляет капитальный полнокомплектный ремонт тракторов и создает обменный фонд отремонтированных машин. Хозяйства передают МТС машины, которые хуже используются, и силами хозяйств их восстановить невозможно. МТС взамен отдает отремонтированную машину из обменного фонда. При желании владельца он ее может взять напрокат, а затем получить свою, после окончания ремонта, либо приобрести восстановленные машины по сниженной цене из обменного фонда. Таким образом, хозяйства и МТС имеют возможность пополнять парк сельскохозяйственной техники за счет восстановления практически списанной техники. Такой опыт широко внедряется во всех регионах. Например, в Тульской области восстанавливают комбайны, в Республике Татарстан- восстанавливают практически все виды сельскохозяйственной техники. При этом сбор изношенной техники и неиспользуемой или списанной техники осуществляют в плановом порядке, определяя место ее дислокации, привязывая ее к ремонтным предприятиям по специализации.

В Мордовской республике в 2000 году функционировали 13 МТС, которыми осуществлены: пахота на площади 130 тыс.га (15% всей пашни), культивация — на более чем 42тыс.га, уборка — 30 тыс.га зерновых. МТС работали с прибылью.

В Республике Башкортостан в 2000 году действовали 23 МТС, организованные в основном на базе РТП. Наибольший интерес представляет «Кармаскалинская» МТС-Нива. МТС оснащена импортной техникой, в т.ч. 50 ЗУК фирмы «Нью Холланд». Зона обслуживания МТС — 12 северо-восточных районов (более 30 хозяйств) Башкортостана, а также несколько хозяйств Оренбургской области. С 1999 года организовано гарантийное обслуживание силами МТС, используя передвижные средства ТО, диагностирования, доставки запасных частей.

Расчеты с хозяйствами МТС осуществляет по утвержденным Минсельхозом республики расценкам в зависимости от урожайности культур.

Уборка и другие виды работ осуществлялись отрядами (3-4 комбайна, 5-8 автомашин, сервисная служба с передвижной мастерской).

Читайте также:  Сколько нужно денег чтобы открыть свой автосервис с нуля бизнес план

Рациональная организация позволила выполнить следующие объемы работ: убрано 10480 га зерновых, намолочено 132313,5 т. Передовые комбайнеры намолотили в среднем 2500 т. Заработная плата передовых комбайнеров в среднем составила 40-42 тыс.руб. за сезон, а в среднем по МТС у 81 комбайнера по18,0 тыс.руб.

Основной недостаток МТС в ее деятельности заключается в дебиторской задолжности заказчиков, которая составила 26,8 млн.руб. Этот недостаток, к сожалению, характерен для большинства МТС. Хороших результатов добилась Зирганская МТС, оснащенная в основном техникой «Кейс». МТС обслуживает 8 районов республики, в которых созданы филиалы МТС и 4 района (21 хозяйство) Оренбургской области, с которыми заключены договора о совместной деятельности. Это позволило отнести МТС в категорию сельхозпредприятий и пользоваться льготами по налогам. Зирганская МТС — многоотраслевое предприятие. Так, для ремонтной мастерской МТС составляет 29% от общего объема производства. В МТС созданы уборочно-транспортные отряды, их организация и структура аналогичны Кармаскалинской МТС.

Дюртюлинская МТС «Агидель» — государственное унитарное предприятие. МТС оснащена в основном зарубежной техникой Фирмы «Кейс». Обслуживает 68 хозяйств 8 районов республики. Имеет три филиала: Чишминский, Болтаческий, Янаульский. Убрано 7747 га зерновых, намолочена зерна 147092 центнера, подсолнечника — 21437 центнера. В республике площадь зерновых культур составляет 1800 тыс. га. Силами МТС убрано более 500 тыс.га, что составляет в среднем около 27%. По отдельным районам силами МТС убрано до 90% площадей зерновых.

Как показал проведенный анализ станций в Республике Татарстан, производительность машинно-тракторных агрегатов станций в 1,5-1,7 раза больше, а себестоимость — в 1,1-1,2 раза меньше, чем в хозяйствах. Себестоимость 1 тонны заготовленных МТС кормов и намолоченного зерна в 2 раза ниже, чем в хозяйствах Республики Татарстан. Так, опыт механизированных полевых отрядов МТС, которые функционируют в Республике более 6 лет, свидетельствует о возможности достижения и превышения этих показателей. Особенно эффективна работа полевых отрядов МТС, там где не хватает механизаторских кадров. Следует отметить, что такие результаты достигнуты в основном на отечественных машинах. Реальную помощь хозяйствам Республики оказывают полевые отряды по вспашке зяби и заготовке кормов. МТС по заготовке кормов имеет в среднем по 2-3 комбайна, 8 автомобилей, трактора, передвижную станцию ТО. Эксплуатация техники в составе отрядов позволяет своевременно проводить ее обслуживание, в полном объеме использовать потенциальные возможности высокопроизводительных машин. Например, машинно-технологические станции республики выполнили своими силами более половины объема районных заготовок кормов. (табл.4)

Показатели работы МТС по районам Татарстана

Всего по району, тыс.т.

Наработка на кормоуборочный комбайн, тыс.т.

Средняя выработка на эталонный трактор в у. эт. га и на комбайн в га, работающих в МТС по сравнению с выработкой хозяйств в 2000 году значительно увеличилась. Резкому увеличению выработки комбайнов способствовало наличие в МТС относительно большого количества высокопроизводительных зарубежных комбайнов. При наличии 0,76% от всего парка МТС участвует в обработке 4,8% всей пашни России. Безусловно, не все МТС работают с таким эффектом. В ряде случаев создаются карликовые станции с одним — двумя тракторами, с недостаточным количеством сельхозмашин. Такие МТС, естественно, не в состоянии оказать действенную помощь сельскохозяйственным предприятиям. Обычно это наблюдается там, где МТС создают без должного экономического обоснования и финансовой поддержки. 15% МТС организовано на базе производственных и потребительских кооперативов, 25 % — на базе муниципальных предприятий. По сравнению с 1998 годом количество государственных и муниципальных МТС выросло в более, чем 9 раз. Это произошло в основном за счет уменьшения количества МТС на основе ОАО, ЗАО, ООО, доля которых в общем количестве составляла в 2000 году 47%. В последние годы наблюдается тенденция организации МТС в составе агрообъединений и агрофирм (6%). Не смотря на очевидные достоинства, положительную деятельность МТС, в их работе наблюдается ряд недостатков и трудностей:

-отсутствие льгот, имеющихся у сельхозпроизводителей;

-недостаточная финансовая поддержка программ создания сети МТС;

-уровень затрат на заработную плату составляет 6 — 8%, тогда как в промышленности он превышает 15%. Это является одной из основных причин оттока кадров;

-наличие значительного количества карликовых МТС, не способных производительно и с высоким качеством выполнять сельскохозяйственные работы;

-явно недостаточное количество в МТС высокопроизводительных современных машин, что резко тормозит освоение МТС интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур;

-использование в большинстве случаев устаревшей техники, прошедшей амортизационный срок службы, что снижает ее показатели надежности и увеличивает стоимость ТО и ремонта;

-высокие ставки банковских кредитов при приобретении сельскохозяйственной техники;

-значительная кредиторская задолжность со стороны сельскохозяйственных предприятий;

-погоня в ряде случаев за высокими тарифами выполнения сельскохозяйственных работ, что ведет к отказу хозяйств от услуг МТС;

-отсутствие системы прямых поставок ресурсов и услуг;

-недостаточная возможность приобретения техники на лизинговой основе (менее 20% от потребности).

Многие перечисленные недостатки могут быть устранены на местном и региональном уровнях. Во многом это зависит от инициативы администрации района, региона и руководителей МТС. В целом развитие МТС находится на острие вектора развития сельского хозяйства России.

Как уже отмечалось, концентрация техники, её мобильное использование резко снижает количество машин при уменьшении стоимости работ. Это и привлекает коммерческих и государственных инвесторов, что обеспечивает надежное финансирование в настоящее время и в будущем развитие этих, безусловно, важных для сельского хозяйства структур. Несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в работе альтернативы МТС в подавляющем большинстве регионов России не существует.

Рекомендации по организации МТС

Последовательность организации МТС

Учредителями МТС в качестве юридических и физических лиц обычно становятся члены инициативной группы. Для нормальной и эффективной организации и дальнейшей работы МТС необходимо, чтобы основная часть акций (имущества) принадлежала сельским товаропроизводителям, что дает возможность работать МТС в их интересах. Это условие следует учитывать на всех этапах формирования МТС.

Проектирование МТС должно осуществляться на основе действующих законодательных актов, правил и положений.

Проектирование начинается с формирования технического задания и заканчивается разработкой и внедрением рабочего проекта. Разработку проекта начинают с обследования и сбора информации, необходимой для создания МТС, после чего разрабатывают техническое задание, проект-задачу и концепцию проекта МТС. По окончанию обследования приступают к проектированию и разработке технического и рабочего проектов. Процесс создания МТС заканчивается ее практической реализацией с дальнейшим анализом функционирования и развития.

Разработку проектов машинно-технологических станций целесообразно вести для многофункциональной МТС с развитой производственной деятельностью, требующей как создания новых объектов базы, так и реконструкции существующих.

Для МТС, созданных на базе колхозов, совхозов и акционерных обществ, когда используется существующая база и техника хозяйств, можно ограничиться разработкой бизнес-плана. Основные выводы можно сделать после определения фактической экономической эффективности по результатам не менее, чем двухлетней производственной деятельности МТС. Основой составной частью разработки проекта МТС является бизнес-план, по выходным показателям которого оценивается эффективность созданной МТС и ее прибыль. В укрупненном виде проектирование МТС можно представить как систему основных показателей, последовательно реализуемых при ее создании и функционировании.

Последовательность проектирования и создания МТС.

объемы и виды работ

состав и организационная

и другие условия

МТП и обеспеченность кадрами

доходы и их составляю-

При проектировании МТС с меньшими объемами и видами производства рекомендуется создавать совмещенные производственные участки. Например, в состав производственного участка механизированных работ могут входить участки проката техники, автотранспорта и ремонтно-обслуживающих работ. Возможны варианты ремонтно-обслуживающих участков МТП, животноводства и проката техники и т.д.

При всех вариантах основным структурным подразделением МТС является участок механизированных работ.

Проектирование МТС целесообразно проводить на основе разработанных программ с использованием ЭВМ. Программное обеспечение создания и функционирования МТС по основным параметрам и нормативам разработаны в ГОСНИТИ.

Инициативные группы представителей сельскохозяйственных товаропроизводителей, фермерских хозяйств, РТП и др. в первую очередь проводят анализ рынка сельхозпродукции собственными силами МТС и совместно с другими предприятиями с учетом текущих и перспективных потребностей сельхозпроизводителей и других потребителей на предлагаемой зоне деятельности МТС. Для этого изучается объем предполагаемых работ, связанных с выполнением законченных технологий производства сельхозпродукции собственными силами или совместно с заказчиками, потребность в технике, в организации технического обслуживания и ремонта машин и в других работах; устанавливается номенклатура и объем работ, которые сельхозпроизводители хотели бы отдать на сторону, а так же земельный фонд, который используется неэффективно или выведен из землеиспользования.

Читайте также:  Пример бизнеса план проектной организации

Кроме того, необходимо организовать сбор и обобщение заказов сельских товаропроизводителей с соответствующим оформлением заявок:

в производстве механизированных работ (совместных или на подряде);

в переработке сельскохозяйственной продукции;

в предоставлении техники во временное пользование (аренда, прокат);

в технической эксплуатации машин и оборудования (ТО, ремонт, хранение);

в выполнении работ по изготовлению изделий, строительству сооружений, транспортированию, подбору, монтажу, досборке, наладке машин и оборудования;

в проведении консультаций и обучении сельхозпроизводителей

Завершается эта работа предварительным расчетом экономических параметров деятельности МТС с учетом предполагаемых цен на готовую продукцию, реализуемую МТС тарифов на услуги и возможных издержек.

Важно, чтобы объем работ, связанный с производством сельскохозяйственной продукции, составлял более 70% от общего объема производства МТС. В сельскохозяйственную деятельность предприятия включаются выполняемые силами МТС технологические операции(работы), производимые на арендуемых землях (комплексно) или отдельные работы по заказу других сельхозтоваропроизводителей.

Место нахождения МТС определяют с учетом имеющихся производственных помещений, которые планируется использовать в качестве вклада в уставной фонд МТС, и относительно небольшого среднего радиуса обслуживания сельхозпроизводителей. При отсутствии собственной производственной базы МТС рекомендуется использовать малозагруженые цеха, помещения и площадки, где можно проводить ТО, несложный текущий ремонт, регулировку и хранение. Такие условия обычно наблюдаются обычно в РТП, агроснабе, ПМК. Эти предприятия могут стать учредителями, внеся свой вклад в уставной фонд предприятия в виде цехов и помещений.

Решения по выбору номенклатуры и объему работ при формировании МТС являются основными для определения состава машинно-тракторного парка и численного состава МТС.

Технологическое обустройство МТС является приоритетным требованием при ее проектировании, которое определяет эффективность ее деятельности. Для этого уточняются ландшафтные особенности зоны деятельности, при привлечении зональных институтов выбираются лучшие технологии производства сельскохозяйственных культур с учетом оптимальных севооборотов, уточняются операционные технологии на работы, которые предстоит выполнять по заказам, выбираются наиболее эффективные для зоны сорта, пути обеспечения семенами и необходимыми материально-техническими ресурсами(удобрениями, пестицидами и другими препаратами).

Более полную информацию для выбора местных технологий можно получить из федерального регистра или технологического производства сельскохозяйственной продукции региона. Пользуясь набором базовых технологических адаптеров, можно оснастить МТС такими технологиями, которые позволят получить наивысшую урожайность сельхоз культур с приемлемыми затратами труда и средств, обеспечив экологические требования.

Важным этапом формирования МТС является составление бизнес-плана станции. При этом учитывают применение адаптивной технологии согласно разработанному институтами РАСХН регистру, а так же себестоимость и прибыль (рентабельность) предстоящих работ. Именно на этом этапе составления бизнес-плана необходимо планировать мероприятия по снижению себестоимости работ МТС, а значит, по их эффективности и прибыльности для сельхозпроизводителей.

По состоянию на 2004 год в стране насчитывалось около 850 МТС в основном четырех организационно-правовых форм: государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов), открытых и закрытых акционерных обществ, (ОАО и ЗАО), обществ с ограниченной ответственностью (ООО), производственных кооперативов (ПК)

Решение о выборе конкретной организационно-правовой формы собственности МТС осуществляется с учетом зональных условий, экономического состояния обслуживаемых хозяйств, долговременной производственной ситуации и ряда других факторов.

В настоящее время широкое распространение получили акционерные общества открытого (ОАО)и закрытого (ЗАО) типа. Уставной фонд создается за счет продажи акций и выпуска облигаций. Акционер участвует в управлении МТС по принципу «одна акция — один голос». В ОАО участники имеют право продавать, дарить, завещать свои акции без согласия других акционеров. Это может привести к тому, что контрольный пакет акций может оказаться в руках лиц, не связанных с деятельностью МТС и стремящихся изменить ее, не учитывая интересов крестьян. Для успешного распространения акций и облигаций АО (особенно открытого типа) обычно планируют относительно высокую прибыль, что неизбежно будет способствовать удорожанию услуг. Кроме того, большое число акционеров ОАО усложняет управление предприятием и принятие согласованных решений. В ЗАО акции распределяются только среди учредителей или заранее определенного уставом круга лиц. Общее число участников определено законом.

По организационной форме близким к АО является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Его главное отличие заключается в том, что уставной фонд образуется только за счет взносов пайщиков без права выкупа акций и облигаций. Понятие «ограниченная ответственность» означает, что пайщики несут ответственность по обязательствам общества только в пределах своего вклада. Участник ООО имеет право передавать свою долю в уставном капитале другим участникам того же общества.

Наиболее демократичной организационно-правовой формой МТС является потребительский кооператив (ПК) и потребительское общество, а также их союзы, представляющие собой объединение нескольких хозяйств с целью совместного производства и сбыта продукции, взаимной помощи при выполнении трудоемких работ и более полного использования техники. Имущество ПК состоит из денежных взносов пайщиков, машин, строений, земли и других видов материальных ценностей. Члены ПК обязаны принимать личное участие в его хозяйственной деятельности. Решения ПК принимаются по принципу «один член — один голос», не зависимо от размера вклада.

Кооперация крестьянских хозяйств представляет собой наиболее гибкую форму укрупнения производства, позволяющую, с одной стороны, осилить тот или иной процесс, а с другой стороны- сохранить мелкое семейное производство там, где оно оказывается наиболее эффективным.

Можно отметить следующие основные принципы успешного функционирования крестьянских кооперативов: предоставление услуг кооператорам по себестоимости или с минимальной наценкой; распределение прибыли полученной от услуг посторонним потребителям, только между кооператорами с учетом их пая и трудового участия; ограничение доходов на вложенный капитал с целью предотвращения перехода кооператива к коммерческой деятельности, не связанной с его основными функциями; демократизм принятых решений и возможность оперативного контроля за их реализацией.

Все эти принципы достаточно заманчивы, однако, применительно к МТС в нынешних условиях, ПК имеет два существенных недостатка:

-отсутствие в большинстве случаев достаточной производственной базы (нужного парка машин, помещений, ремонтного оборудования и т.п.) и длительное накопление необходимого капитала, а так же сложность достижения и принятия согласованных решений.

— Второй недостаток является весьма серьезным. Известно много случаев, когда крестьянские кооперативы разваливались только из-за того, что его участники не могли договориться по различным, иногда даже второстепенным вопросам.

Из приведенных сведений и сопоставления АО, ООО, ПК следует, что каждая организационно-правовая форма имеет свои достоинства и недостатки, которые должны подвергаться анализу и оценке с учетом местных факторов и реальных возможностей их финансирования.

К одному из решающих факторов относится величина налогов, которая у сельхозпроизводителей сравнительно меньше, чем у МТС. В настоящее время МТС по налогам, к сожалению, в большинстве случаев приравнивают к промышленным предприятиям, что, естественно ошибочно, так как основная задача МТС заключается в выполнении полевых сельскохозяйственных работ. Например, НДС для МТС установлен в размере 20%, а для сельхозпроизводителя при производстве продукции -10%.

В настоящее время имеется несколько основных выходов из создавшегося положения: проведение работ на основе договора о совместном длительном проведении сельскохозяйственных работ; организация МТС как потребительского кооператива (ПК) с льготами сельскохозяйственного предприятия; аренда сельскохозяйственных угодий кооперативов и, пожалуй, наиболее перспективный путь — работа МТС в составе агрофирмы, состоящей из ряда сельхозпредприятий-учредителей станции.

Производственные и экономические показатели МТС

Источник

Оцените статью