- Малое предприятие утрачивает свой статус если выручка от реализации превышает предельные значения
- Когда прекращается статус субъекта малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)? Как ИФНС это отслеживает? Верно ли, что если выручка за 2020 год превысит 800 млн. руб., то на следующий год организация потеряет статус СМП?
- Малое предприятие утрачивает свой статус если выручка от реализации превышает предельные значения
- В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) общество с 1 августа 2016 года было включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства. Выручка от реализации в 2019 году без учета НДС составила 1 862 086 863 руб. Выручка от реализации в 2020 году без учета НДС составила 2 334 985 200 руб. В 2020 году показатель выручки от реализации товара без НДС (предельный доход) превысил предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ограничения по среднесписочной численности работников и предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для отнесения организации к субъектам среднего предпринимательства (ст. 4 данного закона). Этой статьей также установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Учитывая необходимость планирования на новый финансовый год отнесения на затраты отчисления по страховым взносам с применением предусмотренных для субъектов среднего предпринимательства льгот по начислению и уплате налогов и взносов, будет ли общество находится в реестре МСП в 2021 году? Имеет ли общество право применять сниженные ставки по страховым взносам в 2021 году как субъект среднего предпринимательства?
Малое предприятие утрачивает свой статус если выручка от реализации превышает предельные значения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Когда прекращается статус субъекта малого и среднего предпринимательства (далее — МСП)? Как ИФНС это отслеживает? Верно ли, что если выручка за 2020 год превысит 800 млн. руб., то на следующий год организация потеряет статус СМП?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация может потерять статус малого предприятия с 2023 года, но только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов. В такой ситуации статус субъекта МСП будет сохранен, однако изменится его категория с малого предприятия на среднее предприятие.
Что касается статуса субъекта МСП, то он может быть потерян с начала года, следующего за годом, по итогам которого доход от предпринимательской деятельности превысит 2 млрд. рублей и (или) среднесписочная численность сотрудников превысит 250 человек.
Обоснование вывода:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ).
Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закон N 209-ФЗ).
Отметим, что Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об ИП в реестр субъектов МСП и исключение таких сведений из данного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, или ЕГРИП, представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч.ч. 5-6.4 той же статьи.
Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В реестре субъектов МСП содержатся в том числе сведения о категории субъекта МСП (п. 5 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
— микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн. рублей;
— малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн. рублей;
— средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд. рублей.
Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1).
Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Соответствующие изменения вносятся ФНС России в реестр субъектов МСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основании имеющихся у нее данных на 1 июля текущего календарного года, без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Положения вышеуказанных п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по численности работников и доходу, вступили в силу с 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015). Поэтому впервые категория субъекта МСП была изменена при формировании реестра 10 августа 2019 года. Смотрите письма Минэкономразвития РФ от 27.01.2020 N Д13и-2174, ФНС России от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@, от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@, от 16.02.2017 N ГД-4-14/2896@ и др.
В данном случае, как мы поняли, по итогам 2017, 2018 и 2019 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, поэтому в 2020 году она продолжает признаваться малым предприятием. Если в 2020 году произойдет превышение показателя доходности, то, с учетом вышесказанного, организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2021 и в 2022 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2020, 2021 и 2022 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2023 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.
Отметим также, что, по мнению Минэкономразвития РФ, внесение изменений в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в части обеспечения возможности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства по итогам одного календарного года не обеспечивает защиту интересов малого и среднего предпринимательства (письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 N Д05и-74).
К сведению:
Обращаем внимание, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
Сказанное означает, что если по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, к примеру, превысит 2 млрд. рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в августе 2021 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
6 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Исключение — вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Источник
Малое предприятие утрачивает свой статус если выручка от реализации превышает предельные значения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) общество с 1 августа 2016 года было включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства. Выручка от реализации в 2019 году без учета НДС составила 1 862 086 863 руб. Выручка от реализации в 2020 году без учета НДС составила 2 334 985 200 руб. В 2020 году показатель выручки от реализации товара без НДС (предельный доход) превысил предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ограничения по среднесписочной численности работников и предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для отнесения организации к субъектам среднего предпринимательства (ст. 4 данного закона). Этой статьей также установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Учитывая необходимость планирования на новый финансовый год отнесения на затраты отчисления по страховым взносам с применением предусмотренных для субъектов среднего предпринимательства льгот по начислению и уплате налогов и взносов, будет ли общество находится в реестре МСП в 2021 году? Имеет ли общество право применять сниженные ставки по страховым взносам в 2021 году как субъект среднего предпринимательства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него. В рассматриваемом случае по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, превысил 2 млрд. рублей, в связи с этим организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП и будет исключена из реестра субъектов МСП в июле 2021 года. На этом основании она утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 июля 2021 года.
Обоснование вывода:
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее — Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее также — МСП), введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (ст.ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ). Аналогичные поправки внесены в ст. 427 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст.ст. 2 и 4 Закона N 102-ФЗ), они вступили в силу с 1 января 2021 года, и предполагается, что они будут действовать бессрочно.
Таким образом, к начислениям, произведенным после 01.04.2020, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов только страхователи, являющиеся субъектами МСП.
Согласно частям 1, 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация признается субъектом среднего предпринимательства при единовременном соблюдении следующих условий:
1) она соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять до 250 человек (пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не превышает 2 млрд. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В рассматриваемой ситуации по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности превысил два миллиарда рублей, т.е. условие о величине дохода по состоянию на 01.01.2021 не соблюдается. Соответственно, по состоянию на 01.01.2021 организация не отвечает критериям для признания ее субъектом среднего предпринимательства.
При этом, как справедливо отмечено в тексте вопроса, ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
— микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
— малые предприятия;
— средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены в вышеназванных п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Однако в рассматриваемом случае вопрос стоит не об изменении категории в рамках законодательства о малом и среднем предпринимательстве, а об утрате самого статуса малого (среднего) предприятия.
Поэтому в данном случае подлежит применению норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об ИП исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в частности, в случае, если такие юридические лица, ИП не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него.
Подтверждается данный вывод и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая споры об исключении организаций из Единого реестра, указывает, что в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ идет речь об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанная норма права применяется в случаях, когда одна из указанных категорий меняется на другую. При рассмотрении вопроса об исключении общества из реестра или его включении в реестр положение ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не применяется (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-32308/18, от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, от 28.04.2017 N 09АП-15465/17 (постановлением АС Московского округа от 08.08.2017 N Ф05-10294/17 данное постановление оставлено без изменения)).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.12.2020 N 13АП-32023/20 по делу N А56-41625/2020 отметил, что исключение сведений о лице из реестра, предусмотренное п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, и изменение его категории как субъекта МСП, предусмотренное п. 4 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, являются различными механизмами, и изменение категории субъекта не тождественно исключению сведений о нем из реестра. Превышение лицом показателей (их несоответствие) предельных критериев, установленных для субъектов среднего предпринимательства (средних предприятий), влечет отсутствие общей возможности включения сведений о нем в реестр с последующим отнесением его к той или иной категории субъекта МСП.
Смотрите также постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.11.2020 N Ф01-14557/20 по делу N А28-18117/2019, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.
В рассматриваемом случае по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, превысил 2 млрд. рублей, в связи с этим организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП и будет исключена из реестра субъектов МСП в июле 2021 года.
По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в реестр. При этом пониженные тарифы применяются с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП (письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@). Соответственно, в рассматриваемом случае организация утратит право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 июля 2021 года.
К сведению:
Следует учитывать, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом малого или среднего предпринимательства в зависимость от факта ее регистрации в реестре, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Наличие сведений об организации в реестре является лишь подтверждением ее статуса СМП на определенную дату. Однако факт наличия записи о субъекте в реестре сам по себе не означает, что данный субъект относится к субъектам МСП.
В рассматриваемом случае организация перестала соответствовать критериям субъекта МСП с 1 января 2021 года. В связи с этим считаем, что именно с этой даты фактически утрачен статус субъекта МСП и прекращают действовать все преференции, связанные с наличием данного статуса.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
25 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник